конспект урока по праву для 10 класса

Чивела Вера Владимировна
Конспект урока по праву для 10 класса по теме "Правотворчество и правореализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по праву 10 класс64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        лицей г.Зернограда        

Открытый урок в 10 классе (профильный курс)

по теме

«Правотворчество и процесс формирования права»

Чивела Вера Владимировна,

учитель права,

высшая категория.

г.Зерноград

2017

Правотворчество и процесс формирования права

Цели:  обобщить сформированные представления о правотворчестве; повторить основные виды правотворческой деятельности и определить их содержание; охарактеризовать этапы законодательного процесса; познакомить с юридической техникой;

Задачи: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа содержания деятельности правотворческих органов государства, систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений.

Основные понятия и термины: правотворчество, законотворчество, законодательная инициатива, парламентские слушания, юридическая техника, реквизиты документов.

     I. Проверка домашнего задания.

1. Тестовые задания. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Элементом структуры нормы права является: а) коллизия; б) дефиниция; в) статья;

г) санкция.

2. На содержание правила поведения указывает элемент нормы права: а) диспозиция;

б) санкция; в) гипотеза; г) дефиниция.

3. Элементом структуры нормы права не является: а) санкция; б) гипотеза; в) дефиниция;

г) диспозиция.

4. Элемент нормы права, указывающий на правовые последствия для лица, не соблюдающего норму права, называется: а) диспозиция; б) санкция; в) гипотеза;

г) дефиниция.

5. Элемент нормы права, указывающий на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма: а) диспозиция; б) санкция; в) гипотеза; г) дефиниция.

6. Под структурой правовой нормы понимается: а) правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений; б) обстоятельства, при наличии которых норма будет действовать; в) диспозиция; г) ее характерное внутреннее строение.

7. Под гипотезой подразумевается: а) правило поведения, указывающее на жизненное обстоятельство, при наличии которого реализуется норма; б) часть юридической нормы, указывающая на фактические жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых она реализуется; в) часть юридической нормы, содержащая правило поведения,

которому должны следовать участники общественных отношений; г) часть юридической нормы, предусматривающая ответственность за нарушение требований закона.

Ответы: 1 — г; 2 — а; 3 — в; 4 — б; 5 — в; 6 — г; 7 — б.

 II. Обобщение изученного материала.

План.

1. Понятие и виды правотворчества.

2. Стадии законодательного процесса.

3. Сроки вступления законов в силу.

4. Юридическая техника.

1. Понятие и виды правотворчества.

Правотворчество  деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Принципы правотворчества: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.

Субъекты правотворчества: государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления или народ (на референдуме).

   Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, субъекты Федерации в лице их представительных органов.

Виды правотворчества:

- законотворчество (принятие законов представительными органами государства);

-  подзаконное правотворчество (принятие исполнительными органами актов в пределах своей компетенции);

- непосредственное правотворчество (от народа)

- договорное правотворчество (при разработке договоров нормативного содержания);

- чрезвычайное правотворчество (в условиях кризисных, экстремальных ситуаций);

- локальное правотворчество (издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями).

2. Основные стадии законодательного процесса (регламентируется Конституцией РФ):

1) Выявление потребностей в создании правовых норм.

2) Внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны (законодательная инициатива).

3) Рассмотрение и обсуждение законопроекта (обычно в трёх чтениях).

4) Принятие и утверждение закона.

5) Официальное опубликование закона

3. Сроки вступления законов в силу.

Сроки начала действия законов

1). Указан в самом законе.

2). По истечении10 дней после официального опубликования.  

3). Указан в специальном законе о введении в действие.

4. Юридическая техника.

        Юридическая техника - совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов.

 Принципы: - краткость и четкость написания;

                      - недопустимость дублирования и противоречивости;

                      - употребление понятных без эмоциональной окраски слов.

Способы изложения норм права в нормативных актах:

  1. Прямой способ изложения (норма права фактически полностью излагается в законе).
  2. Отсылочный (статья нормативного акта отсылает к другой статье закона).
  3. Бланкетный (статья нормативного акта отсылает к законодательству вообще).

III. Закрепление.

1.Работа в группах с нормативно-правовыми актами (приложение 1)

2.Составление синквейна (приложение2)

Вопросы:

1) Что понимается под правотворчеством?

2) Какой правовой акт регламентирует законодательный процесс в России?

3) Перечислите основные стадии законодательного процесса.

4) Кто обладает правом законодательной инициативы?

5) Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе?

6) Какие установлены сроки для вступления закона в силу?

7) Что понимается под юридической техникой?

Приложение 1

АДМИНИСТРАЦИЯ КАШАРСКОГО  РАЙОНА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07.04.2011                                                                                             N 251

сл. Кашары

Об организации опеки и попечительства

над совершеннолетними гражданами,

которые по состоянию здоровья не могут

самостоятельно осуществлять и защищать

свои права и исполнять обязанности  

В целях защиты прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительства в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Кашарского района, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской  Федерации от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не  полностью дееспособных граждан» и Областным законом от 26.12.2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок организации деятельности  по установлению, осуществлению и прекращению опеки над недееспособными, попечительства над ограниченно дееспособными лицами, патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности на территории Кашарского района (приложение № 1.).

2. Утвердить:

Положение о Совете по опеке и попечительству (Приложение 2);

Состав совета по опеке и попечительству (Приложение 3);

3. Считать утратившими силу постановления Администрации Кашарского района от 22.04.2009 № 84 «Об организации опеки и попечительства в Кашарском районе» и от 10.12.2010 №134 «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от 30.11.2010 № 98»

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации по социальным вопросам Мошнякова В.В.

Глава Кашарского района                                        В.Н. Ратиев

Постановление вносит

Управление социальной защиты населения  

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.12.2013  № 884

г. Зерноград

«Об организации опеки и попечительства в сфере социальной защиты населения на территории  Зерноградского района»

На основании положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 №927  «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», Областным  законом  от 26 декабря 2007 года N 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области», руководствуясь статьей 4 Устава муниципального образования «Зерноградский район», Администрация Зерноградского района   постановляет:

1. Исполнение государственных полномочий Ростовской области по организации  и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в сфере социальной защиты населения на территории Зерноградского района, переданных муниципальному образованию «Зерноградский район», возложить на управление социальной защиты населения Администрации Зерноградского района в отношении:

- совершеннолетних дееспособных граждан,  которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности;

- совершеннолетних граждан, признанных  судом недееспособными или не полностью  дееспособными.

2. Утвердить:

2.1. Положение об организации деятельности по установлению, осуществлению и прекращению опеки и  попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан согласно приложению №1;

2.2. Положение ор организации деятельности по установлению, осуществлению прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности,  согласно приложению №2.

3. Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района (В.Н.Васильченко):

3.1. Обеспечить целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставляемых муниципальному образованию «Зерноградский район» для осуществления государственных полномочий Ростовской области;

3.2. Сдачу ежеквартальных и ежегодных отчетов об осуществлении государственных полномочий и расходовании предоставленных субвенций в сроки по форме, установленные нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области, Министерства труда и социального развития Ростовской области.

4. Управлению образования Администрации Зерноградского района (В.Н.Харченко) в срок до 01.01.2014 года разработать муниципальный нормативный правовой акт Администрации Зерноградского района по исполнению государственных полномочий Ростовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в сфере образования, установленных статьей 6 Областного закона от 26 декабря 2007 года N 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области».

5. Признать  утратившими силу:

- постановление Главы Зерноградского района  от 16.04.2003 №352 «Об организации опеки и попечительства в Зерноградском районе»;

- постановление Администрации Зерноградского района  от 01.03.2011 №140 «О внесении изменений в постановление Главы Зерноградского района  от 16.04.2003 №352 «Об организации опеки и попечительства в Зерноградском районе».

6. Опубликовать данное постановление в печатном средстве массовой информации Зерноградского района «Официальный вестник Зерноградского района» и разместить на официальном сайте Администрации Зерноградского района  в информационно-телекоммуникационной сет «Интернет».

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

Зерноградского района                                                             В.И.Кучеров

        

Приложение 2

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн

1.Закон

Справедливый, обязательный.

Разрешает, осуждает, наказывает.

Сборник правил.

Ответственность.

2.Право

Юридическое, справедливое,

Регулирует, устанавливает, указывает.

Система правил поведения в обществе.

Предписание.

3. Право

Гражданское, конституционное

Возникает, определяет, направляет

Регулятор общественных отношений.

Общеобязательные правила.

Тема «ЗАКОН»

Тема «ПРАВО»