План-конспект учебного занятия - КПР-Тема 4.6. Конституционные основы судебной власти

Воронцова Лилиана Федоровна

Материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся гр. ____201пБ____ курс __2_

специальность ___________Правоохранительная деятельность__________

код, наименование специальности

форма проведения дистанционно

преподаватель _______Воронцова Л.Ф.________________________________

фио преподавателя

№ и тема занятия Тема 4.6. Конституционные основы судебной власти,

прокурорского надзора в России

Статус суда. Конституционные принципы правосудия. Правовой анализ статуса судей. Гарантии независимости судьи

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
  4. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 02.08.2019) «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) - Российская газета, № 170, 29.07.1992.
  5. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.
  6. Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 7, п. 7.4).
  7. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры// 4-е издание, измененное и дополненное, -М.: Статут, 2017. 624 с.
  8. Дерхо Д.С. Статус судей в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2020.
  9. Стеничкин Н.Г. Обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года // «Lex russica», 2020, № 4.
  10. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  11. Справочная правовая система «Гарант»  https://www.garant.ru/ 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1. Правительство РФ имеет право издавать:

а) постановления и распоряжения;

б) постановления и указы;

в) распоряжения и протоколы;

г) федеральные законы и федеральные конституционные законы

ответы

2. По каким законопроектам обязательно нужно получить заключение

Правительства:

а) по вопросам, связанным с изменением государственного бюджета;

б) по всем важным для государства вопросам;

в) по структуре Правительства;

г) по религиозным вопросам

направлять в отчете

3. Решение об отставке Правительства РФ принимает:

а) руководитель Администрации Президента РФ;

б) Президент РФ;

в) Совет Федерации;

г) Государственная Дума

(следующий файл)

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Понятие судебной власти

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.4, стр. 222 – 223, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

  1. Конституционные принципы правосудия.

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.4, стр. 222 – 223, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

3.        Правовой анализ статуса судей.

(конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.4, стр. 223 – 226, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

4.Гарантии осуществления деятельности судьи. Принцип независимости судей.

 (конспект: Конституционное право России: учебник. //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 7,

п. 7.4, стр. 223 – 226, конспект в рабочую тетрадь по прилагаемому ниже тексту)

  1. Понятие судебной власти.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, осуществляющая через суд правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1,2 ст. 118).

Судебная власть (деятельность) исследуется рядом историко-теоретических, отраслевых, прикладных юридических наук. К их числу относятся теория государства и права, несколько отраслей материального и процессуального права: конституционное право, административное право, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

С позиции конституционного права под судебной властью подразумевается

- независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, созданная «для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний» [1].

Признаки судебной власти, в том числе позволяющие отличить ее от других ветвей власти с позиции указанного подхода:

1) органы судебной власти - суды.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст. 11). Из указанных положений Конституции Российской Федерации следует логичный вывод, что органы судебной власти как органы государственной власти - это суды;

2) суд - исключительный орган судебной власти.

На основании ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть реализуется в особых процессуальных формах посредством одного из видов судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации);

4) носителями судебной власти являются лица, замещающие государственную должность и имеющие особый статус, - судьи. В соответствии со ст. ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны;

5) судебная власть заключается в правоприменительной деятельности.

6) задачи судебной власти - защита прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение законности.

Функциональный и институциональный подходы при рассмотрении конституционных основ судебной власти

Функциональный подход: предполагает рассмотрение судебной власти c точки зрения исследования функционального предназначения любого суда - осуществления правосудия (разрешения на основе закона социальных конфликтов) посредством определяемых в Конституции (ч. 2 ст. 118) видов судопроизводства: конституционного; гражданского; административного и уголовного

Кроме этого, прямое перечисление в Конституции видов судопроизводства подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована установленными законом процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел

Институциональный подход: предусматривает анализ правовых основ судебной системы Российской Федерации

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст.4) судебную систему Российской Федерации образуют:

1. Федеральные суды:

- Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации;

- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

2. Суды субъектов Российской Федерации:

- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционные принципы правосудия

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст.118 Конституции).

Судебная власть является одним из видов государственной власти[2] и призвана осуществлять правосудие. Согласно ставшему в последние годы общепринятым определению В.М. Савитского правосудие «представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права»[3] 

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства.

«Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» (ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти осуществлено в Конституции РФ в гл. 7. «Судебная власть и прокуратура».

Как отмечает Е.Ю. Бархатова, ст. 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности прокуратуру.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, создающем такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения[4].

О.А. Шварц подчеркивает, что положения ст. 118 Конституции РФ получают свое развитие в ст. 49: «признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека. Только суд вправе принять решение о применении к лицу мер медицинского характера»[5].

Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии.

На каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению решаемых в данной стадии задач. Этот принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия.

Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе и высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти.

Как отметил Конституционный Суд РФ, ст. 46 Конституции РФ, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ст. 118 (ч. 2) Конституции РФ формах судопроизводства.

Согласно ст. 125 (ч. 4) Конституции РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такая проверка составляет исключительную компетенцию Конституционного Суда РФ.

Из сопоставления ст. ст. 46 (ч. 2), 118 (ч. 2), 120 (ч. 2) и 125 (ч. 4) Конституции РФ следует, что иные акты, кроме законов, подлежат обжалованию в других судах в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ и законами. Из этого исходит ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, согласно которой суды рассматривают жалобы

- на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Проверка по жалобам граждан нормативных и ненормативных актов федеральных органов государственной власти отнесена к компетенции Верховного Суда РФ. Те же нормативные акты, оспаривание которых в судах указанным процессуальным законодательством не предусмотрено, согласно положениям ч. 2 ст. 1 КАС РФ, должны рассматриваться судами в процедуре, установленной этим Кодексом.

С точки зрения конституционного статуса судебная власть отличается от других властей по своим сущностным и функциональным характеристикам.

Это отличие выражено прежде всего в том, что судебная власть не сконцентрирована в одном органе, а возлагается на совокупность судебных органов от низовых до верховных. При этом каждый из этих судебных органов разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения - будь то влияния, требования, указания, - основа судебной деятельности, тогда как в деятельности других властей могут превалировать и другие мотивы.

Судьи, будучи не связаны друг с другом узами иерархической соподчиненности, основывают свои решения, руководствуясь исключительно принципом законности и внутренним судейским убеждением.

На деле это означает, что они суверенно оценивают представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают соответствующие решения, тогда как представители законодательной и исполнительной власти находятся в орбите функциональной иерархической зависимости.

В интересах объективности в принятии решений судебная деятельность подчинена более строгим правилам, чем законодательная и тем более исполнительно-распорядительная деятельность правительства. Например, правила судебной деятельности имеют общеправовое значение; они выражаются следованием таким принципам, как равенство граждан перед судом и законом, презумпция невиновности, право на защиту, устность, гласность и состязательность процесса; все они должны неукоснительно и в полном объеме соблюдаться во всех видах судопроизводства - от конституционного до административного.

Важнейшим основанием судебной власти является принцип независимости, который имеет основополагающее значение для судебной деятельности.

При этом, как отмечает О.А. Шварц, независимость суда обычно сводится к совокупности двух основных элементов: институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной власти и независимости самих судей.

Центром концепции институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Господство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения суда или иным образом вторгающиеся в судебную функцию.

Функциональная независимость суда закреплена в положениях ч. 1 ст. 120 Конституции РФ.

Вместе с тем было бы неоправданно абсолютизировать принцип независимости судебной власти, возводя его до уровня бесконтрольности судебной деятельности.

Именно потому, что судебная власть призвана обуздывать произвол, ее функциональная активность строго регламентирована законом и ограничена как во времени, так и в пространстве; в частности, это выражается в обязанности судебной власти воздерживаться от инициирования судебных процессов и в недопустимости для судей вторгаться в сферу законодательной деятельности.

Судебный процесс никогда не является следствием случайности: право на его возбуждение принадлежит обладателю нарушенных или ущемленных прав. Это условие в одинаковой мере обязательно для того, чтобы задать импульс движению дела во всех видах судопроизводства - от общегражданского до конституционного.

Таким образом, судебная власть в государстве изначально ограничена в проявлении собственной активности; она не обладает правом инициирования процессов, так как судебные учреждения инертны по своей природе. Суд не может самостоятельно заняться разрешением какого-либо спора или тяжбы без явно и добровольно выраженного обращения к нему одной из сторон, т.е. ходатайствующего или истца, он действует лишь тогда, когда к нему поступает возбужденное дело, исключая случаи, когда нарушается порядок в самом зале суда, где слушается дело.

В отличие от законодательной и исполнительной властей, имеющих дело с настоящим, т.е. с действующей и постоянно изменяющейся социальной практикой, суды имеют дело с прошлым, т.е. с фактами, отстоявшимися и отложившимися в сознании очевидцев.

Исходя из этого, суд не вправе влиять на развитие событий, он оценивает лишь их результаты с точки зрения факта и права. Разрешая конкретное дело, суд не вправе создавать какие-либо новые правила поведения или деятельности; его миссия ограничивается строгим и неукоснительным применением действующего права. Отсюда и соответствующий общеправовой принцип - судья не вправе выносить решения в форме общезначимых предписаний и, таким образом, превращаться в судью-законодателя; он призван разрешать только индивидуальные казусы, стремясь восстановить то, что неправомерно разрушено или попрано.

Судебная власть основывается на принципе равенства. Это означает, что все граждане в одинаковом порядке могут привлекаться к суду одними и теми же судебными органами на равных условиях, без какой бы то ни было дискриминации.

Сегодня, говоря о равенстве граждан перед судом, вопрос стоит не о борьбе с судебными привилегиями, которые давно стали достоянием истории, а об обеспечении свободного доступа всех граждан к правосудию вне зависимости от их социального статуса и уровня доходов.

Правосудие является в принципе бесплатным, т.е. истец не оплачивает работу судьи. Однако любой судебный процесс неизбежно влечет за собой определенные расходы: пусть истцы не оплачивают работу судей, но приходится оплачивать труд участников процесса, например адвокатов, судебных исполнителей и др., а также в некоторых случаях - свидетелей и экспертов. Оплата расходов (судебные издержки) возлагается, как правило, на ту из конфликтующих сторон, которая проигрывает процесс.

Складывающаяся в связи с этим ситуация представляет собой серьезную проблему для правосудия. Законность таких издержек не ставится под сомнение, тем не менее возникают справедливые опасения относительно того, что вследствие роста судебных издержек будет нанесен ущерб основной гарантии при реализации прав гражданина - свободному доступу к правосудию. Возникают ситуации, когда граждане воздерживаются от обращения в суды для защиты своих прав и интересов из-за высокой стоимости исков.

Важнейшее качественное отличие судебной власти от других властей в государстве заключается в правиле двухступенчатой юрисдикции, т.е. возможности повторной проверки материалов спорного дела на уровне более высокого звена той же судебной системы. Это правило находит конечное выражение в праве на обжалование судебного решения в форме апелляции и кассации.

В России, согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом..»"

С принципом независимости сочетается и правило объективности, непредвзятости и беспристрастности судьи. Из этого правила вытекают два важных следствия:

во-первых, гражданин вправе заявлять отводы суду и судьям и,

 во-вторых, он вправе требовать соблюдения состязательной процедуры, которая в демократических государствах объявлена конституционным принципом.

Состязательный характер выносимых решений признается только при условии, если судья до того, как было принято решение по делу, выслушал стороны, получил их возражения, как письменные, так и устные, и провел обмен мнениями по существу спорных вопросов между сторонами и их представителями в процессе.

Принцип состязательности не только снабдил теорию судебного процесса простой и симметричной по форме правовой конструкцией, но и обеспечил участников процесса большей свободой действий, предоставив для этого соответствующие гарантии

Принципы правосудия, определяющие правовые основы судебной системы и правового статуса судей

  1. Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 и 3 ст. 118, ч. 1 ст. 47, ч. 3 ст. 128 Конституции).
  2. Принцип законности (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст.120 Конституции),

2. Принцип независимости судов и подчинения их только Конституции и закону (ст. 120 Конституции).

3. Принцип несменяемости судей (ст. 121 Конституции).

4. Принцип неприкосновенности судей (ст. 122 Конституции).

5. Принцип открытости судебных разбирательств во всех судах (ч. 1 ст. 123 Конституции).

6. Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123 Конституции).

Принципы правосудия, определяющие гарантии судебной защиты прав и свобод человека

1. Гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46);

2. Право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов и должностных лиц публичной власти (ч. 2 ст. 46) и глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021).

 3. Право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46

4. Право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).

5. Право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом c участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47)

6. Право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции).

7. Презумпция невиновности (ст. 49).

8. Запрет на повторное осуждение за одно и тоже преступление (ч.1 ст. 50).

9. Запрет на использование доказательств, полученных c нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 ).

10. Право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50).

11. Право не свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст. 51)

12. Право потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

13. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53).

14. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54).

  1. Правовой анализ статуса судей.

Происхождение у термина «статус» - латинское слово «status», означающее «состояние, положение». В современном обществе понятием «статус» принято обозначать правовое положение кого-либо, будь то гражданин, должностное лицо, орган управления, или же юридическое лицо

В теории права под правовым статусом понимают признанную конституцией или законами совокупность исходных неотчуждаемых прав и обязанностей человека, полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права[6].

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что под правовым статусом судьи понимается правовое положение судьи в качестве государственного деятеля, которое обязательно закреплено законодательно.

При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего судейского корпуса независимо от того, в каком суде они работают, и закреплен в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и других нормативных актах.

Нельзя недооценивать также значение норм международного права в вопросах регулирования правового статуса судьи. Наиболее значимыми документами здесь будут являться Европейская хартия о статусе судей 1998 г., а также Основные принципы независимости судебных органов 1985 г. Анализ этих источников позволяет обратить внимание на некоторые черты правового статуса судьи.

Правовой статус судьи не связан с содержанием нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по государственной службе, поскольку судья призван выполнять особую функцию по отправлению правосудия.

Согласно ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 118 Конституции РФ суды в РФ являются органами государственной (судебной) власти, к исключительному ведению которых отнесено отправление правосудия. При этом по смыслу ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» непосредственными носителями судебной власти являются судьи, в лице которых осуществляют свою деятельность суды. Вопрос о статусе судей как о совокупности их прав, обязанностей и ответственности приобретает особое значение в контексте обеспечения эффективности отправления правосудия как важнейшей государственной функции.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

В силу ст. 4 Закона о статусе судей судьей может быть

- гражданин РФ: достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет (для судьи кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда - возраст 30 лет, стаж работы не менее 7 лет; судьи Верховного Суда РФ - возраст 35 лет, стаж работы не менее 10 лет; судьи Конституционного Суда РФ - возраст 40 лет, стаж работы не менее 15 лет);

- имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

- не имеющий или не имевший судимости либо уголовного преследования, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

- не имеющий гражданства иностранного государства, или вида на жительство, или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

- не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) указанным требованиям, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи (п. 7.1 ст. 6 Закона о статусе судей).

Порядок наделения судьи полномочиями. Срок полномочий судьи

В ст. 5 Закона о статусе судей установлен принцип конкурсного отбора кандидатов на должность судьи. Любой гражданин, достигший установленного законом возраста, имеющий необходимое образование и стаж работы, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям закона и представившему необходимые документы.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд (за исключением судей, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ»).

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи (п. 6 ст. 5 Закона о статусе судей).

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи, которое может быть обжаловано в судебном порядке (п. п. 7, 8 ст. 5 Закона о статусе судей).

Далее подлежит реализации процедура наделения судьи полномочиями, предусмотренная п. п. 1 - 5 ст. 6 Закона о статусе судей, в соответствии с которой:

- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, вносимому на основании представления Председателя Верховного Суда РФ;

- судьи других федеральных судов общей юрисдикции (за исключением военных судов) и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ; судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Полномочия судьи федерального суда (как суда общей юрисдикции, так и арбитражного суда) не ограничены определенным сроком. Однако предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом (п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей).

Три исключения из этого общего правила в настоящее время предусмотрены ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и ст. 12 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», согласно которым

- на Председателя Конституционного Суда РФ,

- на Председателя Верховного Суда РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется,

- предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ составляет семьдесят шесть лет.

Согласно п. п. 5, 6 ст. 11 Закона о статусе судей судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Полномочия судьи сохраняются до их прекращения в установленном законом порядке. Так, полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. При этом судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

Процедура наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов регламентирована ст. 6.1 Закона о статусе судей и имеет свои особенности:

- Председатель Верховного Суда РФ назначается Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

- заместитель Председателя Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ на основании представления Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- председатели, заместители председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, судов субъектов РФ, военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- председатели, заместители председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда (п. 11 ст. 6.1 Закона о статусе судей).

Требования, предъявляемые к судье

Требования, предъявляемые к судье, определены ст. 3 Закона о статусе судей и включают в себя две основные обязанности:

1. неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

2. при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Из этих двух основных обязанностей необходимо следует третья обязанность 

- заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о случае возникновения конфликта интересов в ходе производства по делу, а также ряд ограничений и запретов, которые можно условно разделить на три основные группы (ст. 3 Закона о статусе судей):

1) ограничения и запреты, связанные с осуществлением иной трудовой (служебной, профессиональной) деятельности, в силу которых судья не вправе:

- замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

- заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов, действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений;

2) ограничения и запреты публичного и политико-правового характера, в силу которых судья не вправе:

- принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

- публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

- допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

- разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

- принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

3) ограничения и запреты финансового и материального характера, в силу которых судья не вправе:

- открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (этот запрет распространяется также на супруга (супругу) судьи и его несовершеннолетних детей). Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

- использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

- получать в связи с осуществлением полномочий судьи, не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц;

- выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.

Прекращение полномочий судьи.

Принятые изменения в п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции предполагают возможность досрочного прекращения полномочий судьи, в том числе по порочащим основаниям. Прекращаются «по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими проступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).

Конституция впервые касается вопросов досрочного прекращения полномочий судей и предлагает механизм этой процедуры. Изменяются полномочия законодательной ветви власти и полномочия Президента. Конституция также впервые предлагает стратификацию судейского корпуса, выделяя из него судей, в отношении которых Президент вправе инициировать процедуру досрочного прекращения полномочий, и остальных судей (областного, районного звена и мировых судей).

Полномочия судей прекращаются по основаниям, предусмотренным ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Данный перечень является исчерпывающим и процедурно предусматривает либо инициативу (действия) самого судьи или его родственников, либо наступление факта (состояние здоровья, смерть судьи, избрание Президентом, депутатом и т.д.).

При этом досрочное прекращение полномочий является одним из видов дисциплинарной ответственности судьи за совершение дисциплинарного проступка, факт которого устанавливается квалификационной коллегией соответствующего уровня. В свою очередь в соответствии со ст. 12.1 рассматриваемого Закона «решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей <...> и может быть обжаловано в суде в порядке, установленном федеральным законом».

В развитие данной нормы ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» содержит положения о порядке обжалования решений квалификационных коллегий судей, согласно которым «решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (в отношении решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации) лицом, в отношении которого оно принято».

Процессуальное обжалование решений квалификационных коллегий в суде осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ в вышестоящую судебную инстанцию (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391).

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Таким образом, можно утверждать, что в российском законодательстве создана и функционирует система обжалования решений квалификационных коллегий. Существующие процессуальные механизмы гарантируют реализацию права судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, на доступ к правосудию, право на обжалование решения в вышестоящую инстанцию, право защищать себя при рассмотрении дела в состязательном процессе. 

Согласно ст. 46 Конституции РФ «решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд».

Конституционный Суд указал, что «никаких исключений из этого конституционного принципа законодательство Российской Федерации не допускает» (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П). При этом в других решениях Суд обратил внимание, что «Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство гарантируют каждому судебную защиту его прав и законных интересов, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц... Конституционно-правовые основы статуса судьи обусловливают обязанность федерального законодателя урегулировать порядок привлечения судей к ответственности таким образом, чтобы исключить нарушения принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи».

Таким образом, в действующем нормативном регулировании нашли свое отражение и процессуально гарантированы неприкосновенность судьи, его специальный правовой статус, а также особые правовые процедуры приостановления или лишения его такого статуса с привлечением к такому решению органов судейского самоуправления. При этом Конституционный Суд специально указал на необходимость создания таких условий привлечения судей к ответственности, которые не могли бы послужить умалению статуса судьи, снижению гарантий независимости и самостоятельности судебной власти.

Органы судейского самоуправления, хотя и не упомянуты в Конституции РФ напрямую, создают и поддерживают такие правовые механизмы, которые делают возможным привлечение судьи к ответственности.

В российском законодательстве определена роль органов судейского сообщества как базового элемента обеспечения специального статуса судейского корпуса, независимости судебной власти и независимого правосудия. Квалификационные коллегии судей являются органом судейского сообщества, обеспечивающим реализацию законодательства о статусе судей. Придание решению соответствующей квалификационной коллегии значения обязательного условия, без которого невозможна сама постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, не выходит за рамки необходимых и достаточных гарантий судейской неприкосновенности.

Конституционный статус судьи предполагает такой специальный порядок прекращения или приостановления полномочий, который невозможно эффективно реализовать без привлечения органов судейского самоуправления как неотъемлемой части судебной власти. Феномен судейского сообщества, судейского самоуправления существует во всех демократических государствах, так как судейское самоуправление - это неотъемлемая составная часть независимой судебной власти.

При этом необходимо говорить о том, что существующая процедура досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного Суда хотя и осуществляется Советом Федерации, но инициируется самим Конституционным Судом, а именно большинством голосов не менее двух третей от числа действующих судей.

 В решении вопроса о дисциплинарной ответственности судьи и прекращении его полномочий, в том числе по порочащим основаниям, принимает участие судейское самоуправление в той или иной форме (в случае Конституционного Суда - весь состав Суда), решая этот вопрос в состязательном процессе, где судье, чьи полномочия, квалификация или поведение ставятся под сомнение, предоставлено право выразить свою позицию.

Изменения, внесенные в Основной Закон, предполагают порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий по основаниям «совершения ими проступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий», и не устанавливают процедуру обжалования такого решения, правовые последствия его принятия.

В Конституции вопрос о прекращении полномочий судьи ранее регулировался бланкетной нормой ст. 121, отсылающей к федеральному законодательству. От прямого регулирования вопросов прекращения статуса судьи Конституция ранее уклонялась. В Основном Законе появилась норма прямого действия, касающаяся досрочного прекращения полномочий по порочащим или иным указанным в законодательстве основаниям.

Вместе с тем Конституционный Суд в заключении от 16 марта 2020 г. N 1-3 указал, что «наделение соответствующими полномочиями Совета Федерации и Президента Российской Федерации не может рассматриваться как несовместимое со ст. 10 Конституции Российской Федерации, гарантирующей самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, и с конституционной природой судебной власти в демократическом правовом государстве, принимая во внимание, что в соответствующей процедуре участвуют Президент Российской Федерации и законодательная власть в лице Совета Федерации и она во всяком случае не допускает немотивированного и ничем не обоснованного прекращения полномочий судей...».

Конституционные преобразования включают в себя законодательное переосмысление, приведение правовой системы в соответствие с конституционными изменениями, введение новых государственных институтов. Результаты реформы предполагают внедрение новых конституционных норм в законодательство, а в последующем - в правоприменение и правосознание.

Ответственность судей

По смыслу ст. 12.1 Закона о статусе судей допущенное судьей при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время виновное нарушение (в форме действия и (или) виновного бездействия) положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее - Кодекс судейской этики), повлекшее за собой умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, является дисциплинарным проступком.

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

1) замечания;

2) предупреждения;

3) понижения в квалификационном классе;

4) досрочного прекращения полномочий судьи.

На основе анализа положений действующего законодательства, можно выделить элементы правого статуса судьи.

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.

2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.

3. Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.

4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом. Приведем пример:

 а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;

б) судья не имеет права на: замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром; занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи, прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: В своей деятельности судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).

7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.

8. Несменяемость судей, означающая, что судье не могут назначаться (избираться) на другую должность или переводиться в другой суд без их согласия.

9. Неограниченный срок полномочий федеральных судей. Однако не стоит забывать, что они могут приостанавливаться или прекращаться по основаниям, указанным в законе.

10. Максимальный возраст, допускающий пребывание в должности судьи - 70 лет, в случае, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

11. Неприкосновенность судей, которая тесно связана с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

12. В случае, если судьей совершен дисциплинарный проступок, то ответственность за его совершение наступает в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий (особенности привлечения к ответственности: обычный порядок здесь не действует: принимать решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания может только соответствующая квалификационная коллегия судей, а в случае совершения дисциплинарного проступка судьей Конституционного Суда РФ - только Конституционный Суд РФ. Обжаловать такое решение возможно в специальный орган - Дисциплинарное судебное присутствие).

13. Право судьи на отставку (почетный уход или почетное удаление с должности). Более того, уход судьи в отставку не прекращает всех привилегий, связанных с его статусом: звание судьи, сохраняется, а также сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

14. Закон возлагает обязанность по повышению профессиональной квалификации судьями: так, федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.

15. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальное обеспечение включает в себя месячный оклад согласно замещаемой должностью, месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, кроме того: ежемесячное денежное поощрение, доплата за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук и другие доплаты. Среди социальных гарантий можно отметить предоставление отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.

16. Применение мер безопасности с целью защиты жизни, здоровья. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, правовой статус со всеми его привилегиями, правами и обязанностями, способен обеспечить возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие.

  1. Гарантии осуществления деятельности судьи. 

Принцип независимости судей.

Принцип независимости судей - важнейшая правовая основа их деятельности по осуществлению правосудия и выполнению иных полномочий органов судебной власти (судебный контроль и др.). Без независимых, беспристрастных судей правосудие существовать не может.

Следовательно, принцип независимости судей является первейшей гарантией правосудия и гарантией обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина (это относится и к организациям), предоставленной каждому Конституцией РФ (ст. 18 и 46).

Принцип независимости судей закреплен как в российском законодательстве, так и в международном праве, являющемся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, в которой международные договоры России имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы.

В российском законодательстве на конституционном уровне этот принцип сформулирован следующим образом: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120).

Это общее положение развивается в ст. 5 «Самостоятельность судов и независимость судей» Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Закон о судебной системе) следующим образом:

- суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1);

- судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону; гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и законом (ч. 2);

- в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4);

- лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 5).

Очень важная составляющая принципа независимости судей содержится в ч. 3 данной статьи, которая наделяет суд полномочиями в выборе нормы права, подлежащей применению при принятии решения по рассматриваемому делу, при обнаружении несоответствия одного нормативного акта другому (Конституции РФ, федеральному конституционному закону и т.д.): суд самостоятельно принимает решение согласно с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Данный принцип закреплен также

- в Федеральных конституционных законах от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 5), от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 5), от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6),

- в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 1) (далее - Закон о статусе судей), в процессуальных кодексах.

Принцип независимости судей закреплен также в международном праве: Всеобщей декларации прав человека[7] (ст. 10), Международном пакте ООН о гражданских и политических правах[8] (ст. 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6) и др.

Подробно содержание принципа независимости судей раскрывают утвержденные 25 - 26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека Бангалорские принципы поведения судей: независимость рассматривается в качестве первой из шести ценностей, которыми должны руководствоваться судьи.

Судья - в общем плане - должен осуществлять судейскую функцию независимо, на основе собственной оценки фактов и в соответствии со своей совестью, без каких-либо ограничений, ненадлежащего влияния, воздействия, давления, угроз либо вмешательства, прямого или косвенного, от кого бы и по каким причинам они ни исходили.

Судья - более конкретно - должен быть независим:

1) от общества в целом;

2) отдельных сторон, участвующих в деле, которое находится на его рассмотрении;

3) влияния со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти;

4) других судей.

Содержание принципа независимости судей представляется следующим.

Судьи обладают полномочиями самостоятельно, без какого-либо вмешательства в их деятельность, решать все вопросы, возникающие в ходе рассмотрения находящихся в их производстве дел и относящиеся:

1) к фактической стороне дела (исследовать и оценивать доказательства, а затем устанавливать обстоятельства, имеющие значение для дела; никакие решения иных органов для них преюдициального значения не имеют);

2) к материально-правовой стороне дела (какой правовой акт подлежит применению, как его - в случае неопределенности - толковать, как преодолевать пробелы в праве и разрешать коллизии между правовыми актами, в том числе между Конституцией РФ и федеральными законами).

Для того чтобы судьи имели возможность быть до такой степени независимыми, им необходимы и серьезные гарантии этой независимости

Гарантии осуществления деятельности судьи представляют собой единый, комплексный механизм обеспечения независимости судьи (провозглашенной ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, п. п. 2, 4 ст. 1 Закона о статусе судей), охватывающий социально-экономические, организационно-технические и иные взаимосвязанные аспекты, которые распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами (п. 4 ст. 9 Закона о статусе судей).

К числу таких гарантий Законом о статусе судей (ст. ст. 9 - 20) отнесены:

1) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, которая позволяет формализовать судебный процесс, сделать его максимально открытым, прозрачным, доступным, минимизировав риски кулуарного, негласного разрешения споров;

2) запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, который обеспечивает судье независимость в принятии решений, возможность осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было (п. 3 ст. 8 Кодекса судейской этики);

3) установленный законом порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, несменяемость судьи, который, с одной стороны, представляет собой важный элемент системы сдержек и противовесов, поскольку не позволяет сторонним лицам, в том числе представляющим органы власти, произвольно влиять на срок полномочий судьи, а с другой стороны, является эффективной мерой превентивного характера, стимулирующей судью соблюдать установленные законом ограничения и запреты;

4) право судьи на отставку как почетный уход или почетное удаление судьи с должности, которое обеспечивает лицу, пребывающему в отставке, сохранение звания судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, а при наличии необходимого возраста и (или) стажа в должности судьи - право, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях. Ежемесячное денежное содержание по инвалидности исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи;

5) неприкосновенность судьи, включая: 1) неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений); 2) особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности;

6) система органов судейского сообщества (Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи), в число основных задач которых входит защита прав и законных интересов судей (ст. 4 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»);

7) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, включая: ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение, которые не могут быть уменьшены; премии и материальную помощь в пределах фонда оплаты труда; ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 30 рабочих дней с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно и пр.;

8) обеспечение судей жилыми помещениями за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета путем предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо путем предоставления жилых помещений в собственность на основании их заявления при наличии соответствующих оснований;

9) предоставление судье, членам его семьи и их имуществу особой защиты государства, включая обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи, в том числе на случай гибели судьи или утраты им профессиональной трудоспособности;

10) предоставление судье права на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Статус судей в Российской Федерации представляет собой основанный на Конституции РФ и других нормативных правовых актах комплексный социально-правовой феномен, определяющий

- требования к кандидатам на должность судьи,

- требования к судье,

- порядок наделения судьи полномочиями,

- порядок приостановления и прекращения таких полномочий,

- гарантии независимости судьи,

- ответственность судьи

прочие взаимосвязанные элементы, совокупность которых складывается в единую систему, ориентированную на эффективное кадровое, организационное, ресурсное обеспечение судебной деятельности, формирование и сохранение квалифицированного судейского корпуса, способного на должном уровне решать задачи по отправлению правосудия.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1.        Правовой анализ статуса судей.

1. Какие общие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями:

а) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование;

в) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

г) гражданство РФ, достижение 40 лет, высшее юридическое образование;

2.        Гарантии осуществления деятельности судьи. Принцип независимости судей.

2. Независимость судей в РФ обеспечивается:

а) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

б) правом судьи на отставку;

в) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

г) все варианты ответов верны.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради конспект по вопросам занятия

- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 7, п.7.3, стр.223 - 226.

-  по прилагаемому материалу.

2. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к судьям федеральных судов.

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова


[1] Судебная власть /Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 81.

[2] См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/107/)  материалы о правовом статусе судебной власти в Российской Федерации.

[3] Савитский В.С. Комментарий к статье 118 // Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 499.

[4] Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2010. С. 132.

[5] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев, А.П. Любимов, и др.; Рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 474.

[6] Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С. 241.

[7] Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

[8] Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.