ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по _МДК 01.03 Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность

Калашникова Ольга Викторовна

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

 

по _МДК 01.03 Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

 

для обучающихся гр. ______, курс __2___,

специальность _40.02.02 Правоохранительная деятельность_

форма проведения ______________

Тема: 3.2. Основные правовые понятия  

Правонарушения и юридическая ответственность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по _МДК 01.03 Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. ______, курс __2___,

специальность _40.02.02 Правоохранительная деятельность_

форма проведения ______________

Тема: 3.2. Основные правовые понятия  

Правонарушения и юридическая ответственность

Цель занятия: В процессе обучения курсанты должны приобрести умение обосновывать направление научного поиска, достигать результата и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами                          

Задачи занятия:

Обучающая: сконцентрировать курсантов на данном материале, путем их заинтересованности

Воспитательная: воспитывать трудолюбие к предмету, решаемая с  помощью определенных заданий индивидуально

Развивающая: развивать творческую инициативу, достигаемую путем различных заданий и проверок

Информационно-справочное оснащение

Основная литература:

  1. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: учебник для СПО / под ред. Д.В. Бахтеева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 369 с.

Дополнительная литература:

  1. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [С.Ю. Анохина и др.].

Интернет-ресурсы

  1.  Справочно-правовая система КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru.
  2.  Справочно-правовая система ГАРАНТ, https://www.garant.ru.      
  3.  Официальный интернет-сайт МВД России,  https://мвд.рф.
  4.  Официальный интернет-сайт ГУ МВД России по г. Москве,   https://77.мвд.рф/Kontakti/гу-мвд-россии-по-г.-москве.

Междисциплинарные связи:  Теория государства и права,  Правоохранительные органы, Тактико-специальная подготовка.

Внутридисциплинарные связи: законность и правопорядок.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Вставьте пропущенные слова:

1.Правопорядок – это система _________________________, охраняемых, защищаемых и __________________________ ________________.

2.Пока закон _____________________правовым способом, его необходимо___________________, так как повсеместное отступление от требований неукоснительного исполнения законов приведет к разрушению _________________________в обществе.

3.Законность – это не только наличие _______________ и специальных государственных средств их обеспечения, но и ___________________________ и ______________________ исполнение ______________...

Таблица 1. Актуализация ранее изученного материала учебного курса

Вопрос

(или тестовое задание)

Ответ

1.        Право, его структура и признаки

2.        Законность и правосознание

3.        Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  1. Правонарушение
  1. Юридическая ответственность

Вопрос 1.         Что такое правонарушение?

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние, противоречащее принципам и нормам права, наносящее вред личности, обществу, государству. Объектом правонарушения является те отношения, которым наносится вред (это может быть личность, собственность, безопасность и т.д.).

С объективной стороны правонарушения могут быть совершены путем действия либо бездействия. Действие – активное поведение, бездействие – несовершение действий, которые необходимо было совершить. Правонарушением признается отклонение не от любого правила, а лишь от правила, которое указано в праве. Последствия правонарушения, то есть вред, наносимый правонарушением может быть материальным, физическим, моральным; измеряемым и нет, значительным и нет, восстановимым и нет. С субъективной стороны правонарушение представляет собой виновное деяние. Вина – психическое отношение лица, совершившего правонарушение к своему противоправному деянию и наступившим последствиям. В праве разделяют две формы вины: умысел, который бывает двух видов – прямой, косвенный, и неосторожность, которая также может быть двух видов – в виде легкомыслия или небрежности. Прямой умысел – лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело наступление общественно опасных последствий и желало этого. Косвенный умысел – лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело наступление общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало их наступление, либо относилось к ним безразлично. Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывало предотвратить их. Небрежность – лицо не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть наступление этих последствий. Лицо, совершившее правонарушение, называется субъектом правонарушения.

Виды правонарушений. Преступления – самые вредные и опасные правонарушения, они предусмотрены уголовным законом и влекут меры уголовного наказания. Проступки – все другие правонарушения, не признанные законом преступлениями. Проступки могут быть гражданскими, дисциплинарными или административными. Гражданские проступки – нарушение принципов и норм гражданского, семейного права. Дисциплинарные – нарушение принципов и норм трудовой, учебной дисциплины на предприятии, в учебном заведении. Административные – нарушение принципов и норм административного права (правила торговли, таможенные и др.).

Вопрос 2. Юридическая ответственность

Данное понятие имеет два значения:

это качество человека, которое выражается в уважении к праву, стремлении соблюдать законы, понимание важности такого поведения;

это применение особых мер принуждения, которые государство использует против преступников.

Юридическая ответственность имеет несколько разновидностей:

административная;

дисциплинарная;

материальная;

гражданская;

уголовная.

Презумпция невиновности

Существует такой принцип: обвиняемый не считается виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это достаточно разумный и справедливый принцип, так как подозреваемых в преступлении, как правило, всегда несколько, а настоящий преступник (или преступная группа) – только один.

Поэтому важно рассмотреть доказательства, выслушать свидетелей, прежде чем наказывать человека.

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Принципы: 1) законность, то есть требование строгой и точной реализации правовых предписаний. 2) справедливость. Наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. 3) неотвратимость наказания, иными словами никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом. 4) целесообразность, то есть ответственность наступает неотвратимо, т.к. она целесообразна. 5) индивидуализация наказания означает, что ответственность виновный должен нести сам. 6) ответственность может наступить только при наличии вины, невиновное лицо не может быть привлечено к ответственности. 7) недопустимость удвоения ответственности, то есть недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение.

Функции юридической ответственности: регулятивная, охранительная, превентивная, воспитательная и правовосстановительная функции. Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тест:

1. Правонарушением является:

1) распитие спиртных напитков в общественном месте

2) задержание хулигана сотрудниками полиции

3) отказ от участия в референдуме по политическим соображениям

4) принятие решения об эмиграции из страны

2. Деяние, виновность, общественная опасность, противоправность – это признаки

1) правоотношения

2) правонарушения

3) юридической ответственности

4) правомерного поведения

3. Административным проступком является

1) срыв занятия в колледже

 2) прогул контрольной работы по математике

3) ложный звонок о заложенной в школе бомбе

4) распитие спиртных напитков в сквере

Таблица 2. Ответы на контрольные задания по учебному занятию

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание (или тестовое задание) по изученному вопросу

1. Правонарушение

Какие существуют виды правонарушений?

Сколько элементов входит в состав правонарушения?

Что такое административный проступок?

2. Юридическая ответственность

Юридическая ответственность обладает рядом признаков, назовите их?

Раскройте значение принципа законность.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Изучить рекомендованные по теме  нормативно-правовые акты. Повторить учебный материал лекции.

1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правонарушение».

Деяние, соблюдение закона, виновность, причинение вреда, неосторожность, умысел.

Найдите и запишите понятие, «выпадающее» из этого ряда и относящееся к другому понятию.

2. Составить в тетрадях таблицу «Принципы, на которых базируется юридическая ответственность».

Преподаватель                                                                 _О.В. Калашникова___

                                        подпись                                                ио фамилия