Возникновение и содержание исключительного права на фирменное наименование юридического лица

Давыдов A.В

Возникновение и содержание исключительного права

на фирменное наименование юридического лица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isklyuchit_pravo_na_fn.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение и содержание исключительного права

на фирменное наименование юридического лица

Исключительному праву на фирменное наименование посвящена статья 1474 части четвертой ГК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.  

Следует обратить внимание на то, что указание фирменного наименования на вывеске предприятия, принадлежащего организации, в ряде случаев обязательно в силу прямого указания закона. Речь идет об организациях, занятых в сфере оказания услуг населению. Так, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1"О защите прав потребителей"[1] (далее – Закон о защите прав потребителей) исполнитель (изготовитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, разместив данную информацию на вывеске.

В дополнение к положениям пункта 1 статьи 1474 ГК РФ отметим, что организации используют фирменные наименования при подписании юридических документов (в том числе при совершении процессуальных действий в суде, антимонопольном, таможенном, прочем органе государства), при подписании различных платежных и иных финансово-хозяйственных документов, при размещении коммерческой информации в СМИ и сети Интернет.

Право на фирменное наименование, как и любое субъективное право, обеспечивает правообладателю стандартный "пакет" правовых возможностей:

1) право на собственные действия – возможность пользоваться объектом в своих интересах (абзац 1 пункта 1 статьи 1229 ГК РФ);

2) право требования – возможность требовать от всех третьих лиц прекращения использования тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования. Данное правомочие владельца фирменного наименования исходит из абзаца 2 пункта 1 статьи 1229 ГК РФ, в соответствии с которым результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации не может использоваться третьими лицами без согласия правообладателя;

3) право на защиту - возможность использовать меры действующего законодательства (в том числе меры самозащиты) с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

           Особого внимания заслуживает тот факт, что с 01.01.2008 года исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничено лишь двумя правомочиями – правом владения и правом пользования, поскольку частью четвертой ГК РФ введен запрет на какое-либо распоряжение исключительным правом на фирменное наименование. В соответствии с пунктом 2 статьи 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

           Наиболее  наглядно данная новелла статьи 1474 ГК РФ отражена в новой концепции договора коммерческой концессии, принятой в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ.

Понятие договора коммерческой концессии дано в пункте 1 статьи 1027 ГК РФ. До 01.01.2008 года действовало следующее определение - по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а  также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Исходя из данного определения, центральное место в комплексе передаваемых по договору прав отводилось праву на использование фирменного наименования правообладателя. С 01.01.2008 года это положение утратило свою силу в связи с принятием нового правила пункта 2 статьи 1474 ГК РФ.

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя  комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Таким образом, из предмета договора коммерческой концессии исключено упоминание о фирменном наименовании правообладателя.

Как отмечено в правовой  литературе, изменения правового регулирования договора коммерческой концессии продиктованы требованиями рыночного оборота. Концепция, согласно которой в комплекс передаваемых по договору прав включалось право на фирменное наименование юридического лица, не оправдала себя на практике. Это объясняется в первую очередь правовыми особенностями использования фирменного наименования в коммерческом обороте.[2] 

Довольно часто реальным предметом договора коммерческой концессии не могло быть полное фирменное наименование, в обязательном порядке включающее в себя  указание на организационно-правовую форму юридического лица - например, Общество с ограниченной ответственностью (ООО), Закрытое акционерное общество (ЗАО) и т.д.  В этой связи правообладатель, выступающий в коммерческом обороте в форме ООО, реально мог передать пользователю, действующему в форме ЗАО, лишь произвольную (оригинальную) часть своего фирменного наименования в виде слов или словосочетаний – например, "Светлана", "Красный октябрь" и т.д.          

В соответствии с пунктом 3 статьи 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии применяется в сфере предпринимательской деятельности, поэтому сторонами данного договора могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В связи с тем, что до 01.01.2008 года центральное место в комплексе исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, занимало право на использование фирменного наименования правообладателя, на практике возникали

вопросы относительно участия в договоре индивидуального предпринимателя. По действующему законодательству РФ фирменным наименованием могут пользоваться только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Что касается физических лиц, то они действуют в гражданском обороте под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (пункт 1 статьи 19 ГК РФ).

Указанные  нормы в полной мере распространяются и на граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Иначе в рамках договора коммерческой концессии при передаче индивидуальному предпринимателю права на использование фирменного наименования юридического лица (например, ООО "Балтика") возникла бы следующая ситуация: на вывеске помимо информации "Индивидуальный предприниматель Иванов И.И." должна быть указана и информация - "ООО "Балтика". По справедливому утверждению А.П. Сергеева данная ситуация представляется не только нелогичной, но и неправильной по существу, поскольку она создает для третьих лиц дополнительные трудности в определении действительного правового статуса данного участника предпринимательской деятельности.[3]

Проблемные вопросы, связанные с участием в договоре коммерческой концессии индивидуального предпринимателя, находили отражение и в материалах судебной практики. – Так, по одному из дел индивидуальный предприниматель обратился с иском к Закрытому акционерному обществу (далее - ЗАО) о признании недействительным договора коммерческой концессии и применении последствий недействительности сделки. Из материалов дела следовало, что согласно заключенному договору ЗАО предоставило предпринимателю право в пределах определенного срока и на определенной территории освоения открыть ресторан "WOKIE DOKIE" и управлять им.

В соответствии с действовавшим в то время законодательством договор коммерческой концессии был зарегистрирован в налоговом органе. Предприниматель направил ЗАО письмо с просьбой предоставить документы, подтверждающие регистрацию договора в Роспатенте в порядке статьи 1031 ГК РФ, а также документы, подтверждающие права ЗАО на использование товарного знака WOKIE DOKIE.

Поскольку запрошенные документы не были представлены, предприниматель обратился к ЗАО с иском о признании договора коммерческой концессии недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде обязания ответчика возместить реальный ущерб в сумме 420 тысяч рублей, потраченных на изготовление одноразовой посуды с обозначением WOKIE DOKIE.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то обстоятельство, что при заключении договора коммерческой концессии он действовал под влиянием заблуждения и обмана со стороны ответчика, так как последний не зарегистрировал договор в Роспатенте и, следовательно, не имеет документов, подтверждающих его права на использование товарного знака.

Решением арбитражного суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Однако постановлением апелляционного суда данное решение было отменено. Суд указал, что ответчик является правообладателем фирменного наименования WOKIE DOKIE на основании генерального договора коммерческой концессии, заключенного с ООО "WOKIE DOKIE International AB". В связи с этим при заключении договора коммерческой концессии с ответчиком истец, как правообладатель, передал ответчику лишь право на использование фирменного наименования WOKIE DOKIE, но не право на использование товарного знака WOKIE DOKIE. Данный вывод явно следует из текста договора коммерческой концессии, заключенного между истцом и ответчиком. Таким образом, спорный договор не подлежит регистрации в Роспатенте, поскольку в нем не предусмотрена передача исключительных прав на товарный знак истца. На основании вышеизложенного апелляционный суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований.[4]

           Указанный вывод суда не вызывает сомнений. Вместе с тем следует признать спорным вывод суда о том, что индивидуальному предпринимателю передано право на использование фирменного наименования "WOKIE DOKIE" в том понимании, какое заложено в пункте 4 статьи 54 ГК РФ, - с обязательным указанием организационно-правовой формы юридического лица. В рассматриваемом нами случае ответчик зарегистрирован под полным фирменным наименованием – Закрытое акционерное общество "WOKIE DOKIE".

 Таким образом, при заключении спорного договора коммерческой концессии индивидуальному предпринимателю было предоставлено право использовать в названии ресторана лишь произвольную (оригинальную) часть фирменного наименования правообладателя, что в литературе и на практике рассматривается как коммерческое обозначение делового предприятия, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

           Что касается положения пункта 2 статьи 1474 ГК РФ о запрете на отчуждаемость фирменного наименования, то это положение необходимо рассматривать в совокупности с абзацем 1 пункта 2 статьи 132 ГК РФ, действующей с 01.01.2008 года в новой редакции. Согласно данной норме фирменное наименование исключено из состава имущественного комплекса предприятия, то есть, фирменное наименование само по себе больше не признается имуществом, подлежащим какой-либо стоимостной оценке. Оно теперь может оцениваться лишь в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания). Напомним, что в настоящее время на территории России действует Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 года  № 153н.[5] 

           Думается, что накопление правоприменительной практики позволит законодателю оценить, насколько обоснованным было введение запрета на отчуждаемость фирменного наименования юридического лица.

Действие исключительного права на фирменное наименование регламентировано статьей 1475 ГК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ.

          Для юридических лиц, которые обязаны пройти государственную регистрацию, это положение закона, безусловно, правильное. Но на территории России действуют и иностранные юридические лица, которые не проходят государственную регистрацию и не включаются в ЕГРЮЛ. Исходя из буквального толкования пункта 1 статья 1475 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что фирменные наименования иностранных юридических лиц лишены правовой охраны на территории Российской Федерации. Вместе с тем следует учитывать положение статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (в редакции 1979 года).[6] 

           Согласно указанной статье фирменное наименование охраняется во всех странах Парижского Союза без обязательной подачи заявки или регистрации. Иными словами, право на фирменное наименование носит экстерриториальный характер и не может зависеть от того, включено оно в какой-либо национальный реестр или нет.

           Напомним, что Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 года. Российская Федерация является участницей Конвенции в силу правопреемства, поэтому нормы данного международного договора для нее обязательны.

           В этой связи важное значение имеет разъяснение, сделанное высшими судебными инстанциями России в Постановлении № 5/29. В пункте 61 данного Постановления указано следующее - "При применении статьи 1475 ГК РФ судам надлежит учитывать, что она не исключает охрану в Российской Федерации права на фирменное наименование иностранных юридических лиц (статья 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности)".

В заключение следует указать, что исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (пункт 2 статьи 1475 ГК РФ).  


[1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

[2] Трахтенгерц Л. Договор коммерческой концессии (новая концепция) / Хозяйство и право. 2007. № 4. С. 36.

[3] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. М. ООО "ТК Велби". Издательство "Проспект". 2003. С. 576.  

[4] Материалы базы данных СПС "Гарант".

[5] Российская газета. 02.02. 2008. № 22 (4579).

[6] Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1992. № 2-3.