Сценарий учебного занятия-КПР - Тема Конституционные основы правового статуса личности

Воронцова Лилиана Федоровна

Методические материалы для проведения учебного занятия по дисциплине Конституционное право России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Сценарий учебного занятия

по ОП 02_Конституционное право России

учебная дисциплина/междисциплинарный курс

специальность ___________Правоохранительная деятельность_______

код, наименование специальности

преподаватель _______Воронцова Л.Ф.____________________________

фио преподавателя

Тема: Конституционные основы правового статуса личности

 Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Система и гарантии конституционных прав

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). В текст Конституции Российской Федерации вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1ФКЗ.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года (режим доступа -https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml)
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // режим доступа - https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540295/chapter/049c8ff5aea691880bcd324494444cd1/ 
  4. Шахрай С.М.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата и  магистратуры. изд. 4-е, изм. и  доп. М.: Статут, 2017. 624 с. ( режим доступа - https://be5.biz/pravo/k042/index.html)
  5. Конституционное право России: учебник.//Отв. ред. В.В. Комарова, - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с. (Глава 4, п. 4.2).
  6. Справочная правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  7. Справочная правовая система «Гарант»  https://www.garant.ru/

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы, тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

1. Конституционной обязанностью граждан РФ является:

а) получение основного общего образования;

б) создание семьи;

в) участие в выборах органов государственной власти;

г) занятие предпринимательской деятельностью.

г) законом четких разграничений не предусмотрено.

2. Свобода человека предполагает:

а) полную независимость от общества;

б) возможность делать собственный выбор;

в) действие в соответствии с обстоятельствами;

г) самоизоляцию от социального окружения.

3. Что гарантируется каждому Конституцией РФ:

а) оплачиваемый ежегодный отпуск;

б) ежеквартальная премия по результатам работы;

в) бесплатное высшее образование при окончании средней школы;

г) ежегодная рента

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.        Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл. 4,

п. 4.2)

  1. Цели, основания и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл.4,

п. 4.2)

3.        Принципы государственно-правового обеспечения ограничений прав и свобод человека и гражданина

(конспект, Конституционное право России: учебник //Отв. ред. В.В. Комарова: Гл.4,

п. 4.2)

1. Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

С момента зарождения цивилизации общество было озабочено проблемой обеспечения нормальной жизнедеятельности, процессом дальнейшего собственного развития, для чего требовалось объединить усилия личности и общества, направив их на общее благо путем ограничений поведения его членов. Именно в этот момент абсолютная свобода человека приобретает ограниченный характер.

Появление правил поведения в первобытнообщинном обществе, а в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Обычное, традиционное право формировалось в виде системы норм-запретов, норм-ограничений. В результате именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание. Так, табу на инцест, каннибализм, убийство своих соплеменников явилось тем «тотальным фактором», который выделил человека из мира природы и способствовал структуризации общества.

При дальнейшем становлении права общество было заинтересовано в том, «чтобы возвести существующие положения в закон и те его ограничения, которые даны обычаем, традицией, фиксировать как законные ограничения».

Таким образом, права и свободы человека хоть и приоритетны для государства, все же не являются абсолютными и безграничными. На сегодняшний день право является мерой свободы, из чего, как следствие, вытекает необходимость ограничений.

Право выступает инструментом защиты личности от произвола государственной власти, а ограничения прав и свобод предназначены для защиты общества, прав и свобод других лиц от произвола право пользователя. Таким образом, ограничения присущи праву в силу его назначения - служить мерой свободы, которая немыслима без границ.

В международно-правовых документах допустимость ограничений прав и свобод впервые была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а реализована в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. 15 членами Комитета министров Совета Европы. В настоящее время ограничения прав и свобод содержатся во многих международно-правовых актах, посвященных правам и свободам человека и гражданина.

Безусловно, ограничения призваны обеспечить соблюдение интересов общества в целом или отдельной личности в частности. Однако ограничения прав и свобод нельзя напрямую связывать только с функцией сдерживания противоправного деяния, они, как правило, носят превентивный характер, остерегают от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц.

Таким образом, ограничения прав и свобод человека и гражданина - это предусмотренное правовыми нормами уменьшение количества вариантов или установление пределов юридически дозволенного поведения (вплоть до полного запрета определенных действий), обусловленное необходимостью защиты охраняемых общественных отношений.

К основным свойствам ограничений прав и свобод относятся:

- наличие обязательного законодательного закрепления ограничений с установлением соответствующих пределов пространственного, временного и субъектного характера. Например, ограничение избирательного права при лишении свободы за совершение преступления; отмена прав и свобод иностранцев за действия, которые противоречат законодательству страны пребывания; непризнание государством за своим гражданином гражданства иного государства;

- чаще всего ограничения прав и свобод носят превентивный характер, т.е., воздействуя на социальную систему, сознание, волю и поведение людей, направлены на недопущение нарушения существующих правоотношений, прав и законных интересов гражданина (их коллективов и организаций), общества и государства в целом;

- многообразие способов ограничений: от уменьшения количества вариантов свободного (т.е. дозволенного правовыми нормами) поведения до его полного запрета;

- ограничения являются частью механизма согласования личных и общественных интересов, закрепляют необходимый баланс между интересами отдельной личности и интересами других индивидов, общества и государства;

- многообразие видов ограничений прав и свобод человека и гражданина подразумевает возможность их классификации.

Так, по лицам ограничения делятся на общие и специальные. 

Общие ограничения распространяются на все категории населения, тогда как специальные устанавливаются для отдельных категорий и чаще всего направлены на определение специального правового статуса конкретной социальной группы (например, государственные служащие, сотрудники органов внутренних дел и т.д.).

Так, ограничения прав государственных служащих закрепляются для предотвращения злоупотребления ими своими полномочиями.

Исходя из территории действия ограничения прав и свобод подразделяются на международные и внутригосударственные. Учитывая возможность ограничений прав и свобод международными и внутригосударственными актами, необходимо четко учитывать их взаимосвязь и возможные противоречия.

По времени действия ограничения прав можно дифференцировать на постоянные и временные.

Первые закрепляются в законодательстве без указания срока действия. Например, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации содержит ограничение на недопущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Вторые вводятся на определенный срок или на время действия каких-либо обстоятельств. В частности, Конституцией Российской Федерации предусмотрены временные ограничения основных прав и свобод в условиях введения исключительных правовых режимов (чрезвычайного или военного положения).

По содержанию ограничений прав и свобод их следует подразделять на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т.п.).

По способам осуществления ограничений прав и свобод подразделяются на запреты, обязанности, вмешательство в право уполномоченных государственных органов, должностных лиц.

Законодательство предусматривает целый ряд мер государственного принуждения, которые заключаются в определенных ограничениях. Например, ст. 44 УК РФ предусматривает такие специальные наказания, как ограничение свободы и ограничения по военной службе; уголовно-процессуальные (преимущественно в форме мер пресечения: подписка о невыезде (ст. 102), домашний арест (ст. 107), заключение под стражу (ст. 108) и прочих, а также приостановлений (ст. 208-209), запретов (ст. 36), обязанностей (ст. 51) и т.д.1), административные (в форме запретов, обязанности, ответственности (лишение водительских прав, права охоты и т.п.)), дисциплинарные, гражданско-правовые (ограничения дееспособности несовершеннолетних, предусмотрены ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами). В семейно-брачном праве в качестве ограничений выступает, в частности, возможность лишения родительских прав в соответствии со ст. 69-71 Семейного кодекса РФ.

Помимо указанных видов ограничений прав и свобод человека и гражданина, выделяют умаление прав, изъятия, цензы, сервитуты.

Изъятие как вид ограничений означает выделение, отделение чего-либо, исключение из общего круга. Законодательством предусмотрены изъятия из конституционного статуса человека и гражданина, из круга полномочий, составляющих нормативное содержание прав.

Своеобразным видом ограничений прав и свобод личности могут выступать цензы. Так, возрастные цензы ограничивают круг субъектов какого-то права достижением необходимого возраста, цензом оседлости, образовательным цензом. Например, ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации содержит сразу несколько цензов, которыми должен обладать Президент Российской Федерации: гражданством Российской Федерации, возрастом не моложе 35 лет, постоянным проживанием в Российской Федерации не менее 25 лет.

Ограничения прав и свобод как самостоятельные средства правового регулирования могут быть выражены следующими основными способами:

- запреты на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет) (в случае их использования речь идет о границах признаваемой свободы или предоставленных полномочий);

- запреты на реализацию права в целом (абсолютный запрет) и приостановление. Причем приостановление можно рассматривать как временный запрет на конкретный срок для конкретного лица, предприятия или учреждения. Приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа;

- вмешательство в реализацию прав уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Данный способ активными действиями должностных лиц и пассивным поведением самой личности;

- возложение обязанностей. Их воздействие чаще всего опосредованно, так как существенным отличием обязанностей от других правовых ограничений является и то, что они требуют действий, а не воздержания, как, например, запрет и приостановление.

Учитывая многообразие способов реализации ограничений прав личности, следует признать, что многие из них играют роль юридической базы для отраслевых ограничений, т.е. предопределяют конкретные их способы.

Ограничения прав и свобод граждан является средством обеспечения оптимального соотношения интересов личности и государства. Разработка ограничений прав и свобод человека и гражданина должна осуществляться на межгосударственном уровне в силу их предназначения для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресоваться государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав своих граждан и нести ответственность перед своим народом, международным сообществом за соблюдение основных прав.

  1. Цели, основания и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина

Цели правовых норм являются результатом сознательной деятельности людей, следовательно, правовая норма является не просто правилом поведения, она всегда целеустремлена. Соответственно, существуют цели и ограничений прав и свобод граждан, поскольку они являются частью правовых норм.

Категория «цель ограничений прав и свобод» отражает направленность ограничительных мер. В научной литературе ряд авторов рассматривают в качестве целей ограничений прав и свобод человека и гражданина защиту общественных отношений и общества в целом, поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности, учете государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурного развития граждан.

В качестве основной цели ограничений прав называют защиту прав и свобод личности, обеспечение безопасности, защиту мира и общественного блага, обеспечение согласия в обществе и требование нравственности.

Таким образом, основная цель установления и использования ограничений прав и свобод заключается в согласовании интересов личности, общества, государства, достижение определенного баланса между ними. Баланс между интересами личности и государства есть условие «социального равновесия, разумного и устойчивого». Важно, чтобы ограничения прав и свобод являлись результатом компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя прав.

Сопоставив цели ограничений прав и свобод, содержащиеся в нормах международного права и Конституции Российской Федерации, становится очевидным, что они по своей сути принципиально во многом совпадают.

Необходимо отметить, что «цели ограничений прав и свобод граждан» неразрывно связаны с понятием «основания ограничений прав и свобод человека и гражданина». Термин «основание» означает конкретную причину применения соответствующих ограничений в отношении прав и свобод человека. Более того, «основание» не предполагает последующей оценки результата действия, в то время как «цель» очерчивает именно конечные последствия и именно с ней связывает необходимость ограничений прав и свобод личности. Так, военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения, при котором ограничиваются права и свободы.

Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение должного равновесия между интересами личности, общества и государства.

Защита публичных интересов представлена такими основаниями ограничения прав и свобод, как защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства. При этом частные интересы также могут быть положены в основу ограничений прав и свобод личности в случаях защиты здоровья, защиты прав и законных интересов других лиц.

Следует отметить, что положение Всеобщей декларации прав человека, представляющей в настоящее время модель, используемую многими странами для разработки отдельных положений своих конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека, определяет: «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом» (п. 2 ст. 29). Закон как единственное основание ограничений основных прав и свобод человека и гражданина закрепляет и Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, основания ограничений прав и свобод личности имеют двойственную природу. С одной стороны, единственным основанием ограничений прав является, безусловно, закон. С другой стороны, основаниями ограничений прав человека выступают содержащиеся в законах факты совершения противоправного деяния, необходимость обеспечения реализации интересов и безопасности личности, общества и государства.

Следовательно, для определения пределов ограничений прав человека важно установить, для какой цели, на каком основании и как далеко распространяются вводимые ограничения прав и свобод, поскольку именно в соотношении цели, оснований и пределов ограничений прав сосредотачиваются объективно-субъективные факторы, опосредующие саму деятельность по ограничению прав и свобод человека.

Сам термин «предел» обозначает пространственную или временную границу; последнюю, крайнюю степень. Недопустимы как чрезмерные ограничения прав граждан, так и чрезмерная свобода, предоставляемая в ущерб правам других граждан и их общностей. Пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны определяться основным принципом: в какой минимально необходимой мере это требуется для защиты конституционно значимых ценностей.

Права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым благам при использовании этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам граждан является наименьшим из возможных.

  1. Принципы государственно-правового обеспечения ограничений прав и свобод человека и гражданина

По общему правилу принципы права, прежде всего, призваны служить ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности всех без исключения государственных органов. Причем именно неукоснительное соблюдение принципов права обеспечивает нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом и в области ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности.

Вопрос о принципах ограничений прав и свобод есть часть более общей темы правовых принципов. Именно принципы играют существенную роль в формировании самих ограничений прав и свобод человека и гражданина, отражая реальную потребность в их возникновении, применении, и, по образному выражению Д.А. Керимова, «сформулированы историческим опытом человечества и воплощают в себе представления о справедливости, гуманности, организации и порядке общественной жизнедеятельности».

Таким образом, «принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина» есть фундаментальные положения, которые на основе идей справедливости и свободы обеспечивают (призваны обеспечивать) соблюдение необходимого равновесия между интересами личности, общества, государства.

Однако для признания тех или иных руководящих идей правовыми принципами требуется их официальное закрепление, в частности в Конституции Российской Федерации, т.е. идеи и установки должны быть облечены в высшую нормативно-правовую форму. Принципы ограничений прав и свобод личности, соблюдение которых обязательно в том числе и для России, содержатся в ряде международных правовых актах о правах человека (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.).

Однако национальное законодательство, развивая свои положения, опирается не только на принципы, содержащиеся в международных правовых актах, но и вырабатывает собственные основополагающие начала, которые признаются его принципами. Они либо совпадают с международными принципами, либо, отражая некоторое своеобразие, носят по отношению к международным принципам подчиненный характер.

Кроме того, принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть: 

а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений;

б) при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;

в) публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации.

Из существующего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых, во-первых, обеспечит оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения, и которыми, во-вторых, обязан руководствоваться субъект установления правовых ограничений.

 К числу вышеуказанных принципов относятся:

- всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина,

- законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом,

- формального равенства,

- справедливости,

- соразмерности,

- целесообразности.

Исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина является принцип всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина. 

Неслучайно данный принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются ценностью».

Таким образом, суть указанного положения сводится к следующему: правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод реализуется международным сообществом государств как один из основных принципов международно-правовой защиты человека, что приобретает все большее значение в интернациональном сотрудничестве государств. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. В данном документе обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме.

Принцип законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом закреплен в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, все без исключения международно-правовые акты единственным основанием ограничений прав называют закон.

Принцип законности ограничений прав и свобод предполагает,

во-первых, строгое соблюдение всех необходимых правовых процедур при введении ограничений.

во-вторых, содержанием данного принципа являются требования, содержащиеся в международных и внутригосударственных российских нормативных правовых актах и документах о том, что ограничения должны быть «предусмотрены (установлены) законом» или введены «федеральным законом».

Фундаментальным, всеобщим, применимым, в том числе к ограничениям прав и свобод личности, является принцип формально-юридического равенства, выражающий сущность права как особого социального явления. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 19 Конституции Российской Федерации провозглашается, что все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Соответственно, содержанием принципа формально-юридического равенства является введение равных ограничений для субъектов, обладающих равнозначными правовыми статусами.

Принцип целесообразности ограничений прав и свобод личности. Как указано во многих документах международного и внутригосударственного характера, ограничения прав и свобод вводятся с определенными целями, которые должны иметь законный характер. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» . Применительно к институту ограничений прав и свобод человека и гражданина принцип целесообразности означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность применяемых ограничительных мер.

Содержанием принципа целесообразности ограничений прав и свобод личности является,

во-первых, применение ограничений только для тех целей, ради которых они вводятся, выход за пределы указанных целей ограничения неправомерен.

во-вторых, перечень целей ограничения прав носит закрытый характер, а сами цели не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации.

Одним из важнейших принципов ограничений прав является принцип справедливости, который заключается в соблюдении устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. При характеристике справедливости учитывают понимание общечеловеческих ценностей, связь права с моральными и нравственными явлениями. Попытки дать определение справедливости предпринимались и продолжают предприниматься научными деятелями юридических, философских, психологических, биологических и других наук.

Естественно, что исчерпывающего понятия справедливости дать невозможно, поскольку для каждого периода времени характерны свои суждения о справедливости. В настоящее время содержание термина справедливости определяют, исходя из следующих категорий: общепринятые морально-нравственные нормы, долг, совесть, честность, иные общечеловеческие ценности. Содержанием принципа справедливости ограничений прав является соблюдение устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Кроме того, справедливость не должна противоречить законности, поскольку действует юридическое правило: что незаконно, то несправедливо.

Общепризнанным является положение о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, обеспечившим их возникновение. Речь идет о не менее важном по отношению к уже рассмотренным принципе соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Содержание принципа соразмерности есть адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан; применение ограничений прав и свобод как чрезвычайной меры только в случаях, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что «установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства».

Кроме того, существенными составляющими принципа соразмерности являются: минимальность ограничительных мер и сохранение сущности ограничиваемого права, поскольку именно их соблюдение является гарантом реализации конституционного принципа о высшей ценности прав человека. Соблюдение принципа соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является также одним из основных условий пропорциональности и законности, принимаемых государством чрезвычайных мер.

Таким образом, правомерное ограничение прав и свобод личности включает в себя все рассмотренные принципы, которые органично дополняют друг друга, образуя непротиворечивое единство. Пренебрежение принципами ограничений прав и свобод, как следствие, оборачивается нарушением прав и свобод личности, которая и так в силу каких-либо обстоятельств ограничена в своих правах.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

1. Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы не могут быть ограничены федеральным законом в целях:

а) защиты нравственности;

б) защиты основ конституционного строя;

в) обеспечение приоритета отдельного министерства;

г) защиты прав и свобод других лиц.

2.        Цели, основания и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина

Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов

а) прокуратура РФ;

б) министерство внутренних дел РФ;

в) Верховный Суд РФ;

г) нет правильного ответа.

3. Принципы государственно-правового обеспечения ограничений прав и свобод человека и гражданина

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью:

а) каждого человека;

б) общества;

в) государства;

г) нет правильного ответа.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1.. Составьте в тетради тезисный конспект по вопросам занятия

(выборочно проверю).

- КПР //Отв. Редактор Комарова В.В // Гл. 4, п.4.2.

2. Подготовьте ответы по разделам 1 и 3 материала и направьте в отчете.

Преподаватель                                                                Л.Ф. Воронцова