Рабочая программа по учебной дисциплине "Гражданский процесс"

Антоненко Наталья Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и профессиональная переподготовка на базе среднего профессионального образования по основным образовательным программам колледжа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___Гражданский процесс ________________________

для групп _40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»_______

                                               

на базе ___основного общего образования______________________________

                                     гражданско-правовой профиль (гуманитарный профиль)

                                              Срок обучения   – _2г. 10мес._.

                                               Количество часов - _142_

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Гражданский процесс

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и профессиональная переподготовка на базе среднего профессионального образования по основным образовательным программам колледжа).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять на практике нормы гражданско-процессуального права;

составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;

составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;

применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;

порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра решения суда;

формы защиты прав граждан и юридических лиц;

виды и порядок гражданского судопроизводства;

основные стадии гражданского процесса.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

    практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:

Итоговая аттестация

Промежуточная в форме зачета

Итоговая в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __________Гражданский процесс__________

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1. Введение. Общие положения о гражданском процессе и гражданском судопроизводстве

Содержание учебного материала

36

1

Введение в дисциплину. Гражданское процессуальное право как отрасль права. Принципы гражданского процесса

2

1

2

Гражданское судопроизводство. Понятие, задачи, стадии гражданского процесса.        

2

2

3

Подведомственность и подсудность гражданских дел

2

2

4

Субъекты гражданского процесса.

2

2

5

Формы участия прокурора в гражданском процессе

2

2

6

Доказательства по делу.

2

2

7

Судебное доказывание. Средства доказывания.

2

2

8

Судебные расходы: понятие, состав.

2

2

9

Государственная пошлина.

2

2

10

Цена иска.

2

2

11

Распределение судебных расходов. Судебные штрафы

2

2

12

Определение размера государственной пошлины

2

2

13

Процессуальные сроки.

2

2

14

Понятие и сущность иска.

2

2

15

Право на иск и право предъявления иска.

2

2

16

Изменение юридической судьбы иска.

2

2

17

Защита интересов ответчика.

2

2

18

Обеспечение иска.

2

2

Практические занятия

1. Решение задач по теме: «Подведомственность и подсудность гражданских дел»

2. Решение задач по теме: «Субъекты гражданского процесса»

3. Определение размера государственной пошлины        

4. Решение задач по теме: «Процессуальные сроки»

8

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорного конспекта «Действие норм гражданского процессуального права во времени, в пространстве, по кругу лиц»

2. Написание реферата по теме: «Процессуально-правовое положение в гражданском процессе лиц, оказывающих содействие в осуществлении правосудия (свидетели, эксперты, специалисты)».

3. Составление перечня документов, подтверждающих правомочия представителя при осуществлении различных видов представительств.

4. Составление сравнительной таблицы – Правила окончания процессуальных сроков

5. Составление опорного конспекта – размеры судебных штрафов, порядок наложения, сложения, уменьшения размеров судебных штрафов

6. Составление перечня средств доказывания и краткой характеристики по каждому виду

7. Составление опорного конспекта «Основания и порядок реализации права на отказ от иска.  

8. Подготовить реферат на тему: «Законное представительство в суде.

9. Работа с НПА РФ по вопросам, касающимся уплаты государственной пошлины.

12

Тема 1.2. Производство в суде 1 инстанции

Содержание учебного материала

28

19

Возбуждение гражданского дела.        

2

2

20

Подготовка дела к судебному разбирательству

2

2

21

Судебное разбирательство: понятие, общая характеристика.

2

2

22

Подготовительная часть судебного заседания

2

2

23

Рассмотрение дела по существу

2

2

24

Судебные прения

2

2

25

Объявление решения суда

2

2

26

Составление протокола судебного заседания

2

2

27

Окончание производства по делу без вынесения решения.

2

2

28

Заочное производство.

2

2

29

Приказное производство.

2

2

30

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

2

2

31

Особое производство

2

2

32

Постановление суда первой инстанции

2

2

Практические занятия

5. Составление исковых заявлений

6. Составление протокола судебного заседания

7. Решение задач по теме: «Особое производство»

6

Самостоятельная работа обучающихся

10. Составление определения о подготовке к рассмотрению гражданского дела, составление судебной повестки.

11. Составление сравнительной таблицы – основания отложения, приостановления, прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения.

12. Составление заявления ответчика об отмене заочного решения

13. Составление сравнительной таблицы – различия между исковым и приказным производством.

14. Составление опорного конспекта – производство по делам об оспаривании решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

15. Написание реферата на тему: «Виды дел особого производства».

12

Тема 1.3. Производство в суде 2 инстанции

Содержание учебного материала

6

33

Апелляционное производство. Правила подачи апелляционной жалобы.

2

2

34

Кассационное производство. Правила подачи кассационной жалобы.

2

2

35

Оставление жалобы без движения, возвращения жалобы.

2

2

Практические занятия

8. Составление апелляционной жалобы.

9. Составление кассационной жалобы

4

Самостоятельная работа обучающихся

16. Составление опорной схемы – этапы рассмотрения дела в суде апелляционной и кассационной инстанции

17. Работа с ГПР РФ по вопросам обжалования судебных решений.

18. Описать действия мирового судьи после получения апелляционной жалобы.

19. Составить сравнительную таблицу «Правила подачи апелляции и кассации».

20. Составление опорного конспекта на тему «Виды норм гражданского процессуального права»

21. Работа с ГК РФ

14

Тема 1.4. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу

Содержание учебного материала

4

36

Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу в порядке надзора.

2

2

37

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам        

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

22. Составление опорного конспекта «Полномочия суда надзорной инстанции»

23. Подготовить реферат на тему: «Виды судов, выступающих в качестве надзорной инстанции»

8

Тема 1.5. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

Содержание учебного материала

2

38

Производство по делам в третейском суде.

2

1

Тема 1.6. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов

Содержание учебного материала

2

39

Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

2

1

Итоговая аттестация в форме экзамена                    

Всего:

142


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гражданского права, семейного права и гражданского процесса».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочие места обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Магнитная доска.
  4. УМК по дисциплине «Гражданский процесс».

Технические средства обучения:

1. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и информационными справочно-правовыми системами.

2. Периферийные устройства: мультимедийный проектор, принтеры, внешние накопители на магнитных и оптических дисках.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Нормативно-правовые акты:

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

Основная литература:

Учебник «Гражданский процесс» под ред. Лебедева М.Ю., М., Юрайт, 2013.

Учебник «Гражданское процессуальное право России» под ред. Шакарян М.С., М., 2012.

Учебное пособие «Гражданский процесс» под ред. Шевчук Д.А., М., Феникс, 2014.

Дополнительные источники:

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 21 июня 1999 г. № 1-ФКЗ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» от 2 декабря 2003 г. № 51.

Судебная практика:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение дел в кассационной инстанции» от 24 июня 2008 № 12.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» от 24 июня 2008 г. № 11.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 20 июня 2006 № 8.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 28 апреля 2000 г. № 4.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 5 ноября 1998 г. № 15.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельная работа).

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Применение на практике норм гражданско-процессуального права;

Практические занятия, контроль самостоятельной работы обучающихся

Составление различных видов гражданско-процессуальных документов;

Практические занятия

Составление и оформление претензионно-исковой документации;

Практические занятия

Применение нормативных правовых актов при разрешении практических ситуаций;

Практические занятия, устный опрос

Знание норм Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации;

Практические занятия, контроль самостоятельной работы обучающихся, устный опрос

Владение правилами судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра решения суда;

Тестирование, контроль самостоятельной работы обучающихся, практические занятия, устный опрос

Знание форм защиты прав граждан и юридических лиц;

Устный опрос

Знание видов гражданского судопроизводства и владение правилами ведения судопроизводства

Устный опрос, практические занятия

Знание основных стадий гражданского процесса

Тестирование, устный опрос