Практико-значимая работа по правоведению.

Медведкова Татьяна Евгеньевна

В содержании работы  отражена информация  об использовании политико-правового материала на уроках правоведения и организации изучения нормативных документов на уроках-практикумах по правоведению на 1 курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-znach.rabota.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                   Содержание.

Введение.

Часть 1. Использование политико-правового материала на уроках правоведения.

Часть 2. Организация изучения нормативных документов на уроках – практикумах по правоведению на 1 курсе.

Заключение.

     Президент России В.В.Путин не раз подчеркивал в своих выступлениях, что повышение правовой грамотности населения является одной из приоритетных задач современного общества и государства. В связи с этим возникает необходимость внедрения правовых знаний и формирование правопослушного поведения в обществе.            Юридическая подготовка необходима не только профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм.

       Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками и жертвами преступлений.

      Особенность преподавания основ правовых знаний  состоит в том, что при объяснении правовой информации преподаватель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учащихся, которые пришли после окончания 9-х классов школы и  абстрактное мышление у них еще не достаточно развито.

       Преподаватель дает учащимся способ действия, то есть учит читать юридическую литературу, владеть юридической терминологией, ориентироваться  в основных юридических источниках, нормативно-правовых актах.

  1. Использование политико-правового материала на уроках правоведения в игровой форме (из опыта работы).

       Сложность работы с правовыми актами можно завуалировать игровой формой. Игра позволяет базировать обучение на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально. Например, урок-игра «Конституция Российской Федерации» - 1 курс (выдержка из плана урока).

 1 этап - «Чистая доска».

На доске в 2 столбика записаны вопросы командам. Для ответов можно воспользоваться текстами Конституции РФ.

По мере готовности представители от команд выходят к доске, отвечают на вопросы. Если ответ правильный, то вопрос с доски стирается (побеждает та команда, чьи вопросы будут стёрты раньше).

1 команда

- Кто является носителем суверенитета и источником власти в России?

- Какой раздел Конституции считается важнейшим и не подлежит изменениям?

- Есть ли среди субъектов РФ поселки городского типа?

2 команда

- Что является высшей ценностью в России?

- Что, кроме прав и свобод человека, закреплено во 2 главе Конституции?

- Есть ли среди субъектов РФ автономные округа?

2 этап «Реставрация».

Команды получают разрезанные на части статьи Конституции. Их задача – собрать эти части воедино.

*  

    В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантийный минимальный

*

    размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки

*

    семьи, материнства, отцовства и детства,

*

    инвалидов и пожилых граждан, развивается

*  

    система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии

*

    пособия и иные гарантии социальной защиты.

 *

   В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантийный минимальный

*

    размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки

*

    семьи, материнства, отцовства и детства,

*

    инвалидов и пожилых граждан, развивается

*  

    система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии

*

    пособия и иные гарантии социальной защиты.

 3 этап «Комментаторы».

 Для каждой команды прокручивается видеоролик с явлениями политической жизни в России (митинги, выборы) без звука. По окончании показа команды должны прокомментировать, что они увидели, о каких политических правах граждан шла речь в этих роликах. Побеждает команда, которая более грамотно составила комментарий.

     Этот урок-игра базируется на повторении изучаемого материала по теме «конституционное право». Игра позволяет активизировать познавательные процессы, учащиеся осуществляют самостоятельный поиск знаний в Конституции РФ.  

      Были созданы условия для самовыражения личности, развитию навыков коммуникации, чувства коллективизма, отношения соревновательности и доброжелательности. Ученики с недостаточно развитой интеллектуальной сферой оказали посильную помощь командам по поиску информации в Конституции, все были вовлечены в общий процесс.

     2. Организация изучения нормативных документов на уроках-практикумах.

          Уроки-практикумы по правововедению обеспечивают умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации, правовых понятий и норм,  позволяют оценить общественные события, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, навыки использования норм права при решении учебных и практических задач.

       

 

     

 Во время таких уроков-практикумов используются кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и другие нормативно-правовые акты.  Преподаватель лишь объясняет, как найти нужную статью в документе.

      Урок- практикум  содержит задания различных типов и уровней сложности.

 Решая задачу, учащиеся аргументируют свой ответ, определяют те юридические нормы, которые необходимо применить в конкретной ситуации.

    При ответе на вопрос можно использовать  ПОПС-формулу:

 П-сформулируйте свою позицию: Я считаю, что…; О- объясните свою точку зрения: потому что…; П- приведите примеры: так как это подтверждается фактами…; С-сформулируйте следствие: таким образом, мы приходим к выводу, что… .

Отрывок из урока-практикума по теме «Семейное право» - 1 курс.

 Организационный момент. Предлагаю игру «Ассоциация». Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова: семья, брак, родители, дети.

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Согласно российским законам признается брак:

1)фактический (гражданский);

2)заключенный в органах ЗАГС;

3)церковный, освященный процедурой венчания в храме;

4)заверенный нотариусом.

Задание 3.

Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст:

1)в 21 год

2)в18лет
3)в 14 лет

4)в 17 лет.

      Правоведение - это удивительная наука, изучая которую мы узнаем, как защитить себя от произвола, восстановить справедливость, стать успешным в профессиональной деятельности. Её истоки уходят в глубокую древность. Но и спустя многие столетия право  остается необходимым инструментом в поведении человека. От того, как он воспользуется правом, проявит свою компетентность в юридическом конфликте, зависит исход дела. В условиях рыночной экономики для каждого из нас важно не только знать правовые нормы, но и грамотно применять право в реальной жизни.