Анализ проблем в области развития законодательства в современной России

Ершова Юлия Сергеевна

Анализ проблем в области развития законодательства

в современной России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ проблем в области развития законодательства

в современной России

Юлия Сергеевна ЛУКЬЯНОВА

Образовательная отрасль  законодательства является наиболее динамичной среди других областей, что спровоцировало проведение реформы в сфере образования. В наше время вопросы развития законодательства в области образования связаны с  тем, что в первую очередь необходимо привести действующую систeму в соответствие с нормативно-правовым регулированием, так как нормы законодательства об образoвании должны быть гарантиями реализации права каждого человека на образование [Сырых, 2002 –235-236].  Согласно Конституции РФ в ст. 43 очень подробно раскрываются конституционные основы: «каждый имеет право на образование» [Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.], поэтому конституционные основы находят дальнейшее развитие в актах законодательства образования. Кроме Конституции право на образование  закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

Все нормы законодательства об образовании регулируют важную сферу жизни - сферу общественных отношений, куда вовлечено все наше общество. В связи с масштабностью образование является отраслью экономики, которая нуждается в достойном финансировании и в разрешении противоречий, возникающими в сфере образования [Бердашкевич, 2005 - 248].

В 1992 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании, что ознаменовало начало формирования законодательства об образовании. Опираясь главным образом на конституционные и иные законодательные положения, была определена структура и содержание законодательства об образовании, данные положения установили распределения полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

В Конституции РФ, содержаться нормы, которые касаются разграничения компетенции  в сфере образования, это статьи 26,43, 44. Кроме Конституции, похожие нормы можно обнаружить в федеральных законах: ФЗ «Об образовании», ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Основной круг вопросов, которые составляют предмет законодательства в области образования, можно найти в ст. 3 Законе РФ «Об образовании»:

Во – первых, разграничение компетенций и ответственности в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Во – вторых, введение общих установочных норм по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и осуществление правового регулирования в сфере образования.

Поскольку, Российская Федерация  имеет конституционное устройство, то соответственно этот факт порождает и систему источников в области образования, которая ориентирована на три уровня нормативно-правого регулирования отношений в сфере образования: федеральный, региональный, местный [Козырин, 2008 – 23].  Таким образом, главная и основная особенность нормативно-правового регулирования отношений в области образования заключается в том, что нормы образовательного права рассредоточены по разным актам российского законодательства [Спасская, 2006 – 112]. К вопросу о правовых актах, регулирующие сферу образования, то их условно делят на два блока: «профильные» – акты, принятые специально для регулирования образования и «непрофильные» – акты, которые регулируют определенные виды отношений, возникающие в сфeре образования, не относящиеся к образованию, содержащие только отдельные нормы образовательного права [Суханов, 2002 – 18-23].

В целом, законодательство в сфере образования в современной России можно охарактеризовать следующими чертами [Ягофаров, 2003 – 23]:

  1. объектом правового регулирования в законах об oбразовании в России выступают отношения по управлению образованием и его экономикой;
  2. в российском законодательстве об  образовании не развиты процессуальные формы;
  3. не в полной мере исследована проблема различных процедур в сфере образования.

В заключение следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в области образования, напрямую зависит от состояния и условий, в которых осуществляется  ее деятельность.   Именно поэтому, произошедшие изменения в стране за последнее десятилетие послужили толчком  для того, чтобы отразить изменения в новом законодательстве.

С 1992 года, после принятия закона «Об образовании», в целом законодательство об образовании в РФ превратилось в объемный нормативный массив, который построен вокруг «оси», которой служит закон РФ «Об  образовании».

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» \\ Собрание законодательства РФ
  3. Закон         РФ  от 6.10. 1999 г. № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
  4.  Закон от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

5. Бердашкевич, А. П., Булаев, Н. И. /   О развитии законодательства в области образования – М.: Изд. Гос. Думы, 2005. – 248 c.

6. Суханов, Е. А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11 – 12 октября 2001 г. / Отв. ред. А. Я. Капустин, В. В. Еремян. - М., 2002. – 18 с.

7. Сырых, В. М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002. – 236 с.

8. Шкатулла, В. И. Право на образование \\ Государство и право. – 1997. – №7

9. Шкатулла, В. И. Образовательное право: учебник для вузов. – М.: ИЗД-ВО Норма, 2001.

10. Шкатулла, В. И. Правовые аспекты современной системы образования в России \\ Журнал российского права, 2007, №4.

 11. Ягофаров, Д. А. О некоторых теоретико-правовых и практических аспектах кодификации российского образовательного законодательства // Право и образование, 2003. № 2. – С. 10-23.