Курсовая работа по теме «Государственное управление юстицией»

Актуальность данной работы связана в первую очередь с увеличением значимости правовых способов решения проблем, которые непосредственно связаны с распорядительной и исполнительной деятельностью органов юстиции, и необходимостью как можно полно раскрыть статус, сущность и миссию органов юстиции Российской Федерации. Еще хотелось бы добавить, что в этом году Министерству юстиции исполняется 220 лет, что придаёт исследованию еще большую актуальность.

Целью данной работы является последовательное рассмотрение теоретических и правовых основ управления юстицией в государстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право

на тему:

«Государственное управление юстицией»

Автор работы:

студентка 3 курса

очной формы обучения

Родина Виктория Владиславовна

Санкт–Петербург 2022 г.

Содержание:

Введение        3

Глава 1. Система и понятие органов юстиции Российской Федерации        5

1.1. Понятие юстиции        5

1.2. Система органов управления юстицией        10

Глава 2. Основной характер деятельности органов юстиции        20

2.1. Направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации        20

2.2 Функции и задачи государственных органов в сфере юстиции        23

Заключение        30

Библиографический список        33


Введение

Юстиция–это широкое понятие, определяющее систему органов по обеспечению исполнения правосудия, и других правоохранительных органов, охватывающих все области применения и защиты прав. Сфера управления юстицией решает важные задачи по защите прав и интересов граждан, организаций, учреждений и укоренению законности.

Система органов юстиции существует уже очень давно и, естественно, неоднократно менялась. История возникновения органов юстиции начинается с учреждения министерств Манифестом Александра I. Манифест дал толчок развитию Министерству юстиции до величины современного федерального органона с его сложной структурой и организацией.

Термин «юстиция» является довольно сложным и многосторонним понятием, и в научной литературе существуют проблемы с четким выведением сущности термина, функций, особенностей. И при этом очень часто в литературе под «органами юстиции» определяют и систему органов Министерства юстиции, и прокуратуру, и адвокатуру, и судебные органы и т. д. Все имеющиеся проблемы не позволяют точно утверждать о полноте раскрытия правового статуса, сущности и назначения органов юстиции Российской Федерации.

Актуальность данной работы связана в первую очередь с увеличением значимости правовых способов решения проблем, которые непосредственно связаны с распорядительной и исполнительной деятельностью органов юстиции, и необходимостью как можно полно раскрыть статус, сущность и миссию органов юстиции Российской Федерации. Еще хотелось бы добавить, что в этом году Министерству юстиции исполняется 220 лет, что придаёт исследованию еще большую актуальность.

Целью данной работы является последовательное рассмотрение теоретических и правовых основ управления юстицией в государстве.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи:

  • дать определение феномену «юстиция»;
  • определить систему и структуру органов управления юстицией;
  • обозначить основные направления деятельности Министерства юстиции РФ, ее подведомственных органов и федеральных служб;
  • выявить основные функции и полномочия органов управления юстицией.

Объект исследования – система правоотношений, связанных с управлением в сфере юстиции.

Предмет исследования – структура органов юстиции и основной характер деятельности органов юстиции Российской Федерации.

Методикой исследования является системный подход к рассмотрению правового статуса органов юстиции в Российской Федерации.


Глава 1. Система и понятие органов юстиции Российской Федерации

1.1. Понятие юстиции

На сегодняшний день одной из важных задач государства является продуктивная реализация свобод и прав граждан. Это в первую очередь связано с уровнем защиты и охраны, которая обеспечивается определенными охранительными органами. И такое явление как юстиция призвано отражать эту деятельность.

На первый взгляд термин «юстиция» является более чем понятным и устоявшимся как на научном уровне, так и в бытовом. Сущность этого понятия обычно колеблется от всех органов правопорядка, учреждений правосудия до определения состава и форм их деятельности.

Дабы наглядно представить, как неоднозначно толкуется термин юстиции, обратимся к словарям. Вообще термин «юстиция» (justitia) является заимствованным из латинского языка и перевод этого слова чаще всего обозначает «правосудие», «законность», «справедливость». Юстицией в Древнем Риме еще называлась богиня правосудия.

Например, по толковому словарю Д. Н. Ушакова «юстиция» – это «правосудие, судопроизводство» [1, c.783]. В иных словарях показаны схожие определения. Так, например, С. И. Ожегов пишет, что юстиция– это «сфера деятельности судебных учреждений» [2, c.925].  

Дабы разобраться в том, за что отвечает юстиция в пределах нашего государства, необходимо обратиться к историческим ступеням создания и развития органов юстиции, к их полномочиям в разные периоды становления. В основном, ученые выделяют этапы, представленные в Таблице 1.

Таблица 1.Этапы становления Министерства юстиции

Основные документы, о которых будет рассказано ниже, определяют Министерство юстиции Российской Федерации, или Минюст РФ, как федеральный орган исполнительной власти, а не судебной, который в свою очередь осуществляет:

1) деятельность в нормативно–правовом урегулировании в таких сферах деятельности, как:

  • исполнение уголовных наказаний;
  • работа по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • деятельность адвокатуры;
  • регистрация некоммерческих организаций;
  • государственная регистрация актов гражданского состояния;
  • деятельность нотариата;
  • правовое просвещение и оказание бесплатной юридической помощи гражданам;
  • разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами федерального, регионального и местного уровней;
  • территориальное устройство РФ;
  • деятельность по возврату задолженности физических лиц;
  • деятельность по обеспечению организации местного самоуправления;

2) надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

3) надзор и контроль в сферах:

  • адвокатуры;
  • госрегистрации актов гражданского состояния;
  • нотариата;

4) урегулирование деятельности по регистрации некоммерческих организаций, таких как политические партии, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения международных организаций, религиозные организации и иные общественные объединения.

Министерство юстиции РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов [9,гл.I].

Здесь можно сделать вывод о том, что Министерство юстиции обеспечивает исполнение судебных актов и соблюдение порядка деятельности судов, но не затрагивает полномочия судебных органов и прокуратуры. Название органа исполнительной власти лишь подчеркивает, что деятельность носит юридический характер, а не вершит правосудие. Потому что согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, правосудие может осуществляться только судом [6].

Из вышесказанного следует, что Министерство юстиции и его ведомственные органы являются органами исполнительной власти и не могут объединяться с судами и иными правоохранительными органами. На сегодняшний день в совокупности органов исполнительной власти в РФ по осуществлению реализации правовой политики и реализации обеспечения единства системы права является Министерство юстиции Российской Федерации.


1.2. Система органов управления юстицией

Система органов юстиции состоит из:

  • Министерства юстиции Российской Федерации;
  • Министерств юстиции республик, управлений юстиции краев, автономных округов, областей, городов федерального значения: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • Органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Исполнительная и распорядительная деятельность органов юстиции включает совместно с другими государственными органами улучшение деятельности в борьбе с преступностью и искоренение причин, подталкивающих на совершение преступлений и иных правонарушений, всестороннее укрепление законности,  защиту свобод, прав и законных интересов граждан, общественных и государственных организаций и объединений [9].

Центральным органом исполнительной власти в России, который обеспечивает реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции РФ, возглавляющее структуру юстиции РФ, которую рассмотрим подробнее ниже.

В систему Министерства юстиции Российской Федерации входят: центральный аппарат, территориальные органы, подведомственные службы и организации.  Центральный аппарат состоит из 12 департаментов основных видов деятельности, представленных в таблице 2.

Таблица 2. Структура Центрального аппарата Министерства юстиции РФ

Продолжение таблицы 2

Продолжение таблицы 2

Продолжение таблицы 2

К тому же в центральный аппарат министерства входит Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат [15] [17].

Департамент нормативно – правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов выполняет работу по организации обеспечения детальности судов, в его составе сформированы подразделения, которые занимаются анализом организационной деятельности судов, ведением статистической отчетности и содействием при исполнении судебных решений. Порядок подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судейских, возложена на департамент государственной службы и кадров.

Группа подразделений – департамент конституционного законодательства, экономического законодательства, департамент развития законодательства, департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов и т. д. – занимаются задачами, которые призваны совершенствовать и систематизировать законодательство.

Также в центральном аппарате создан ряд подразделений, которые организуют работу в самом аппарате, а также занимаются техническим, материальным, ресурсным и финансовым обеспечением ведомственных учреждений и системы органов.

Подведомственными организациями Министерства юстиции РФ, о которых упоминались выше, являются Всероссийский государственный университет юстиции, органы записи актов гражданского состояния, Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции, лаборатории судебных экспертных исследований, нотариат и др.

Во главе Министерства юстиции Российской Федерации, собственно, как и в других министерствах, стоит министр, который назначается Президентом в установленном Конституцией РФ порядке. Правительство РФ назначает заместителей министра Минюста.

В рамках субъектов Федерации исполнение определенных функций Министерства юстиции Российской Федерации возложено на министерства республик и отделами юстиции краев, областей, городов, округов. Создание условий для оказания правовых услуг, организационное обеспечение деятельности судов, руководство органами ЗАГС[1] и нотариатом является их ключевыми задачами.

Анализируя структуру органов юстиции, можно сделать вывод, что она строится с учетом количества и содержания выполняемых ими функций. Так же в этой иерархии ясно прослеживается установка, что орган юстиции реализует организационное обеспечение только нижестоящих инстанций. У каждого департамента есть свои полномочия, пределы которых установлены российским законодательством.


Глава 2. Основной характер деятельности органов юстиции

2.1. Направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 закрепил компетенции и порядок организации Министерства юстиции России [9]. Президент РФ отвечает за руководство деятельностью министерства. Во главе стоит министр юстиции РФ, которого, как было отмечено ранее, освобождает от должности и назначает на должность Президент РФ после совещания с Советом Федерации. Он отвечает за выполнение задач и исполнение политики государства в данной сфере деятельности. Основными задачами Министерства юстиции согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента являются:

  1. регулирование в сферах деятельности, регламентированных нормативно–правовыми документами;
  2. надзор и контроль в области государственной регистрации актов гражданского состояния, деятельности нотариата и адвокатуры;
  3. разработка общей стратегии государственной политики в сфере юстиции;
  4. обеспечение защиты свобод и прав гражданина и человека в пределах своих полномочий;
  5. обеспечение деятельности по госрегистрации некоммерческих организаций и т. п. [9].

Министерство юстиции реализует следующие направления детальности:

 1. Законопроектная деятельность:

  • разработка проектов ФЗ по исполнению плана законопроектной деятельности Правительства РФ;
  • подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты;
  • на основе предложений органов исполнительной власти и организаций разрабатывает проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
  • проверка законопроектов антикоррупционной и правовой экспертизой.

2. Обеспечение единого правового пространства:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правого пространства Российской Федерации» [10] и Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» в целях «обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами» [12] Минюстом России в 1999 году был создан федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Министерство юстиции проводит постоянный мониторинг соответствия законодательства на основе данных регистра. На портале Министерства  "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно–телекоммуникационной сети "Интернет" [24] можно получить информацию о содержании нормативно–правовых актов, реквизитах, сведениях об источниках опубликования, учетных номерах и т.п. [12].

3. Деятельность в сфере взаимодействия с судебной системой и правовой помощи. А именно:

  • Министерство юстиции разрабатывает стратегию в области судебно–экспертной деятельности, занимается проведением проверок судебно–экспертных учреждений, а также осуществляет руководство деятельностью судебно–экспертных учреждений Минюста России;
  • Министерство юстиции и его территориальные органы осуществляют контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. При проверках органов ЗАГС разрабатывается методические рекомендации по отдельным видам актов для целостного применения ФЗ «Об актах гражданского состояния» и оказания помощи территориальным органам Минюста России;
  • Министерство юстиции предоставляет гражданам бесплатную юридическая помощь. В целях реализации этих полномочий Минюста России организована работа по реализации положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324–ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
  • Министерство юстиции занимается ведением реестров адвокатов субъектов РФ и выдача им удостоверений; вносит представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации и др. Так же Министерство утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и т. п. [8].

4. Министерство юстиции является представителем России в Европейском суде по правам человека. Эта обязанность лежит на плечах замминистра юстиции РФ.

5. В сфере подведомственного нормотворчества Министерство осуществляет государственную регистрацию правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также некоторых государственных органов и учреждений. В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, которые определяют правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, затрагивающие обязанности, права, свободы гражданина и человека [13].

6. Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, о ликвидировании, о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о некоммерческих организациях, о внесении изменений в документы организации, о реорганизации принимает также Минюст РФ [14].

Здесь можно сделать небольшой вывод о том, что важность органов юстиции в системе управления государства растет, они являются рычагом воздействия на сферы государственной и общественной жизни, обеспечивающие реализацию направлений развития государства и регулирующие отношения гражданского общества.

2.2 Функции и задачи государственных органов в сфере юстиции

Можно выделить следующие функции органов юстиции субъектов Российской Федерации:

  • регистрация НПА[2] исполнительных органов государственной власти субъектов, которые так или иначе отражают права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организации;
  • проведение экспертизы проектов федеральных законов, указов, проектов законов по предметам совместного ведения;
  • ведение регистра муниципальных НПА субъекта;
  • осуществление организационного обеспечения деятельности мировых судей;
  • ведение реестра административных единиц субъекта;
  • правовое воспитании учащихся и просвещение граждан;
  • проведение антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА;
  • оказание услуг по бесплатной юридической помощи гражданам [9].

Далее выделим еще два значимых направления деятельности Министерства юстиции РФ, реализуемые в силу своей значимости отдельными органами госуправления, которые являются подведомственными Министерству юстиции: Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов.

«Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания» [18]. ФСИН[3] России является подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний описывает главные задачи ФСИН РФ: охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и т.д. [11].

«Административно–правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя компетенции в форме совокупности взаимообусловленных полномочий, функций и задач данного федерального органа исполнительной власти, во внутренней и внешней сферах государственного управления, которые прописаны в действующем административном законодательстве» [16].

Служба судебных приставов и ее территориальные органы выполняют принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Федеральная служба судебных приставов, находятся в ведении Минюста и возглавляется директором (главным судебным приставом Российской Федерации), является главенствующим звеном службы судебных приставов является.

ФССП[4] России выполняет следующие задачи:

  • обеспечение принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
  • обеспечение порядка деятельности Конституционного, Верховного, арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
  • управление территориальными органами ФССП России;
  • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно–процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов [19].

Во главе службы стоит директор – он же главный судебный пристав РФ, который Президентом Российской Федерации назначается на должность и освобождается от нее.

Полномочиями службы являются:

  • разработка предложений по вопросам деятельности ССП;
  • организация взаимодействия с Конституционным, Верховным судами, с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ для обеспечения установленного порядка деятельности судов;
  • для обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнительного производства разрабатываются советующие рекомендации;
  • обеспечение контроля и оказание организационной и методической помощи в организации работы служб судебных приставов в субъектах;
  • организация взаимодействия с органами государственной власти, учреждениями и общественными организациями по вопросам, связанным с обеспечением установленного порядка деятельности судов и созданием условий для исполнения судебных актов и актов других органов [19].  

Федеральная служба является функционально обособленной частью системы госуправления: она обеспечивает работу механизма исполнения судебных и иных решений как законную основу бизнеса, которая обеспечивает гражданский оборот и взаимодействие физических и юридических лиц в условиях рыночной экономики; она также предоставляет госуслуги, которые являются общественно значимыми и оказываемыми на установленных законодательством условиях неопределенному кругу лиц [19].

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов включают в себя управленческий аппарат органа и управления структурных подразделений на этой территории. Структурные подразделения территориальных органов ФССП делятся на районные и межрайонные спецотделы –главные составляющие службы, включающие в себя различные должности судебных приставов.

Главного судебного пристава России назначает Президент. Главные судебные приставы субъекта РФ– приказом Министерства юстиции России по предложению директора ФССП.  

Федеральное бюджетное учреждение «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (НЦПИ) является подведомственной организацией Минюста РФ и имеет важную роль в системе учреждений министерства и особый статус, который связан с возложенными на него задачами и целями: поддержка в информационном аспекте деятельности министерства, внедрение современных информационных технологий, в том числе вычислительной техники и программных средств и т.п. [22].

НЦПИ является центральным звеном единой системы информационно–телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции, обеспечивает комплексный подход при создании методологии и методики построения информационной системы.

Российский федеральный центр судебной экспертизы является федеральным бюджетным учреждением. Защита прав и свобод граждан и интересов государства с помощью проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований – основная цель Центра.

Перед Центром стоят следующие задачи:

  • оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу;
  • выполнение роли главного учреждения в области судебной экспертизы по научно–методическому обеспечению производства судебной экспертизы [20].

Основные направления деятельности Центра:

  • обеспечение методическими разработками производства судебных экспертиз Минюста;
  • подготовка кадров судебно–экспертных учреждений Минюста;
  • производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях;
  • выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно–экспертных учреждений Минюста России научными материалами [20].

Система государственных судебно–экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции включает  52 судебно–экспертные лаборатории, 9 региональных центров судебной экспертизы и один федеральный центр судебной экспертизы – федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации [20].

Учреждения подчиняются непосредственно во всех вопросах своей деятельности Минюсту РФ, который, собственно, является единственным учредителем, за исключением отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности.

Защита свобод и прав всех граждан и интересов государства являются основной целью всех СЭУ, и обеспечивается это посредством проведения объективных судебных экспертиз [20].

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную, научно–исследовательскую, культурно–просветительскую и иную деятельность в сфере образования [21].

Направления деятельности университета являются:

  • реализация программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, программы обучения работодателей и работников вопросам охраны труда;
  • реализация программ специалитета, программ бакалавриата, программ магистратуры, программ аспирантуры;
  • экспериментальные разработоки;
  • подготовка научных кадров в докторантуре;
  • реализация программ подготовки специалистов среднего звена;
  • обучение граждан по программе военной подготовки по контракту на воинских должностях;
  • прикладные научные исследования;
  • реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образований;
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • фундаментальные научные исследования;
  • реализация программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и т. п. [21].

Заключение

В заключении хотелось бы подытожить исследование следующими выводами.

Государственное управление юстиции – это осуществляемая органами государственного управления исполнительная и распорядительная деятельность, которая состоит в организационном обеспечении деятельности и развития судов, судебно–экспертных учреждений, нотариата, органов ЗАГС, регулировании работы юридической службы и сотрудничества с адвокатурой.

Главной особенностью управления в области юстиции России является то, что объекты управления имеют разное правовое положение, отличаются по своему назначению и объему компетенции и к ним относятся органы регистрации актов гражданского состояния, судебные учреждения, нотариат, адвокатура.

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Одним из главных аппаратов воздействия государства на сферы жизнедеятельности государства и общества являются именно органы юстиции Российской Федерации.  При их участии происходит контроль отношений гражданского общества, а также происходит осуществление развития приоритетных линий развития государства и общества.

Органы юстиции образуют внутренне организованную, объединенную общими задачами и целями систему органов и учреждений, которые выполняют полномочия в установленных нормативными правовыми актами рамках, регламентирующими их деятельность. Без создания централизованной системы органов юстиции невозможно обеспечение единства правового пространства.

Эта система состоит, в первую очередь, из центрального органа федеральной исполнительной власти – Министерства юстиции, а также его подведомственных служб, территориальных органов и иных учреждений Министерства юстиции. Органы юстиции субъектов федерации так же являются ее составной частью.

Одним из ключевых элементов системы являются территориальные органы, которые способствуют осуществлению принципа конституционной законности, имеют в своем арсенале полномочия большого политического и экономического значения, что способствует усилению роли юстиции в субъектах.

Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов являются подведомственными службами, контролируемые и координируемые Минюстом РФ.

Помимо вышеперечисленных органов в устройстве Министерства юстиции состоят такие организации и учреждения, над которыми органы юстиции осуществляют управление. Например, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Научный центр правовой информации, федеральные бюджетные судебно–экспертные учреждения и др.

Органы юстиции субъектов РФ взаимосвязаны и взаимодействуют с органами Минюста РФ. Они отвечают за реализацию госполитики в области юстиции в пределах своих полномочий на территории определенного субъекта России.

Обобщая функции органов системы юстиции, можно выделить ключевые:

  • обеспечение единства правового пространства;
  • контроль и надзор исполнения уголовных наказаний;
  • участие в законопроектной деятельности;
  • регистрация некоммерческих организаций, актов гражданского состояния;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • контроль и надзор нотариальной и адвокатской деятельностей;
  • обеспечение порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • противодействие коррупции и др.

Подводя итог, необходимо отметить, для улучшения работы органов юстиции необходимо наибольшее вспомогательное содействие проведению госполитики в области юстиции, а также основательное укрепление институтов российской государственной власти. Для этого необходимо обеспечить конституционную законность, постепенное реформирование и усовершенствование системы юстиции в будущем в сторону гуманизации и социальной полезности, соблюдение всех процедур в соответствии с законом на выборах и референдумах и т. д.


Библиографический список

Книги

  1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Д.Н.. — Москва : Аделант, 2014. — 800 c.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4–е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
  3. Браташова Ю.А. Организация управления в области юстиции: учебное пособие / Ю.А. Браташова. – М.: РПА Минюста России, 2018. –144 c.
  4. Липатов Э.Г. Административное право / Э.Г. Липатов, М.В. Пресняков, А.В. Семенова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 456 c.
  5. Улановский Р.И. Система органов Министерства юстиции Российской Федерации: монография / Р.И. Улановский. – М.: Лаборатория книги, 2017. – 200 с.

Нормативно–правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.2022).
  2. Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" от 21.07.1997 N 118–ФЗ // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2022).
  3. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324–ФЗ (последняя редакция)// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).
  4. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 11.04.2022) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.04.2022).
  5.  Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 (ред. от 26.12.2016) "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации"// СПС «Консультант плюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.04.2022).
  6.  Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 11.04.2022) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).
  7.  Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 N 904 (ред. от 26.03.2018) "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"//СПС«Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.04.2022).
  8.  Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.03.2022) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).
  9.  Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 (ред. от 21.11.2017) "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012 N 23117)// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).
  10.  Приказ Минюста России от 27.01.2010 N 8 (ред. от 29.05.2018) "Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации"// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2022)

Диссертация

  1.  Витина М.Д. Административно–правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний: дис. …канд. юрид.наук: 12.00.14/ Витина Мария Дементьева. – Рязань, 2014. – с.10

Электронные ресурсы

  1.  Министерство юстиции Российской Федерации: сайт. – Москва. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 21.04.2022). — Текст : электронный.
  2.  Федеральная служба исполнения наказаний: сайт. – Москва. – URL: https://fsin.gov.ru/   (дата обращения: 29.04.2022). — Текст : электронный.
  3.  Федеральная служба судебных приставов: сайт. – Москва. – URL: https://fsin.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2022). — Текст : электронный.
  4.  Российский федеральный центр судебной экспертизы: сайт. – Москва. – URL: http://sudexpert.ru/contacts.php  (дата обращения: 29.04.2022). — Текст : электронный.
  5.  Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России): сайт. – Москва. – URL: https://rpa–mu.ru/  (дата обращения: 29.04.2022). — Текст : электронный.
  6.  Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: сайт. – Москва. – URL: http://www.scli.ru/  (дата обращения: 01.05.2022). — Текст : электронный.
  7.  Григонис Э.П. Лекция 4 «Министерство юстиции Российской Федерации и подведомственные ему федеральные службы» / Григонис Э.П. // Мир экономики и права. – 2015. – №11. – С. 34–90.// Научная электронная библиотека «ELIBRARY». – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 01.05.2022).
  8.  Нормативные правовые акты в Российской Федерации): сайт. – Москва. – URL: http://pravo.minjust.ru/ (дата обращения: 02.05.2022).

Статьи 

  1.  Шишкина Н.Б. Основные направления деятельности министерства юстиции РФ / Шишкина Н.Б.// Инновационная наука. – 2017. – №5. – С. 199
  2.  Яковлева О.Н. Правовой статус Министерства юстиции Российской империи / Яковлева О.Н.// Труды Академии управления МВД России. – 2014. – № 2. – С. 106


[1] ЗАГС- запись актов гражданского состояния

[2] НПА- нормативно- правовой акт

[3] ФСИН- Федеральная служба исполнения наказаний

[4] ФССП- Федеральная служба судебных приставов