ОП.В.11 Профессиональная этика - МР

Воронцова Лилиана Федоровна

Методические рекомендации по изучению дисциплины Профессиональная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.v.11_professionalnaya_etika_-_mr_vorontsova_lf.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

"ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

(ГБПОУ Юридический колледж)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.В.11 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Уровень подготовки: базовый

Форма обучения: заочная

Москва 2019

ОДОБРЕНО

Методическим советом колледжа

Протокол от 05.09.2019 г. № 01

СОГЛАСОВАНО

ЦК профессионального цикла

по специальности

«Правоохранительная деятельность»

Протокол от 28.08.2019 г. № 01

Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 Юриспруденция от 12.05.2014 № 509

Составители (авторы):

Воронцова Лилиана Федоровна, преподаватель ГБПОУ Юридический колледж.

Методические рекомендации написаны с целью обеспечения обучающимся заочного отделения оптимальную организацию процесса самостоятельного изучения дисциплины, а также выполнения различных форм самостоятельной работы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ        9

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        10

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся заочного отделения в организации процесса овладения системой знаний, умений и навыков по общепрофессиональной дисциплине ОП.В.11 Профессиональная этика в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка) от 12.05.2014 г. № 509.

Общепрофессиональная дисциплина ОП.В.11 Профессиональная этика является вариативной частью Программы подготовки специалистов среднего звена и входит в профессиональный учебный цикл.

Изучение общепрофессиональной дисциплины ОП.В.11 Профессиональная этика направлено на освоение нормативной системы, направленной на регулирование поведения юриста применительно ко всем сферам его профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся 

должен уметь:

  • оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
  • находить взаимосвязь между этическими нормами и требованиями законодательства;
  • сочетать методы правового и этического регулирования;
  • применять нравственные нормы и правила служебного поведения в конкретных жизненных ситуациях;
  • использовать приобретенные знания и умения для осознанного формирования собственной этической культуры и профессионального самоусовершенствования.

должен знать:

  • основные категории и принципы этики;
  • нравственные требования, составляющие содержание кодексов профессионального и служебного поведения в сфере юриспруденции;
  • сущность профессионально-нравственной деформации, способы ее предупреждения и преодоления;
  • нормы этикета и особенности юридического этикета.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих и профессиональных компетенций:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.

ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

ПК 1.2. Осуществлять профилактику преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Учебным планом предусмотрена учебная нагрузка, включающая:

  • обязательные аудиторные занятия, в том числе обзорные лекции и практические занятия;
  • самостоятельную работу, включающую изучение учебного материала, выполнение письменных контрольных работ, курсовых проектов.

В качестве аттестации по дисциплине предусмотрен дифференцированный зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название разделов и тем

Максимальная учебная

нагрузка курсанта, час

Кол-во аудиторных часов

Самостоятельная работа курсанта, час

Всего часов

В том числе:

Аудиторные занятия, час

Практические занятия, час

Раздел 1. Общие проблемы этики

20

4

2

2

16

Раздел 2. Этические основания профессиональной деятельности юриста

40

8

4

4

32

ИТОГО по дисциплине

60

12

6

6

48

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Общие проблемы этики

Тема. Этика как наука. Этика и мораль

Понятие этики. Предмет, задачи и система курса «Профессиональная этика». Содержание термина «этика». Соотношение профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел с общей теорией морали. Место этики в системе общепрофессиональных дисциплин. Этика как способ миропонимания. Анализ важнейших моральных и этических учений. Анализ основных этапов исторического развития этических учений.

Понятие морали. Особенности морального сознания. Структура морали. Соотношение целей и средств морали. Функции морали. Определение сущности и структуры морали.

Вопросы для самопроверки:

  1. Предмет и основные задачи этики.
  2. Место этики в структуре современного философского знания.
  3. Соотношение нормативной, прикладной и профессиональной этики.
  4. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность.
  5. Основные функции морали в обществе.
  6. Основные концепции происхождения морали.
  7. Основные закономерности и тенденции развития морали?
  8. Взаимосвязь правового и нравственного в деятельности юриста.
  9. Виды профессиональной юридической этики.

Задания для самостоятельной работы: 

Работа с конспектом занятия, учебной литературой.

Подготовка презентаций и устных сообщений по темам: «Учители человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед»; «Философы-моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше, Толстой, Швейцер». Составление логической схемы, «Место норм морали в системе социальных норм»; «Моральный выбор: границы и требования»; «Риск в ситуации морального выбора». Составление логических схем «Структура морали», «Функции морали»; анализ таблиц «Регулятивные элементы нравственного сознания», «Основные элементы поступка».

Тема. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения

Содержание основных этических категорий: «добро и зло», «долг и совесть», «честь», «свобода и необходимость». Регулятивное значение нравственного долга.  Этические антиномии. Условия осуществления нравственного долга. Виды долга. Природа совести. Виды и функции совести. Реализация основных категорий этики в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Добро и зло как ценностные ориентиры профессиональной морали юриста. Понятие о справедливости.
  2. Нравственная мотивация поступка.
  3. Понятие чести и достоинства как выражение ценности личности, ее социально-нравственной значимости.
  4. Проблемы морального выбора в деятельности юриста. Проблема «меньшего зла».
  5. Категория долга. Соотношение морального и служебного долга
  6. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности.
  7. Категория совести. Совесть как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
  8.  Категория чести как оценка и признание заслуг сотрудников правоохранительных органов перед обществом.  

Задания для самостоятельной работы: 

Работа с конспектом занятия.

Составление кроссвордов и творческих заданий с использованием основной терминологии по дисциплине.

Работа со словарями, справочной литературой: анализ содержания основных этических категорий.

Раздел 2. Этические основания профессиональной деятельности юриста

Тема. Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности

Понятие права. Соотношение сфер морали и права в социальной жизнедеятельности. Общее в морали и праве. Различное в морали и праве. Основной вопрос политики. Основные подходы в понимании соотношения политики и нравственности. Взаимосвязь политики и морали.  Различия между политикой и моралью. Нравственный характер политической деятельности – необходимое условие эффективности работы правоохранительной системы. Анализ единства, различия и взаимодействия правовых и нравственных норм.

Вопросы для самопроверки:

  1. Мораль и право. Нравственные основы права.
  2.  Моральные аспекты профессиональной деятельности.
  3. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.
  4. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.
  5. Единство и различие морали и права. Учет этнокультурных различий.
  6. Соотношение морали и политики: общие черты и различия.

Задания для самостоятельной работы: 

Работа с конспектом занятия.

Анализ уголовно-процессуального законодательства социальных норм».

Подготовка устного сообщения по теме: «Место норм морали в системе».

Тема. Профессиональная этика юриста. Нравственный характер правоохранительной деятельности

Понятие и виды профессиональной этики. Профессиональная этика: ее предмет и основные черты. Структура и функции профессиональной этики. Этический кодекс в профессиональной деятельности юриста.

Нравственная сущность служения обществу и государству. Уважение закона – понятие нравственное. Понятие служебного коллектива правоохранительных органов. Основные моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива. Факторы и условия, определяющие стабильность деятельности служебных коллективов правоохранительных органов. Руководитель как организатор нравственных отношений в служебном коллективе. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
  2. Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.
  3. Методы изучения профессиональной этики юриста.
  4. Виды профессиональной этики юриста.
  5. Нравственная мотивация поступка.
  6. Нравственная ценность правоохранительной деятельности.
  7.  Нравственность как социально-историческое явление. Ее происхождение, историческое развитие и сущность.
  8. Нравственные взаимоотношения в профессиональных коллективах.
  9.  Нравственные основы применения физической силы, специальных средств и оружия в профессиональной деятельности.
  10. Нравственная свобода выбора.
  11. Мера ответственности личности за моральный выбор.
  12. Этикет начальника и подчиненного. Правила общения с коллегами по работе.

Задания для самостоятельной работы: 

Работа с конспектом занятия, учебной литературой.

Устное обоснование позиции по вопросу специфики и социальной ценности профессиональной этики юриста.

Устное сообщение по теме «Мой нравственный выбор в предлагаемых обстоятельствах».

Анализ материалов СМИ.

Тема. Нравственная основа профессиональной деятельности отдельных юридических профессий

Этический кодекс: понятие, виды, назначение.  Особенности профессиональных кодексов. Прикладной аспект профессиональных кодексов. Анализ кодекса судейской этики: содержание и значение. Этика судебных прений. Анализ кодекса профессиональной этики адвоката и Профессионального кодекса нотариусов РФ.

Вопросы для самопроверки:

  1. Профессиональные кодексы этики юриста: понятие, виды.
  2. Кодекс адвокатской этики, его роль в решении профессиональных задач.
  3. Кодекс профессиональной этики адвоката, основные понятия, цель, значение. 
  4. Кодекс профессиональной этики государственного служащего. Содержание и значение.
  5. Этика нотариуса.
  6. Этикет как проявление моральной воспитанности.
  7. Этика судебных прений.
  8. Этическое значение кодекса судейской этики. Основные принципы.
  9. Этические основы допроса потерпевшего.
  10. Этические основы допроса несовершеннолетнего.
  11. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
  12. Нравственные основы очной ставки.
  13. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.
  14. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.

Задания для самостоятельной работы: 

Анализ текстов кодексов.

Подготовка устного сообщения на тему: «Если бы автором кодекса был я…».

Тема. Аспекты прикладной этики в деятельности сотрудников правоохранительных органов

Понятие нравственной культуры. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов. Сущность и формы проявления нравственно-профессиональной деформации. Основные причины, порождающие нравственно-профессиональную деформацию. Пути выхода из ситуации, способной провоцировать нравственно-профессиональную деформацию личности и поведения юриста. Нравственное формирование личности сотрудников правоохранительных органов. Определение этических норм делового общения и служебного этикета сотрудников правоохранительных органов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Основные направления профилактики и пути преодоления профессионально-нравственной деформации представителей юридических профессий
  2. Структура и содержание морального облика представителя юридической профессии (по сферам деятельности).
  3.  Соотношение нравственной цели и средств в профессиональной деятельности юриста.
  4. Проблемы профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее решения.
  5. Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач
  6. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
  7. Признаки и структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
  8. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.
  9. Этикет служебного общения
  10. Этические требования к профессиональной культуре общения юриста.
  11. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.
  12. Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов.
  13. Нравственное поведение сотрудников правоохранительных органов во внеслужебное время, в быту.
  14. Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов.
  15.  Эстетическая значимость внешнего вида личного состава органов внутренних дел.

Задания для самостоятельной работы: 

Работа с конспектом занятия, учебной литературой.

Анализ таблицы «Факторы, ведущие к профессиональной деформации».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ

Взаимосвязь правового и нравственного в деятельности юриста.

Виды профессиональной юридической этики.

Добро и зло как ценностные ориентиры профессиональной морали юриста. Понятие о справедливости.

Единство правовой и моральной ответственности юриста.

Единство правовых и нравственных начал в деятельности юриста.

Кодекс адвокатской этики, его роль в решении профессиональных задач.

Кодекс профессиональной этики адвоката, основные понятия, цель, значение. 

Кодекс профессиональной этики государственного служащего. Содержание и значение.

Мера ответственности личности за моральный выбор.

Мораль, ее функции и структура.

Мораль и право. Их роль в социальном регулировании, соотношение и значение в деятельности юриста.

Нравственная мотивация поступка.

Нравственная ценность правоохранительной деятельности.

Нравственность как социально-историческое явление. Ее происхождение, историческое развитие и сущность.

Нравственные взаимоотношения в профессиональных коллективах.

Нравственные начала осуществления правосудия.

Нравственные основы законодательства о правосудии.

Нравственные основы применения физической силы, специальных средств и оружия в профессиональной деятельности.

Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ.

Нравственные основы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Нравственный конфликт как своеобразная ситуация морального выбора.

Основные направления профилактики и пути преодоления профессионально-нравственной деформации представителей юридических профессий.

Основные приемы профессионального воздействия в общении юристов с гражданами.

Основные характеристики служебной этики, такта и этикета.

Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

Понятие чести и достоинства как выражение ценности личности, ее социально-нравственной значимости.

Понятие этики как науки и ее основных категорий.

Понятие этики юриста, ее особенности.

Правила поведения сотрудника правоохранительных органов при отработке жилого сектора.

Проблемы морального выбора в деятельности юриста. Проблема «меньшего зла».

Проблемы профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее решения.

Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность».

Профессиональная этика и ее значение для развития культуры юриста.

Профессиональные кодексы этики юриста: понятие, виды.

Профессиональный риск сотрудника органов внутренних дел.

Соотношение нравственной цели и средств в профессиональной деятельности юриста.

Структура и содержание морального облика представителя юридической профессии (по сферам деятельности).

Структура профессиональной деформации: деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности.

Этика нотариуса.

Этика производства основных следственных действий.

Этика судебных прений.

Этикет как проявление моральной воспитанности.

Этикет начальника и подчиненного. Правила общения с коллегами по работе.

Этикет служебного общения.

Этические требования к профессиональной культуре общения юриста.

Этическое значение кодекса судейской этики. Основные принципы

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники – нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21).
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, в ред. от 22.04.2013) от 18.07.2012 г.
  5. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации Постановление собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18.04. 2001 №10 «О профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации».
  6. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.)
  7. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 N 1920- "О Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Дополнительные источники -  нормативная литература:

  1. Сборник законов Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
  2. Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009.
  3. Учебники и учебные пособия:
  4. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 318 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  5. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. /Под ред. Дубова Г.В. – М.: Издательство «Щит-М», 2007. – 524 с.
  6. Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие /Под ред С.С. Пылёва/. М., 2009.
  7. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009
  8. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие.  М., МосУ МВД России, 2008.
  9. Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.:ЩитМ, 2009.
  10. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел / Под ред. Н.В. Румянцева, С.С. Пылева. – М.: Издательство «Щит-М», 2009. – 476 с.
  11. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1- 3. М., 2008.
  12. Пономаренко В.А., Булдыгеров А.В. Начальная профессиональная подготовка. Методические рекомендации для проведения занятий по дисциплине. М.: Московский университет МВД России, 2007 г.
  13. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие/ Под ред. Пылева С.С.- М.: Московский университет МВД России, 2009. – 256 с.

Словари и справочники:

  1. Ткач М.И. Популярный юридический энциклопедический словарь. М.: Юрайт, 2008.
  2. Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. Общ. ред. А.Ф.Малышевский. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 399 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Российская государственная библиотека. Форма доступа - www. rsl.ru
  2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Форма доступа - base.garant.ru
  3. Правовая система Консультант Плюс. Форма доступа - www.consultant.ru
  4. Правовая система «Кодекс». Форма доступа – www.kodeks.ru 
  5. Правовая система «Российское законодательство». Форма доступа -www.zakonrf.info 
  6. Сайт «Библиотекарь.Ру» . Форма доступа - www.bibliotekar.ru/index.html
  7. Сайт «Википедия» Порталы: Персоналии. Философия. Форма доступа - ru.wikipedia.org/wiki
  8. Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации. Форма доступа - www.gov.ru
  9.  Конституционный Суд РФ. Форма доступа - www.ks.rfnet.ru
  10. Институт «Открытое общество». Форма доступа - www.osi.ru
  11. Институт научной информации по общественным наукам РАН. Форма доступа - www.inion.ru