"Значение оговорки Мартенса в развитии принципа гуманизма"

В статье представлены основные результаты научно-исследовательской работы на тему «Действие принципов международного гуманитарного права в российской правовой системе», рассматривается один из аспектов – значение оговорки Мартенса в развитии принципа гуманизма.

Автор дает понятие «гуманизма» применительно к современным реалиям, а также размышляет над тем, как оговорка (положение, внесенное в Преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны) ученого Ф.Ф. Мартенса, принятая в 1899 году, повлияло на дальнейшее развитие международных отношений и ее положения остаются актуальными до сих пор.

Статья написана строгим научным языком, автор использует специальную терминологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ogovorki_martensa_v_razvitii_statya_1.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ОГОВОРКИ МАРТЕНСА В РАЗВИТИИ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА

Аннотация: в статье представлен основные результаты научно-исследовательской работы на тему «Действие принципов международного гуманитарного права в российской правовой системе», рассматривается один из аспектов – значение оговорки Мартенса в развитии принципа гуманизма.

Ключевые слова: гуманизм, принципы международного гуманитарного права, оговорка Мартенса.

A. G. Chernova,student

Russian State University for the Humanities (RSUH)

Moscow, Russia

e-mail: vikstra@yandex.ru

THE IMPORTANCE OF MARTENS CLAUSE IN THE DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLE OF HUMANISM

Abstract: The article presents the main results of the research work on the work "The operation of the principles of international humanitarian law in the Russian legal system", one of the aspects is considered - the significance of the Martens clause in the development of the principle of humanism.

Keywords: humanism, principles of international humanitarian law, the Martens clause

Принцип гуманизма возник и начал развиваться на самых ранних этапах истории. На сегодняшний день в философской науке отсутствует единообразие в определении категории «гуманизм». В основном гуманизм определяют как совокупность представлений, сущность которых заключается в признании человека высшей ценностью и защите его основных прав и свобод. Гуманизм рассматривается в узком смысле в эпоху Возрождения. Познав заново античное наследие, общество того периода начинает осмыслять, что личность помимо того, что является  «рабом божием» имеет свою ценность. Вследствие чего, критерием гуманизма более всего выступали критерии свободы личности, его независимости по отношению к естественным стихиям, и по отношению к божественной силе. Типичной особенностью западноевропейского гуманизма выступает познание и отражение наибольшего количества человеческих возможностей, наибольшего объема свободы личности  по отношению к силам природы, богам и государству. Проблемой гуманизма были озадачены философы древнего Китая, Греции и более поздних цивилизаций. Наибольший вклад в развитие идей гуманизма внесли Конфуций, Сократ и Платон.

Европейский гуманизм периода Возрождения (XIV – XVI вв.) формировался из переплетения античной и христианской культур. Данный феномен характеризует в наибольшей степени эффектный период хроники европейской культуры. В Великобритании гуманизм зародился в Оксфордском университете. Здесь в то время трудились знаменитые деятели науки – T. Linacre, Collet. В совершенствование гуманистических представлений в области социальной философии большой вклад внес Sir Thomas More (1478 – 1535), создатель «Утопии». Также большое значение в формировании гуманистических взглядом в Великобритании оказал William Shakespeare (1564 – 1616) и его произведения. Во Франции рассматриваемый феномен получил развитие только в начале XVI века. Фундаментальными во Франции были проблемы величия человеческого разума и антирелигиозные аргументы. На смену периоду Возрождения пришел период Реформации. Он кардинально поменял обличие всей Европы. Мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания - значительно пошатнулось, а рассматриваемый феномен был дестабилизирован.

Следующая ступень в эволюции социального элемента гуманизма произошла в философии К. Маркса (1818 – 1883). Учение о личности этого философа формируется в результате мирского, нерелигиозного восприятия сущности человека. В частности, и индивид, и вселенная обладают естественным происхождением.

Отыскание социально значимых конфигураций проявления рассматриваемого феномена происходить стало в начале ХХ века. Что было обусловлено страшными последствиями Первой мировой войны. После этой войны мировое сообщество стало размышлять о создании  сравнительно гуманных взаимоотношений между государствами. Лига Наций выступила начальным шагом в создании определенных основополагающих постулатов гуманизма, регламента взаимных отношений между государствами мирового сообщества в виде международного права и международного института. Прорывом в осознании и юридическом закреплении основных принципов рассматриваемого феномена выступила Всеобщая декларация прав человека. Она была принята на Генеральной Ассамблее Организации объединенных наций в 1948 году. Лишь в конце ХХ века гуманизм как социальный феномен стал существенным звеном социума почти всех демократических мировых государств. Он превратился во всеобъемлющий феномен человечества, демонстрирующий желание общества к приличной жизни и готовность встречать угрозы будущего.

В последние годы российское общество находится на сложной стадии развития. Тем не менее, безусловно, имеется положительная динамика, которая связана с признанием в Российской Федерации приоритета международного права и конституционным закреплением принципа гуманизма, в соответствии с которым человек, его права и свободы, установлены высшей ценностью для российского общества.

Неоценимый вклад в развитие современных идей гуманизма, нормативное закрепление идей и принципов гуманитарного права внес выдающийся русский юрист-международник, дипломат, ученый мирового уровня Фёдор Фёдорович Мартенс. Ряд положений до сих пор действующих документов по международному гуманитарному праву — результат грандиозной работы, проделанной учёным. Особое внимание при исследовании процесса развития принципа гуманизма в международном гуманитарном праве и международном праве в общем, имеет оговорка Мартенса. На сегодняшний день она внезапно получила огромную жизненность и большое распространение (имеется ввиду положение, внесенное Ф.Ф. Мартенсом в Преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г.). [1]

Данная оговорка добавлена в некоторые международные конвенции. Например, в Конвенцию о запрещении некоторых видов обычного оружия 1980 г. Также ее использовал Международный Суд ООН при разработке Консультативного заключения 1996 г. по поводу легальности угрозы ядерным оружием или его применения.

История появления оговорки Мартенса берет свое начало с Брюссельской конференции 1874 г. В то время о такой оговорке и ее дальнейшем создании никто не помышлял. В указанный период членам конференции, собранной по инициативе России, был рекомендован к рассмотрению проект Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Цель конвенции заключалась в определении отдельных неукоснительных правил ведения войны для сокращения губительных следствий войны. Основоположник и ее создатель русский юрист Ф.Ф.Мартенс при разработке конвенции в основу ее заложил идеи, имевшиеся в Петербургской конвенции 1868 г. А также многочисленные общепризнанные международные обычаи. Ожидалось, что конвенция будет принята единодушно и сразу без дебатов и диссонанса. Между тем, члены конференции не приняли предложенный проект. Голоса разделились не против некоторых разделов или параграфов конвенции. Участники  не смогли понять значительность  замысла ограничения войны на основании международного документа. По результатам конференции был подписан предложенный проект в виде Брюссельской декларации. Этот акт не обладал обязательной юридической силой. Таким образом, международному правому мышлению нужно было «дорасти» для подписания указанной конвенции.

Через 25 лет, опять по предложению России, в Гааге проводилась первая Конференция мира. Разработчик программы конференции теперь уже всемирно известный российский юрист - Ф.Ф.Мартенс. Он включил одним из пунктов повестки конференции - принятие конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Конференция утвердила программу и выбрала Мартенса председателем комиссии по разработке данной конвенции.

В виде проекта Мартенс предложил Брюссельскую декларацию 1874 г. Следовательно, деятельность руководимой Мартенсом комиссии сводилась к обсуждению и принятию Брюссельской декларации, но уже в виде международной конвенции, которая имела бы юридическую силу для государств. Мартенс предложил включить в преамбулу конвенции следующее положение: “Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие договаривающиеся стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие стороны остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания”.Предложение Мартенса было воспринято аплодисментами участников и позволило принять единогласно всю конвенцию без изменения содержания статей. Оно находилось среди других положений преамбулы, которые, подобно другим преамбулам, определяли цели документа. Однако только положение, предложенное Мартенсом, получило признание и распространение и как оговорка Мартенса вошло в международное право. Оно почти дословно повторено в п. 2 ст. 1 Дополнительного Протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (Протокол посвящен защите жертв международных вооруженных конфликтов).[2]

Оговорка предполагает, что не является разрешенным то, на что в договоре нет явного запрета, а также служит напоминанием о том, что обычное право продолжает применяться и после принятия какой-либо договорной нормы. Оговорка Мартенса позволяет выйти за рамки договорного права и обычаев, используя принципы гуманности и требования общественного сознания.  В международном гуманитарном праве оговорка Мартенса – отдельная норма juscogens. Это значит, что при отсутствии в международном гуманитарном праве нормы, соответствующей сложившимся обстоятельствам, необходимо обратиться к оговорке Мартенса для того, чтобы принять решение по возникшей ситуации.

С течением времени текст оговорки Мартенса в различных международных документах практически не изменился, некоторые поправки носят редакционный характер, способствующий адаптации текста оговорки к современному юридическому языку. Таким образом, можно утверждать, что Мартенс более века назад создал положение, которое работает и по сей день. За исключением Протокола I, где оговорка Мартенса вошла в его основной текст, она приводится в преамбулах других международно-правовых документов, содержащих нормы международного гуманитарного права и права вооруженных конфликтов.Несмотря на непрекращающиеся по сей день споры ученых и юристов-практиков вокруг содержания оговорки Мартенса, можно сделать однозначный вывод о том, что ее принятие – важная ступень в развитии и расширении принципов гуманизма, она обладает важным значением для обеспечения общих гуманитарных начал в международном праве.

Литература:

  1. Пустогаров В.В. Ф.Ф. Мартенс – юрист, дипломат. Москва, 1999
  2. Пустогаров В.В. Оговорка Мартенса – история и юридическое содержание // Право и политика, 2003г, № 3 C. 56-64

3.Горелов А.А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) [Электронный ресурс https://gigabaza.ru/doc/62355.html дата обращения: 15.09.2018]