Правовое регулирование в сфере образования: сравнительный анализ Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» и ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции)

Ершова Юлия Сергеевна

Правовое регулирование в сфере образования: сравнительный анализ
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»
и ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_regulirovanie_v_sfere_obrazovaniya_stat_ya_2.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое регулирование в сфере образования: сравнительный анализ
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании»
и ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции)

Образовательная отрасль  законодательства является наиболее динамичной среди других областей, что спровоцировало проведение реформы в сфере образования. В наше время вопросы развития законодательства в области образования связаны с  тем, что в первую очередь необходимо привести действующую систему в соответствие с нормативно-правовым регулированием, так как нормы законодательства об образовании должны быть гарантиями реализации права каждого человека на образование.  

 Закон «Об образовании» 1992 г. и  закон 273-ФЗ предполагают традиционную структуру нормативно-правового регулирования области образования:

- во-первых, Конституция РФ;

 во-вторых, сам текущий Закон об образовании;

 в-третьих, иные федеральные законы и НПА федерального уровня в данной сфере;

в-четвертых, не противоречащие федеральным региональные акты.

 Традиционно сказано о том, что иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере образования, не могут противоречить нормам самого Закона об образовании и, в случае противоречия, не могут применяться. Подобные нормы (об обязательном соответствии актов одного иерархического уровня данному) содержатся и в иных законах, например, в ГК РФ, однако их нельзя трактовать иначе, как декларативные, как нормы - пожелания законодателю, в противном случае они противоречили бы основополагающему принципу «последующий закон отменяет предыдущий» (Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 29 июня 2004 г. N 13-П исключил из действия этого принципа только УПК РФ, поскольку установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, - согласно самой сути и природе уголовно-процессуального закона - должно быть согласовано с УПК РФ, обратное же может создать неопределенность в правовом положении участников судопроизводства, привести к нарушениям прав и законных интересов граждан и, в конечном счете, - к дестабилизации единого правового пространства в сфере уголовного судопроизводства). Таким образом, в случае, если в будущем будет принят новый федеральный закон, не меняющий норм текущего закона «Об образовании» и противоречащий ему, следует применять нормы этого нового закона. 

Прежний Закон предусматривал право субъектов РФ принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным. Закон 273-ФЗ, хотя и предусматривает существование законов и иных НПА субъектов РФ, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования, однако и не устанавливает прямо права регионов на нормотворчество в этой сфере.  Согласно Конституции РФ, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» разрешает субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. В случае принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.  Таким образом, принятие новых НПА субъектов в сфере, уже урегулированной федеральным законом, представляется возможным (при условии непротиворечия региональных норм федеральным).

Оба сравниваемых закона содержат положения о приоритете норм специальных законов в отношении МГУ им. М.В. Ломоносова, СпГУ, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково» и осуществляющих образовательную деятельность. Новый Закон специально предусматривает, что на граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными НПА о госслужбе. То есть, в случае коллизии между законодательством об образовании и госслужбе приоритет должен быть у специального закона.

В заключение следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в области образования, напрямую зависит от состояния и условий, в которых осуществляется  ее деятельность.   Именно поэтому, произошедшие изменения в стране за последнее десятилетие послужили толчком  для того, чтобы отразить изменения в новом законодательстве.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации  [Текст]:  ФКЗ от 12 декабря 1993 г. №237 \\ Собрание законодательства. -2014.-№ 31.- С. 4398.
  2. Об образовании [Текст]:   Федеральный закон  от 10.07.1992 №3266-1 \\ Собрание законодательства.-1992.-№ 31.- С.3150.
  3. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ [Текст]:   Федеральный закон  от 6.10. 1999 г. № 184- ФЗ \\ Собрание законодательства.-1999.-№ 42.- С.5005.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Текст]:   Федеральный закон от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ \\ Собрание законодательства.-2003.- № 40.- С.3822.
  5.  Бердашкевич, А.П.  О развитии законодательства в области образования [Текст] / А.П. Бердашкевич,  Н.И. Булаев.  - М.: Изд. Гос. Думы, 2005. - 248 c.  
  6. Суханов, Е.А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права»  [Текст] / Е.А. Суханов  // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: сб.статей.- Москва, 2001.- С.18-20.
  7. Сырых,  В.М. Введение в теорию образовательного права [Текст] / В.М. Сырых. - М., 2002. – 236 с.
  8. Шкатулла, В.И. Право на образование [Текст]  / В.И. Шкатулла //  Государство и право.-1997.-№7.-С.2-7.
  9. Шкатулла,  В.И. Образовательное право: учебник для вузов [Текст] / В.И. Шкатулла. - М.: Норма, 2001.- 457 с. 
  10.  Шкатулла, В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России [Текст]  / В.И. Шкатулла //  Журнал российского права.-2007.-№4.- С.18-21.
  11.  Ягофаров, Д.А. О некоторых теоретико-правовых и практических аспектах кодификации российского образовательного законодательства [Текст]  / Д.А. Ягофаров // Право и образование. - 2003. - № 2. – С. 10-23.