Проектирование учебного занятия по дисциплине ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Тема: Наследственное право

Бережная Светлана Юрьевна

Деловая игра по дисциплине "Гражданское право" тема: Наследственное право. 2 часа практических занятий;

Задачи УЗ:

               Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.

               Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.

              Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж

Проектирование учебного занятия по дисциплине

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Тема:  Наследственное право

Преподаватель: Бережная Светлана Юрьевна

Великое, 2017


Проектирование на уровне учебной дисциплины

«Гражданское право»

Проектирование на уровне дисциплины, профессионального модуля

  1. Профессия /специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
  2. Курс обучения: 1 курс

Учебная дисциплина (УД), объем учебного времени: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

  1. Место УД в учебном плане, профиль подготовки: общепрофессиональная дисциплина
  2. Требования ФГОС к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  • составлять договоры и доверенности;
  • оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
  • логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие и основные источники гражданского права;
  • понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
  • субъекты и объекты гражданского права;
  • содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
  • понятие, виды и условия действительности сделок;
  • основные категории института представительства;
  • понятие и правила исчисления сроков, в т.ч. срока исковой давности;
  • юридическое понятие собственности; формы и виды собственности; основания возникновения и прекращения права собственности;
  • договорные и внедоговорные обязательства;
  • основные вопросы наследственного права;
  • гражданско-правовая ответственность.
  1. Основной тип педагогического процесса: Сущностно-репродуктивный 
  1. Освоить понятия норм правовых актов, регулирующих общественные отношения в гражданском праве.
  2. Научиться применять на практике нормы гражданского законодательства.
  1. Форма итоговой аттестации по УД: экзамен

Проектирование на уровне темы

  1. Название и № темы по программе  УД: Наследственное право – урок № 34.
  2. Объем учебного времени: 90 мин.
  3. Место темы  в УД, межпредметные связи теория государства и права, конституционное право, семейное право, гражданский процесс,  страховое право.
  4. Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС:

        Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.

        Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.

Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.

        Планируемые результаты учебного занятия:

        ПК1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

        ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

        ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

  1. Методологические подходы к организации педагогического процесса: системно-деятельный и личностный подход.
  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: наблюдение, беседа, решение ситуационных задач, работа с нормативными правовыми актами, самооценка.
  3. Используемые учебно-методические материалы: рабочая программа учебной дисциплины, календарно–тематический план,  план самостоятельного изучения материала, презентация, раздаточный материал к уроку, конспект лекций, ГК РФ.
  4. Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Проектирование на уровне  конкретного занятия

  1. Название темы учебного занятия (№ УЗ в теме) Наследственное право
  2. Место УЗ в теме, межпредметные   связи: 2 часа практических занятий;
  3. Межпредметные связи: теория государства и права, конституционное право, семейное право, гражданский процесс, страховое право.
  4. Цели (ожидаемые результаты), уровень освоения содержания: создание условий для закрепления понятия наследственное право для совершенствования умений по применению норм гражданского права в учебной и профессиональной деятельности.
  5. Задачи УЗ: 

        Образовательная: Закрепление теоретических знаний о наследственном праве, формирование умения применять полученные теоретические знания в решении профессиональных задач.

        Развивающая: Способствование развитию умений анализировать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере гражданских правоотношений.

Воспитательная: Формирование самостоятельной деятельности по овладению знаниями, самостоятельной оценке и принятию решений с учетом гражданских и нравственных ценностей, высказывание своей точки зрения и аргументирование своей позиции, управление своей деятельностью, владение навыками успешной коммуникации.

  1. Критерии (показатели) достижения целей: выполнение в течение урока всех заданий, активное участие,
  2. Тип занятия: урок закрепления знаний и формирования ЗУН. Деловая игра.
  3. Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы, др. литература:  
  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017);
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
  5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
  6. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);
  7. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  8. Гражданское право. Общая часть: учебник для СПО Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016;
  9. : Гражданское право. Особенная часть: учебник для СПО Под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
  1. Ведущие образовательные технологии: технология игрового обучения.

9.   Форма предъявления учебного материала учащимся: Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, дидактическое обеспечение, ноутбук, мультимедийный проектор.

Технологическая карта занятия

Этапы и временные рамки

(согласно выбранной технологии)

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность обучающихся (методы учения, виды деятельности)

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1. Подготовительный этап (До УЗ)

 Подготовиться  к проведению   урока.

По возможности помогают преподавателю.

Фронтальная

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: проверяет аппаратуру, сдвигает столы для работы в группах (делит группу студентов на микро-группы).

2. Организационный момент (3 мин.)

Поприветствовать друг друга. Отметка отсутствующих.

Наличие на партах тетрадей, ручек, кодексов. Готовность студентов к учебной деятельности, наличие положительного настроя на восприятие информации.

Готовят тетради, ручки, кодексы.

Фронтальная

Приветствует студентов и гостей. Контролирует готовность студентов к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на совместную работу.

3. Мотивация.

Целеполагание (4 мин.)

Обозначить тему, план, главную цель занятия.

Активизировать мыслительную деятельность и актуализировать имеющиеся            знания студентов, для установления связи изучаемой темы с их жизненным опытом.

Настроить на активное восприятие.

Готовность студентов к учебной деятельности, наличие положительного настроя на восприятие информации.

Студенты внимательно слушают. Принимают участие в обсуждении цели УЗ с учетом их жизненного опыта и связи с будущей профессией.

Фронтальная

Индивидуальная

Создает мотивацию для изучения темы. Обосновывает актуальность УЗ и его значение, посредством беседы со студентами. 

Актуализация (8 мин.)

и участие.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Активное участие в блиц-опросе. Правильность и полнота ответов на поставленные вопросы.

Принимают участие в блиц опросе (отвечают на короткие вопросы по теме УЗ).

Индивидуальная

Проводит короткий опрос по теме «Наследственное право путем проведения мини-игры «блиц-опрос»

4. Введение в игру (5 мин.)

Обозначить тему, план, главную цель занятия.

Разделить обучающихся на две группы, разъяснить правила игры, выдать конверты с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и бланки для ответов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Обучающиеся переходят в назначенные группы, обсуждают поставленные вопросы и решают задачи. Готовность студентов к участию в игре.

Студенты внимательно слушают преподавателя.

По просьбе преподавателя  придумывают и записывают на табличках название своей команды, распределяют роли.

Фронтальная

ИндивидуальнаяКоллективная

Создает мотивацию для успешного достижения результата. Предлагает студентам разделиться на 2 группы (по 4 человека в каждой группе). Разъясняет правила игры. Предлагает придумать названия командам и написать их на табличках, распределить роли в командах. Выдает конверты с заданиями и фирменные бланки для ответов.

Настраивает на активное участие в ролевой игре.

5. Конструирование описания разрабатываемого объекта (30 мин.)

Способствовать к активному участию всех членов команд.

Ролевое общение в группах.

Обучающиеся активно обсуждают задания, решают их и записывают ответы на фирменных бланках своей команды.

Фронтальная

ИндивидуальнаяКоллективная

Преподаватель наблюдает за действиями игроков, отмечает активных участников игры.

6. Оценка проектов групп (20 мин.)        

Определить правильность решения ситуационных задач обучающимися.

Обсуждение представленных проектов.

Студенты зачитывают задания полученные командой и их решение. Команды не согласные с решением предлагают свою версию.

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Преподаватель заслушивает студентов, выступающих от лица группы с решениями задач. Задает наводящие вопросы, дает оценку решенной задачи. Выдает команде за каждую правильно решенную задачу наградной материал.

7.Экспериментальная реализация представленных проектов (7 мин.)

Подвести итоги игры. Предложить оценить участников своей команды. Определить победившую команду и отметить активных участников.

Оценка проектов и деятельности игроков.

Анализ игры.

Студенты, по просьбе преподавателя, оценивают участников своих команд. Сдают листы оценки преподавателю. Поздравляют победившую команду.

Фронтальная

ИндивидуальнаяКоллективная

Преподаватель просит оценить участников своей команды и команду соперника.  Предлагает командам посчитать свои наградные материалы и объявляет команду-победителя.

8. Домашнее задание (2 мин.)

Объяснить домашнее задание.

Фиксация домашнего задания в тетрадь.

Записывают задание в тетрадь.

Фронтальная

Индивидуальная

Зачитывает домашнее задание. Предлагает задать возникшие вопросы.

9. Рефлексия (4 мин.)

Предложить оценить урок (ПРИЛОЖННИЕ 3).

Оценивают занятие.

Выражают свое мнение об уроке.

Индивидуальная

Выдает листки для оценки урока. Объявляет оценки за урок.

10. Подведение итогов.

(7 мин.)

Поблагодарить учащихся  за активную работу.

Владеют знаниями по теме урока.

Слушают.

Фронтальная

Преподаватель благодарит студентов за работу. Отмечает самых активных студентов.

        


ПРИЛОЖЖЕНИЕ 1

Казус Першина

Я временно работал за границей. Когда приехал в Санкт-Петербург, то узнал, что моя мама умерла. Моя старшая сестра, проживавшая вместе с мамой, факт смерти от меня скрыла. Также сестра скрыла мое существование, когда обратилась к нотариусу для оформления наследства. Когда я обратился к нотариусу, то мне сообщили, что срок для обращения с заявлением о принятии наследства истек. В настоящее время моя сестра все имущество, в том числе и мамину квартиру, оформила на себя. Посоветуйте, как мне поступить в данной ситуации.

Казус Петрова

Десять лет назад я развелась с мужем Петровым Константином. С Петровым у нас было 2 детей – сын, которому сейчас 20 лет и дочь, которой 23 года. Дочь является инвалидом с детства. В 2010 году у мужа родилась еще одна дочь, но в браке с матерью этого ребенка он не состоял. В 2017 году Петров умер, завещав все свое имущество несовершеннолетней дочери. Подскажите, могу ли я и мои дети претендовать на наследование?

Казус Жигловой

Мы с мужем расписались в 2004 году, в прошлом году вследствие автокатастрофы муж трагически погиб. Никакого совместного имущества, кроме земельного участка, у нас не было. После смерти мужа наследство я не принимала, однако по сей день продолжаю обрабатывать участок, плачу ренту. Подскажите, как мне вступить в наследство, если иных наследников, кроме меня, у мужа точно нет?

Казус Ивашкиной

Я, выйдя замуж за Петина, всю жизнь не работала, а вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, родившихся в этом браке. Через три года после достижения мною пенсионного возраста мой муж умер. В нотариальной конторе я узнала, что все свое имущество муж завещал приятелю Пухову.

Подскажите, имею ли я в данной ситуации право на наследование?

Казус Радионова

У меня была тетя, которая умерла 1,5 года назад. У нее в собственности была однокомнатная квартира. Своих детей у нее не было. Она оставила завещание, в котором говорилось, что квартиру она оставляет своему племяннику Иванову. В завещании так же было сказано, что Иванов должен будет мне выплатить 50-процентную стоимость квартиры, полученной в наследство. Но Иванов не хочет выплачивать мне деньги, ссылаясь на то, что он не работает, и денег у него нет. Как мне быть? Имею ли я права требовать с него деньги?

Казус Иванова

Мой бывший муж Иванов был женат 4 раза, в одном браке у него родилось двое сыновей. Недавно он скончался и  после его смерти о своих правах на наследство заявили его родители, все бывшие жены и сыновья.

Кто будет иметь право наследования?

Казус Тормозова

Мой дед передал закрытое завещание нотариусу. Когда он умер, нотариус в присутствии заинтересованных лиц - жены, невестки, дочери от первого брака, внука и внучки вскрыл завещание. В конверте оказался пустой лист.

Скажите, как должен был нотариус определить судьбу наследственного имущества?

Казус Котова

Мой знакомый занял у меня крупную денежную сумму. 
Недавно он погиб в автомобильной катастрофе. Долг он мне вернуть не успел. Я обратился к его родственникам, но они отказались выплачивать мне долг. Могу ли я рассчитывать на возвращение долга? Как мне поступить?

Казус Рохиной

В этом году у меня умер сын. По его завещанию все свое имущество он оставил своей жене. А его отец является нетрудоспособным и получает пенсию по инвалидности. 
Имеет ли он право на наследственное имущество?

Казус Мышковой

У меня есть родная сестра, которая претендует на имущество, которое осталось после смерти мамы. Но я  считаю сестру недостойной наследницей, так как сестра за мамой не ухаживала, как-либо ей не помогала. Дайте совет, как можно признать сестру недостойной наследницей и лишить ее наследства?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                                         

Создайте печать самостоятельно, выбрав образец, окантовки и сетку

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Я считаю (мнение об уроке):

Особенно удачным является (достоинства и положительные моменты урока):

В то же время я посоветовал бы (рекомендация учителю):

Сложно было (трудности, проблемы):

Критерии оценки (как я поработал на уроке)                                                        

10-8 баллов – отличная работа.

7-6 баллов – хорошая работа.                                                                              

5-4 балла – удовлетворительная работа.

3-1 балл – стоит задуматься над изменением отношения к учебе.

Я считаю (мнение об уроке):

Особенно удачным является (достоинства и положительные моменты урока):

В то же время я посоветовал бы (рекомендация учителю):

Сложно было (трудности, проблемы):

Критерии оценки (как я поработал на уроке)                                                        

10-8 баллов – отличная работа.

7-6 баллов – хорошая работа.                                                                              

5-4 балла – удовлетворительная работа.

3-1 балл – стоит задуматься над изменением отношения к учебе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность…

Допускается ли по действующему законодательству «закрытое завещание», когда завещатель не предоставляет нотариусу и др. лицам, возможности ознакомиться с его содержанием?

Допускается ли принятие наследства под условием или с оговорками?

Допускается ли совершение завещания двумя или более гражданами в виде одного документа?  

Допускается ли совершение завещания через представителя?

Допускается ли устная форма завещания?

Могут ли выступать предметом наследования нематериальные блага?

Могут ли призываться к наследованию граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства?  

Могут ли призываться к наследованию по завещанию иностранные государства и международные организации?  

Можно ли гражданин завещать имущество, которое он может приобрести в будущем?

Наследниками первой очереди по закону являются…  

Наследство открывается со…  

Наследуют ли по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав?  

Обязан ли завещатель, лишая наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, указать причины такого лишения?

По общему правилу для завещания установлена следующая законодательная форма…

По общему правилу наследство может быть принято в течение…  

Приоритетной формой наследования по действующему законодательству является…  

Сколько очередей наследования по закону предусмотрено действующим законодательство?