Домашнее задание по ТГП
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
УД Теория государства и права
Специальность:
Право и организация социального обеспечения
Раздел 1.
Введение в теорию государства и права.
ТЕМА 1.1.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- Понятие и основные черты науки теории государства и права.
- Предмет теории государства и права.
- Метод теории государства и права
- Функции теории государства и права.
- Теория государства и права в системе юридических наук
Задания для текущего контроля
- Дайте определения:
Теория государства и права_______________________________________
Предмет науки теория государства и права___________________________
- По вашему мнению, в чем состоит принципиальное отличие теории
государства и права от отраслевых юридических наук?
_______________________________________________________________
3. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его: теория государства и права является точной, социальной, естественной наукой, т.к. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:
историзм ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
объективность _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
конкретность ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
плюрализм ______________________________________________________
5. Распределите по группам методы, помещенные в перечне: толкования, юридической квалификации, анализа и синтеза, статистический, моделирования, подведения менее общего понятия под более общее, индукции и дедукции:
а) общие___________________________________________________________
б) специальные __________________________________________________
в) частные _____________________________________________________
6. Закончите утверждение: теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам занимает особое место, так как исполняет дефинитивную функцию. Она выражается в __________________________
Теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам занимает особое место, так как исполняет методологическую функцию. Она выражается в ___________________________________________________
7. Подчеркните правильный ответ:
А. Требование комплексности изучения государственно-правовых явлений для теории государства и права является предметом, объектом, принципом, методом познания.
Б. Государство и право для теории государства и права является предметом, объектом, принципом, методом познания.
В. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права являются предметом, объектом, принципом, методом познания.
8. Заполните таблицу:
Словарь занятия
Дефиниция _____________________________________________________
ТГП как наука _________________________________________________
Предмет ТГП___________________________________________________
Метод ТГП ____________________________________________________
Методология __________________________________________________
Раздел 2.
Теория государства
ТЕМА 2.1. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
- Общество, его признаки и структура.
- Понятие социальной власти, ее структура и ресурсы
- Понятие государственной власти, ее черты и методы осуществления
- Легитимность и легальность государственной власти
Задания для текущего контроля
- Заполните таблицу:
- Дайте определения:
Структура общества – ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная группа ______________________________________________
______________________________________________________________
Социальный институт ______________________________________________
________________________________________________________________
Социальная организация ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
По вашему мнению, как соотносятся социальный институт и социальная организация: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Социальная власть существует на трех уровнях:
А) семьи ________________________________________________________
_____________________________________________________________
Б) отдельного коллектива _______________________________________
____________________________________________________________
В) общества в целом ___________________________________________
____________________________________________________________
- Заполните таблицу:
- Структуру государственной власти составляют:
1. _____________________________________________________________;
2. ______________________________________________________________;
3.________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
А. _____________________________ означает признание авторитета государственной власти населением.
Б. ______________________________ означает законный порядок формирования и деятельности государственных органов и учреждений.
Словарь занятия
Социальная власть ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственная власть ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное убеждение ________________________________________
_______________________________________________________________
Государственное принуждение _____________________________________
________________________________________________________________
ТЕМА 2.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
2. Переход от присваивающей экономики к производящей
3. Причины и формы возникновения государства
Задания для текущего контроля
- Дайте определения:
А) Первобытное общество _________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Род _________________________________________________________
_______________________________________________________________
В) Этапы развития первобытного общества:
1. ______________________________________________________________
_______________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему:
3. Выберите правильный ответ:
Мононормы – это:
а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;
в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;
г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.
Отношения регулировались «мононормами» в …
а) первобытном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) феодальном обществе;
г) раннебуржуазном обществе.
- Заполните таблицу:
Возникновение государства
Территория | Причины | Особенности (формы) |
- Каково значение неолитической революции в вашем понимании ______
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Государство ________________________________________________
____________________________________________________________
Присваивающее хозяйство ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Производящее хозяйство _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Классы ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2.3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- Типология государства. Подходы к типологии государства.
- Теории происхождения государства.
- Современные подходы к проблеме возникновения государства
Задания для текущего контроля
- Основные концепции возникновения государства:
1. Автором или сторонником какой концепции происхождения государства был данный мыслитель:
а) К. Маркс ___________________________________________________
б) Фома Аквинский ______________________________________________
в) Августин Аврелий __________________________________________
г) Ж.-Ж. Руссо ___________________________________________________
д) Г. Спенсер ___________________________________________________
е) Е. Дюринг __________________________________________________
ж) Л. Петражицкий _______________________________________________
з) Г. Гоббс _____________________________________________________
II. В рамках какой теории происхождения государства высказан данный тезис:
а) «Государство – результат естественного разрастания семьи, государственная власть производна от власти отца в отношении членов семьи» ___________________________________________________________
б) «Государство – результат биологической эволюции, особый над-личностный организм» _____________________________________________
в) «Древнейшие государства появились в зонах орошаемого земледелия, следовательно, они возникли как сила, способная обеспечить строительство и содержание оросительных систем»____________________________________
г) «Государство – результат раскола общества на группы с противоположными экономическими интересами»_____________________
______________________________________________________________
д) «Государство возникло в результате стремления людей жить в орга-низованном обществе, властвовать и подчиняться»_______________________
е) «Государство – продукт божественного промысла» ____________________
ж) «Государственная власть является производной от власти собственника земли в отношении лиц, проживающих на его участке»___________________
________________________________________________________________
з) «Государство является результатом насилия узкой группы лиц в от-ношении остального населения»_____________________________________
и) «Собственные государства способны создавать не все народы, а
лишь высшие расы; расы рабов получают государство извне»___________
к) «Государство является результатом сознательной деятельности людей – особого соглашения, в силу которого население отказывается от части своих прав и передает их государству в обмен на обеспечение своей безопасности»
__________________________________________________________________
III. К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств. Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Плюрализм ________________________________________________________
Формационный подход______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Цивилизационный подход ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
ТЕМА 2.4. Понятие и сущность государства
- Понятие государства и его признаки
- Сущность государства. Социальное назначение государства
- Типология государств
Задания для текущего контроля
1. Выделите и отметьте признаки государства из перечисленных ниже:
а) аппарат власти и управления;
б) передовая наука;
в) мощный флот;
г) аппарат принуждения;
д) разделение населения по территориальным единицам;
е) преобладание городского населения над сельским;
ж) высокий уровень технической оснащенности;
з) суверенитет;
и) займы и налоги;
к) разветвленная сеть железнодорожного транспорта;
л) государственные символы (флаг, гимн, герб);
м) обязательства перед народом (защищать территорию).
- Говоря о суверенитете, нередко выделяют его внутреннюю и внешнюю составляющие. Попытайтесь объяснить эти понятия.
Внутренний суверенитет – ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Внешний суверенитет - ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
- Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его.
Современное российское государство является клерикальным, светским, теократическим, так как _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Современное российское государство является классовым, социальным, так как ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Диктатура _______________________________________________________
Компромисс ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Общественно-экономическая формация _____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Типология ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Эволюция _____________________________________________________
Цивилизация ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2.5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1. Форма государства: понятия и элементы.
2. Форма правления: монархия и республика, их признаки и виды.
3. Форма государственного устройства, признаки и виды.
4. Политики-правовой режим: сущность, виды.
Задания для текущего контроля
- Форма государства включает в себя три элемента:
- ____________________________________________________________
_______________________________________________________________;
- _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________;
- __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
а)
Вопросы для сравнения | Абсолютная монархия | Парламентская монархия | Дуалистическая монархия |
Принадлежность законодательной власти | |||
Осуществление исполнительной власти | |||
Назначение главы правительства | |||
Право роспуска парламента | |||
Право veto монарха на решения правительства | |||
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | |||
Современные страны |
Заполните таблицу:
б) Виды республик и их признаки
Вопросы для сравнения | Президентская республика | Парламентская республика | Смешанная республика |
Порядок избрания президента | |||
Порядок образования правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Право роспуска парламента у президента | |||
Наличие поста премьер-министра | |||
Объём полномочий президента | |||
Современные страны |
Заполните таблицу
в) Формы государственного устройства
Вопросы для сравнения | Унитарное государство | Федеративное государство | Конфедерация |
Территория | |||
Статус административно-территориальных единиц | |||
Государственный аппарат | |||
Гражданство | |||
Правовая система | |||
Налоговая система | |||
Судебная система | |||
Современные государства |
- Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:
А) Современное российское государство имеет демократический, авторитарный, тоталитарный, политический режим, так как ______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Современное российское государство имеет республиканскую, монархическую форму правления, так как ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Современное российское государство имеет унитарное, федеративное, конфедеративное государственное устройство, так как _________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Современная Российская Федерация является национальной, территориальной, смешанной, так как _________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На основании изученного материала нарисуйте схему «Форма государства».
ТЕМА 2.6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие и признаки функций государства.
2. Классификация функций государства.
3. Формы и методы осуществления функций государства.
Задания для текущего контроля
- Перечислите и охарактеризуйте признаки функций государства:
а) ________________________________________________________________
__________________________________________________________________б) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________в) ______________________________________________________________
_______________________________________________________________
г) ______________________________________________________________
________________________________________________________________
- Распределите по группам функции государства, помещенные в перечне: обороны, налогообложения, экономическая, социальная, международного экономического сотрудничества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина
а) внутренние ______________________________________________________
_________________________________________________________________
б) внешние ________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
4. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:
1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа _________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для РФ: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Идеологический плюрализм ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Легализованный __________________________________________________
Политический плюрализм __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2.7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
- Понятие, признаки и структура механизма государства.
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
- Понятие и признаки государственного органа.
- Классификация государственных органов.
- Теория разделения властей.
Задания для текущего контроля
- Изучив материал учебника, ответьте на вопрос: понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства” тожественны ли эти два понятия_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Охарактеризуйте принципы организации и деятельности госаппарата:
А) ____________________________________________________________
_________________________________________________________________;
Б) ________________________________________________________________
________________________________________________________________;
В) _____________________________________________________________
_______________________________________________________________;
Г) _____________________________________________________________
_________________________________________________________________;
Д) _____________________________________________________________
________________________________________________________________;
Е) ______________________________________________________________
________________________________________________________________;
Ж) _____________________________________________________________
________________________________________________________________
- Заполните схему:
- Законодательные органы называются в:
РФ _____________________________________________________________
США _________________________________________________________
Великобритании ________________________________________________
Франции _________________________________________________________
Германии ______________________________________________________
- Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- К какой ветви власти можно отнести: Правительство Амурской области; Законодательное Собрание Амурской области, городской суд. Ответ обоснуйте________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Государственная служба ___________________________________________
_______________________________________________________________
Государственный служащий ______________________________________
_________________________________________________________________
Импичмент _____________________________________________________
______________________________________________________________
Правосудие ____________________________________________________
________________________________________________________________
Судоустройство _________________________________________________
_______________________________________________________________
Судопроизводство ________________________________________________
_______________________________________________________________
Раздел 3.
Государство и гражданское общество
ТЕМА 3.1. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1. Понятие и структура политической системы общества.
2. Функции политической системы общества.
3. Место государства в политической системе общества
Задания для текущего контроля
- В данных утверждениях вставьте пропущенные слова:
А) Государство является __________________________ институтом политической системы общества.
Б) Государство в политической системе исполняет функции: _____________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) ___________________________ совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений, в которых реализуется политическая власть.
2. Заполните таблицу:
3.Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.
– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.
– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.
– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.
Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Соотнесите типы и черты политической культуры: носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней; полное отсутствие интереса к политическим процессам; носители ориентированы на местные ценности; стремление быть активным участником политического процесса; подчиняются власти, но воздействуют на выработку решений; ориентируются на деятельность центральных властей.
Словарь занятия
Политика __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Политическая культура ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этика _________________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕМА 3.2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
- Понятие гражданского общества и предпосылки его формирования
- Признаки гражданского общества
- Зарождение и развитие идеи правового государства
- Понятие и признаки правового государства
- Предпосылки создания правового государства
Задания для текущего контроля
- Дайте определение «гражданское общество» ______________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите признаки гражданского общества:
- ___________________________________________________________;
- ____________________________________________________________;
- _____________________________________________________________;
-____________________________________________________________;
-_____________________________________________________________;
- ____________________________________________________________;
- ____________________________________________________________;
- ____________________________________________________________;
- ______________________________________________________________;
- _____________________________________________________________;
- ______________________________________________________________;
- _______________________________________________________________;
- _______________________________________________________________
______________________________________________________________;
- ____________________________________________________________.
3. Заполните таблицу:
- Выберите правильный ответ: в формировании гражданского общества традиционно выделяют три этапа; восемь; это непрерывный единый процесс:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Охарактеризуйте признаки правового государства:
А) ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
Б) ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________;
В) _______________________________________________________________
________________________________________________________________;
Г) ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предпосылки создания и функционирования правового государства:
_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Антагонизм ____________________________________________________
_______________________________________________________________
Нигилизм ________________________________________________________
________________________________________________________________
Социализация личности ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 3.3. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
- Понятие правового статуса личности
- Понятие прав и свободы человека, их классификация
- Понятие достоинства человека
- Понятие юридической обязанности
- Механизм защиты прав человека
- Используя материал учебника, дайте определения следующим понятиям:
гражданство _______________________________________________________
________________________________________________________________;
принципы гражданства ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
способы приобретения гражданства ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
3.Подчеркните наиболее полный ответ. К политическим правам и свободам относятся:
– право на участие в управлении государством, право на объединение; право избирать и быть избранным;
– право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений;
– презумпция невиновности, права на судебную защиту и др.;
– избирательное право.
- К третьему поколению прав человека относятся:
– гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
– социально-экономические права, имеющие в своей основе социа- листические учения;
– права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальные и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).
- Чем, по вашему мнению, отличаются юридические обязанности от прав и свобод человека __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Имплементация ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Омбудсмен ______________________________________________________
________________________________________________________________
Раздел 4.
Теория права
ТЕМА 4.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
- Понятие и виды социальных норм
- Понятие и признаки права. Соотношение права и морали
- Право в системе социальных норм
- Принципы и функции права.
- Происхождение и сущность права
Задания для текущего контроля
- Используя материал учебника, дайте определения следующим понятиям:
- норма __________________________________________________________
________________________________________________________________ _
_________________________________________________________________
- социальные нормы ______________________________________________
________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
3. Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:
А) Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству: _____________________________________________________
________________________________________________________________
Б) Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания: ________________________________________
______________________________________________________________
В) Житель города Y совершил убийство другого жителя этого города и был задержан сотрудниками полиции. Начальнику Z заявил, что убийство было совершено из кровной мести. После этого объяснения он был отпущен. Как Вы считаете, могут ли обычаи влиять на нормы права? Соответствует ли нормам права поведение сотрудника полиции: __________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали или права: возникает вместе с государством; обеспечивается привычкой или силой общественного мнения; характеризуется конкретностью государственного принуждения; возникает раньше государства; состоит из правовых норм; обеспечивается возможностью государственного принуждения; имеет более сложную структуру; остается в любом обществе; формы и меры принуждения заранее не регламентируются; характеризуются более широким содержанием; заранее регламентированы конкретные формы и меры принуждения; отмирают вместе с государством; оценивается любое поведение людей; предписывает всестороннюю оценку поведения только правонарушителям.
Нормы права | Нормы морали |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Назовите признаки объективного права: _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Функции права – это:
а) ________________________________________________________________
б) _____________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
г) ________________________________________________________________
д) ________________________________________________________________
7. Подчеркните нужное: С точки зрения современного общесоциального подхода к сущности права его сущностной характеристикой является:
– воля экономически господствующего класса;
– свобода;
– норма;
– правопонимание;
– мораль.
- На сегодняшний день в отечественной науке сложились следующие концепции правопонимания:
– правотворческая;
– социалистическая;
– нормативная (узконормативная);
– классовая
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Дуализм __________________________________________________________
Неправомерный ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Правомерный _____________________________________________________
Прецедент _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 4.2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
1. Понятие и виды форм права
2. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов:
- Понятие, признаки и виды законов
- Понятие, признаки и виды подзаконных актов
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.
Задания для текущего контроля
1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
а) ________________________________не является источником права в РФ. б)__________________________является НПА высшей юридической силы.
в) ______________________________________занимает ведущее место среди основных законов государства.
г) Среди высших органов РФ лишь Государственная Дума вправе принять
_________________________________________________________________
д) _______________________________________среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ обладает наибольшей юридической силой.
2. Заполните таблицу:
- Дайте понятие, соответствующее определению:
А. Внешняя форма закрепления норм права – __________________________
Б. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы – ______________
В) Правило, сложившееся в обществе, санкционированное государством и взятое им под защиту – ____________________________________________
Г) Нормативно-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти – ________________________________________________________
Д) Подзаконный акт, принимаемый Правительством РФ _________________
4. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:
а) Экстерриториальность характеризует действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц, так как ___________________________________
__________________________________________________________________
б) Обратная сила закона характеризует действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц, так как ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оцените данные высказывания с позиций «верно» или «неверно», подтвердите их или опровергните.
А) «В России на уровне субъектов федерации возможно принятие только подзаконных нормативно-правовых актов» ____________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) «В системе источников права РФ вспомогательное значение имеет правовой обычай» ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) «В чрезвычайных ситуациях Президент РФ имеет право принимать законы»___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните соотнесение понятий: закон – подзаконный акт – нормативно-правовой акт:
Словарь занятия
Доктрина _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Реквизиты _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Процедура _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Унификация ______________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕМА 4.3. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- Понятие, функции и принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Понятие и стадии законотворчества в РФ
- Систематизация законодательства
- Понятие и виды юридической техники
Задания для текущего контроля
1.Заполните таблицу «Принципы правотворчества»
Принцип правотворчества | Его сущность |
Демократизм | |
Гласность | |
Научность | |
Законность | |
Профессионализм |
2. Опираясь на текст Конституции РФ, определите основные стадии законодательной процедуры РФ. Отразите их в виде логической цепочки:
3.Заполните таблицу:
Виды системы законодательства
Вид | Сущность | Основные черты | Результат систематизации |
Учет | |||
Инкорпорация | |||
Консолидация | |||
Кодификация |
- Приведите примеры изданий, являющихся инкорпорацией, консолидацией и кодификацией _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов _______________
_______________________________________________________________
- Творческое задание. Попытайтесь объяснить, как через идею высшей юридической силы закона в современных демократических государствах реализуется идея народоправства: ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 4.4. ТИПЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
- Понятие типа права
- Исторические типы права
- Понятие и структура правовой системы общества
- Понятие и основные правовые семьи мира
Задания для текущего контроля
1.Заполните таблицу:
Исторические типы права
Тип права | Сущность | Признаки |
2. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
А) Совокупность стран, развивавшихся в сходных исторических и политических условиях, имеющие схожие правовые традиции, образуют _______________________________________________________________.
Б) Римское право оказало определяющее влияние на формирование правовых систем стран ______________________________________ правовой семьи.
В) Прецедент является ведущим источником права в странах _________________________________________________ правовой семьи.
Г) Включение в систему источников права религиозных текстов допускается в _____________________________________________ правовых системах.
Д) Деление права на публичное и частное характерно для стран _______________________________________________ правовой системы.
3. Проведите сравнительный анализ романо-германской и англо-саксонской правовых систем:
Критерии сравнения | Романо-германская (континентальная) правовая семья | Англо-саксонская (англо-американская) правовая семья |
Роль римского права в оформлении | ||
Подходы к делению системы права | ||
Источники права | ||
Наличие кодифицированных актов (кодексов, уложений) | ||
Функции судебных органов |
4. К какой правовой семье, на Ваш взгляд, относится правовая система современной России и в чем состоят особенности ее правовой системы?
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Каноническое право ______________________________________________
________________________________________________________________
Манориальное право ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система формальных доказательств __________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шариат ___________________________________________________________
_________________________________________________________________
ТЕМА 4.5. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- Понятие и элементы системы права.
- Предмет и метод правового регулирования.
- Отрасль права, их характеристика.
- Понятие и виды институтов права. Право частное и публичное.
- Соотношение системы права и системы законодательства.
Задания для текущего контроля
1. Дайте понятие, соответствующее определению:
А) Общественные отношения, урегулированные определенной отраслью, составляют ее ______________________________________________________
Б) Логическая совокупность норм права, регулирующих достаточно узкий круг однородных общественных отношений ___________________________
В) Метод правового регулирования, не допускающий отступлений от предложенной модели поведения ____________________________________
Г) Метод правового регулирования, позволяющий сторонам самим выбрать свою модель поведения в пределах, установленных правом _______________
_______________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Предмет и метод отраслей российского права
Название отрасли права | Предмет правового регулирования | Метод правового регулирования |
Конституционное право | ||
Финансовое право | ||
Гражданское право | ||
Семейное право | ||
Трудовое право | ||
Административное право | ||
Уголовное право | ||
Гражданско-процессуальное право | ||
Уголовно-процессуальное право |
3. Определите принадлежность отраслей, помещенных в перечне: конституционное, уголовное, гражданское, административное, налоговое, трудовое, финансовое, предпринимательское, таможенное:
а) отрасли публичного права ________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
б) отрасли частного права ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:
а) отрасли публичного права регулируются преимущественно императивно, диспозитивно, так как ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
б) отрасли частного права регулируются преимущественно императивно, диспозитивно, так как ____________________________________________
_______________________________________________________________
Словарь занятия
Нотариат _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 4.6. НОРМЫ ПРАВА
- Понятие и признаки нормы права
- Классификация правовых норм
- Структура нормы права
- Виды гипотез, диспозиций и санкций
- Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Задания для текущего контроля
1. Вставьте пропущенное слово:
Норма права:
А) содержит ______________________________ правило поведения;
Б) устанавливается _____________________________________;
В) обеспечивается ___________________________ силой государства;
Г) рассчитана на __________________________ период времени;
Д) являются ______________________________правилами поведения.
2. Определите вид нормы:
А) «Алиментами является то имущественное содержание, которое одни члены семьи предоставляют другим» – ________________________________
________________________________________________________________
Б) «Лицо, находящееся в общественном месте, не должно нарушать общественного порядка и распивать спиртные напитки, в противном случае будет привлечено к административной ответственности» – ______________
_________________________________________________________________
В) «Гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, обязан в течение одного месяца получить гражданский паспорт» – ______________________________
_______________________________________________________________
3. Дайте понятие, соответствующее определению:
А) Норма права, не допускающая отступлений от предложенной модели поведения ________________________________________________________
Б) Норма права, применяющаяся в тех случаях, когда в системе социальных отношений произошел сбой – совершено правонарушение ________________
_________________________________________________________________
В) Норма-определение называется ____________________________________
_________________________________________________________________
Г) Норма, закрепляющая стратегические моменты регулирования в отрасли или праве в целом, – ________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Заполните таблицу:
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС:
5. Пользуясь формулой «если…, то…, иначе…» составьте правила поведения студента АКТ. Обратите внимание, в каком случае санкция необходима, а в каких – является излишней. Студент АКТ имеет право:
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент АКТ обязан:
____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Альтернатива _________________________________________________
________________________________________________________________
Гипотеза ______________________________________________________
Дефиниция _____________________________________________________
______________________________________________________________
Санкция ________________________________________________________
______________________________________________________________
Штраф ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема 4.7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
- Понятие и формы реализации права
- Применение права и его стадии.
- Акты применения права: понятие, особенности, виды
- Отличие нормативных актов от актов применения права.
- Пробелы и коллизии в праве, способы их восполнения и разрешения
Задания для текущего контроля
1. Назовите четыре формы реализации права:
а) ________________________________________________________________
_________________________________________________________________;
б) _____________________________________________________________
_______________________________________________________________;
в) _____________________________________________________________
_________________________________________________________________;
г) _____________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Определите форму реализации права:
а) пассажир оплачивает проезд – ___________________________________;
б) гражданин участвует в выборах –________________________________ ;
в) граждане регистрируют брак в органе ЗАГС – ______________________;
г) гражданин не нарушает общественный порядок – ___________________;
д) суд принимает решение по делу – __________________________________;
е) суд выносит приговор –___________________________________________
3. Заполните таблицу:
Сходные и различные признаки нормативных правовых актов и правоприменительных актов
Нормативно-правовой акт | Акт применения права |
а) содержит норму; б) носит индивидуально-властный характер; в) носит общеобязательный характер; г) обращен к конкретным лицам; д) не содержит нормы; е) является официальным документом, принятым компетентным государственным органом; ж) имеет обязательные реквизиты, при отсутствии которых недействителен; з) обращен к определенному кругу лиц; и) не может служить образцом для разрешения подобных дел.
4. Заполните схему «Правоприменительный процесс в РФ»:
стадия 1– _______________________________________________________
Цель – _________________________________________________________
Выражается в следующих действиях:
– _____________________________________________________________
– ________________________________________________________________ – ________________________________________________________________
стадия 2 – _______________________________________________________
Цель – _________________________________________________________
Выражается в следующих действиях:
–________________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________ стадия 3– ______________________________________________________
Цель – ________________________________________________________
Выражается в следующих действиях:
- ________________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
5. Вставьте пропущенные слова. Принципы правоприменительной деятельности:
– законность означает _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
– социальная справедливость – ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
целесообразность – _____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
обоснованность - __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Реализация права – ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Применение права –
Акт применения права – _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Пробел в праве – __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналогия закона – _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналогия права – __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Юридические коллизии – __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия _________________________________________________________
________________________________________________________________
ТЕМА 4.8. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
- Понятие толкования права.
- Способы толкования норм права.
- Виды толкования норм права.
- Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
Задания для текущего контроля
- Заполните таблицу:
Способы толкования права
Языковой | |
Систематический
| |
Логический | |
Исторический | |
Телеологический | |
Функциональный | |
Специально-юридический | |
Доктринальный |
2. Адекватное толкование права выражается формулой:
– «дух» и «Буква» закона совпадают;
– «дух» закона шире «Буквы» закона;
– «дух» закона уже «Буквы» закона.
3. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
А) В примере «казнить нельзя помиловать» приобретает принципиальное значение ___________________________ способ толкования права.
Б) При изучении содержания Законов Хаммурапи современным исследователем он, прежде всего, использует ______________________
способ толкования права.
В) Выявляя цель, поставленную законодателем при принятии данного нормативного акта, мы используем _______________________ способ толкования права.
Г) Юрист, разъясняя клиенту содержание нормы, использует _____
_______________________ способ толкования права.
Д) Опубликованный комментарий к закону является примером
___________________________ толкования права.
4. Оцените характер высказывания (правильный ответ подчеркните и обоснуйте):
а) Толковать закон имеет право только лицо, имеющее юридическое
образование – верно; неверно, так как _________________________________
_________________________________________________________________
б) Разъяснение права, даваемое юристом в юридической консультации, является примером профессионального толкования – верно, неверно, т.к. ___
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Разъяснение права, даваемое юристом в юридической консультации, носит официальный характер – верно, неверно, так как ________________________
________________________________________________________________
г) Разъяснение права, даваемое судьей в ходе судебного заседания, носит официальный характер – верно, неверно, так как ________________________
__________________________________________________________________
5. Заполните схему:
Виды толкования норм права по субъектам:
Виды толкования норм права по объему
СЛОВАРЬ ЗАНЯТИЯ
Интерпретация ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Морфология ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пунктуация ________________________________________________________
_________________________________________________________________
Синтаксис _______________________________________________________
_________________________________________________________________
ТЕМА 4.9. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- Понятие и признаки правоотношений
- Структура правоотношений: субъекты, объекты и содержание
- Виды правоотношений
- Понятие и классификация юридических фактов.
Задания для текущего контроля
1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
А) ____________________________ означает способность субъекта отвечать за вред, причиненный его неправомерными действиями.
Б) _______________________ означает способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями приобретать субъективные права и осуществлять юридические обязанности.
В) Субъективные права и юридические обязанности образуют ____________________________ правоотношения.
Г) Граждане, иностранцы, лица без гражданства в правоотношениях выступают как ______________________ лица.
Д) Правоспособность и дееспособность в своей совокупности образуют _________________________________________.
Е) Устойчивая совокупность юридических фактов, каждый из которых необходим для того, чтобы возникло, изменилось или было прекращено правоотношение, называется ________________________________________
2. Охарактеризуйте элементы структуры правоотношения.
2.1. Гражданское правоотношение купли-продажи . Гражданка А. приобрела набор мягкой мебели «Верона» в магазине «Комфорт»:
Субъекты: _______________________________________________________
Объект: ___________________________________________________________
Содержание: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
2.2. Административное охранительное правоотношение, возникшее вследствие нарушения водителем ПДД. Водитель Р., находясь в нетрезвом состоянии за рулем своего личного автомобиля «Хонда», был остановлен сотрудником ГИБДД:
Субъекты: _______________________________________________________
Объект: ___________________________________________________________
Содержание: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Классификация юридических фактов:
3.1. по последствиям
А) ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
Б) ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
В) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
- По связи с волей субъекта
А) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Распределите по видам юридические факты, значимые для жизни гражданина (в таблицу):
рождение; получение образования; достижение возраста 18 лет; покупка автомобиля; вступление в брак; рождение ребенка; наводнение; расторжение брака; денежная реформа, достижение пенсионного возраста; самоубийство; естественная смерть.
Факты события | Факты действия |
Словарь занятия
Юридический акт __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Юридические поступки ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Юридические презумпции _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Фикции ___________________________________________________________
_______________________________________________________________
Раздел 5.
Правомерное поведение и правонарушение
ТЕМА 5.1. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ
- Понятие и признаки правомерного поведения.
- Виды правомерного поведения.
- Понятие, признаки и виды правонарушений.
- Юридический состав правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.
Задания для текущего контроля
1. Признаки правомерного поведения:
А) социальное значение _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________;
Б) сознательно-волевой характер _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________;
В) правовая регламентация _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________;
Г) порождает юридические последствия _____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Виды правомерного поведения
По форме проявления | |
По степени активности | |
По форме реализации норм права | |
По отраслям права | |
По мотивам поведения | |
По характеру мотивации | |
3. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
А) Не может быть субъектом правонарушения лицо, призванное в установленном законом порядке _____________________________________
Б) Отрицательное психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному деянию называется ______________________________
В) Субъектом преступления может быть только _________________ ____________________ лицо.
Г) Совокупность внешних признаков деяния, характеризующих его как правонарушение, называется ________________________________________
Д) Лицо, нарушившее порядок государственного управления, закрепленный в соответствующих Правилах (ПДД, Правилах противопожарной безопасности, Правилах перевоза пассажиров и т.п.), привлекается к __________________________ ответственности.
4. Охарактеризуйте элементы состава правонарушения.
ОБРАЗЕЦ.
Совершен административный проступок: Водитель К., 18 мая 2014 г., следуя из Владивостока в Находку, значительно превысил скорость, установленную для участка дороги в районе аэропорта.
– Субъект: водитель (физическое лицо), праводееспособное в полном объеме.
– Объект: безопасность дорожного движения.
– Объективная сторона: 18 мая, шоссе в районе аэропорта, превышение скорости на 45 км.
– Субъективная сторона – прямой умысел.
По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:
4.1. Состав уголовного преступления. Гражданин Д., 24 лет, поссорившись со своим приятелем на почве ревности, решил убить его, подкараулив в подъезде вечером, нанес три удара ножом, от которых пострадавший скончался.
Субъект: ________________________________________________________
Объект: __________________________________________________________
Объективная сторона: ____________________________________________
Субъективная сторона: _____________________________________________
4.2. Состав дисциплинарного проступка. Гражданин С., 37 лет, работающий охранником, назначил свидание продавщице находящегося поблизости магазина, вследствие чего в течение двух часов отсутствовал на охраняемом объекте.
Субъект: _________________________________________________________
Объект: __________________________________________________________
Объективная сторона: ______________________________________________
Субъективная сторона: _____________________________________________
5. Распределите правонарушения по степени общественного вреда:
а) опоздание на работу;
б) похищение человека;
в) контрабанда наркотиков;
г) задержка оплаты коммунальных платежей;
д) неподача декларации о доходах;
е) кража;
ж) охота без лицензии;
з) угон автомобиля;
и) розничная торговля в неустановленном месте;
к) превышение скорости;
л) недостоверное декларирование груза;
м) появление в общественном месте в нетрезвом виде.
Проступки (буквами) ______________________________________________
Преступления (буквами) _____________________________________________
Словарь занятия
Маргинальное поведение ____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Девиантное поведение _____________________________________________
________________________________________________________________
Казус ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕМА 5.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Понятие и признаки юридической ответственности
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
Задания для текущего контроля
- Заполните таблицу:
Юридическая ответственность | ||
Цели | Принципы | Функции |
2. Определите вид юридической ответственности.
А) Наступает за совершение трудовых и иных служебных правонарушений, налагается властью руководителя предприятия или учреждения – ________
Б) Наступает за причинение вреда имущественным и личным не-имущественным правам других лиц, налагается по суду и по договору
(например в форме пени – договорной ответственности) – ________________
В) Наступает за совершение преступлений, налагается исключительно в судебном порядке – ________________________________________________
Г) Наступает за нарушение правил государственного управления, налагается властью компетентных в данной сфере государственного управления должностных лиц – _______________________________________________
3. Соотнесите понятия: невменяемость, истечение сроков давности, амнистия, обоснованный риск, само лицо перестало быть общественно опасным в силу безупречного поведения и добросовестного отношения к труду, недостижение установленного законом возраста, деяние совершенное без вины (казус), деятельное раскаяние, изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде (перестает быть общественно опасным), помилование, примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда, необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, крайняя необходимость, исполнение приказа или распоряжения.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность | Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности |
ТЕМА 5.3. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Понятие, признаки и функции правосознания
2. Структура и виды правосознания
3. Правовой нигилизм
4. Понятие, структура и виды правовой культуры
5. Правовое воспитание
Задания для текущего контроля
1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:
а) в структуре правосознания традиционно выделяют две составляющие – __
_______________________ и ______________________________________;
б) оценка правовых явлений только с позиций личного опыта и здравого смысла характерно для ______________________________правосознания;
в) явление правовой культуры, для которого характерно отрицание ценности права, полное неверие в его способность быть эффективным регулятором общественных отношений – _________________________________________
г) наиболее высокий тип правосознания, для которого характерен
высокий уровень теоретического осмысления права ____________________
_______________________________________________________________
д) строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность – есть _____________________________
2. Заполните таблицу:
Виды правосознания
3. Используя справочный и учебный материал, дайте определения следующих дефектов правового сознания:
3.1. Правовой нигилизм –___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Правовой инфантилизм – ______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. Правовой дилетантизм – ______________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4. Правовой фетишизм – ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте определение и охарактеризуйте составляющие правовой культуры.
- Выпишите формы правового воспитания: _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Творческое задание. Каковы, на ваш взгляд, причины и пути преодоления низкого уровня правосознания и правовой культуры в России: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь занятия
Идеология ________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Культура _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сознание __________________________________________________________
_______________________________________________________________
Ценность _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Эмпирическое _____________________________________________________
ТЕМА 5.4. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА
- Понятие и принципы законности
- Гарантии законности: понятие и виды.
- Понятие правопорядка и общественного порядка.
- Соотношение законности и правопорядка
- Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
Задания для текущего контроля
1. Перечислите принципы законности:
- единство законности _______________________________________________
________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________;
- верховенство закона _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________;
- равенства перед законом ___________________________________________
__________________________________________________________________;
- недопустимости подмены законности _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
- неразрывной связи законности и культуры _________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Заполните таблицу:
3. Определите признаки правопорядка:
А) базируется на формально-определённых правовых предписаниях ______
_________________________________________________________________;
Б) система отношений, основанная на единой сущности права и обеспечивается силой единой государственной власти ___________________;
В) возникает при организующей деятельности государства, его органов ___
__________________________________________________________________;
Г) обеспечивается государством, охраняется им от нарушений __________;
Д) обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив ________________________________________________________;
Е) основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности _________
4. Приведите примеры видов дисциплины:
- трудовая ________________________________________________________
_______________________________________________________________;
- воинская ________________________________________________________
_______________________________________________________________;
- договорная ___________________________________________________
_______________________________________________________________;
- технологическая _________________________________________________
________________________________________________________________;
- финансовая ______________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Соотношение категорий «законность» и «правопорядок»:
А) _____________________ — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;
________________________ — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.
Б) законность - ___________________________ право, правовое качество ____________________________________ актов, процесса их реализации;
правопорядок - ____________________ в жизнь право, _____ __________________________________государственной власти и народа.
В) право, законы — юридическая основа ______________________, — _______________средство его установления.
Г) если _______________ выступает как причина, то _____________ следствие. Если при анализе ___________________ имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении _________________________ - с состояниями и их качеством.
Словарь занятия
Общественный порядок _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Надзор __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тождественный __________________________________________________
Литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с. –(Актуальное законодательство).
2. Головостикова А. Н. Теория государства и права в таблицах и схемах: учебное пособие /А. Н. Головоастикова, Ю. А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
3. Иванников И. А. Общая теория государства и права: Учебное пособие /И. А. Иванников. – М.: Изд-торг.корп. «Дашков и Кº»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. – 368 с.
4.Клименко А. В. Теория государства и права: Учебное пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений /А. В. Клименко, В. В. Румынина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006 г. – 224 с.
5. Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 304 с.
6. Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2009. – 752 с.
7. Теория государства и права: Учебник /Отв.ред. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераби доп. – М.: Норма, 2008.- 496 с.