Воспитательная программа правового воспитания учащихся "Уголовно-правовое воспитание"

Целью данной программы является формирование правового сознания и правовой куультур обучающихс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_ugolovno-pravovoe_vospitanie.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Воспитательная программа

правового воспитания учащихся

«Уголовно-правовое воспитание»

Москва

2020г.


ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией  дисциплин профессионального цикла специальности «Правоохранительная деятельность»

Председатель ЦК __________ /М.Г.Новикова/

                                                    (подпись)                              (Ф.И.О.)

Протокол № 1 от 31.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УиВР
__________________ /Л.Ф Воронцова/

                (подпись)                                  (Ф.И.О.)

______ ____________________20 ___ г.

 (число)                          (месяц)

          Автор:

Новикова М.Г.– преподаватель высшей категории.

  1. Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики преступлений.

Одним из важных  средств  правового воспитания является  ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные преступления необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов уголовного и уголовно-процессуального права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание обучающихся приобретает актуальность в период, когда молодые люди могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением учащегося.

Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды преступлений и  ответственность, которая предусмотрена за них.

 Рост    преступности в обществе, а,  следовательно, и в молодёжной среде, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения..

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В образовательном процессе учащиеся должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

2. Цель, задачи и принципы программы

Цель программы:   формирование правового сознания, правой культуры и активной гражданской позиции учащихся.

Задачи программы:

  • формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
  • целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся в соответствии с нормами правовой культуры;
  • формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
  •  определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношения  к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми  проблемами;
  • проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Правовое воспитание, проводимое в  колледже, основывается на принципах гуманизма, научности, плановости, систематичности, так как успех в формировании правовой культуры может быть обеспечен в процессе длительного, поэтапного воздействия на личность, личностно-ориентированном, дифференцированном, комплексном подходах.

Центрами уголовно-правового воспитания в  колледже является кабинеты уголовного права и уголовного процесса.

3. Основные направления деятельности по реализации программы:

Воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой культуры молодёжи, будут осуществляться путем системной деятельности по трём направлениям:

  1. Уголовно-правовое;
  2. Социально-психологическое;
  3. Просветительская работа со студентами и родителями;

  1. Уголовно-правовое воспитание включает в себя:
  • развитие правового обучения и воспитания учащихся, изучение уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
  • формирование культуры правовых отношений;
  • усвоение учащимися своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей;

  1. Социально-психологическое направление включает в себя:
  • создание установки на воспитание активной жизненной позиции, направленной на неприятие асоциальных явлений;
  • проведение исследований об отношении учащихся к алкоголю, наркотикам, курению, выявление учащихся «группы риска», учащихся, склонных к суицидальным проявлениям;
  • организацию и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи учащимся;
  • организацию правовой и психологической подготовки  волонтёрской группы учащихся.

  1. Просветительская работа учащимися предполагает:
  • Проведение декады правовых знаний;
  • Проведение лекций учащихся по уголовно-правовой тематике;
  • Проведение олимпиад по уголовному праву и уголовному процессу ;
  • Организацию работы кабинетов уголовного права и уголовного процесса

Данные направления реализуются на различных уровнях:

  • учебном (в рамках семинарских и практических занятий);
  • внеучебном (прохождение учебной, производственной и преддипломной практики);
  • проектном (написание курсовых и дипломных работ).

3. Мероприятия по реализации Программы

Уголовно-правовое воспитание

  1. Изучение Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства:

 - освоение сущности и содержания понятий и институтов  уголовного права и уголовного процесса;

- освоение особенностей квалификации и расследования отдельных видов преступлений

  1. Организация исследовательской работы студентов по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права        
  2. Участие в конкурсах и олимпиадах по уголовно-правовой тематике        

.

Социально-психологическое воспитание

  1. Проведение исследований с целью выявления учащихся, относящихся к «группе риска», студентов, склонных к суицидальным проявлениям.
  2. Организация индивидуально-профилактической работы  учащимися, состоящими на различных формах учёта.
  3. Организация работы «службы доверия» при кабинете педагога-психолога.
  4. Проведение классных часов на нравственно-психологические темы.

Просветительская работа

  1. Проведение бесед по правовому воспитанию
  2. Проведение бесед по теме «Меры, направленные на профилактику  отдельных видов преступлений».        
  3. Проведение бесед по вопросам нравственно-полового воспитания        
  4. Проведение консультаций, родительских собраний по вопросам профилактики вредных привычек, уголовной ответственности молодёжи.        
  5. Встречи учащихся, преподавателей с сотрудниками  ОМВД РФ.
  6.         
  7. Разработка методических материалов, рекомендаций для проведения тренингов.

4. Ожидаемые результаты реализации программы

  • формирование уважения к закону через освоение общечеловеческих ценностей;
  • формирование личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения;
  • снижение правового нигилизма ;

6. Нормативно-правовые документы

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - ст. 16.
  4.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020)// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 22.- ст. 2027
  5.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25 -
    ст. 2954.
  6. Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»