Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра "Знание права нам необходимо"

20 ноября отмечается Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znanie_prava.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Командная игра «Знание права нам необходимо!»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям -                20 ноября  2018 г.

20 ноября мы отмечаем Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ (с 2013 г.)

          В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка (Universal Children's Day), как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. А 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребёнка. 

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру. Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью. 

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

•       Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

•       Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

•       Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

•       Федеральный закон «Об образовании»;

•       Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

•       Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

•       Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

•       право жить и воспитываться в семье;

•       право на общение с родителями и родственниками;

•       право на защиту;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       право выражать свое мнение;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       имущественные права, включая права собственника.

Российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией. 

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. 

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ N 1518 "Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка". Задача омбудсменов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

При уполномоченных по правам ребенка в Москве, Белгородской, Орловской, Ивановской, Ульяновской, Кемеровской областях, ХМАО – Югре, ЯНАО и др. территориях уже созданы и действуют детские общественные советы. 

 «Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

 26 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.

Показ презентации «Конвенция о правах ребенка».

ХОД КОМАНДНОЙ ИГРЫ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА»

 

Ведущая.

- В игре участвуют   команды по пять человек, сформированных из ребят гр. Ю-21и Ю-22. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 2 группы поддержки по три человека.

Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

КОНКУРС 1

Ведущая.

- Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

 Приветствие от команды №1

Приветствие от команды №2

КОНКУРС 2

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.(максимум – 3 балла) Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.

  1. Дата принятия  ныне действующей Конституции? ( 12 декабря 1993)
  2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести) 
  3. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)
  4. Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989)
  5. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)
  6. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола) 

КОНКУРС 3

Ведущая.

- Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются  на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно.  Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Задания

1.        Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

2.        Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

3.        Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

4.        Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку  папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

5.        Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

6.        Царевич Иван  из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

7.        В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

8.        Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

9.        Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

10.        Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

11.        Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка"? (Право на жизнь)

12.        Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?

(Право на неприкосновенность жилища)

13.        Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить

свои права? (Петух)

14.        Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и

Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)

15.        Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

16.        Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый

Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

17.        Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)

18.        Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

 

КОНКУРС 4

Ведущая.

 Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».

      Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «2»

      В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «1»

      В ящике находится книга, состоящая из двух частей - Общей и Особенной. В  первой, в частности, дается определение соглашения между работником и работодателем (Трудовой кодекс РФ)

* Вопрос команде «2»

       В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)

КОНКУРС 5

Мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука.   Ответ: «Черт побери».

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?  Ответ:   «Билета».

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером.  Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.   Ответ: сорока.

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного.  Ответ: «Буратино».

«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни?  Ответ: осел.

Как появилось выражение «Написано на лбу»?  Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня?  Ответ: «Шапка».

(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)

Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

КОНКУРС 6

Ведущая.

-  Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

-Не воровством добывают деньги, а ?    (трудом).

-Легко воровать, а ?    (тяжело отвечать).

-Хоть с умом воровать, а  ?   (беды не миновать).

-Незнанием закона никто ?    (не отговаривайся!)

-Шила ?    (в мешке не утаишь).

-Каков грех, ?    (такова и расплата.)

-Один раз украл, а  ?     (навек вором стал).

-Знает кошка, ?   (чье мясо съела).

-Дуракам  ?   (закон не писан).

-Меч правосудия не ?   (имеет ножен).

-За худые слова ?    (летит и голова)

-Права влекут за ?    (собой и обязанности)

Уважаемые жюри оценивает  работу капитанов.

КОНКУРС 7

Ведущая.

- Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»

(текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых - ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.

-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

-Через три месяца будет 18.

- Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?

(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). 

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?

(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка).

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?

(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

КОНКУРС 8

Ведущая.

- Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ

 

1) Нецензурная брань в общественном месте – это издержки воспитания или противоправное  действие? ( КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)

2) Может ли быть  привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК РФ, ст. 20)

3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в учебном заведении? ( УК, ст. 20)

4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)

5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)

6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)

7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей)

8)на кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей)

- Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.

КОНКУРС 9

Ведущая.

Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.

 1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)
2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6.   Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7.   Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две  14 и 15.)
8.    На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9.   Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14.  В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.) 
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая.

-  Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей.  

Спасибо всем участникам Правовой викторины! До свидания и до новых встреч.

Приложение

Гр. Ю-21

Гр. Ю-22

Конкурс 1

Конкурс 2

Конкурс 3

Конкурс 4

Конкурс 5

Конкурс 6

Конкурс 7

Конкурс 8

Конкурс 9

ИТОГО