Сценарий учебного занятия КПР Тема Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Воронцова Лилиана Федоровна

Методические материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Сценарий учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

для обучающихся  ____2-го __ курса_

специальность ___________Правоохранительная деятельность_______

код, наименование специальности

преподаватель _______Воронцова Л.Ф.____________________________

фио преподавателя

Федеративное устройство России_

Тема: Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11‑ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1‑ФКЗ.
  2. Федеративный договор от, 31 марта 1992 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.).// Сайт Конституции Российской Федерации - https://constitution.garant.ru/act/federative/170280/
  3. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» /\ Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2208,
  4. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2000, N 30, ст. 3122,
  5. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 20, 14.05.2001, ст. 1972.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 N 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Собрание законодательства РФ, 21.07.1997, N 29, ст. 3581
  7. Закон РФ от 17.06.1992 N 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // «Российская газета», № 155, 08.07.1992
  8. Шахрай С.М.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и  магистратуры. изд. 4-е, изм. и  доп. М.: Статут, 2017. 624 с. ( режим доступа - https://be5.biz/pravo/k042/index.html)
  9. Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 4, п. 4.2).
  10. Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  https://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history
  11. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  12. Справочная правовая система «Гарант»  https://www.garant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы, тестовые задания)

1) Определите последовательность видов субъектов РФ в соответствии с Конституцией:

а) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

б) республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

в) районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

г) республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

2) Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

а) по требованию одного из субъектов РФ;

б) по взаимному согласию субъектов РФ;

в) по решению Конституционного Суда;

г) по решению Президента.

3) Республика в составе России имеет:

а) свой Устав;

б) свою Конституцию;

в) свое законодательство, не зависящее от федерального;

г) только а) и в).

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.        Основы правового статуса субъекта Российской Федерации.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5,

п. 5.5)

2. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа в составе РФ

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 5,

п. 5.5)

  1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации

Вопросы правового статуса субъектов РФ относятся к важнейшим вопросам российского федерализма.

Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Статус субъекта РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ, в то же время он включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.

Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и самим субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республик определяется Конституцией РФ и конституциями республик (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта (ч. 2); статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5).

Статус отдельных субъектов РФ может уточняться в федеральных законах и иных правовых актах (например, Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» с изменениями на 25 мая 2020 года). //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/316014/#ixzz6k24ea46W 

Вместе с тем, особенности конституционно-правового статуса отдельных субъектов отражены, в частности, в ст. 66. Признание Конституцией РФ наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах.

Понятие «субъект Российской Федерации», применяемое Конституцией РФ ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они получили новое качество, став равноправными субъектами Российской Федерации.

Свой статус субъекты Федерации обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора.

Все субъекты Федерации являются неотъемлемыми составными частями России и не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава Российской Федерации.

Все субъекты Федерации имеют равные права и обязанности как составные части федеративного государства.

Все субъекты Федерации самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ).

В настоящее время руководитель (высшее должностное лицо) субъекта Федерации - выборная должность. Должность руководителя субъектов Федерации именуется по-разному, исходя из сложившихся традиций.

На все субъекты Федерации в равной мере распространяется принцип территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ), а утверждается такое изменение на федеральном уровне - Советом Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Все субъекты Федерации в равной мере обладают правом заключать внутри федеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ), а также участвовать в международных внешнеэкономических связях в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

После принятия Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация состояла из 89 субъектов. К началу 2012 г. в результате так называемых процессов «укрупнения» их количество сократилось до 83. По состоянию на 2021 г. в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа.

За годы, прошедшие с момента принятия действующей Конституции РФ, процесс изменения состава субъектов Федерации происходил следующим образом.

Ряд новых субъектов Федерации были образованы в результате объединения ("укрупнения") регионов в 2003 - 2008 гг. Объединение регионов осуществлялось в следующей процедуре. Органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации обращались к Президенту РФ с предложением об объединении регионов, после чего начинали работать инициативные группы, собиралось необходимое число подписей и в проектируемых к объединению субъектах Федерации проводились референдумы. После одобрения объединения на референдумах принимался федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации в результате объединения субъектов, ранее входивших в состав Российской Федерации.

В результате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа (2003 - 2005 гг.) с 1 декабря 2005 г. был образован новый субъект Федерации - Пермский край. В современной России это был первый опыт объединения регионов.

В 2004 - 2007 гг. в результате объединения трех регионов (Красноярского края и входивших в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов) с 1 января 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Красноярский край. В 2005 - 2007 гг. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. был образован еще один новый субъект Федерации - Камчатский край. 1 января 2008 г. в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был образован еще один новый субъект Федерации с сохранением прежнего названия - Иркутская область. 1 марта 2008 г. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Ряд субъектов Федерации меняли свои наименования. Так, Ингушская Республика и Республика Северная Осетия стали соответственно Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия - Алания, Республика Калмыкия Хальмг Тангч была переименована в Республику Калмыкия, наименование Чувашской Республики - Чаваш республики было изменено на Чувашскую Республику - Чувашию, Ханты-Мансийский автономный округ стал Ханты-Мансийским автономным округом - Югра.

Исходными для понимания основ конституционно-правового статуса субъектов Федерации являются следующие положения Конституции РФ 1993 г.:

- Субъект Российской Федерации - элемент ее федеративного устройства (ст. 5). Все субъекты Федерации равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).

- Субъект Российской Федерации имеет собственную территорию (ч. 1 ст. 67). Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Субъекты РФ вправе устанавливать административно-территориальное устройство на своей территории в соответствии с федеральным законодательством. Основными территориальными единицами субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством являются города, городские районы, административные районы, национальные районы, поселки, сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования.

- Субъект Российской Федерации имеет свою собственность как часть государственной собственности и разграничивает ее с Российской Федерацией (п. «г» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации имеет права в части владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с ч. 1 ст. 77.

Также самостоятельно он устанавливает систему местного самоуправления (в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установление которых - вопрос совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72).

- Субъект Российской Федерации имеет свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты – уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

- Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Инициатором таких изменений является субъект РФ. Поскольку данный вопрос находится в ведении Российской Федерации, ее согласие является обязательным. Выраженное в установленном порядке изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ оформляется федеральным конституционным законом.

- Субъект Российской Федерации представлен в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Субъект Федерации имеет право законодательной инициативы.

-  Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134), одобряет поправки к гл. 3 - 8 Конституции РФ (ст. 136).

- К ведению субъекта Российской Федерации относятся две группы вопросов: первая - в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации; вторая - полномочия субъекта Федерации, принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения.

В области государственного строительства и управления это вопросы создания системы органов государственной власти, административно-территориального устройства, референдума и других форм непосредственной демократии, реализуемые на уровне субъекта РФ, награды и почетные звания субъекта РФ, его государственная символика.

В социально-экономической сфере к предметам ведения субъекта РФ относятся вопросы бюджета и финансовых средств, государственной собственности субъекта РФ, региональные программы и развитие региональных социальных инфраструктур и др.

В сферах духовной и культурной жизни субъект РФ может заниматься не только обеспечением сохранения и развития культуры, духовного и исторического наследия территории, но и решать специфические для региона задачи, например: создания национально-культурной автономии, поддержания традиционного образа жизни.

Таким образом, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, обеспечивает целенаправленную деятельность каждого уровня государственной власти, с другой - служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ (ст. 72, 73, 76). В силу конституционных установлений субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации и соответственно реализации сферы совместного ведения, а в необходимых случаях сферы ведения Российской Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.

- Субъекты Российской Федерации имеют свои символы (герб, флаг, гимн, а также столицу или административный центр), которые вправе самостоятельно устанавливать с учетом исторических и иных ценностей и традиций народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием призваны идентифицировать субъект РФ внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить другим целям, т.е. наличие символов субъектов РФ не является признаком, свидетельствующим об их суверенитете.

- Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).

Например, в соответствии с Конституцией Бурятии государственными языками являются бурятский и русский языки (ст. 67). Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия в качестве государственных определяет калмыцкий и русский языки (ст. 18). Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский и русский (ст. 75 Конституции РФ). Государственными языками в Республике Марий Эл выступают марийский (горный, луговой) и русский языки (ст. 15 Конституции РФ) и т. д.

Вместе с тем автономной области и автономным округам, также построенным по национально-этническому принципу, право установления своего национального языка в качестве государственного не предоставлено. Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык это их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

2. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа в составе РФ

Самостоятельными равноправными субъектами РФ являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся одна автономная область - Еврейская и четыре автономных округа - Ненецкий, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий (Ст. 65).

До 1990 г. все автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» им была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российской Федерации. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» вошел в состав Российской Федерации. Однако действующая Конституция РФ такого права за автономными округами не предусматривает. С 2003 по 2008 гг. приняты изменения в ст. 65 Конституции РФ, которыми количество автономных округов сократилось с десяти до четырех. Это обусловлено вхождением шести автономных округов в состав краев и областей.

Статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией РФ, уставом автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Важное значение для статуса этого вида субъектов РФ имеет Федеративный договор.

Автономные округа создавались как форма национальной государственности для малочисленных народов Севера и Северо-Востока страны, проживающих на огромных малонаселенных территориях. В связи с этим для решения вопросов социально-экономического развития автономных округов имеются законодательные акты, регулирующие общие проблемы жизнедеятельности народов, проживающих в автономных округах, в основном - коренного населения. К их числу относятся Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В этих актах установлены правовые гарантии защиты прав указанной категории лиц, осуществляемые Российской Федерацией, ее органами государственной власти.

Конституция РФ устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 66).

В связи с тем, что автономные округа входят в состав краев и областей, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами РФ могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Автономные область и округа имеют представителей в парламенте РФ: в Государственной Думе и в Совете Федерации. Они наделены правом законодательной инициативы в Российской Федерации.

Автономная область и автономные округа в ряде случаев выступают самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами РФ.

Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы: по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также исключительные полномочия автономной области и автономных округов.

К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономных округов относятся:

- обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов Конституции РФ и законам РФ;

-  защита прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах;

- установление общих принципов налогообложения;

- адвокатура, нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

- природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности;

- особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

- карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции). Органы государственной власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей компетенции.

Некоторые особенности правового статуса имеют автономные округа, входящие в состав края или области. Взаимоотношения этих субъектов РФ строятся на основе как Конституции и федеральных законов, так и собственных нормативных актов и договоров между ними. Нахождение в составе области или края не влияет на конституционно-правовой статус автономного округа, на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации. Оно не означает поглощение его территории; являющейся составной частью территории РФ. Положение ч. 4 ст. 66 Конституции РФ о вхождении автономного округа в состав края, области носит констатирующий характер и означает признание Конституцией существовавшего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменения своего статуса, по-прежнему входят в состав края или области (в отличие от Чукотского автономного округа, который этот статус изменил и вошел непосредственно в состав Российской Федерации).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» содержатся принципиальные выводы об особенностях правового статуса этих субъектов РФ. Вхождение не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему органов государственной власти, устав и законодательство. Автономный округ как равноправный субъект РФ по своему усмотрению распоряжается тем объемом полномочий, которые закреплены за ним Конституцией РФ. Равноправие и самостоятельность автономного округа обеспечиваются такой конституционной гарантией, как закрепление положения о том, что для изменения его статуса не требуется согласия или разрешения края, области.

Вместе с тем, подчеркивается в постановлении Конституционного Суда РФ, вхождение автономного округа в состав края или области означает наличие у края (области) единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население округа, органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1. Основы правового статуса субъекта Российской Федерации.

1) Определите последовательность видов субъектов РФ в соответствии с Конституцией:

а) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

б) республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

в) районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

г) республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

2) Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

а) по требованию одного из субъектов РФ;

б) по взаимному согласию субъектов РФ;

в) по решению Конституционного Суда;

г) по решению Президента.

2. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа в составе РФ

1) Выполните задание № 2 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В.

2. Проанализируйте особенности конституционно-правового статуса автономной области, автономного округа в составе РФ на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области».

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради тезисный конспект по вопросам занятия

(выборочная проверка).

- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 5, п.5.5.

2. Выполните задание № 2 стр. 164 учебника Конституционное право России //Отв. Редактор Комарова В.В.

3. Проанализируйте особенности конституционно-правового статуса автономной области, автономного округа в составе РФ на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» (файл в приложении).

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова