Учебно методический комплекс по дисциплине Семейное право

Булатова Анастасия Витальевна

Учебно методический комплекс по дисциплине Семейное право

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_semeynomu_gruppy_yus_21233231.docx37.35 КБ
Файл kos.docx43.55 КБ
Файл plany_uchebnyh_zanyatiy.docx22.2 КБ
Файл rp_semeynoe_pravo.docx40.42 КБ
Microsoft Office document icon lektsii.doc1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

учредитель

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Амурской области

«Амурский колледж  строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

наименование образовательного учреждения

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

________/С.А.Ленских/

«___»________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной  работе

______/_____________/

«___»________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______/_____________/

«___»________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______/_____________/

«__»________ 20___г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель

Булатова Анастасия Витальевна

Учебная дисциплина

ОП 03 Семейное право

(наименование учебной дисциплины)

Специальность

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(код и наименование специальности)

Коды формируемых компетенций

ОК 2; ОК 4-6; ОК 8-9;

ПК 1.1; ПК 2.3

Группа

ЮС 31,ЮС 32

Составлен в соответствии с рабочей Программой дисциплины,

Утвержденной

Рассмотрен на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол № _______ от  «___»______________ 2015 г.

Зав. кафедрой _____________Г.Н.Дмитриева___________

Протокол № _______ от  «___»______________ 20__ г.

Зав. кафедрой ___________  ______________________

Протокол № _______ от  «___»______________ 20___г.

Зав. кафедрой ___________  ______________________

Протокол № _______ от  «___»______________ 20___г.

Зав. кафедрой ___________  ______________________

        ИНСТРУКЦИЯ

по составлению календарно-тематического плана учебной дисциплины

Календарно-тематический план (КТП) учебной дисциплины является основополагающим документом, позволяющим организовать учебный процесс по освоению, развитию и закреплению профессиональных и общих компетенций, предусмотренных рабочей программой. Календарно-тематический план составляется на учебный год, рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждается заместителем директора по учебной (учебно-производственной) работе. Согласно требованиям ФГОС (п. 7.1.) основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна ежегодно обновляться. Соответствующие изменения, вносимые в КТП, рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии, оформляются протоколом с последующим утверждением заместителем директора по учебной (учебно-производственной) работе.

В календарно-тематическом плане отражаются последовательность изучения разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам, темам и занятиям дисциплины.

При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть следующее:

  1. Таблица № 1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» заполняется на основании учебного плана образовательного учреждения и включает объем максимальной учебной нагрузки, обязательной аудиторной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, состоящей из теоретических занятий, лабораторных работ, практических занятий, курсовых работ (проектов).
  2. Таблица № 2 «Содержание обучения по учебной дисциплине»

  1. Графа 2 «Наименование разделов, тем, занятий». Последовательно отражается весь материал программы, распределённый по разделам, темам и занятиям.
  2. Графа 3 «Количество часов». Темы, указанные в рабочей программе учебной дисциплины, рекомендуется разбивать на двухчасовые занятия, еслина изучение темы отводится четыре и более часов.
  3. Графа 4 «Вид занятий». Указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа и др. Графа 5 «Материальное и информационное обеспечение занятий» заполняется на основании таблиц 2а, 26 и 2в.
  4. «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся» включает 6-8 графы.

Графа 6 «Вид занятий». Указываются виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (решение задач, выполнение расчётно-графических работ, написание рефератов, подготовка презентаций и др.). Домашнее задание записывается в этих графах с учётом максимальной нагрузки обучающихся. Графа 7 «Информационное обеспечение». Заполняется на основании таблиц 26, 2в.

Графа 8 «Количество часов». Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, должен соответствовать объёму времени в учебном плане и рабочей программе учебной дисциплины.

Графа 9 «Формы и методы контроля». Отражаются формы и методы контроля, предусмотренные четвёртым разделам программы учебной дисциплины. Таблица 2а «Материально-техническое обеспечение занятий» заполняется на основании п. 3.1  рабочей  программы  учебной дисциплины. Перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование, источники  информации с указанием адресов Интернет-ресурсов и др. Таблицы 26, 2в «Информационное обеспечение обучения» заполняются на основании п. 3.2 рабочей программы учебной дисциплины и включают перечень рекомендуемых учебных изданий (основные и дополнительные источники) и Интернет-ресурсов.

        

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

в т.ч.

Всего часов

Теоретические занятия

Лабораторные занятия

Практические занятия

Курсовая работа

(проект) (для СПО)

1

2

3

4

5

6

7

8

2 курс

2 семестр

49

16

33

7

5

5

0

Итого

49

16

33

7

5

5

0


Содержание обучения по учебной дисциплине

№ занятия

Наименование разделов, тем , занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материальное и информационное обеспечение занятий

Внеаудиторная самостоятельная

работа обучающихся

Формы и

методы

контроля

Примечание

Кол-во

часов

Вид занятия

Вид задания

информационное обеспечение

Кол-во

часов

 

                           2      

      3

       4

                  5

      6

             7

       8

          9

     10

1

Раздел 1 Введение в семейное право

2

Тема 1.1 Семейное право как отрасль права

2

Урок- беседа

МТО 3,МТО 4  ДИ 4, ДИ 5

Кроссворд

1

Читать конспект

3

Тема 1.2 Семейные правоотношения

1

Лабораторная  работа

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Решение правовых задач

1

Читать конспект

4

Раздел 2 Брачные отношения

5

Тема 2.1 Понятие брака.

2

Практическое занятие

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Тестовые задания

1

Тестирование

6

Тема 2.2 Порядок заключения брака

2

Урок- беседа

МТО 2,МТО 3  ДИ 2, ДИ 5

Решение правовых задач

1

Читать конспект

7

Тема 2.3 Порядок расторжения брака

2

Практическое занятие

МТО 3,МТО 4  ДИ 4, ДИ 5

Устный опрос

1

Читать конспект

8

Раздел 3 Права и обязанности супругов, родителей и детей

9

Тема3.1 Личные и  имущественные правоотношения между супругами

2

Комбинированный урок

МТО 1,МТО 2  ДИ 3, ДИ 4

Тестовые задания

1

Читать конспект

10

Тема 3.2 Брачный контракт.

1

Практическое занятие

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Заполнение образцов документов

1

Читать конспект

11

Тема 3.3 Основополагающие принципы прав детей.

2

Урок лекция

МТО 2,МТО 3  ДИ 2, ДИ 5

Решение правовых задач

1

Читать конспект

12

 Тема 3.4 Возникновения и осуществления родительских прав и обязанностей.

2

Урок лекция

МТО 1,МТО 2  ДИ 3, ДИ 4

Решение правовых задач

1

Читать конспект

13

 Тема 3.5 Права и обязанности родителей.

2

Урок  лекция

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Решение правовых задач

1

Читать конспект

14

Раздел 4 Алиментные правоотношения

15

Тема 4.1 Алиментные обязательства родителей и детей

2

Лабораторная  работа

МТО 2,МТО 3  ДИ 2, ДИ 5

Тестовые задания

1

Читать конспект

16

Тема 4.2 Способы уплаты алиментов

2

Урок- беседа

МТО 3,МТО 4  ДИ 4, ДИ 5

Кроссворд

1

Читать конспект

17

Тема 4.3Взыскание алиментов

2

Урок  лекция

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Решение правовых задач

1

Читать конспект

18

Раздел 5 Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2

19

Тема 5.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

2

Урок  лекция

МТО 1,МТО 2  ДИ 3

Сообщения

1

Читать конспект

20

Тема 5.2 Условия и порядок усыновления (удочерения) детей.

2

Лабораторная  работа

МТО 2,МТО 3  ДИ 2, ДИ 5

Решение правовых задач

1

Читать конспект

21

Раздел 6  Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

22

Тема 6. 1 Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

2

Урок  лекция

МТО 1,МТО 2 ДИ 3

Тестовые задания

1

Читать конспект

23

Тема 6.2 Порядок заключения брака и расторжения брака с участием иностранных лиц

Урок  лекция

Заполнение образцов документов

Итого

33

25

Материально – техническое обеспечение занятий (МТО)

№ п/п

Материально-техническое обеспечение занятий

1

2

МТО 1

Посадочные места по количеству обучающихся (18 двухместных парт и 36 стульев)

МТО 2

Рабочее место преподавателя (1 стол письменный и 1 учительский стул)

МТО 3

Доска-книжка (1 шт.)

МТО 4

Таблицы, схемы

МТО 5

НПА

МТО 6

Карточки-задания

МТО 7

Образцы документов

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

СЗ РФ

ОИ 2

Административное право России.

Конин Н.М

М.: Проспект, 2013г.

ОИ 3

Административное право.

Россинский Б.В

М., 2014 г

ОИ 4

Административное право

Агапов А.Б.

М., 2014 г.

ОИ 5

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

Салищевой Н.Г.

М., 2013 г.

ОИ 6

Административное право и процесс. Полный курс.

Тихомиров М.Ю.

М., 2015 г

ОИ 7

Административное право

Четвериков В.С.

М., 2013 г.

ОИ 8

Исполнительная власть в РФ. История и современность // Административная реформа и наука административного права.

Баликоев З.В

М., 2013г.

Дополнительные источники (Д-И)

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Сборники НПА

СЗ РФ

ДИ 2

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок)

СЗ РФ

ДИ 3

Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ»

С изм. и дополн. на 2014 г.

ДИ 4

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»

С изм. и дополн. на 2014 г.

ДИ 5

Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ»

С изм. и дополн. на 2014 г.

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1. Федеральный правовой портал«Юридическая Россия» - http://law.edu.ru/

И-Р2. Федеральный правовой портал  «Гарант» - http://www.garant.ru/

И-Р 3. Федеральный правовой портал «Консультант Плюс» -  http://www.consultant.ru/

И-Р4. Образовательные ресурсы Интернета - http://www.alleng.ru/

И-Р5. Юридическая библиотека Юристлиб - http://www.iuristlib.ru/



Предварительный просмотр:

1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПО

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Раздел / тема учебной дисциплины

Формы и методы контроля  (текущего, рубежного, промежуточной и итоговой аттестации

Коды формируемых компетенций

Раздел 1 Введение в семейное право

Устный опрос, письменный опрос, комбинированный опрос.

Контрольная работа.

Индивидуальное домашнее задание.

Проверочные работы, тестирование.

Экспертная оценка плана-конспекта урока, выполненной практической работы (фрагмент занятия, презентация,   документ, таблица,   проект)

ПК1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативно-правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения  и социальной защиты

ПК1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а так же мер социальной поддержки, отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначений пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК.1.5 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК1.6 Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных, результат выполнения заданий

ОК 9 Ориентироваться постоянно в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения

ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

1.1 Семейное право как отрасль права

1.2Семейные правоотношения

Раздел 2.Брачные отношения

2.1 Понятие брака

2.2 Порядок заключения брака

2.3. Порядок расторжения брака

Раздел 3.

Права и обязанности супругов, родителей и детей

3.1. Личные и  имущественные правоотношения между супругами

3.2. Брачный контракт

3.3. Основополагающие принципы прав детей.

3.4 Возникновения и осуществления родительских прав и обязанностей.

Тема 3.5 Права и обязанности родителей.

Раздел 4 Алиментные правоотношения

4.1 Алиментные обязательства родителей и детей.

Тема 4.2 Способы уплаты алиментов

Тема 4.3Взыскание алиментов

Раздел 5 Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Тема 5.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Тема 5.2 Условия и порядок усыновления (удочерения) детей

Раздел 6  Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

Тема 6. 1 Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

Тема 6.2 Порядок заключения брака и расторжения брака с участием иностранных лиц

6.3. Порядок прохождения государственной гражданской службы.

Учебная дисциплина (в целом): экзамен

1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПО

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Основной целью оценки освоения  учебной дисциплины является оценка освоенных  умений и усвоенных знаний.

Оценка  учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.

3.2. Типовые задания для оценки освоения  тем

1) Типовые задания для оценки освоения раздел 1

1. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак и родство;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) брак и брачное завещание.

2. В круг членов семьи не входят:
а) родные братья и сестры;
б) двоюродные братья и сестры;
в) сводные братья и сестры;
г) неполнородные братья и сестры, проживающие с одним из родителей.

3. В РФ юридическую силу имеет:
а) религиозный брак (венчание);
б) фактический брак;
в) брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа;
г) фиктивный брак.

4. При заключении браков с иностранцами на территории РФ форма брака определяется:
а) по российскому законодательству;
б) по законодательству страны, гражданином которого является вступающий в брак;
в) для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо;
г) этот вопрос в СК не отрегулирован.

5. К обязательным условиям заключения брака в РФ относятся:
а) согласие родителей;
б) медицинское обследование вступающих в брак;
в) достижение брачного возраста;
г) наличие свидетелей.

6. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а) различие национальностей;
б) отсутствие средств на существование;
в) одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г) брак между близкими родственниками.

7. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б) состояние одного из супругов в другом не расторгнутом браке;
в) плохое имущественное состояние лиц, желающих вступить в брак;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак.

8. Брак с 16-летними может разрешить:
а) федеральный орган;
б) законодательный орган субъекта РФ;
в) орган местного самоуправления;
г) прокурор

9. В РФ брак может быть заключен между:
а) лицами, уже состоящими в зарегистрированном браке;
б) лицами, одно из которых находится в местах лишения свободы по приговору суда;
в) лицами, одно из которых признано недееспособным;
г) близкими родственниками.

10. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б) одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей.

11. Брак расторгается в органах ЗАГСа:
а) при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б) в случае, если один из супругов осужден за преступление к лишению свободы на срок более 3 лет;
в) в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака;
г) брак всегда расторгается только в ЗАГСе.

12. В судебном порядке брак расторгается:
а) по заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) по заявлению супругов имеющих общих несовершеннолетних детей;
в) по заявлению одного из супругов, если второй признан недееспособным;
г) брак всегда расторгается только в судебном порядке.

13. С какого момента брак считается расторгнутым в суде?
а) с момента принятия решения судом;
б) с момента регистрации развода в органах ЗАГСа;
в) спустя три дня после принятия решения судом;
г) с момента, указанного в заявлении о расторжении брака.

14. При заявлении о расторжении брака суд вправе отложить его на срок до:
а) одного месяца;
б) трех месяцев;
в) шести месяцев;
г) одного года.

15. Права и обязанности супругов возникают со дня:
а) помолвки;
б) подачи заявления в ЗАГС;
в) с момента регистрации брака;
г) с момента, указанного в заявлении.

16. Право личной собственности не распространяется на:
а) добрачное имущество супругов;
б) вещи личного пользования
в) драгоценности, купленные во время брака;
г) подарки, полученные во время брака

17. Брачный договор определяет:
1. место жительства супругов;
2. порядок изменения фамилий супругов;
3. имущественные права и обязанности в браке и в случае его расторжения;
4. дееспособность и правоспособность супругов

18. Форма заключения брачного договора:
1. простая письменная форма;
2. нотариальная письменная форма;
3. государственная регистрация договора
4. устная форма, но в присутствии свидетелей.

19. Ребенок признается родившимся в браке, если он родился со дня расторжения брака в течение:
1. 100 дней;
2. 200 дней;
3. 300 дней;
4. 1 года

20. Заявление о рождении ребенка в органах ЗАГСа должно быть сделано:
1. не позднее 1 месяца со дня рождения ребенка;
2. не позднее 1 месяца со дня возможности заявить в органы ЗАГСа о рождении ребенка;
3. не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка
4. сроки значения не имеют

21. С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав?
1. с 10 лет;
2. с 14 лет;
3. с 16 лет;
4. с 18 лет

22. Алименты на содержание несовершеннолетних детей могут выплачиваться в форме:
1. доли от дохода родителя;
2. в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически;
3. в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;
4. путем предоставления имущества;
5. в зависимости от ситуации возможно применение каждой из перечисленных форм

23. Не удерживают алименты на несовершеннолетних детей:
1. с премий;
2. с оплаты за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни:
3. с сумм, идущих на возмещение вреда;
4. с сумм, идущих на дополнительное питание, санитарное лечение

24. Родители, лишенные родительских прав, освобождаются от обязанностей содержания своих детей?
1. да;
2. нет;
3. да, но только в том случае, если находятся в заключении;
4. да, но только в том случае, если они по решению суда, должны проживать отдельно от детей.

25. Через какой срок со дня лишения родительских прав ребенок может быть усыновлен другим лицом?
1. на другой день;
2. через 3 месяца;
3. через 6 месяцев;
4. через 1 год

26. Дети обязаны содержать своих родителей в случае:
1. если дети являются совершеннолетними;
2. если дети являются совершеннолетними и трудоспособными;
3. если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися;
4. дети не обязаны содержать своих родителей

27. Правом на алименты обладают следующие супруги, находящиеся в браке:
1. нуждающийся супруг;
2. нетрудоспособный и нуждающийся супруг;
3. нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком – инвалидом до 25 лет;
4. жена в течение пяти лет со дня рождения общего ребенка

28. Имеет ли ребенок право на получение наследства от его родителей, которые лишены родительских прав?
1. да;
2. нет;
3. да, но только в том случае, если ребенок передается на попечение органа опеки;
4. нет, если ребенок усыновлен другими родителями.

29. Законным режимом имущества супругов признаётся режим _________ собственности:
1. совместной;
2. разделённой;
3. долевой;
4. частной.

30. Личные и имущественные права и обязанности супругов определяются:
1. законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства;
2. законодательством государства, гражданами которого они являются;
3. законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства;
4. законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, либо законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства.

31. Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком не должна быть:
1. менее 10 лет;
2. менее 16 лет;
3. менее 20 лет;
4. разница в возрасте законом не установлена.

32. В отношении каких лиц предусмотрено действие обеспечения приоритетной защиты прав и интересов?
1. в отношении женщин;
2. только в отношении нетрудоспособных членов семьи;
3. только в отношении детей;
4. в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи.

33. Какие из перечисленных правоотношений не регулируются семейным правом?
а) личные неимущественные отношения между супругами;
б) порядок вступления в брак;
в) порядок назначения и выплаты пособий по беременности и в связи с рождением ребенка;
г) формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

34. Какими отраслями права регулируются вопросы опеки и попечительства?
1. только гражданским правом;
2. только семейным правом;
3. не только семейным, но и гражданским правом;
4. административным и гражданским правом.

35. Нормами каких актов регулируются имущественные отношения между супругами, брак которых зарегистрирован?
1. только нормами Семейного кодекса;
2. нормами Семейного и Гражданского кодексов;
3. нормами Семейного, Гражданского и налогового кодексов;
4. нормами Гражданского и налогового кодексов.

36. В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?
1. во всех;
2. только если срок исковой давности установлен СК РФ;
3. если срок исковой давности установлен СК РФ и иными актами, содержащими нормы семейного права;
4. в семейном праве сроки исковой давности не устанавливаются.

37. На какие из указанных требований распространяются сроки исковой давности?
1. на требования об установлении отцовства;
2. на требования о разделе имущества после развода;
3. на требования о признании фиктивного брака недействительным;
4. на указанные выше требования сроки исковой давности не распространяются.

38. Какой срок исковой давности установлен по искам о признании брака недействительным, заключенного с лицом, скрывавшим наличие ВИЧ-инфекции?
1. 3 года;
2. 2 года;
3. 1 год;
4. 5 лет.

39. Какие последствия не возникают при признании брака недействительным?
1. супругам возвращается добрачная фамилия;
2. признается недействительным брачный договор, заключенный в период недействительного брака;
3. утрачивается право на алименты супруга, имевшего право на их получение;
4. в отношении детей, родившихся в период недействительного брака, прекращается действие презумпции отцовства супруга матери ребенка.

40. В каком органе ЗАГСа супруги могут расторгнуть брак?
1. только по месту регистрации брака;
2. только по месту жительства супругов;
3. по месту жительства супругов или по месту регистрации брака;
4. в любом на территории РФ по выбору супругов.

41. В течение какого срока можно оспорить отцовство?
1. сроки исковой давности не установлены;
2. в течение 1 года с момента, когда лицу, записанному в качестве отца, стало известно о произведенной записи;
3. срок исковой давности 3 года с момента рождения ребенка;
4. срок исковой давности 10 лет с момента рождения ребенка.

42. Кем решается спор между родителями относительно имени и фамилии ребенка?
1. отцом;
2. органом опеки и попечительства;
3. прокуратурой;
4. только самими родителями и больше никем.

43. Кто не может обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей?
1. органы внутренних дел по месту нахождения ребенка;
2. органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка;
3. приемные родители;
4. администрация воспитательного учреждения по месту нахождения ребенка.

44. С какого возраста над ребенком может быть установлено попечительство?
1. с рождения до достижения 14 лет;
2. с 10 лет;
3. с 14 лет;
4. с 16 лет.

45. Кто может требовать отмены усыновления ребенка?
1. сам ребенок в возрасте от 10 лет;
2. усыновители ребенка;
3. дедушка и бабушка ребенка;
4. прокуратура.

2) Типовые задания для оценки освоения раздел 2

Задача 1

Анастасия Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства.

Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

Эмансипированный согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний не приобретает брачную дееспособность в силу только одного факта эмансипации. Для вступления в брак он должен получить соответствующее разрешение в органах местного самоуправления на общих основаниях.

Задача 2

40-летний Василий Егоров 28 сентября 1997 года зарегистрировал брак со Светланой Дмитриевой (26 лет).

Вскоре у него обнаружили СПИД. В результате проверки выяснилось, что его жена Светлана также является носителем ВИЧ-инфекции, и вероятнее всего Егоров заразился именно от неё.

16 мая 1998 года В.Д.Егоров умер.

Дочь Егорова от первого брака Елизавета Розенберг обратилась в суд с требованием о признании брака своего отца и Дмитриевой недействительным по основанию п.3 ст.15 СК РФ.

Может ли быть удовлетворено требование Е.Розенберг? 

Согласно п.1 ст. 28 СК РФ с требованием о признании брака недействительным вследствие сокрытия при вступлении в брак одним из супругов ВИЧ-инфекции вправе обратиться в суд только пострадавший супруг.

Задача 3

Воспитанница детского дома Умида Мирзаева 8 июня 1996 года вышла замуж за Ильхама Гафортдинова. Спустя 1 год и 4 месяца у них родился сын Хамид.

Гульнар Юлдашев, племянник Ильхама Гафортдинова, перебирая старые письма своей бабушки Заремы обнаружил, что отец Ильхама долгое время проживал в маленьком селе Самагалтай республики Тува, где в то же время проживала мать Умиды, впоследствии умершая от рака печени, когда дочери было три года. Кроме того, у Умиды и отца Ильхама было обнаружено редкое заболевание, которое могло передаваться и наследственным путем. Ильхам Гафортдинов таким заболеванием не страдал.

Прокурор, поставленный в известность Юлдашевым, потребовал признания брака Ильхама и Умиды недействительным.

Супруги возражали, ссылаясь на то, что они фактически создали семью, горячо любят друг друга, а также то, что признание брака недействительным может пагубно сказаться на судьбе их сына. К тому же есть вероятность, что Ильхам и Умида всё-таки не являются единокровными братом и сестрой, так как мать Ильхама не отличалась верностью своему мужу. Отсутствие родства по их мнению, также подтверждается отсутствием у И.Гафортдинова упомянутого заболевания.

Как должен поступить суд?

В случае если факт родства подтвердится, брак должен быть признан недействительным в соответствии с п.1 ст. 27 СК РФ.

3) Типовые задания для оценки освоения раздел 3

Задача 1

Е.Ю.Молчанов дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. В том числе автомобиль «Москвич», дом в деревне, деньги, видеомагнитофон.

Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством.

При расторжении брака в суде супруга Молчанова Татьяна Загорная потребовала определить доли супругов в общей собственности с учётом стоимости перечисленного имущества. По её мнению Молчанов расходовал его в ущерб интересам семьи.

Как должен поступить суд?

Суд должен отклонить требование Т.Загорной в отношении перечисленного имущества, так как оно принадлежит только Молчанову (п.1 ст.36 СК РФ), который может распоряжаться им по своему усмотрению.

Задача 2

Александра Луговцева и Дмитрий Смоленский решили заключить брак.

В совместном заявлении о заключении брака кроме всего прочего они указали что, при вступлении в брак хотели бы взять общую фамилию Луговцевы-Смоленские.

Решение о соединении фамилий Александра Луговцева обосновывала стремлением передать будущим детям более индивидуализирующую фамилию, что по её мнению должно способствовать развитию личности детей.

В субъекте Российской Федерации, в органах ЗАГСа которого решили зарегистрировать свой брак Дмитрий и Александра, не принимался закон, запрещающий соединение фамилий при вступлении в брак.

Возможно ли присвоение Александре Луговцевой выбранной ими фамилии?

Изменится ли решение задачи, если Дмитрий захочет оставить себе добрачную фамилию?

Нет. Согласно п.2 ст.28 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года общая двойная фамилия образуется посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, а не наоборот.

Согласно п.1 ст. 32 СК РФ супруг вправе при вступлении в брак присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга. Поэтому во втором случае Александра может взять фамилию Луговцева-Смоленская (ФЗ).

«Об актах гражданского состояния» такой возможности не предусматривает».

Задача 3

Супруги Анисимовы, прожив 20 лет в браке, решили заключить брачный договор. В число условий договора входило соглашение о том, что Василий Анисимов обязывался в течение года составить завещание в пользу дочери Ларисы, лишив права наследования своего сына от первого брака 27-летнего Генадия.

Спустя 4 месяца такое завещание было составлено и надлежащим образом оформлено. А через 8 месяцев Василий Анисимов умер.

Генадий Анисимов обратился в суд с требованием о признании завещания недействительным, так как оно составлено в соответствии в условиями брачного договора, а согласно п.3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может содержать положений, ограничивающих правоспособность сторон, в частности свободу завещания.

Действительно ли завещание?

В соответствии со ст. 44, п.3 ст.42 СК РФ условия брачного договора, ограничивающие правоспособность супругов ничтожны, то есть не влекут никаких правовых последствий, кроме последствий признания их недействительными.

Завещание должно быть признано действительным.

4) Типовые задания для оценки освоения раздел 4

Задача 1

Ирина Григорьева решила прекратить выплаты алиментов на содержание своего пасынка Аващенко Михаила. Григорьева объясняла свой шаг тем, что решение суда о выплате алиментов было принято 10 декабря 1994 года, то есть до введения в действие Семейного кодекса РФ, в котором не предусматривается возможность взыскания алиментов с фактических воспитателей на их воспитанников.

Но на всякий случай она обратилась за помощью в юридическую консультацию.

Какое разъяснение следует ей дать?

Изменение законодательства не прекращает исполнение ранее вынесенных решений. Поэтому алименты придётся выплачивать.

Задача 2

13 июня 1997 года 29-летняя Мария Ольченко предъявила иск об установлении отцовства и взыскании алиментов к Сидорчуку В.Т..

При этом Ольченко требовала взыскать с него средства на содержание ребёнка за прошедший со дня рождения ребёнка срок (с 16 февраля 1997 года) в соответствии со п.2 ст.107 СК РФ, так как Сидорчук всячески уклонялся содержания детей: несколько раз менял место работы и место жительства.

27 августа 1997 года суд удовлетворил иск, признав Сидорчука В.Т. отцом и обязав его выплачивать алименты со дня обращения М.Н.Ольченко в суд. Во взыскании средств за прошедшее время суд отказал.

Правильно ли поступил суд?

Пленум Верховного Суда РФ в п.8 Постановления от 25 октября 1996 года № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскания алиментов» указал, что в случае одновременного предъявления требований об установлении отцовства и взыскании алиментов, возможность взыскания средств на содержание ребёнка за прошлое время исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребёнка.

В соответствии с п.2 ст.107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд.

Задача 3

Мария Фёдорова предъявила иск об уплате алиментов на двоих детей своему мужу майору милиции Фёдорову С.И., уже полгода проживавшему отдельно.

В числе доходов мужа, с которых Фёдорова требовала взыскать алименты она указала денежную компенсацию за обмундирование и продовольственный паёк, полученную мужем по месту службы, а также процентную надбавку за выслугу лет.

Какое решение должен принять суд? 

При определении размеров алиментов не должна учитываться денежная компенсация за обмундирование и натуральное довольствие. Этот вид доходов отсутствует в «Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841.

5) Типовые задания для оценки освоения раздел 5

Задача № 1

        После расторжения брака родителей пятилетний Саша Иванов остался проживать с матерью в г. Самаре. Его отец поступил на военную службу по контракту и уехал в Дальневосточный округ, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних родственников, которые не имели намерения взять его на воспитание в семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего прохождения службы в район вооруженного конфликта. Последующие запросы о его местонахождении результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен в судебном порядке супругами Сидоровыми, проживающими в одном из городов той же области.

          Через шесть месяцев после усыновления в г. Самару прибыл отец Саши, который пояснил, что попал в плен и в течение длительного времени удерживался незаконным вооруженным формированием. Посчитав действия органа опеки и попечительства незаконными, он потребовал предоставить сведения о сыне и обратился в суд с требованием об отмене усыновления, заявив, что он имеет преимущественное право на воспитание своего ребенка.

          Какое решение должен принять суд?

Задача № 2

        Гражданин Бобров подал в суд заявление об установлении усыновления 7-летнего сироты Димы Гаврилова, временно находящегося после смерти родителей в детском доме. В этой связи судья в ходе подготовки дела к разбирательству истребовал из органа опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка.

         Через месяц в суд поступило такое заключение, к которому были приложены и другие документы: согласие органа опеки и попечительства на усыновление; свидетельство о рождении Димы Гаврилова; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии мальчика, согласие директора детского дома на усыновление Димы Гаврилова. Однако судья потребовал от органа опеки и попечительства дополнительно представить акт обследования условий жизни Боброва и справку из Сбербанка по месту его жительства о наличии и размере его денежного вклада. Свое решение судья объяснил необходимостью тщательного выяснения материального положения Боброва в целях определения его возможностей по достойному воспитанию ребенка.

            Обоснованы ли, по Вашему мнению, требования судьи (при ответе сошлитесь на конкретные нормы СК РФ  и ГПК РФ)?

Задача № 3

        Г.Я.Железнов по просьбе своей жены Томиной усыновил ее 5-летнего сына, рожденного ею от первого брака с Б.В.Васильевым. В дальнейшем отношения между Железновым и Томиной испортились. Она вместе с сыном Юрой ушла к Васильеву и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Томина предъявила иск к Железнову о взыскании алиментов на содержание Юры. Суд, исходя из того, что Железнов является усыновителем ребенка, взыскал с него алименты, однако Железнов предъявил иск об отмене усыновления, так как он фактически лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.

          Подлежит ли удовлетворению иск Железнова об отмене усыновления ребенка?

Задача № 4

          Прокурор района предъявил иск супругам Сафоновым об отмене удочерения ими племянницы Оли. Судом было установлено, что единственной причиной удочерения ответчиками племянницы было стремление получить большую жилую площадь в связи со сносом дома, в котором они проживают. Усыновители в свою семью Олю не брали, девочка продолжала жить с матерью.

          Подлежит ли удовлетворению требование прокурора?

6) Типовые задания для оценки освоения раздел 6

        Гражданка РФ В.К Вилкова и гражданин Швеции Э. Сундквист подали в один из органов загса г.Твери по месту жительства Вилковой заявление о вступлении в брак. При этом Сундквист предъявил документ, удостоверяющий его личность, без официально заверенного перевода на русский язык. Справки о своем семейном положении и каких-либо иных документов им представлено не было. В этой связи работниками загса было предложено гражданину Сундквисту представить справку, выданную компетентными органом Швеции и легализованную в соответствующем консульском учреждении РФ, о том, что он не состоит в браке, а также сделать и нотариально заверить ее перевод.

        Правомерно ли это  требование?

Задача № 2

        В июле 1996 г. гражданин РФ И.В.Пастухов, находясь в отпуске в Испании, познакомился с гражданкой РФ А.Ю.Гузеевой, также отдыхавшей там по туристической путевке. Через несколько дней Пастухов и Гузеева по взаимному согласию заключили в соответствии с испанским законодательством брак по религиозному обряду. В связи с завершением отдыха Пастухов и Гузеева возвратились в Москву, где стали проживать в квартире Пастухова, считая себя мужем и женой. Спустя полгода отношения между ними испортились и Гузеева уехала к родителям в г.Люберцы. После этого Пастухов посчитал, что их отношения с Гузеевой были несерьезными, а заключение брака в Испании никакого значения для него иметь не может.

         В мае 1997 г. он зарегистрировал брак с В.Я.Ветровой в органе загса по месту жительства. Спустя три месяца Пастухов трагически погиб в результате автокатастрофы. Претендуя на наследство, Гузеева заявила в суд исковое заявление о признании брака Пастухова с Ветровой недействительным, предъявив в обоснование иска документы о заключении брака между ней и Пастуховым в Испании.

        Какое решение должен принять суд по иску Гузеевой?

Задача № 3

         Гражданка РФ Г.И. Лазова длительное время состояла в интимных отношениях с гражданином Республики Молдова Э.Д.Беженаром, в результате чего у Лазовой в 1996 г. по месту ее постоянного жительства в Москве родился ребенок. Под различными предлогами Беженар, который находился в Москве в длительной служебной командировке, от регистрации брака и явки в орган загса для установления своего отцовства уклонялся, а затем вообще уехал в Кишинев и перестал отвечать на письма Лозовой. Убедившись, что Беженар не собирается на ней жениться и оказывать ей материальную помощь в воспитании ребенка, Лазова подала в суд по месту своего жительства заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов на содержание ребенка.

         Подлежит ли удовлетворению иск Лазовой?

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

I. Нормативный материал.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок)
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Гражданский  процессуальный  кодекс РФ.
  4. Семейный кодекс РФ

II. Основная литература.

  1. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. - М: Юристъ,1013
  2. Гомола А.И., Гомола И.А., Саломатов Е.Н. Семейное право: Учебное пособие для студентов  учреждений среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2014
  3. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ,2014
  4. Регистрация актов гражданского состояния. Учебник/Под ред. В.А. Грачевой. – М.: Юридическая литература, 2013

III. Дополнительная литература.

  1. Беспалов Ю. Судебная защита прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 2012. №12.
  2. Белякова А.М.  Вопросы советского семейного права в судебной практике. – М.: Юридическая литература, 2013
  3. Грачева В.А.  Супруги, родители , дети: их права и обязанности. – М.: Юридическая литература,2014
  4. Гришин И.П. Право на алименты. – М.: Юридическая литература, 2014

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1. Федеральный правовой портал«Юридическая Россия» - http://law.edu.ru/

И-Р2. Федеральный правовой портал  «Гарант» - http://www.garant.ru/

И-Р 3. Федеральный правовой портал «Консультант Плюс» -  http://www.consultant.ru/

И-Р4. Образовательные ресурсы Интернета - http://www.alleng.ru/

И-Р5. Юридическая библиотека Юристлиб - http://www.iuristlib.ru/



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Утверждено

Зам.директора по УЧ_____________

С.А. Ленских

«___»_________________ 2015 г.

Планы учебных занятий

Код, наименование специальности    40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Преподаватель: Булатова Анастасия Витальевна

Рассмотрено на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № от «___»_________2015г

Зав.кафедрой   Г.Н. Дмитриева

Занятие № 1.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Семейное право как отрасль права

Цели урока:

- Познакомить с понятием, предметом и методом семейного права.

- Познакомить со значение правоспособность и дееспособность в семейном праве.

Тип урока: Урок- беседа

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Семейное право как отрасль права

3. Закрепление материала: Устный опрос

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Составить кроссворда  по теме “ Семейное право как отрасль ”.

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

Занятие № 2.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Семейные правоотношения

Цели урока:

- Познакомится осуществление и защита семейных прав, исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.

Тип урока: Практическое занятие

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Семейные правоотношения права

3. Закрепление материала: Решение правовых задач

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание Проверка домашнего задания

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

Занятие № 3.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Понятие брака.

Цели урока:

- Познакомить с понятием брака по семейному праву.

-Познакомится с порядком заключения брака

Тип урока: Урок  лекция

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Понятие брака.

3. Закрепление материала: Проверка домашнего задания

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Решение правовых задач  по теме “ Понятие брака”.

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

Занятие № 4.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Семейное право как отрасль права

Цели урока: Порядок заключения брака

- Познакомить с понятием, условием заключения брака. Препятствия к его заключению. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

- Познакомить со значение порядка заключения брака.

Тип урока: Урок- лекция

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Порядок заключения брака

3. Закрепление материала: Решение правовых задач

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Проверка домашнего задания

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.


Занятие № 5.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Порядок расторжения брака

Цели урока:

- Познакомить с понятием, основанием и порядком прекращения брака.

-Познакомится с порядком расторжение брака в органах загса.

- Познакомиться с расторжением  брака в судебном порядке.

Тип урока: Урок  лекция

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Порядок расторжения брака

3. Закрепление материала: Проверка домашнего задания

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Составить сообщение   по теме “ Порядок расторжения брака ”.

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

        

Занятие № 6.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Личные и  имущественные правоотношения между супругами

Цели урока:

- Познакомить с понятием, личные правоотношения супругов. 

-Познакомится с порядком владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов.

расторжение брака в органах загса.

- Познакомиться с расторжением  брака в судебном порядке.

Тип урока: Комбинированное занятие  

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Личные и  имущественные правоотношения между супругами

3. Закрепление материала: Заполнение правовых документов  

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Исследование    по теме “ Личные и  имущественные правоотношения между супругами ”.

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

Занятие № 7.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Брачный контракт.

Цели урока:

- Познакомить с понятием брачный договор: понятие, содержание, порядок заключения.

-Познакомится с порядком  раздела общего имущества супругов.

Тип урока: Практическое занятие  

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Брачный контракт.

3. Закрепление материала: Заполнение правовых документов  

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Исследование    по теме « Брачный контракт»

Преподаватель             __________________         Булатова. А.В.

Занятие № 8.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Основополагающие принципы прав детей.

Цели урока:

- Познакомить с понятием брачный договор: понятие, содержание, порядок заключения.

-Познакомится с порядком  раздела общего имущества супругов.

Тип урока: Практическое занятие  

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Брачный контракт.

3. Закрепление материала: Заполнение правовых документов  

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Исследование    по теме « Брачный контракт»

Занятие № 7.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Брачный контракт.

Цели урока:

- Познакомить с понятием брачный договор: понятие, содержание, порядок заключения.

-Познакомится с порядком  раздела общего имущества супругов.

Тип урока: Практическое занятие  

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Брачный контракт.

3. Закрепление материала: Заполнение правовых документов  

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Исследование    по теме « Брачный контракт»

Занятие № 7.

«__»__________ 20___ г

Предмет: Семейное право

Тема урока: Брачный контракт.

Цели урока:

- Познакомить с понятием брачный договор: понятие, содержание, порядок заключения.

-Познакомится с порядком  раздела общего имущества супругов.

Тип урока: Практическое занятие  

Учебно-методическое обеспечение: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка посещаемости

- Проверка домашнего задания

2. Объяснение нового материала по теме: Брачный контракт.

3. Закрепление материала: Заполнение правовых документов  

4. Итоги урока:

- выставление оценок

5. Домашнее задание: Исследование    по теме « Брачный контракт»



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

______________ С.А.Ленских

«___»______________2015 г.

Рабочая программа

Наименование УД (ПМ)

 Семейное право

Код, наименование специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Количество часов по учебному плану

48

Преподаватель

Булатова Анастасия Витальевна

Рассмотрено на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол №___ от  «___»_________2015 г.

Зав. кафедрой_____________ (Г.Н.Дмитриева)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ     

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является программой подготовке специалистов среднего звена с ФГОС по 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в части освоения основного вида профессиональной деятельности по реализации правовых норм в социальной сфере, выполнению государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и  повышения квалификации.

Рабочая программа составлена для очной/заочной форм обучения.

1.2.        Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  • составлять брачный договор и алиментное соглашение;
  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 49 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 33 часов;
  • самостоятельной работы студента 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

49

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

33

в том числе:

лабораторные занятия

5

практические занятия

5

самостоятельная работа студента (всего)

16

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Календарно-тематический план дисциплины

Наименование разделов, тем

Содержание учебного материала, практических занятий и самостоятельной работы

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в семейное право

Содержание учебного материала

1

1

  Понятие семьи. Функции и типы семьи. Государственная семейная политика. Понятие, предмет, метод, система и источники семейного права. Основные начала (принципы) семейного законодательства.

Семейные правоотношения. Понятие, виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Объекты семейного права. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты. Осуществление и защита семейных прав. Исковая давность и ее применение. Акты гражданского состояния.

3

2

Этапы развития семейного законодательства. Соотношение семейного и гражданского законодательства. Законодательство субъектов РФ. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.

2

Тема 2  Понятие брака. Заключение брака.
Признание брака недействительным. Прекращение брака

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и правовая природа брака по семейному праву. Элементы и признаки брака.  

2

2

Условия к заключению брака. Законодательство субъектов РФ о брачном возрасте лиц, желающим заключить брак. Обстоятельства, препятствующие заключению брака..Порядок заключения брака. Основания и порядок признания брака недействительным. Лица, имеющие право на предъявление иска о признании брака недействительным. Основания и условия признания брака действительным (санация брака). Последствия признания брака недействительным. Права добросовестного супруга при признании брака недействительным.

2

3

Прекращение брака в случае смерти или признания умершим одного из супругов. Основания и порядок расторжения брака. Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов. Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов. Расторжение брака в судебном порядке. Порядок расторжения брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов на развод и при взаимном согласии на развод. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия прекращения брака.

2

Тема 3.  Права и обязанности супругов, родителей и детей

Содержание учебного материала

2

1

Личные и имущественные правоотношения между супругами, родителями и детьми. Понятие и виды личных прав и обязанностей. Законный режим имущества супругов. Совместная собственность супругов и личная собственность каждого из них. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов.

2

2

Брачный контракт. Понятие и порядок заключения брачного договора. Содержание брачного договора. Изменение и расторжение брачного договора: основание и порядок. Признание брачного договора недействительными: основания и порядок. Раздел общего имущества супругов: основания, порядок.

2

3

Основополагающие принципы прав детей. Государственная семейная политика в интересах детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних детей. Ответственность несовершеннолетних по обязательствам. Защита прав несовершеннолетних детей.

2

4

Основания возникновения и осуществления родительских прав и обязанностей. Установление происхождения детей. Процедуры удостоверения происхождения детей от конкретных мужчины и женщины. Презумпция отцовства. Добровольное установление отцовства. Судебный порядок установление отцовства. Оспаривание отцовства (материнства).

2

5

Права и обязанности родителей. Методы и средства воспитания ребенка. Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями. Права несовершеннолетних родителей. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав.

2

Тема 4.  Алиментные правоотношения членов семьи. Порядок уплаты и взыскания алиментов

Содержание учебного материала

1

1

Особенности алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей. Порядок и размер участия родителей и детей в дополнительных расходах Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Алиментные обязательства других членов семьи (братьев и сестер, бабушек и дедушек, внуков, пасынков и падчериц, воспитанников). Основания алиментного обязательства членов семьи.

2

2

Способы уплаты алиментов. Соглашение об уплате алиментов. Порядок заключения, изменения и расторжения алиментного соглашения. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению. Признание соглашения об уплате алиментов недействительным. Судебный порядок взыскания алиментов. Порядок и условия выдачи судебного приказа.

2

3

Принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов. Взыскание алиментов за прошедший период. Ответственность плательщика алиментов за их неуплату по соглашению и по решению суда. Определение и порядок взыскания задолженности по алиментам. Основания освобождения от обязанности по содержанию члена семьи. Основания прекращения алиментных обязательств.

2

Тема 5.  Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание учебного материала

1

1

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, его формирование и использование.Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство. Права и обязанности органов опеки и попечительства. Основания и порядок установления опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства.

2

2

Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей. Правовые последствия усыновления (удочерения) детей. Контроль за условиями жизни усыновленного ребенка. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения). Правовые последствия отмены усыновления (удочерения). Приемная семья. Патронатное воспитание как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения

2

Тема 6.  Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

Содержание учебного материала

1

1

Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок заключения брака на территории РФ и за пределами территории РФ. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

2

Итого

33


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин, а также лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности для проведения интерактивных занятий и контроля знаний через электронное тестирование.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная доска;
  • комплект учебно-методической документации.

3.2.        Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Гражданский-процессуальный кодекс РФ.
  5. ФЗ «Об опеке и попечительстве»

                                                         Основные источники

                                                             Для преподавателей

  1. Абашин Э.А. Семейное право: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
  2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.- М.: Юрист, 2014.
  3. Долгов С.Г. Тестовые задания по семейному праву: Учебное пособие. – М.: Щит –М, 2014
  4. Пчелинцева Л.М. Семейное право. – М: Норма, 2013.

                                                           Для студентов

  1.   Антокольская М.В.                          1.  Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.- М.: Юрист, 2014.

  2. Черничкина Г.Н. Семейное право: Учебное пособие.-М.- Юриспруденция, 2015.

                                                  Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Березовская Г. Расторжение брака. – М.: Домашний адвокат, 2015.
  2. Гомола А.И. Гражданское право: Учеб. Для средних професс. заведений. – М.: Академия, 2014.
  3. Кружакова Л. Справочник юриста по семейному праву. – Спб.: Питер, 2013.

Для студентов

  1. Гришина И.И. Семейное право: Учебное пособие. – М.: Городец, 2014.

 2.   Гомола А.И. Гражданское право: Учеб. Для средних професс. заведений. – М.: Академия, 2013.

                        Интернет-ресурсы:

  www.consultant.ru – общая информационная правовая система;

www.garant.ru – общая информационная правовая система;

www.aport.ru – общая информационная система;

www.infopravo.by.ru – сайт содержит законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации;

www.gov.ru – Официальная Россия. Сервер органов государственной власти Российской Федерации;

www.duma.gov.ru –  официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации, раздел «Законодательная деятельность»

allpravo.ru – все о праве;

www.law.edu.ru –  федеральный образовательный правовой портал «Юридическая Россия»;

www.law.by.ru – библиотека юриста.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ , оценка отчета по выполнению самостоятельных работ.

  • составлять брачный договор и алиментное соглашение;

формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ, оценка отчета по выполнению самостоятельных работ.

  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;

формализованное наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ, оценка отчета по выполнению самостоятельных работ.

  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

формализованное наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ, оценка отчета по выполнению самостоятельных работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 - основные понятия и источники   семейного права; 

оценка решения тестовых заданий, отчеты по выполнению самостоятельных работ, опрос.

  • содержание основных институтов семейного права.

оценка решения тестовых заданий, отчеты по выполнению самостоятельных работ, опрос, оценка ситуационной задачи



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com