"Технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образовательного права"

Колосова Оксана Дмитриевна

      Как показывает практика - невежество, незнание своих прав – одна из основных причин их нарушения. Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у молодежи и подростков, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания, приводят к девиантному поведению. Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети  получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность.  Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о  правах, обязанностях, ответственности,  способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

       Ниже будет рассмотрена технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образовательного права (на приме взаимодействия с учеником).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

        Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

2016

   Как показывает практика - невежество, незнание своих прав – одна из основных причин их нарушения. Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у молодежи и подростков, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания, приводят к девиантному поведению. Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети  получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность.  Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о  правах, обязанностях, ответственности,  способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

  Ниже будет рассмотрена технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образовательного права (на приме взаимодействия с учеником).

         Одна из функций деятельности Уполномоченного является участие в правовом просвещении участников образовательного процесса.

Права ребенка зачастую ущемляются асоциальным, порой жестким поведением родителей, а порой и недобросовестными педагогами, а также другим окружением ребенка. Возможность защиты своих прав у ребенка ограничена, иной раз он не может обратиться к родителям со своими бедами или посоветоваться с классным руководителем.  В ходе учебного процесса возникают сложности и у педагога во взаимоотношении с учащимися, конфликты между родителями  и учителем.

Решать вопросы взаимодействия всех участников образовательного процесса с правовой точки зрения и призван уполномоченный.

Деятельность уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра. В своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни (иного образовательного учреждения).

В первую очередь Уполномоченный должен выступить на общешкольном и родительском собраниях, с целью проинформировать о том, что в образовательном учреждении в рамках защиты прав участников образовательных отношений, действует Уполномоченный, и должен рассказать о специфике его деятельности. В течение года он также принимает активное участие на родительских собраниях и классных часах.

Уполномоченному необходимо познакомится с детьми и семьями, состоящими на разных формах учета. Также обращает внимание на учащихся, которые без уважительной причины пропускают занятия в учебном заведении, чем заняты дети после учебы, какие кружки и секции посещают, как проводят свой досуг и свободное время. Уполномоченный привлекает учащихся «группы риска» в различные кружки и секции, помогает им организовать их занятость совместно с классным руководителем. Проверяет занятость детей в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета. Кроме того совершает рейды в неблагополучные семьи с целью проверки содержания воспитания несовершеннолетних, а также рейды в семьи учащихся «группы риска» с целью обследования жилищно-бытовых условий  детей и семьи в целом.

В течение учебного года Уполномоченный занимается разбором жалоб участников образовательного процесса, проводит беседы и консультирует. Организовывает встречи с инспектором ОДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

С участием администрации, Уполномоченный организовывает уголок информационный стенд, которому дает название, например «Мои права и обязанности».

Учащиеся должны быть вовлечены в социально-значимую деятельность.

Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица, рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей учащихся), ходатайствует перед администрацией образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других. Не подлежат рассмотрению им жалобы: по вопросам, связанным с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива: на дисциплинарные взыскания, на несогласие с выставленными оценками, на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и ее изменение в течение учебного года, распределение кабинетов, классного руководства),  на действия и решения государственных и муниципальных органов образования.  Приоритетным же направлением в деятельности уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Несомненно, образовательное учреждение должно быть готово к введению данной должности: это и высокий уровень ученического самоуправления, и взаимодействие педагогической и родительской общественности, пропаганда правовых знаний.

              Результаты введения в общеобразовательных учреждениях должности уполномоченных по правам участников образовательного процесса свидетельствуют, что в учреждениях появился институт защиты законных прав и интересов всех участников образовательного процесса.

К ним можно обратиться с жалобой на несоблюдение учениками, учителями или родителями правил, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом образовательного учреждения, правилами школьной жизни. Они ведут индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъясняют права и обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Именно уполномоченный ходатайствует перед администрацией о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других.

        Уполномоченный способствует предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений и партнерского сотрудничества, осознанию необходимости соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе, способствует повышению уровня участия обучающихся  и воспитанников в управлении образовательным учреждением, пропагандирует правовые знания, взаимодействует с педагогической и родительской общественностью.

Правильный подход и активное участие уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса и их помощников расширили возможности правового образования подрастающего поколения, практического, правового просвещения. Благодаря деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса открыты возможности для того, чтобы взаимное обращение не ограничивалось рамками классных часов. Учащиеся и педагоги  проявляют настоящее творчество в поисках форм правового обучения. Помимо традиционных лекций и бесед на уроках, родительских собраниях, в образовательных учреждениях проводятся: вечера вопросов и ответов, «круглые столы», интеллектуальные марафоны, деловые игры, правовой семинар для учителей, учащихся и родителей.

         Для  реализации поставленных целей и задач требуются усилия не только самого уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, но и администрации образовательного учреждения, представителей родительской общественности, и что самое важное актива из числа учащихся.

        Как известно, человек, обладающий достаточными правовыми знаниями, может защитить свои права самостоятельно в случае их нарушений.