Домашнее задание по ТГП

Булатова Анастасия Витальевна

Домашние работы для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnye_po_tgp.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

УД  Теория государства и права

Специальность:

Право и организация социального обеспечения

Раздел 1.

Введение в теорию государства и права.

ТЕМА 1.1.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

  1. Понятие и основные черты науки теории государства и права.
  2. Предмет теории государства и права.
  3. Метод теории государства и права
  4. Функции теории государства и права.
  5. Теория государства и права в системе юридических наук

Задания для текущего контроля

  1. Дайте определения:

 Теория государства и права_______________________________________

Предмет науки теория государства и права___________________________

  1. По вашему мнению, в чем состоит принципиальное отличие теории

государства и права от отраслевых юридических наук?
_______________________________________________________________

3. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его: теория государства и права является точной, социальной, естественной наукой, т.к. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:

историзм ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

объективность _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

конкретность ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

плюрализм ______________________________________________________

5. Распределите по группам методы, помещенные в перечне: толкования, юридической квалификации, анализа и синтеза, статистический, моделирования, подведения менее общего понятия под более общее, индукции и дедукции:

а) общие___________________________________________________________

б) специальные __________________________________________________

в) частные _____________________________________________________

6. Закончите утверждение: теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам занимает особое место, так как исполняет дефинитивную функцию. Она выражается в __________________________

Теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам занимает особое место, так как исполняет методологическую функцию. Она выражается в ___________________________________________________

7. Подчеркните правильный ответ:

А. Требование комплексности изучения государственно-правовых явлений для теории государства и права является предметом, объектом, принципом, методом познания.

Б. Государство и право для теории государства и права является предметом, объектом, принципом, методом познания.

В. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права являются предметом, объектом, принципом, методом познания.

8. Заполните таблицу:

Словарь занятия

Дефиниция _____________________________________________________

ТГП как наука _________________________________________________

Предмет ТГП___________________________________________________

Метод ТГП ____________________________________________________

Методология __________________________________________________

        

Раздел 2.

Теория государства

ТЕМА 2.1. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

  1. Общество, его признаки и структура.
  2. Понятие социальной власти, ее структура и ресурсы
  3. Понятие государственной власти, ее черты и методы осуществления
  4. Легитимность и легальность государственной власти

Задания для текущего контроля

  1. Заполните таблицу:

                                                                                                                                       

  1. Дайте определения:

 Структура общества – ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная группа ______________________________________________

______________________________________________________________

Социальный институт ______________________________________________

________________________________________________________________

Социальная организация ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

По вашему мнению, как соотносятся социальный институт и социальная организация: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Социальная власть существует на трех уровнях:

А) семьи ________________________________________________________

_____________________________________________________________

Б)  отдельного коллектива _______________________________________

____________________________________________________________

В) общества в целом ___________________________________________

____________________________________________________________  

  1. Заполните таблицу:

  1. Структуру государственной власти составляют:

1. _____________________________________________________________;

2. ______________________________________________________________;

3.________________________________________________________________________________________________________________________________  

6. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А. _____________________________ означает признание авторитета государственной власти населением.

Б. ______________________________ означает законный порядок формирования и деятельности государственных органов и учреждений.

Словарь занятия

Социальная власть ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственная власть ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное убеждение ________________________________________

_______________________________________________________________

Государственное принуждение _____________________________________

________________________________________________________________

ТЕМА 2.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

1.        Власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.        Переход от присваивающей экономики к производящей

3.        Причины и формы возникновения государства

Задания для текущего контроля

  1. Дайте определения:

А) Первобытное общество _________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Род _________________________________________________________

_______________________________________________________________

В) Этапы развития первобытного общества:

1. ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните схему:

3. Выберите правильный ответ:

Мононормы – это:

а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;

в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;

г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.

Отношения регулировались «мононормами» в …

а) первобытном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) феодальном обществе;

г) раннебуржуазном обществе.

  1.  Заполните таблицу:

Возникновение государства

Территория

Причины

Особенности (формы)

  1. Каково значение неолитической революции в вашем понимании ______

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Государство ________________________________________________

____________________________________________________________

Присваивающее хозяйство ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Производящее хозяйство _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Классы ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2.3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

  1. Типология государства. Подходы к типологии государства.
  2. Теории происхождения государства.
  3. Современные подходы к проблеме возникновения государства

Задания для текущего контроля

  1.   Основные концепции возникновения государства:

1. Автором или сторонником какой концепции происхождения государства был данный мыслитель:

а) К. Маркс  ___________________________________________________

б) Фома Аквинский  ______________________________________________

в) Августин Аврелий __________________________________________

г) Ж.-Ж. Руссо ___________________________________________________

д) Г. Спенсер ___________________________________________________

е) Е. Дюринг __________________________________________________

ж) Л. Петражицкий _______________________________________________

з) Г. Гоббс _____________________________________________________

II. В рамках какой теории происхождения государства высказан данный тезис:

а) «Государство – результат естественного разрастания семьи, государственная власть производна от власти отца в отношении членов семьи» ___________________________________________________________

б) «Государство – результат биологической эволюции, особый над-личностный организм» _____________________________________________

в) «Древнейшие государства появились в зонах орошаемого земледелия, следовательно, они возникли как сила, способная обеспечить строительство и содержание оросительных систем»____________________________________

г) «Государство – результат раскола общества на группы с противоположными экономическими интересами»_____________________

______________________________________________________________

д) «Государство возникло в результате стремления людей жить в орга-низованном обществе, властвовать и подчиняться»_______________________

е) «Государство – продукт божественного промысла» ____________________

ж) «Государственная власть является производной от власти собственника земли в отношении лиц, проживающих на его участке»___________________

________________________________________________________________

з) «Государство является результатом насилия узкой группы лиц в от-ношении остального населения»_____________________________________

и) «Собственные государства способны создавать не все народы, а

лишь высшие расы; расы рабов получают государство извне»___________

к) «Государство является результатом сознательной деятельности людей – особого соглашения, в силу которого население отказывается от части своих прав и передает их государству в обмен на обеспечение своей безопасности»

__________________________________________________________________

III.  К концу XIX в. на политической карте мира насчитывалось чуть меньше 50 государств. К концу XX в. их стало более 250. К 2015 г. прогнозируется существование не менее 300 государств. Какие причины влияют на столь интенсивное государствообразование? Как Вы полагаете, эта тенденция сохранится в будущем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Плюрализм ________________________________________________________
Формационный подход______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цивилизационный подход ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

ТЕМА 2.4.  Понятие и сущность государства

  1. Понятие государства и его признаки
  2. Сущность государства. Социальное назначение государства
  3. Типология государств

Задания для текущего контроля

1. Выделите и отметьте признаки государства из перечисленных ниже:

а) аппарат власти и управления;

б) передовая наука;

в) мощный флот;

г) аппарат принуждения;

д) разделение населения по территориальным единицам;

е) преобладание городского населения над сельским;

ж) высокий уровень технической оснащенности;

з) суверенитет;

и) займы и налоги;

к) разветвленная сеть железнодорожного транспорта;

л) государственные символы (флаг, гимн, герб);

м) обязательства перед народом (защищать территорию).

  1. Говоря о суверенитете, нередко выделяют его внутреннюю и внешнюю составляющие. Попытайтесь объяснить эти понятия.

Внутренний суверенитет – ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Внешний суверенитет - ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

                                                                                                                                     

  1. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его.

Современное российское государство является клерикальным, светским, теократическим, так как _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Современное российское государство является классовым, социальным, так как ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Диктатура _______________________________________________________

Компромисс ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Общественно-экономическая формация _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Типология ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эволюция _____________________________________________________

Цивилизация ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2.5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1. Форма государства: понятия и элементы.

2. Форма правления: монархия и республика, их признаки и виды.

3. Форма государственного устройства, признаки и виды.

4. Политики-правовой режим: сущность, виды.

Задания для текущего контроля

  1. Форма государства включает в себя три элемента:
  1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________;

  1. _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________;

  1. __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

а)

Вопросы для сравнения

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Дуалистическая монархия

Принадлежность законодательной власти

Осуществление исполнительной власти

Назначение главы правительства

Право роспуска парламента

Право veto монарха на решения правительства

Чрезвычайно-указное законодательство монарха

Современные страны

Заполните таблицу:

                б)                               Виды республик и их признаки 

Вопросы для сравнения

Президентская республика

Парламентская республика

Смешанная республика

Порядок избрания президента

Порядок образования правительства

Ответственность правительства

Право роспуска парламента у президента

Наличие поста премьер-министра

Объём полномочий президента

Современные страны

Заполните таблицу 

             в)                                            Формы государственного устройства

Вопросы для сравнения

Унитарное государство

Федеративное государство

Конфедерация

Территория

Статус административно-территориальных единиц

Государственный аппарат

Гражданство

Правовая система

Налоговая система

Судебная система

Современные государства

  1. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:

А) Современное российское государство имеет демократический, авторитарный, тоталитарный, политический режим, так как ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Современное российское государство имеет республиканскую, монархическую форму правления, так как ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Современное российское государство имеет унитарное, федеративное, конфедеративное государственное устройство, так как _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Современная Российская Федерация является национальной, территориальной, смешанной, так как _________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На основании изученного материала нарисуйте схему «Форма государства».

ТЕМА 2.6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие и признаки функций государства.

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

Задания для текущего контроля

  1. Перечислите и охарактеризуйте  признаки функций государства:

а) ________________________________________________________________

__________________________________________________________________б) ______________________________________________________________

__________________________________________________________________в) ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

г) ______________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Распределите по группам функции государства, помещенные в перечне: обороны, налогообложения, экономическая, социальная, международного экономического сотрудничества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина

а) внутренние ______________________________________________________

_________________________________________________________________

б) внешние ________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

                                                                                                                               

                                                                                                                                   

4. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1.  В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.  Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа _________________________________________

____________________________________________________________________________________

3.  В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для РФ: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Идеологический плюрализм ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Легализованный __________________________________________________

Политический плюрализм __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2.7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

  1. Понятие, признаки и структура механизма государства.
  2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  3. Понятие и признаки государственного органа.
  4. Классификация государственных органов.
  5. Теория разделения властей.

Задания для текущего контроля

  1. Изучив материал учебника, ответьте на вопрос: понятие “механизма государства” нередко отождествляется с понятием “аппарат государства” тожественны ли эти два понятия_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности госаппарата:

А) ____________________________________________________________

_________________________________________________________________;

Б) ________________________________________________________________
________________________________________________________________;

В) _____________________________________________________________

_______________________________________________________________;

Г) _____________________________________________________________

_________________________________________________________________;

Д) _____________________________________________________________

________________________________________________________________;

Е) ______________________________________________________________

________________________________________________________________;

Ж) _____________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Заполните схему:

                                                                                                                                   

  1. Законодательные органы называются в:

РФ _____________________________________________________________

США _________________________________________________________

Великобритании ________________________________________________

Франции _________________________________________________________

Германии ______________________________________________________

  1. Почему в соответствии с теорией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти занимает власть законодательная____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какой ветви власти можно отнести: Правительство Амурской области; Законодательное Собрание Амурской области, городской суд. Ответ обоснуйте________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Государственная служба ___________________________________________

_______________________________________________________________

Государственный служащий ______________________________________

_________________________________________________________________

Импичмент _____________________________________________________

______________________________________________________________

Правосудие ____________________________________________________

________________________________________________________________

Судоустройство _________________________________________________

_______________________________________________________________

Судопроизводство ________________________________________________

_______________________________________________________________

Раздел 3.

Государство и гражданское общество

ТЕМА 3.1. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1. Понятие и структура политической системы общества.

2. Функции политической системы общества.

3. Место государства в политической системе общества

Задания для текущего контроля

  1. В данных утверждениях вставьте пропущенные слова:

А) Государство является __________________________ институтом политической системы общества.

Б) Государство в политической системе исполняет функции: _____________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) ___________________________ совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений, в которых реализуется политическая власть.

2. Заполните таблицу:

3.Один из анекдотов утверждает, что однажды Александр Македонский, Цезарь и Наполеон наблюдали парад войск на Красной площади.

– Если бы у меня были такие танки, – сказал Александр Македонский, – я был бы непобедим.

– Если бы у меня были такие самолеты, – говорит Цезарь, – я завоевал бы весь мир.

– А если бы у меня была современная пресса, – заметил Наполеон, – мир никогда не узнал бы о моем поражении при Ватерлоо.

Как Вы думаете, какую роль играют средства массовой информации в политико-правовых отношениях? Почему СМИ называют четвертой властью? Каковы должны быть взаимоотношения государственных и частных СМИ с государством?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Соотнесите типы и черты политической культуры: носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней; полное отсутствие интереса к политическим процессам; носители ориентированы на местные ценности; стремление быть активным участником политического процесса; подчиняются власти, но воздействуют на выработку решений; ориентируются на деятельность центральных властей.

Словарь занятия

Политика __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Политическая культура ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этика _________________________________________________________

__________________________________________________________________

ТЕМА 3.2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  1. Понятие гражданского общества и предпосылки его формирования
  2. Признаки гражданского общества
  3. Зарождение и развитие идеи правового государства
  4. Понятие и признаки правового государства
  5. Предпосылки создания правового государства

Задания для текущего контроля

  1. Дайте определение «гражданское общество» ______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите  признаки гражданского общества:

- ___________________________________________________________;

     - ____________________________________________________________;

- _____________________________________________________________;

     -____________________________________________________________;

    -_____________________________________________________________;

- ____________________________________________________________;

    - ____________________________________________________________;

    - ____________________________________________________________;

    - ______________________________________________________________;

    - _____________________________________________________________;

    - ______________________________________________________________;

    - _______________________________________________________________;

    - _______________________________________________________________

      ______________________________________________________________;

   - ____________________________________________________________.

3. Заполните таблицу:

  1. Выберите правильный ответ: в формировании гражданского общества традиционно выделяют три этапа; восемь; это непрерывный единый процесс:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте признаки правового государства:

А) ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

Б) ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________;

В) _______________________________________________________________

________________________________________________________________;

Г) ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предпосылки создания и функционирования правового государства:

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В настоящее время в конституциях многих государств (ст.1 Конституции РФ) есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия на самом деле правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Антагонизм ____________________________________________________

_______________________________________________________________

Нигилизм ________________________________________________________

________________________________________________________________

Социализация личности ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 3.3. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

  1. Понятие правового статуса личности
  2. Понятие прав и  свободы человека,  их классификация
  3. Понятие достоинства человека
  4. Понятие юридической обязанности
  5. Механизм защиты прав человека

  1. Используя  материал учебника, дайте определения следующим понятиям:

гражданство _______________________________________________________

________________________________________________________________;

принципы гражданства ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

способы приобретения гражданства ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

3.Подчеркните наиболее полный ответ. К политическим правам и свободам относятся:

 – право на участие в управлении государством, право на объединение; право избирать и быть избранным;

 – право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений;

– презумпция невиновности, права на судебную защиту и др.;

– избирательное право.

  1. К третьему поколению прав человека относятся:

– гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;

– социально-экономические права, имеющие в своей основе социа- листические учения;

– права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальные и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).

  1. Чем, по вашему мнению, отличаются юридические обязанности от прав и свобод человека __________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Имплементация ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Омбудсмен ______________________________________________________

________________________________________________________________

Раздел 4.

Теория права

ТЕМА 4.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

  1. Понятие и виды социальных норм
  2. Понятие и признаки права. Соотношение права и морали
  3. Право в системе социальных норм
  4. Принципы и функции права.
  5. Происхождение и сущность права

Задания для текущего контроля

  1. Используя  материал учебника, дайте определения следующим понятиям:

- норма __________________________________________________________

________________________________________________________________ _

_________________________________________________________________

- социальные нормы ______________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

3. Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

А) Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству: _____________________________________________________

________________________________________________________________

Б) Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания: ________________________________________

______________________________________________________________

В) Житель города Y совершил убийство другого жителя этого города и был задержан сотрудниками полиции. Начальнику Z заявил, что убийство было совершено из кровной мести. После этого объяснения он был отпущен. Как Вы считаете, могут ли обычаи влиять на нормы права? Соответствует ли нормам права поведение сотрудника полиции: __________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали или права: возникает вместе с государством; обеспечивается привычкой или силой общественного мнения; характеризуется конкретностью государственного принуждения; возникает раньше государства; состоит из правовых норм; обеспечивается возможностью государственного принуждения;  имеет более сложную структуру; остается в любом обществе; формы и меры принуждения заранее не регламентируются; характеризуются более широким содержанием; заранее регламентированы конкретные формы и меры принуждения; отмирают вместе с государством; оценивается любое поведение людей; предписывает всестороннюю оценку поведения только правонарушителям.

 

Нормы права

Нормы морали

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Назовите признаки объективного права: _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 6. Функции права – это:

а) ________________________________________________________________

б) _____________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

г) ________________________________________________________________

д) ________________________________________________________________

7. Подчеркните нужное: С точки зрения современного общесоциального подхода к сущности права его сущностной характеристикой является:

 – воля экономически господствующего класса;

– свобода;

 – норма;

 – правопонимание;

– мораль.

  1. На сегодняшний день в отечественной науке сложились следующие концепции правопонимания:

– правотворческая;

– социалистическая;

– нормативная (узконормативная);

 – классовая

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Дуализм __________________________________________________________

Неправомерный ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Правомерный _____________________________________________________

Прецедент _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 4.2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

1.        Понятие и виды форм права

2.        Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов:

         - Понятие, признаки и виды законов

         - Понятие, признаки и виды подзаконных актов

3.        Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.

Задания для текущего контроля

1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

а) ________________________________не является источником права в РФ. б)__________________________является НПА высшей юридической силы.

в) ______________________________________занимает ведущее место среди основных законов государства.

 г) Среди высших органов РФ лишь Государственная Дума вправе принять

_________________________________________________________________

д) _______________________________________среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ обладает наибольшей юридической силой.

2. Заполните таблицу:

  1. Дайте понятие, соответствующее определению:

А. Внешняя форма закрепления норм права – __________________________

Б. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы – ______________

В) Правило, сложившееся в обществе, санкционированное государством и взятое им под защиту – ____________________________________________

Г) Нормативно-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти – ________________________________________________________

Д) Подзаконный акт, принимаемый Правительством РФ _________________

4. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:

а) Экстерриториальность характеризует действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц, так как ___________________________________

__________________________________________________________________

б) Обратная сила закона характеризует действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц, так как ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оцените данные высказывания с позиций «верно» или «неверно», подтвердите их или опровергните.

А) «В России на уровне субъектов федерации возможно принятие только подзаконных нормативно-правовых актов» ____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Б) «В системе источников права РФ вспомогательное значение имеет правовой обычай» ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) «В чрезвычайных ситуациях Президент РФ имеет право принимать законы»___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните соотнесение понятий: закон – подзаконный акт – нормативно-правовой акт:

Словарь занятия

Доктрина _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Реквизиты _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Процедура _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Унификация ______________________________________________________

__________________________________________________________________

ТЕМА 4.3. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  1. Понятие, функции и принципы правотворчества
  2. Виды правотворчества
  3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
  4. Систематизация законодательства
  5. Понятие и виды юридической техники

Задания для текущего контроля

 1.Заполните таблицу «Принципы правотворчества»

Принцип правотворчества

Его сущность

Демократизм

Гласность

Научность

Законность

Профессионализм

2. Опираясь на текст Конституции РФ, определите основные стадии законодательной процедуры РФ. Отразите их в виде логической цепочки:

3.Заполните таблицу:

Виды системы законодательства

Вид

Сущность

Основные черты

Результат систематизации

Учет

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

  1. Приведите примеры изданий, являющихся инкорпорацией, консолидацией и кодификацией _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов _______________

_______________________________________________________________

  1. Творческое задание. Попытайтесь объяснить, как через идею высшей юридической силы закона в современных демократических государствах реализуется идея народоправства: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 4.4.  ТИПЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ

  1.  Понятие типа права
  2. Исторические типы права
  3. Понятие и структура правовой системы общества
  4. Понятие и основные правовые семьи мира

Задания для текущего контроля

1.Заполните таблицу:

                                 Исторические типы права

Тип права

Сущность

Признаки

2. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А) Совокупность стран, развивавшихся в сходных исторических и политических условиях, имеющие схожие правовые традиции, образуют _______________________________________________________________.

Б) Римское право оказало определяющее влияние на формирование правовых систем стран ______________________________________ правовой семьи.

В) Прецедент является ведущим источником права в странах _________________________________________________ правовой семьи.

 Г) Включение в систему источников права религиозных текстов допускается в _____________________________________________ правовых системах.

Д) Деление права на публичное и частное характерно для стран _______________________________________________ правовой системы.

3. Проведите сравнительный анализ романо-германской и англо-саксонской правовых систем:

Критерии сравнения

Романо-германская

(континентальная)

правовая семья

Англо-саксонская

(англо-американская)

правовая семья

Роль римского права в

оформлении

Подходы к делению

 системы права

Источники права

Наличие кодифицированных актов (кодексов, уложений)

Функции судебных органов

4. К какой правовой семье, на Ваш взгляд, относится правовая система современной России и в чем состоят особенности ее правовой системы?

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Каноническое право ______________________________________________

________________________________________________________________

Манориальное право ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система формальных доказательств __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шариат ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

ТЕМА  4.5.  СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  1. Понятие и элементы системы права.
  2. Предмет и метод правового регулирования.
  3. Отрасль права, их характеристика.
  4. Понятие и виды институтов права. Право частное и публичное.
  5. Соотношение системы права и системы законодательства.

Задания для текущего контроля

1. Дайте понятие, соответствующее определению:

А)  Общественные отношения, урегулированные определенной отраслью, составляют ее ______________________________________________________

Б) Логическая совокупность норм права, регулирующих достаточно узкий круг однородных общественных отношений ___________________________

В) Метод правового регулирования, не допускающий отступлений от предложенной модели поведения ____________________________________

 Г)  Метод правового регулирования, позволяющий сторонам самим выбрать свою модель поведения в пределах, установленных правом _______________

_______________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

                         Предмет и метод отраслей российского права

Название отрасли права

Предмет правового регулирования

Метод правового регулирования

Конституционное право

Финансовое право

Гражданское право

Семейное право

Трудовое право

Административное право

Уголовное право

Гражданско-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право

3. Определите принадлежность отраслей, помещенных в перечне: конституционное, уголовное, гражданское, административное, налоговое, трудовое, финансовое, предпринимательское, таможенное:

а) отрасли публичного права ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

б) отрасли частного права ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подчеркните нужный вариант ответа и обоснуйте его:

 а) отрасли публичного права регулируются преимущественно императивно, диспозитивно, так как ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

б) отрасли частного права регулируются преимущественно императивно, диспозитивно, так как ____________________________________________

_______________________________________________________________

Словарь занятия

Нотариат _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 4.6.  НОРМЫ ПРАВА

  1. Понятие и признаки нормы права
  2. Классификация правовых норм
  3. Структура нормы права
  4. Виды гипотез, диспозиций и санкций
  5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Задания для текущего контроля

1. Вставьте пропущенное слово:

Норма права:

А) содержит ______________________________ правило поведения;

Б) устанавливается _____________________________________;

В) обеспечивается ___________________________ силой государства;

Г) рассчитана на __________________________ период времени;

Д) являются ______________________________правилами поведения.

2. Определите вид нормы:

А) «Алиментами является то имущественное содержание, которое одни члены семьи предоставляют другим» – ________________________________

________________________________________________________________

Б)  «Лицо, находящееся в общественном месте, не должно нарушать общественного порядка и распивать спиртные напитки, в противном случае будет привлечено к административной ответственности» – ______________

_________________________________________________________________

В) «Гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, обязан в течение одного месяца получить гражданский паспорт» – ______________________________

_______________________________________________________________

3. Дайте понятие, соответствующее определению:

А) Норма права, не допускающая отступлений от предложенной модели поведения ________________________________________________________

Б) Норма права, применяющаяся в тех случаях, когда в системе социальных отношений произошел сбой – совершено правонарушение ________________

_________________________________________________________________

В) Норма-определение называется ____________________________________

_________________________________________________________________

Г) Норма, закрепляющая стратегические моменты регулирования в отрасли или праве в целом, – ________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Заполните таблицу:

                                    ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС:

5.  Пользуясь формулой «если…, то…, иначе…» составьте правила поведения студента АКТ. Обратите внимание, в каком случае санкция необходима, а в каких – является излишней. Студент АКТ имеет право:

______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент АКТ обязан:

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Альтернатива _________________________________________________

________________________________________________________________

Гипотеза ______________________________________________________

Дефиниция _____________________________________________________

______________________________________________________________

Санкция ________________________________________________________

______________________________________________________________

Штраф ________________________________________________________

_______________________________________________________________

Тема 4.7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

  1. Понятие и формы реализации права
  2. Применение права и его стадии.
  3. Акты применения права: понятие, особенности, виды
  4. Отличие нормативных актов  от актов применения права.
  5. Пробелы и коллизии в праве, способы их восполнения и разрешения

Задания для текущего контроля

1. Назовите четыре формы реализации права:

а) ________________________________________________________________

_________________________________________________________________;

б) _____________________________________________________________

_______________________________________________________________;

 в) _____________________________________________________________

_________________________________________________________________;

 г) _____________________________________________________________

________________________________________________________________

 2. Определите форму реализации права:

а) пассажир оплачивает проезд – ___________________________________;

б) гражданин участвует в выборах –________________________________ ;

в) граждане регистрируют брак в органе ЗАГС – ______________________;

г) гражданин не нарушает общественный порядок – ___________________;

д) суд принимает решение по делу – __________________________________;

е) суд выносит приговор –___________________________________________

3. Заполните таблицу:

Сходные и различные признаки нормативных правовых актов и правоприменительных актов

Нормативно-правовой акт

Акт применения права

а) содержит норму; б) носит индивидуально-властный характер; в) носит общеобязательный характер; г) обращен к конкретным лицам; д) не содержит нормы; е) является официальным документом, принятым компетентным государственным органом; ж) имеет обязательные реквизиты, при отсутствии которых недействителен; з) обращен к определенному кругу лиц; и) не может служить образцом для разрешения подобных дел.

4. Заполните схему «Правоприменительный процесс в РФ»:

 стадия 1– _______________________________________________________

Цель – _________________________________________________________

Выражается в следующих действиях:

– _____________________________________________________________

– ________________________________________________________________ – ________________________________________________________________

стадия 2 – _______________________________________________________

Цель – _________________________________________________________

Выражается в следующих действиях:

–________________________________________________________________

- _____________________________________________________________

- _____________________________________________________________ стадия 3– ______________________________________________________

Цель – ________________________________________________________

Выражается в следующих действиях:

- ________________________________________________________________

- _______________________________________________________________

- _______________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные слова. Принципы правоприменительной деятельности:

– законность означает _______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

– социальная справедливость  – ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 целесообразность  – _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 обоснованность - __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Реализация права – ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 Применение права –

Акт применения права – _____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Пробел в праве – __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналогия закона – _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналогия права – __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Юридические коллизии – __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия _________________________________________________________

________________________________________________________________

ТЕМА 4.8. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

  1. Понятие толкования права.
  2. Способы толкования норм права.
  3. Виды толкования норм права.
  4. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

Задания для текущего контроля

  1. Заполните таблицу:

Способы толкования права

Языковой

Систематический

 

Логический

Исторический

Телеологический

Функциональный

Специально-юридический

Доктринальный

2. Адекватное толкование права выражается формулой:

– «дух» и «Буква» закона совпадают;

– «дух» закона шире «Буквы» закона;

– «дух» закона уже «Буквы» закона.

3. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А) В примере «казнить нельзя помиловать» приобретает принципиальное значение ___________________________ способ толкования права.

Б) При изучении содержания Законов Хаммурапи современным исследователем он, прежде всего, использует ______________________

способ толкования права.

В) Выявляя цель, поставленную законодателем при принятии данного нормативного акта, мы используем _______________________ способ толкования права.

Г) Юрист, разъясняя клиенту содержание нормы, использует _____

_______________________ способ толкования права.

Д) Опубликованный комментарий к закону является примером

___________________________ толкования права.

4. Оцените характер высказывания (правильный ответ подчеркните и обоснуйте):

а) Толковать закон имеет право только лицо, имеющее юридическое

образование – верно; неверно, так как _________________________________

_________________________________________________________________

б) Разъяснение права, даваемое юристом в юридической консультации, является примером профессионального толкования – верно, неверно, т.к. ___

____________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Разъяснение права, даваемое юристом в юридической консультации, носит официальный характер – верно, неверно, так как ________________________

________________________________________________________________

г) Разъяснение права, даваемое судьей в ходе судебного заседания, носит официальный характер – верно, неверно, так как ________________________

__________________________________________________________________

5. Заполните схему:

Виды толкования норм права по субъектам:

                                                                                                                               

                                                                                                                               

Виды толкования норм права по объему                                                                                                  

                                             

                                                                                                                                 

СЛОВАРЬ ЗАНЯТИЯ

Интерпретация ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Морфология ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пунктуация ________________________________________________________

_________________________________________________________________

Синтаксис _______________________________________________________

_________________________________________________________________

ТЕМА 4.9. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1. Понятие и признаки правоотношений
  2. Структура правоотношений: субъекты, объекты и содержание
  3. Виды правоотношений
  4. Понятие и классификация юридических фактов.

Задания для текущего контроля

1. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А) ____________________________ означает способность субъекта отвечать за вред, причиненный его неправомерными действиями.

Б) _______________________ означает способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями приобретать субъективные права и осуществлять юридические обязанности.

В) Субъективные права и юридические обязанности образуют ____________________________ правоотношения.

 Г) Граждане, иностранцы, лица без гражданства в правоотношениях выступают как ______________________ лица.

Д) Правоспособность и дееспособность в своей совокупности образуют _________________________________________.

Е) Устойчивая совокупность юридических фактов, каждый из которых необходим для того, чтобы возникло, изменилось или было прекращено правоотношение, называется ________________________________________

2. Охарактеризуйте элементы структуры правоотношения.

2.1. Гражданское правоотношение купли-продажи .  Гражданка А. приобрела набор мягкой мебели «Верона» в магазине «Комфорт»:

Субъекты: _______________________________________________________

Объект: ___________________________________________________________

Содержание: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

2.2. Административное охранительное правоотношение, возникшее вследствие нарушения водителем ПДД. Водитель Р., находясь в нетрезвом состоянии за рулем своего личного автомобиля «Хонда», был остановлен сотрудником ГИБДД:

Субъекты: _______________________________________________________

Объект: ___________________________________________________________

Содержание: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Классификация юридических фактов:

3.1. по последствиям

А) ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Б) ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

В) _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. По связи с волей субъекта

А) _______________________________________________________________

__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Распределите по видам юридические факты, значимые для жизни гражданина (в таблицу):

 рождение; получение образования; достижение возраста 18 лет;  покупка автомобиля;  вступление в брак;  рождение ребенка;  наводнение;  расторжение брака;  денежная реформа,  достижение пенсионного возраста; самоубийство;  естественная смерть.

Факты события

Факты действия

Словарь занятия

Юридический акт __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Юридические поступки ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юридические презумпции _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Фикции ___________________________________________________________

_______________________________________________________________

Раздел 5.

Правомерное поведение и правонарушение

ТЕМА 5.1. ПРАВОМЕРНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ

  1. Понятие и признаки правомерного поведения.
  2. Виды правомерного поведения.
  3. Понятие, признаки и виды правонарушений.
  4. Юридический состав правонарушения: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.

Задания для текущего контроля

1. Признаки правомерного поведения:

А) социальное значение _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

Б) сознательно-волевой характер _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

В) правовая регламентация _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________;

Г) порождает юридические последствия _____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Виды правомерного поведения

По форме проявления

По степени активности

По форме реализации норм права

По отраслям права

По мотивам поведения

По характеру мотивации

3. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А) Не может быть субъектом правонарушения лицо, призванное в установленном законом порядке _____________________________________

Б) Отрицательное психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному деянию называется ______________________________

В) Субъектом преступления может быть только _________________ ____________________ лицо.

Г) Совокупность внешних признаков деяния, характеризующих его как правонарушение, называется ________________________________________

Д) Лицо, нарушившее порядок государственного управления, закрепленный в соответствующих Правилах (ПДД, Правилах противопожарной безопасности, Правилах перевоза пассажиров и т.п.), привлекается к __________________________ ответственности.

4. Охарактеризуйте элементы состава правонарушения.

 ОБРАЗЕЦ.

 Совершен административный проступок: Водитель К., 18 мая 2014 г., следуя из Владивостока в Находку, значительно превысил скорость, установленную для участка дороги в районе аэропорта.

 – Субъект: водитель (физическое лицо), праводееспособное в полном объеме.

– Объект: безопасность дорожного движения.

– Объективная сторона: 18 мая, шоссе в районе аэропорта, превышение скорости на 45 км.

– Субъективная сторона – прямой умысел.

По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:

4.1. Состав уголовного преступления. Гражданин Д., 24 лет, поссорившись со своим приятелем на почве ревности, решил убить его, подкараулив  в подъезде вечером, нанес три удара ножом, от которых пострадавший скончался.

Субъект: ________________________________________________________  

Объект: __________________________________________________________

 Объективная сторона: ____________________________________________

 Субъективная сторона: _____________________________________________

4.2. Состав дисциплинарного проступка. Гражданин С., 37 лет, работающий охранником, назначил свидание продавщице находящегося поблизости магазина, вследствие чего в течение двух часов отсутствовал на охраняемом объекте.

Субъект: _________________________________________________________

Объект: __________________________________________________________

Объективная сторона: ______________________________________________

Субъективная сторона: _____________________________________________

5. Распределите правонарушения по степени общественного вреда:

а) опоздание на работу;

б) похищение человека;

в) контрабанда наркотиков;

г) задержка оплаты коммунальных платежей;

д) неподача декларации о доходах;

е) кража;

ж) охота без лицензии;

з) угон автомобиля;

и) розничная торговля в неустановленном месте;

к) превышение скорости;

л) недостоверное декларирование груза;

м) появление в общественном месте в нетрезвом виде.

Проступки (буквами) ______________________________________________

Преступления (буквами) _____________________________________________

Словарь занятия

Маргинальное поведение ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Девиантное поведение _____________________________________________

________________________________________________________________

Казус ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

ТЕМА 5.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. Понятие и признаки юридической ответственности
  2. Цели, функции и принципы юридической ответственности
  3. Виды юридической ответственности
  4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

Задания для текущего контроля

  1. Заполните таблицу:

Юридическая ответственность

Цели

Принципы

Функции

2.  Определите вид юридической ответственности.

А) Наступает за совершение трудовых и иных служебных правонарушений, налагается властью руководителя предприятия или учреждения – ________

 

Б) Наступает за причинение вреда имущественным и личным не-имущественным правам других лиц, налагается по суду и по договору

(например в форме пени – договорной ответственности) – ________________

 

В) Наступает за совершение преступлений, налагается исключительно в судебном порядке – ________________________________________________

Г) Наступает за нарушение правил государственного управления, налагается властью компетентных в данной сфере государственного управления должностных лиц – _______________________________________________

3. Соотнесите понятия: невменяемость, истечение сроков давности, амнистия, обоснованный риск, само лицо перестало быть общественно опасным в силу безупречного поведения и добросовестного отношения к труду, недостижение установленного законом возраста, деяние совершенное без вины (казус), деятельное раскаяние, изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде (перестает быть общественно опасным), помилование, примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда, необходимая оборона,   причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, крайняя необходимость, исполнение приказа или распоряжения.  

Обстоятельства,  исключающие юридическую ответственность

Обстоятельства,  освобождающие от юридической ответственности

ТЕМА 5.3. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1. Понятие, признаки и функции правосознания

2. Структура и виды правосознания

3. Правовой нигилизм

4. Понятие, структура и виды правовой культуры

5. Правовое воспитание

Задания для текущего контроля

1.  В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

а) в структуре правосознания традиционно выделяют две составляющие – __

_______________________ и ______________________________________;

б) оценка правовых явлений только с позиций личного опыта и здравого смысла характерно для ______________________________правосознания;

в) явление правовой культуры, для которого характерно отрицание ценности права, полное неверие в его способность быть эффективным регулятором общественных отношений – _________________________________________

г) наиболее высокий тип правосознания, для которого характерен

высокий уровень теоретического осмысления права ____________________

_______________________________________________________________

д) строение правосознания, расположение  основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность – есть _____________________________

2. Заполните таблицу:

Виды правосознания

3. Используя справочный и учебный материал, дайте определения следующих дефектов правового сознания:

3.1. Правовой нигилизм –___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Правовой  инфантилизм – ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Правовой дилетантизм  – ______________________________________

_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Правовой фетишизм – ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте определение и охарактеризуйте составляющие правовой культуры.

  1. Выпишите формы правового воспитания: _________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Творческое задание. Каковы, на ваш взгляд, причины и пути  преодоления  низкого уровня правосознания и правовой культуры в России: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь занятия

Идеология ________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Культура _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сознание __________________________________________________________

_______________________________________________________________

Ценность _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Эмпирическое _____________________________________________________

ТЕМА 5.4. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА

  1. Понятие и принципы законности
  2. Гарантии законности: понятие и виды.
  3. Понятие правопорядка и общественного порядка.
  4. Соотношение законности и правопорядка
  5. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

Задания для текущего контроля

1. Перечислите принципы  законности:

- единство законности _______________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

- верховенство закона _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

- равенства перед законом ___________________________________________

__________________________________________________________________;

- недопустимости подмены законности _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- неразрывной связи законности и культуры _________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Заполните таблицу:

3. Определите признаки правопорядка:

А) базируется на формально-определённых правовых предписаниях ______

_________________________________________________________________;

Б) система отношений, основанная на единой сущности права и обеспечивается силой единой государственной власти ___________________;

В) возникает при организующей деятельности государства, его органов ___

__________________________________________________________________;

Г) обеспечивается государством, охраняется им от нарушений __________;

Д) обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив ________________________________________________________;

Е) основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности _________

4. Приведите примеры видов дисциплины:

- трудовая ________________________________________________________

_______________________________________________________________;

- воинская ________________________________________________________

_______________________________________________________________;

- договорная ___________________________________________________

_______________________________________________________________;

- технологическая _________________________________________________

________________________________________________________________;

- финансовая ______________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Соотношение категорий «законность» и «правопорядок»:

А) _____________________ — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

________________________ — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Б) законность - ___________________________ право, правовое качество ____________________________________ актов, процесса их реализации;

правопорядок - ____________________ в жизнь право, _____ __________________________________государственной власти и народа.

В) право, законы — юридическая основа ______________________,              — _______________средство его установления.

Г) если _______________ выступает как причина, то _____________ следствие. Если при анализе ___________________ имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении _________________________ - с состояниями и их качеством.

Словарь занятия

Общественный порядок _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Надзор __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тождественный __________________________________________________

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с. –(Актуальное законодательство).

2. Головостикова  А. Н. Теория государства и права в таблицах и схемах: учебное пособие /А. Н. Головоастикова, Ю. А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.

3. Иванников И. А. Общая теория государства и права: Учебное пособие /И. А. Иванников. – М.: Изд-торг.корп. «Дашков и Кº»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2009. – 368 с.

4.Клименко А. В. Теория государства и права: Учебное пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений /А. В. Клименко, В. В. Румынина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006 г. – 224 с.

5. Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 304 с.

6. Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2009. – 752 с.

7. Теория государства и права: Учебник /Отв.ред. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераби доп. – М.: Норма, 2008.- 496 с.