Конспект лекций по дисциплине "Предпринимательское право"

Антоненко Наталья Владимировна

Конспект лекций по дисциплине "Предпринимательское право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lektsiy_po_distsipline_predprinimatelskoe_pravo.docx79.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. «Понятие предпринимательского права. Принципы Предпринимательского права»

План:

  1. Понятие ПП. Предмет и метод.
  2. Принципы ПП.

  1. Предпринимательское право — отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)

Используются следующие методы:

  • Метод автономных решений — метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

2. Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3.  Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4.  Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6.  Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7.  Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью – получение прибыли.

Тема 2. «Источники предпринимательского права»

Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Виды источников предпринимательского права:

1)  нормативный правовой акт;

2)  обычай делового оборота;

3)  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности - (п. 1,2 ст. 8); (п. 2 ст. 9); (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен - (п. 2 ст. 8); (п. 1 ст. 46); (п. 3 ст. 55).

в) закрепляет предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка;

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности.

4. Подзаконные акты:

а)  указы Президента РФ;

б)  постановления Правительства РФ;

в)  нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

8. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Международные документы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

-  Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

-  Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

-  Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

-  Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

-  Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Тема 3. «Законодательство России о предпринимательстве»

Законодательство России о предпринимательстве - это совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. 

Виды НПА в зависимости от юридической силы:

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

а)  Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

б)  Гражданский кодекс РФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

в)  федеральные законы (законы РФ) определяющие:

  • состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
  • содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
  • иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

г) подзаконные нормативно-правовые акты:

  • указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
  • постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

а) акты органов законодательной власти; 

б) акты органов исполнительной власти.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Тема 4. «Правовой статус предпринимателя»

Государство устанавливает права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности. Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус предпринимателя. Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений.

Содержание субъективного права состоит из совокупности правомочий:

1. право совершать собственные действия;

2. право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя;

3. возможность защиты предпринимателем своих интересов. 

Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы. В рамках предпринимательской деятельности обязанность предпринимателя - это условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом.

Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий. Новые требования, предъявляемые к предпринимателю, не должны иметь обратной силы.

Права предпринимателей

- Равные возможности для ведения предпринимательской деятельности.

- Право для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, которая бы обеспечивала соблюдение принципов рыночной экономики.

- Право реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации.

- Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации – выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.

- Право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (за исключением естественных монополий).

- Коммерческие организации вправе осуществлять любые виды деятельности, при этом предмет и цели их деятельности должны быть определены в учредительных документах организации только в предусмотренных законом случаях.

- Право предпринимателей иметь на праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.

- Свобода конкуренции означает, что каждый предприниматель должен иметь возможность доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями.

Указанные права не являются абсолютными. Они могут быть ограничены федеральным законом.

Обязанности предпринимателей

- Государственная регистрация предпринимателя, получение лицензий, допусков, иных разрешений.

- Вести бухгалтерский учет, финансовую и статистическую отчетность.

- Выполнение требований законодательства и выполнение обязательств по гражданско-правовым сделкам.

- Соблюдение трудового законодательства, норм и правил природопользования, санитарии, противопожарной безопасности, стандартизации, сертификации и др.

- Уплата налогов, подача налоговых деклараций, иных налоговых отчетов и бухгалтерских балансов, предоставление статистической информации.

Тема 5. «Характеристика статуса индивидуального предпринимателя»

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения.

Индивидуальный предприниматель - дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:

1) правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности;

2) дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ);

3) наличие местожительства, т. е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане - граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

Индивидуальные предприниматели вправе:

1) заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, - при наличии лицензии;

2) заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом;

3) быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:

1 упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НКРФ) ;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством.

Тема 6. «Характеристика статуса юридического лица»

Юридическое лицо — это организация, которая имеет ряд признаков:

  • ограничение функций
  • контроль за деятельностью

Материальные:

  • организационное единство
  • внутренняя структура организации
  • наличие органов управления
  • наличие учредительных документов
  • имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете)
  • самостоятельная гражданско-правовая ответственность  (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)
  • выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (фирменное наименование)

Формальный: государственная регистрация.

Тема 7. «Особенности правового положения публичных образований как субъектов ПП»

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками гражданских правоотношений могут быть публичные образования, в частности РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие на равных началах с иными участниками этих отношений.

Публичные образования могут быть участниками вещных, обязательственных, исключительных и других правоотношений.

Так, например, согласно ст. 817 ГК Российская Федерация, субъекты РФ выступают в качестве заемщика по договору государственного займа, в соответствии со ст. 1151 ГК при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит к государству.

Особенности участия публичных образований в гражданском обороте можно свести к следующему:

1) они не используют свои публично-властные полномочия;

2) к отношениям с их участием применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов;

3) от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица. Так, например, в имущественных отношениях по распоряжению имуществом РФ выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);

4) указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход РФ всего полученного но некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, в результате принудительного выкупа памятников истории культуры, приватизации;

5) по своим обязательствам они несут ответственность всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК);

6) указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;

8) они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.

В имуществе Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований выделяют казну, т.е. имущество, не распределенное между государственными и муниципальными, унитарными предприятиями и учреждениями.

Если вред причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК). При этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Тема 8. «Виды юридических лиц»

1) в зависимости от характера деятельности:

  • коммерческие организации:

а) хозяйственные товарищества;

б) хозяйственные общества;

в) крестьянские (фермерские) хозяйства;

г) хозяйственные партнерства;

д) производственные кооперативы;

е) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  • некоммерческие организации:

а) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

б) общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

в) ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);

г) товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья);

д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

е) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) фонды (в том числе общественные и благотворительные фонды);

з) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

и) автономные некоммерческие организации;

к) религиозные организации;

л) публично-правовые компании.

2) в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество:

  • юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц;
  • юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения);
  • юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав.

Тема 9. «Характеристика правового режима имущества предпринимателя»

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом.

Конституцией РФ провозглашается право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности.

Имущество - средство, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности.

Обладание имуществом - условие, необходимое для занятия предпринимательской деятельностью, так как обладание обособленным имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления является одним из условий признания организации юридическом лицом.

Отсутствие необходимого имущества может стать препятствием для регистрации юридического лица или для получения предпринимателем лицензии на ведение определенных видов деятельности, например, по оказанию транспортных услуг.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, при этом его количество и стоимость не ограничиваются.

Ограничения по составу и количеству имущества могут быть установлены только законом. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности осуществляется путем заключения гражданско-правовых договоров и по иным основаниям, предусмотренным законом.

Правовой режим любого имущества – установленный законодательством порядок его использования, допустимые способы и пределы распоряжения этим имуществом.

Особое значение для определения правового режима имеет деление имущества на:

1) недвижимое, т.е. объекты, перемещение которых невозможно в силу их природных качеств. Например, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, здания, сооружения и иные объекты, прочно связанные с землей, а также вещи, не являющиеся «недвижимыми» в прямом смысле этого слова, но отнесенные к недвижимости законодательством, поскольку они нуждаются в специальной государственной регистрации. Например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

2) движимое, т.е. вещи, не относящиеся к недвижимости, перемещение которых не связано с изменением их структуры (деньги, ценные бумаги и т.д.). Принципиальным отличием недвижимого имущества от движимого является то, что недвижимое имущество подлежит регистрации и только с момента регистрации лицо приобретает права на недвижимость.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре в порядке, установленном законом.

Тема 10. «Правовой режим вещей»

Вещи – материальные объекты внешнего мира. Естественные свойства вещей могут обусловить различное правовое регулирование отношений по поводу вещей. Поэтому юридическая классификация вещей часто основывается на их естественных свойствах. Придание вещам того или иного правового значения зависит и от их общественной функции, которая изменяется со временем и определяется задачами современного периода.

По целевому назначению и правовому режиму вещи классифицируются на следующие виды:

◊  Индивидуально-определенные (признаки, характерные только для данной вещи) и определенные родовыми признаками (измеряются числом, весом, мерой).

◊   Делимые (любая часть вещи может выполнить ту же функцию, что и вещь в целом) и неделимые (вещь не делится без существенного ущерба для своего назначения - картина).

◊   Движимые и недвижимые (земля и все, что с ней связано, космические объекты, летательные аппараты, предприятия)

◊   Потребляемые (уничтожаются в процессе потребления) и непотребляемые.

◊   С учетом оборотоспособности различают объекты:  

- изъятые из оборота – данная группа объектов определяется законом, их нельзя передавать в собственность другим лицам и они не могут быть предметом гражданских сделок. 

- не изъятые из оборота – могут быть предметом любых сделок, не противоречащих закону. 

- ограниченные в обороте - могут принадлежать либо определенным участникам оборота, либо их приобретение и отчуждение допускается на основе специальных разрешений, что связано с обеспечением правопорядка и безопасности граждан.

◊   Простые и Сложные (состоящие из  разнородных предметов, образующих единое целое, предполагающее его использование по единому назначение – автомобиль)

◊   Средства производства и средства потребления

◊   Главная вещь и Принадлежность (вещь предназначенная для обслуживания главной вещи и следует ее судьбе – весла от лодки).

◊   Плодоносящие (доходные) вещи и Плоды (продукция, доходы) – поступления, полученные в результате использования имущества. Плоды бывают двух видов: Естественные (органические) (приплод животных, шерсть, молоко, фрукты и т.п.) и Гражданские или Доходы (плоды приносимые вещью в гражданском обороте – проценты за пользование денежными средствам)

◊  Одушевленные и Неодушевленные

◊  Заменимые и Незаменимые

◊ Деньги и Ценные бумаги

Тема 11. «Правовой режим денег»

 Законодательство любого современного государства предусматривает понятие «законное платежное средство». Речь идет о национальной валюте, которая является всеобщим эквивалентом и обязательна к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории государства (ст. 140 ГК РФ). По нашему законодательству понятия валюты, платежного средства и денег (в различных их формах) являются синонимами.

Деньги относятся к категории родовых, делимых, заменяемых, движимых вещей. Деньги — абсолютно оборотоспособные объекты, поскольку могут обмениваться на все виды имущества. Деньги — наиболее ликвидный актив в составе имущества любого лица. С одной стороны, деньги являются всеобщим эквивалентом для объектов имущественного оборота, но, с другой — в некоторых обязательствах они могут быть самостоятельным объектом, например в договорах займа и кредита, многих банковских сделках.

Деньги (банкноты и монеты) могут быть индивидуализированы, но тогда они теряют свои платежные функции. Например, стоимость памятных денежных знаков значительно отличается от их номинальной стоимости.

Последние экономические тенденции таковы, что наличные деньги уходят в прошлое; изменилось и само понимание правовой природы денег. Можно сказать, что наступила новая эпоха, характеризующаяся всевозможными заменителями наличности. Так, особым видом применяемых в современной экономике денег являются «кредитные деньги», а также денежные суррогаты. Конечно, называть их «деньгами» можно с большой долей условности. Они являются, в первую очередь, средством обмена, но в отличие от национальной валюты представляют собой обязательства не государства, а отдельных лиц. На сегодняшний день «кредитными деньгами» можно считать чеки, векселя, пластиковые карточки. Спорным представляется вопрос о том, входят ли в понятие «кредитные деньги» банковские депозиты. На наш взгляд, «кредитные деньги» должны быть неразрывно связаны с осуществлением расчетов. А депозитные счета (вклады) имеют накопительный характер, приносят своим владельцам процентный доход и не предназначены для производства расчетов.
   Что касается документов, обращающихся в банковской и торговой практике под названием «дорожные чеки», то их следует считать не кредитными деньгами, а денежными суррогатами. Хотя во многих странах они практически приравнены к местной валюте, например в США расчеты можно вести непосредственно дорожными чеками, потому что многие отели, рестораны и магазины принимают дорожные чеки как средство платежа.

В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль; он обязателен к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории РФ. Монопольное право на эмиссию наличных денег имеет Центральный банк РФ. Введение других денежных единиц и денежных суррогатов запрещено. Денежные суррогаты представляют собой частные средства обращения и с юридической точки зрения не могут считаться деньгами, потому как не служат средством погашения денежных обязательств.

Традиционное представление о деньгах как о вещах критикуется, поскольку материальные носители денег (банкноты, монеты) выполняют только учетные функции. Тем более, что безналичные деньги не имеют вещно-правовой природы, а представляют собой обязательственные права требования клиента к банку, в котором открыт счет или депозит. Таким образом, безналичные деньги рассматриваются как таблица регистрации долговых обязательств в денежной форме одной стороны перед другой. Существует и другая точка зрения, согласно которой деньги — это всегда деньги, и безналичность — это только форма их существования. Поэтому передача денег банку не меняет вещных прав на них. Деньги остаются родовыми вещами, выделенными по количественным показателям.

Иностранная валюта признается объектом, ограниченным в обороте, поэтому расчеты в иностранной валюте допускаются в режиме, установленном Центральным банком РФ. Так, разрешается использовать иностранную валюту при расчетах между экспортерами и импортерами, за услуги предприятий связи при аренде международных каналов связи, при выплате комиссионного вознаграждения, при покупке иностранной валюты через уполномоченные банки и т.д.

Особые правила использования иностранной валюты установлены для денежных обязательств. Согласно ст. 317 ГК РФ валюта обязательства может быть установлена в иностранных или условных денежных единицах, но исполнение обязательства должно производиться в рублях. В этой связи следует различать «валюту долга» и «валюту платежа». В настоящее время существует лишь один вид договора, в котором валюта долга должна быть выражена в российских рублях, — это розничная купля-продажа, так как информация о товаре в розничной продаже должна содержать указание на цену в рублях.

Тема 12. «Правовой режим ценных бумаг»

По определению ценная бумага является документом, который позволяет удостоверить имущественные права собственника с соблюдением обязательных реквизитов и требуемой законодательством формы. 

Имущественные права могут осуществляться и передаваться только при предъявлении ценного документа. Отсутствие обязательных необходимых реквизитов или несоответствие документа установленной форме влечет его недействительность, ничтожность. Допустим, если вексель составили с нарушениями, то его нельзя рассматривать как вексель. Отличительной особенностью выпускаемых ценных бумаг является потребность предъявления данных документов для осуществления прав. В этом заключаются отличия от прав гражданско-правовой сделки, при которой не требуется предъявления документов, подтверждающих заключение данной операции.

Все ценные бумаги делятся на абстрактные и казуальные. Последние имеют место, когда содержится ссылка на основную сделку. Абстрактные применяют в случаях, если из ценной бумаги исходит новое обязательство, независящее от сделки, лежащей в его основе.

Правовой режим ценных бумаг регулирует права, которые могут принадлежать лицу, записанному в ценной бумаге (именная), предъявителю документа (на предъявителя). Также указанное в ценной бумаге лицо может самостоятельно назначить уполномоченное другое лицо (ценная ордерная бумага).

Особенность всех ценных бумаг проявляется в возможности пускать их в широкое обращение. Это достижимо благодаря упрощенным правилам и порядку передачи прав. Удостоверенные посредством ценной бумаги на предъявителя права передаются при вручении документа новому владельцу.

Наибольшей оборотоспособностью обладают предъявительские бумаги. Более сложным является порядок передачи ценных именных бумаг. В данном случае переуступить права можно лишь в обычном гражданском правовом порядке, который установлен для уступки требования, другим словами, при заключении сделки между бывшим и новым владельцем. По ордерной бумаге права передают при помощи индоссамента – передаточной надписи, которая означает, что все права передаются новому субъекту - индоссату от лица, выполнившего запись.

Тема 13. «Правовой режим объектов интеллектуальной собственности»

"Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)

Статья 90

Правовой режим объектов интеллектуальной собственности

1. Лицам одного государства-члена на территории другого государства-члена предоставляется национальный режим в том, что касается правового режима объектов интеллектуальной собственности. Законодательством государства-члена могут быть предусмотрены исключения из национального режима в отношении судебных и административных процедур, включая указание адреса для переписки и назначение представителя.

2. Государства-члены могут предусматривать в своем законодательстве нормы, которые обеспечивают больший уровень охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, чем это предусматривается в международных правовых актах, применимых к государствам-членам, а также в международных договорах и актах, составляющих право Союза.

3. Государства-члены осуществляют деятельность в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с нормами следующих основополагающих международных договоров:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (в редакции 1971 года);

Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 года;

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20 декабря 1996 года;

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года;

Договор о патентном праве от 1 июня 2000 года;

Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 года;

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года;

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 года;

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года;

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года;

Сингапурский Договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 года.

Государства-члены, не являющиеся участниками указанных международных договоров, принимают на себя обязательство по присоединению к ним.

4. Регулирование отношений в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включая определение особенностей правового режима применительно к отдельным видам объектов интеллектуальной собственности, осуществляется согласно приложению N 26 к настоящему Договору.

Тема 14. «Основные принципы, особенности и виды органов и методы публичной организации предпринимательства»

Публичная организация предпринимательства — это властная деятельность. Наличие власти означает, что субъект власти может односторонне определять поведение других лиц, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность воле наделенного властью субъекта. В демократическом обществе властная воля воплощается в законе. Реализация же правовых предписаний в жизнь проводится государственными и муниципальными органами, их должностными лицами.

Подчинение властной воле достигается различными методами, сочетание которых является одним из важнейших качественных показателей управления обществом. В то же время не следует забывать о том, что в целом способы и средства воздействия на общество, включая экономику, детерминированы объективными условиями жизни общества: состоянием производительных сил, характером производственных отношений, политической обстановкой, конкретными историческими условиями, традициями, культурой.

Классификация методов публичной организации общества может быть проведена по различным критериям. Большое практическое значение имеет выделение методов прямого и косвенного воздействия на общество, разновидностями которых являются административные и экономические методы воздействия на экономические процессы в обществе.

Методы административного (прямого) воздействия необходимы в случаях разрешения кризисных ситуаций, когда требуется обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел и т. п.). Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. 

Методы экономического (косвенного) воздействия выражаются в создании ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении через потребности исполнителей. Использование таких методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны. Такое взаимодействие управляющей и управляемой систем со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы в целом, достижение стратегических успехов.

В свободном демократическом обществе методы экономического воздействия являются преобладающими, а методы административного воздействия — исключительными. Так, Законом о внешнеторговой деятельности определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12). Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование (применение ввозных и вывозных таможенных пошлин), в сущности, являющееся методом экономического воздействия. В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21-24, 26,27).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, осуществляется в целях обеспечения общих (публичных) интересов: обеспечения безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательской деятельности; обеспечения стабильных макроэкономических процессов; обеспечения конкуренции и защиты прав потребителей и т. п.

Тема 15. «Основные направления государственного регулирования и контроля предпринимательства»

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
  • защита интересов и прав потребителей
  • установление стандартов и мер
  • предупреждение споров между предпринимателями
  1. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
  2. Решение макроэкономических проблем:
  • пропорциональность развития экономики
  • темпы экономического роста
  • объем национального производства
  • внешнеэкономические связи страны
  • уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

  1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
  2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
  3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
  4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов
  5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

  1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
  2. Информационное обеспечение и контроль за выполнением нормативов и ограничений
  3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования подразделяются на: 

административные, экономические и морально-политические.

К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличие от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.

Тема 16. «Государственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности»

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный, налоговый, бюджетный контроль и др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются:

– контроль Президента РФ;

– контроль органов законодательной (представительной) власти;

– контроль органов исполнительной власти;

– контроль органов судебной власти. Задачи контроля Счетной палаты РФ:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей). Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

Непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности:

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель – обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.

Важнейшим этапом в развитии государственного контроля явилось принятие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Тема 17. «Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности»

Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, относятся к категории экономических споров и подведомственны арбитражным судам.

Самыми распространенными категориями споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, рассматриваемыми арбитражными судами, являются следующие:

1) споры вытекающие из договорных отношений. Разногласия при заключении договоров рассматриваются арбитражным судом в случаях:

А) если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда;

Б) если заключение договора предусмотрено законом, т. е. если заключение договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.

К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров;

2) споры о защите права собственности. Способом защиты права собственности является признание права собственности путем обращения в арбитражный суд. Возможность воспользоваться таким способом защиты своего права предоставляется не только собственнику, но и иному законному владельцу имущества. Причем законный владелец имущества имеет право на защиту его владения также против собственника.

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и в том случае, когда основания передачи имущества новому владельцу не были им оспорены в судебном порядке.

Арбитражному суду подведомственны также экономические споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения;

3) споры, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации. К подведомственности арбитражного суда относятся дела по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство предусматривает определенную процедуру обращения заинтересованных лиц с требованием об опровержении сведений, порочащих их деловую репутацию. Однако в нем не указано, что эта процедура является обязательным досудебным порядком разрешения спора. Предприниматель, в отношении которого распространены сведения, не соответствующие действительности, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры: о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, т. е. имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан и др.

Тема 18. «Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности»

Органами, разрешающими споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, являются арбитражные и третейские суды, которые разрешают дела в соответствии с правилами подведомственности и подсудности.

Третейские суды не являются государственными органами и рассматривают возникшие споры, только если между сторонами имеется специальное третейское соглашение, которое может представлять собой отдельный акт или внесение третейской надписи в текст самого договора. Любое решение, регламентирующее передачу спора на рассмотрения в третейский суд, должно быть закреплено в письменной форме.

На территории России существуют постоянно действующие суды третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ, одноименные третейские суды при региональных торговых палатах, суды при Союзе юристов, а также специализированные суды и временные, которые создаются сторонами для решения конкретного спора. Стороны, заключавшие между собой третейское соглашение, несут обязанности исполнять решения суда. Возбуждение производства в третейском суде начинается с подачи искового заявления. Решения третейских судов по общему правилу не подлежат обжалованию.

Арбитражные суды - государственные суды, разрешающие подведомственные ему дела по существу, решения которых обязательны для исполнения. Система арбитражных судов:

  1. арбитражный суд субъекта РФ;
  2. федеральный арбитражный суд округа;
  3. Высший Арбитражный Суд РФ.

Задачей арбитражного суда является защита нарушенных и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность Стороны, которые принимают участие в арбитражном судопроизводстве, обладают одинаковыми правами входе процесса.

Дела в арбитражном суде рассматриваются в открытом судебном заседании. В субъектный состав дела арбитражного суда входят: юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридическое лицо определяется как организация, которая имеет в собственности имущество и может от своего имени осуществлять личные имущественные и неимущественные права. Предпринимателем является лицо, осуществляющее деятельность без образования юридического лица Лицами, участвующими в арбитражном суде могут быть организации, учреждения и граждане. Обращение в арбитражный суд может осуществляться в форме искового заявления, заявления, жалобы. Непосредственность судебного разбирательства предполагает исследование арбитражным судом всех доказательств по делу.

При завершении дела по существу арбитражный суд выясняет у участвующих в деле лиц, нет ли у них дополнительных материалов. При их отсутствии исследование дела завершается, и суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Случаи вторичного обращения в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускаются.

Арбитражные суды решают экономические споры в порядке общего судопроизводства, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тема 19. «Понятие исполнения обязательств»

Исполнение обязательства осуществляется должником, как правило, добровольно. Тем не менее, гражданское законодательство предусматривает правовые средства, призванные обеспечивать надлежащее исполнение обязательств. Такие правовые средства называются способами обеспечения исполнения обязательства.

Обеспечение обязательства каким-либо способом порождает обеспечительное обязательственное правоотношение, которое является зависимым от основного обязательства, носит по отношению к нему дополнительный (акцессорный) характер. Это заключается в том, что дополнительное обязательство следует судьбе основного при переходе прав кредитора к другому лицу; прекращение основного обязательства является основанием для прекращения дополнительного; недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства (исключением является банковская гарантия).

Тема 20. «Общая характеристика способов исполнения обязательств»

Стороны должны добросовестно исполнять принятые на себя обязательства. Укрепление договорной дисциплины выражается в точном исполнении всех принятых сторонами на себя обязанностей. Однако во избежание их нарушения закон устанавливает некоторые имущественные гарантии исполнения. Их называют способами обеспечения обязательств (ст. 68 Основ) — это неустойка, залог, поручительство, задаток, банковская гарантия и удержание имущества должника (ст. 329 — 381 ч. 1 ГК РФ).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения (ст. 330 ч. 1 ГК РФ). Возможность взыскания неустойки позволяет кредитору хотя бы частично возместить те потери, которые он понесет в связи с неисправностью должника.

Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ст. 330 ч. 1 ГК РФ). Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи:

  • когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков;
  • когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (ст. 394 ч. 1 ГК РФ).

Неустойка обычно предусматривается нормативным актом (законная, или нормативная) или договором. Если размер неустойки установлен нормативным актом, он не может быть уменьшен соглашением сторон. Стороны могут повысить размер неустойки в договоре.

В договоре может быть обусловлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств, за нарушение которых законом неустойка не определена (например, в тех случаях, когда продукция (товары) соответствует стандартам, техническим условиям, иной документации, образцам (эталонам), но не отвечает повышенным требованиям к качеству, установленным договором, штраф за поставку такой продукции (товаров) и его размер предусматриваются в договоре).

Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 396 ч. 1 ГК РФ).

Неустойка устанавливается в форме штрафа и пени. Штрафом называется твердо определенная в законе сумма, взыскиваемая с неисправного должника. Пеня применяется за каждый день просрочки в процентах к сумме неисполненного обязательства.

Альтернативная неустойка означает, что по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если законом это не запрещено (ст. 332 ч. 1 ГК РФ).

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ч. 1 ГК РФ).

Следующим видом обеспечения обязательств является залог.

Залогом признается передача должником материальных ценностей кредитору в обеспечение исполнения основного обязательства. Так, для получения денежной ссуды в ломбарде в обеспечение возврата ссуды передается в залог та или иная вещь. Залог применяется при получении ссуды в банке (банковский залог), для обеспечения возврата тары и т. п.

Залогодатель не приобретает права собственности (права оперативного управления) на заложенное имущество, если обязательство не исполнено должником (например, ссуда не возвращена). При удовлетворении иска кредитора к должнику взыскание может быть обращено на заложенное имущество; при его реализации кредитор имеет преимущественное право перед другими кредиторами на удовлетворение своего требования (ст. 334 — 358 ч. 1 ГК РФ).

Предметом залога, в том числе банковского, может быть любое имущество, включая имущественные права.

Заложенное имущество, выбывшее из владения залогодержателя или должника, у которого оно было оставлено, может быть истребовано залогодержателем. При залоге товаров в обороте они остаются у залогодателя (ст. 357 ч. 1 ГК РФ).

В случае перехода права собственности, права полного хозяйственного ведения или права оперативного управления на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу залоговое право сохраняет силу.

Залог может быть без передачи и с передачей заложенного имущества залогодержателю (ст. 338 ч. 1 ГК РФ).

Поручительство как способ обеспечения обязательств — это договор, в силу которого поручитель обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение последним его обязательства в полном объеме или в определенной части (ст. 361 ч. 1 ГК РФ).

Договор поручительства заключается между поручителем и кредитором другого лица. Смысл поручительства состоит в том, что кредитор приобретает дополнительную возможность получить исполнение не только от должника, но и от поручителя. При недостаточности средств у должника поручитель отвечает перед кредитором, если законом или договором не предусмотрена солидарная ответственность поручителя и должника.

В новом ГК (ст. 363 ч. 1 ГК РФ) введена солидарная ответственность должника и поручителя, тогда как в прежнем ГК устанавливалась ответственность субсидиарная.

Поручительство прекращается по истечении срока, а если срок договором не предусмотрен, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение года со дня наступления срока исполнения, обеспеченного поручительством обязательства (ст. 367 ч. 1 ГК РФ).

Банковская гарантия — новый, ранее неизвестный нашему закону способ обеспечения исполнения обязательств, введенный ст. 368 — 379 ч. 1 ГК РФ. Банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ч. 1 ГК РФ).

Удержание — новый способ обеспечения исполнения обязательств, введенный ст. 359 — 360 ч. 1 ГК РФ. Кредитору, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику или указанному им лицу, предоставлено право в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с этой вещью издержек и других убытков удерживать ее у себя до тех пор, пока соответствующее обязательство должником не будет исполнено.

Кредитор наделен правом удерживать вещь должника до исполнения последним его обязательства непосредственно, т. е. для реализации этого права кредитору не требуется, чтобы возможность удержания вещи должника была предусмотрена договором. Нормы об удержании носят диспозитивный характер, поскольку сторонам предоставлено право предусмотреть в договоре условие, исключающее применение данного способа обеспечения исполнения обязательства (п. 3 ст. 359 ч. 1 ГК РФ). Так, по договору хранения хранитель, ожидающий оплаты услуг, связанных с хранением вещи, может удерживать ее до их оплаты; перевозчик может удерживать груз до оплаты услуг по перевозке и т. п.

В предпринимательских отношениях удержанием вещи должника могут обеспечиваться также его обязательства, не связанные с оплатой удерживаемой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков.

Задаток как средство обеспечения представляет собой денежную сумму, выдаваемую одной из договаривающихся сторон в обязательстве другой стороне в счет причитающихся с нее по обязательству платежей в целях удостоверения факта заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ч. 1 ГК РФ).

Обеспечительная функция задатка состоит в том, что сторона, давшая задаток, при неисполнении договора его теряет, т. е. не вправе требовать задаток обратно. В то же время с получившего его и нарушившего договор взыскивается задаток в двойном размере. Задаток применяется в отношениях граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Тема 21. «Общая характеристика договора в предпринимательской деятельности»

Договором в предпринимательской деятельности признается соглашение двух или нескольких лиц, осуществляющих деятельность в сфере реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ, направленное на установление, изменение или прекращение предпринимательских прав и обязанностей.

Значение договоров состоит в следующем:

- договор — одно из оснований возникновения предпринимательских прав и обязанностей;

- часто под договором понимается не просто юридический факт, а само правоотношение, возникающее из соглашения сторон;

- договор — основной способ оформления отношений участников гражданского оборота;

- договоры опосредуют движение объектов, предпринимательских прав от одних субъектов к другим (передача имущества, уплата денег, выполнение работ и пр.);

- договором определяется объем прав и обязанностей участников правоотношения, порядок и условия исполнения обязательства, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

- договоры позволяют выявить истинные потребности участников гражданского оборота в определенных товарах, работах, услугах.

Основной принцип заключения договоров — свобода договора, который состоит из следующих элементов:

- субъекты предпринимательского права свободны в заключение договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством;

- стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но им не противоречащий;

- стороны вправе заключить договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор);

- стороны свободны в выборе условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.

Содержание договора составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.

Выделяют следующие условия договора: существенные; обычные; случайные.

Для заключения договора необходимо достижение соглашения сторон по всем существенным условиям договора. Существенными признаются условия: 

- о предмете договора (например, о вещи, подлежащей передаче по договору купли-продажи);

- прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные для данного вида договоров (например, условие о цене в договоре купли-продажи недвижимости);

- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Обычные условия договора устанавливаются диспозитивными нормами гражданского права и вступают в действие, если стороны своим соглашением не устранили их применение или не установили иных условий. Обычными являются условия о цене (ст. 424 ГК РФ), сроке исполнения обязательства (ст. 314 ГК РФ) и др.

Случайные условия изменяют или дополняют обычные условия и приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.

 По времени возникновения правоотношения договоры делятся на:      консенсуальные и реальные.   

По соотношению прав и обязанностей сторон договоры бывают: односторонние (односторонне обязывающие) и  двусторонние (двусторонне обязывающие).

Также различают возмездные и безвозмездные договоры.

По субъекту, в пользу которого совершен договор, договоры бывают: договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц.

В зависимости от юридической направленности различают договоры:            основные и предварительные.

Публичный договор — договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, услуги связи, гостиничное обслуживание и т.п.

По особенностям заключения выделяют договор присоединения (например, договоры пользования электрической или тепловой энергией).

Применительно к предпринимательской деятельности все договоры можно подразделить на:

—  договоры по реализации товара, т.е. те договоры, в которых предусмотрены обязательства по передаче имущества в собственность: договор розничной купли-продажи; договор поставки; договор контрактации; договор энергоснабжения; договор продажи недвижимости; договор продажи предприятий;

—  договоры, в которых предусмотрены обязательства по производству работ: договор бытового подряда; договор строительного подряда; договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ;

—  договоры, в которых предусмотрены обязательства по оказанию услуг: договор перевозки груза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); договор займа; кредитный договор; договор финансирования под уступку денежного требования; договор банковского вклада; договор банковского счета; договор хранения; договор страхования; договор поручения; договор комиссии; агентский договор; договор доверительного управления имуществом; договор коммерческой концессии.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиями договора.   

Основаниями изменения и расторжения договора являются:

—  соглашение сторон, если иное не предусмотрено законом или договором;

—  судебное решение по требованию одной из сторон.

Соглашение об изменении или расторжении договора заключается в той   же форме, что и договор.

При изменении договора обязательства сторон сохраняются в изменённом  виде, а при расторжении — прекращаются с момента   заключения соглашения (если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора) или вступления в законную силу решения суда.

Тема 22. «Предприниматель и рынок товаров. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров и по передаче имущества в пользование»

План:

  1. Предприниматель и рынок товаров.
  2. Правовое регулирование деятельности по реализации товаров и по передаче имущества в пользование.

1.Рынок товаров (работ, услуг) – сфера обращения товаров, определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории или за ее пределами.

В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает товар – продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами:

1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость);

2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:

  • продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров;
  • географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;
  • структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;
  • барьеры входа на рынок – обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;
  • рыночный потенциал хозяйствующего субъекта – экономическая (рыночная) власть предприятия.

Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров). Существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников; на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Распространенной в торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как финансовая аренда – лизинг. В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель-лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель).

Одним из привлекательных способов реализации товаров являются аукционы. Аукцион – это способ продажи товаров с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену. Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.

Одной из форм реализации продукции и товаров являются ярмарки – ежегодные рынки, которые представляют собой периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров.

2. Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновидностями которого являются:

  • договор розничной купли-продажи;
  • договор поставки товаров;
  • договор поставки товаров для государственных нужд;
  • договор контрактации;
  • договор энергоснабжения.

Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов:

.купля продажа недвижимости;

.продажа предприятия как имущественного комплекса.

Институт купли-продажи охватывает также отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предприятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в порядке управления производственными активами. Общие положения Гражданского кодекса, посвященные купле-продаже, должны применяться, кроме того, к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.

Предметом договора являются: наименование товара (имущества, сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

.сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;

.достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).

Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, характерной для современных рынков, продавец и покупатель имеют возможность выбора потребителя (производителя). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих позиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, политику в области качества товара и ценовую политику. Стремясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой товар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.

Государство, со своей стороны, содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая поддержку добросовестной конкуренции и ограничивая монополистическую деятельности и недобросовестную конкуренцию.