Научная статья "Особенности инновационного поведения предприятия"

Статья посвящена особенностям инновационного поведения предприятия. Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, т. е. обладать определенным инновационным потенциалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_innovatsionnogo_povedeniya_predpriyatiya.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности инновационного поведения предприятия

Бекетова А.С.

Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, г.Омск

Аннотация. Статья посвящена особенностям инновационного поведения предприятия. Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, т. е. обладать определенным инновационным потенциалом.

Ключевые слова: инновационное поведение, стратегическое конкурентное поведение, виолентная стратегия, патиентная стратегия, коммутантная стратегия,  эксплерентная стратегия.

Учитывая тип инновационного стратегического конкурентного поведения фирмы, выделяют виолентную, патиентную, коммутантную и эксплерентную стратегии.

Стратегия, ориентирующаяся на снижение издержек производства за счет массового выпуска недорогих, но доброкачественных товаров носит название виолентной. Предприятиями-виолентами называются крупные организации, в которых большая численность работников, имеются филиалы массового или крупносерийного производства. Они обеспечивают значительные расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, производство, обслуживание. Предприятия-виоленты могут действовать в таких отраслях, как: производство медицинских препаратов, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность. Предприятия-виоленты отличает продукция с низкими ценами и высоким качеством, благодаря массовому производству, высокому уровню стандартизации, унификации. Их девиз: дешево, но хорошо или дешево, но прилично. К ним можно отнести  большую часть предприятий массового производства.

Стратегия, ориентирующаяся радикальные нововведения, а предприятия её реализующие являются пионерами на данном рынке, называется эксплерентной. Цель таких предприятий (а это, как правило,  небольшие организации): создать базовые, радикальные, «прорывные» инновации во всех отраслях экономики. Их отличает наличие высококвалифицированного персонала, большими затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Ввиду строго направленности инновационности предприятия-эксплеренты — это высокорисковые организации, в 70—75% случаев не достигают обозначенную цель. При этом остальные 25-30% предприятий-эксплерентов получают колоссальный эффект, это движущая сила научно-технического прогресса. Их девиз: лучше и дешевле, если получится.

Стратегия, реализуемая малыми предприятиями, предполагающая приспособление к удовлетворению небольшого объема потребностей рынка, называется коммутантной. Малые предприятия, которые придерживаются данной стратегии, не имеют научно-технические заделы, а инновационная деятельность – это вид псевдоулучшения. Стратегия характерна для фирм местного масштаба. Предприятия-коммутанты удовлетворяют нужды (небольшие по объему) конкретных клиентов. Потребительская ценность обеспечивается за счёт индивидуализации услуги. Девиз предприятия-коммутанта: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы». Небольшие частные фирмы, производящие продукцию и оказывающие услуги на местных рынках используют данную стратегию. Поэтому они удерживают свои позиции в конкурентной борьбе, даже с небольшими размерами и ограниченным рынком.

Стратегия, ориентирующаяся на выпуск дорогой высококачественной продукции ограниченным количеством, реализуемой по высокой цене ограниченному кругу потребителей называется патиентной. Такая стратегия свойственна малым, средним, крупным фирмам. Для стратегии характерна дифференциация продукции в узком сегменте рынка, благодаря чему её называют нишевой. Это позволяет предприятию-патиенту удовлетворять нестандартные потребности таких потребителей, которые платят дорого за продукцию (услугу) высокого качества, но при этом уникальные и оригинальные. Девиз патиента: дорого, зато хорошо. Их инновационная деятельность заключается в улучшении уже известных товаров (услуг), приспособлении их к эктраординарным требованиям потребителей в узком сегменте рынка, что влечёт повышение потребительской ценности товара. Это объясняет высокую цену продукции (услуги). Это фирмы, которые производят эксклюзивную одежду и обувь, транспортные средства, мебель, другое. На рисунке 1 показаны сегменты рынка для фирм, реализующих различные конкурентные стратегии.

Рисунок 1 Сегменты рынка для фирм, реализующих различные конкурентные стратегии

Инновационные стратегии внутри предприятия разрабатывают с позиции реализации инновационных процессов по различным этапам жизненного цикла инноваций. Инновационный процесс характеризуется чёткой последовательностью этапов: переход от зарождения идеи запланированного  нововведения  до его коммерциализации [9]. Жизненный цикл создания инноваций  характеризуется двумя основными фазами: 1)научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; 2)внедрение инноваций  и их адаптация  к условиям предприятия.

Стратегии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок определяют особенности осуществления предприятием исследований, разработок. Они определяют характеристику следующих составляющих: способ возникновения идеи, форма инвестирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связь между заимствованиями и собственными разработками.  К данной группе относят:

• лицензионную стратегию, которая используется, когда фирма предпочитает приобретать лицензии результатов исследования и разработок инновационных, научно-исследовательских или опытно-конструкторских организаций. Приобретая завершенные или незавершенные разработки, фирма получает собственную результативность в сжатые сроки и с меньшими затратами;

• стратегию исследовательского лидерства, которая предполагает постоянную разработку продукт- и процесс-инноваций, что обеспечивает нахождение большинства видов продукции в производственном портфеле на первоначальных ступенях роста. Данная стратегия весьма капиталоёмка, что не позволяет использовать ее фирмам с неустойчивым финансовым состоянием;

• стратегию следования жизненному циклу, которая означает постоянное осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на соответствующих этапах жизненного цикла инноваций, выпускаемых продуктов, применяемых технологических процессов. Это позволяет последовательно наращивать результаты разработок, обеспечивать повышение значимости и практической ценности инновационного портфеля, что стимулирует замещение устаревших технологических процессов, продукции;

• стратегию параллельной разработки, применяющуюся в тех случаях, когда ставится цель форсированного опытного освоения новой продукции, технологии или услуги на основе приобретения лицензии на продукт или процесс с учетом собственных разработок. Это дает возможность опередить конкурентов на конкретном сегменте рынка, в случае если по данному направлению ведутся параллельные разработки несколькими фирмами, несколько снизить затраты, в том числе трудозатраты, повысить эффективность деятельности фирмы;

• стратегию опережающей наукоёмкости, которая применяется, если предприятие в жесткой конкурентной борьбе имеет желание повысить наукоёмкость продукции (по отрасли- выше среднего уровня).

Стратегии внедрения нововведений и адаптационного периода нововведений относят к фазе вывода продукции на рынки, использования технологических преимуществ и делятся на такие основные виды, как:

• стратегия поддержания продуктового ряда, характеризуется стремлением предпрития как можно дольше не допускать морального старения продукции, улучшая её потребительские свойства;

• стратегия ретро-нововведений применяется к морально устаревшей, но пользующейся спросом, находящейся в эксплуатации продукции. Это относится к изготовлению запасных частей для усложненной техники с большим сроком службы. В данном случае стратегия направлена на создание и внедрение процесс-инноваций, которые направлены на совершенствование технологии изготовления продукции;

• стратегия сохранности позиций технологических, используется предприятиями с прочными конкурентными позициями, но сильным давлением конкурентов. При этом указанные предприятия не имеют больших финансовых ресурсов для обновления производства и продукции;

• стратегия продуктовой имитации, а также имитации процесса сводится к тому, что предприятие приобретает разработки продукт- и процесс-инноваций со стороны. Подобная стратегия эффективна тогда, когда предприятие в процессе модернизации или диверсификации осваивает новую сферу предпринимательства;

• стратегия стадийного преодоления подразумевает переходность к наивысшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Она тесным образом связана с имитационными стратегиями, а также со стратегияй опережающей наукоёмкости, используюмые  как способы реализации;

• стратегия технологического трансферта используется, как правило, в вертикально интегрированных структурах, которые отдают уже примененные технологии малым предприятиям, входящим в структуру;

• стратегия технологической связанности применяется, если предприятие выпускает продукцию в рамках технологической специализации. Это требует разработки и внедрения технологически связанных инноваций;

• стратегия «следования» за рынком направляет предприятие в сторону производства и реализации рентабельной и имеющей рыночный спрос продукции, не всегда отличающейся новизной на рынке. Часто используется на стадии формирования, развития предприятия, когда важнейшей задачей является не столько инновационная активность, сколько выживание и достижение прибыльности;

• стратегия радикального опережения применяется, как правило, крупными предприятиями, у которых есть возможность вложения значительных средств в инновационное развитие с тем, чтобы прийти одним из первых на рынок с радикально новой продукцией (или производить ее с использованием новых прогрессивных технологий). Её недостаток: дорогая для воплощения и высокий уровень риска;

• стратегия выжидания лидера, приемлема для крупных предприятий в целях определения спроса на новую продукцию, работы, услуги. Если спрос на них ещё не определён, крупные предприятия предоставляют право первоначального выхода на рынок малому предприятию, потом в случае успеха перехватывает инициативу.

Выбор стратегии инноваций зависим от следующих факторов: место, занимаемое фирмой на рынке и динамики его изменения, производственный и технологический потенциал предприятия, вид производимого товара, а также внешних факторов.

Инновационная стратегия задаёт цели инновационной деятельности, определяет средства для их достижения и поиск источников этих средств.

Литература

  1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова,        В.М.        Мишин.        -М.:        Юрайт,2018.
  2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017.
  3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов.-М.:Юрайт,2018
  4. Спанова Л. К. Проблемы инновационного развития Казахстана // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 490-493