Правовая культура студентов колледжа и проблемы ее формирования

Елена Николаевна Бутько

В статье описываются условия достижения преподавателя общественных дисциплин повышения эффективности обучения. А также рассмотрены проблемы формирования правовой культуры у студентов колледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prav.kult_.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бутько Елена Николаевна

Преподаватель экономики и права

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Правовая культура студентов колледжа

и проблемы ее формирования


Правовая культура студента, будущего специалиста - это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым элементарные правовые знания опредмечиваются в практических действиях; сформированная на основах права личная и профессиональная позиция, определяющая активное, творческое отношение к экономической деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста его самореализацию.

Необходимо отметить, что в теории права под правовой культурой понимается особое взаимодействие личности с органами законодательной, исполнительной и судебной власти на основе совокупности правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни.

Другими словами, правовая культура – это единство сознания и поведения, т.е. правовая культура предполагает не просто правомерное поведение, а социально активное поведение личности.
Правовая культура выполняет следующие функции: человекотворческую, аксиологическую, нормативную, преобразующую, коммуникативную, информационную и другие.
В современных условиях формирование и развитие правовой культуры студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры, обусловлено совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов социально-экономического, социокультурного характера.
Следует отметить, что в свете рассматриваемой проблемы требования федеральных государственных образовательных стандартов важны, но главная задача преподавателя общественных дисциплин – формирование у будущих специалистов убеждения в абсолютной ценности права, недопустимости и невозможности нарушений правовых предписаний.
Указанная задача весьма сложна, преподаватель общественных и правовых дисциплин должен стремиться, не только сформировать у студентов соответствующие убеждения, но и закрепить их реализацию в учебной, повседневной и практической деятельности.
В профессиональной образовательной организации повышение эффективности преподавания общепрофессиональных (правовых) дисциплин может быть достигнуто при условиях:

- направленности преподавания на формирование у студентов положительно ориентированного правового сознания;
- отражения в содержании курса соответствующих дисциплин особенностей социально-экономического развития общества и требований профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих специалистов;
- применения информационных компьютерных технологий и использования методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности студентов.
Целью преподавания правовых дисциплин в колледже как организации профессионального образования должно быть формирование положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях). При этом знания должны быть непосредственно связаны не только с будущей профессиональной деятельностью студентов, но и с повседневной жизнью в обществе, коллективе, семье и т.д.
Соответственно, с учетом особенностей возраста студентов, условий профессиональной образовательной организации и современных социальных проблем можно сделать вывод, что формирование у студентов правового сознания должно включать:

1. формирование системы знаний, умений и навыков, в том числе:
- знаний фундаментальных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина;
- знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов;
- умений и навыков практического применения юридических знаний, владение нормами процессуального законодательства, использования справочных правовых систем;

2. формирование ценностных ориентаций и правовых установок, в том числе уважительное отношение к системе действующих в обществе правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации, полная неприязнь коррупционных проявлений.
В свою очередь это требует достаточного количества дисциплин соответствующей направленности и достаточного количества часов, отведенных на них учебным планом. Как ни странно, но это является первой проблемой формирования правосознания и правовой культуры студентов в колледже. В учебном заведении, где граждане РФ получают специальность и делают первые шаги в профессиональную деятельность этот вопрос не решен. По Государственному образовательному стандарту у всех специальностей преподавались две дисциплины необходимой направленности: «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». В соответствии с ФГОС для решения этой проблемы установлена лишь одна дисциплина – «Правовое обеспечение (основы) профессиональной деятельности», вариативная часть ФГОС в этом направлении не задействована. У отдельных специальностей ФГОС не предусматривают правовых дисциплин вообще. Решение проблемы полностью перекладывается на образовательную организацию и педагогический коллектив.


Поскольку дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» не является профилирующим предметом, ее преподавание необходимо увязывать с циклом специальных дисциплин, чтобы будущие специалисты могли апеллировать к законодательству в своей профессиональной деятельности.

Методология преподавания общественных (правовых) дисциплин студентам требует, чтобы в начале курса в общих чертах были сформулированы общетеоретические положения права и было разъяснено значение для права таких ключевых категорий, как правовая норма, система права, юридический факт, правоотношения и их содержание, ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д.
Развитие правовой культуры при подготовке специалистов в колледже предполагает не только формирование и развитие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение содержанием и особенностями профессиональной деятельности.

Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.
Обучение в колледже лишь этап в жизни человека, но этап, который должен быть отмечен приобретением соответствующих знаний, умений и навыков. Их существенной частью должны быть и необходимые правовые знания.
Проведенный анализ данных специальной литературы и учет проблем позволил выделить ряд условий необходимых для формирования правовой культуры студентов в профессиональных образовательных организациях:
1) будущая профессиональная деятельность позволит специалисту найти своё место на рынке труда и достойный заработок;
2) организация образовательного процесса должна предусматривать разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений, осуществляемых на всех курсах обучения;
3) в образовательной организации должны быть сформированы коллективные взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса в рамках правового поля, обучающийся должен осознавать себя личностью и свободно реализовать свои права и обязанности, нарушение прав обучающихся должно быть исключено.

Также необходимо отметить, что формирование правовой культуры студентов происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по правовым дисциплинам, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.

Несмотря на множество существующих проблем в настоящее время работа администрации учебного заведения, педагогического коллектива и особенно преподавателей общественных дисциплин должна быть направлена на формирование правовой компетентности студентов.
Правовая компетентность выражается в наличии у студента – будущего специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни.

Правовая компетентность студента является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень правовой компетентности в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счёт расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний.
Очевидно, что правовая грамотность предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны. Профессиональный ракурс понятия содержит специфически ориентированный аспект права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания правовых дисциплин в образовательной организации профессионального образования. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста со средним профессиональным образованием.

Список использованных источников

  1. Адаева, О.В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях/О.В.Адаева // Проблемы экономики и юридической практики.- № С. Текст: непосредственный.
  2. Адаева, О.В. Задачи и функции правового воспитания/О.В.Адаева, С.В.Синякин // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(58). -Новосибирск: СибАК, 2018. -С. (дата обращения )
  3. Ахметов, А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культур // Юридическое образование и наука.- 2021. -№ С. Текст: непосредственный.
  4. Гладилина, И.П. Гражданско-правовое воспитание студенческой молодежи: в помощь куратору учебной группы: метод. пособие. М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2019. -76 с.- Текст: непосредственный.
  5. Григорьева, О.В. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. -2020. -№4. -С. 81-89. Текст: непосредственный.
  6. Долгополов, О.А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. –Рязань, 2018. - 24 с.- (дата обращения )
  7. Колачева , И.В. К вопросу о формах и методах правового воспитания.- (дата обращения )
  8. Коптяев, А. Проблемы правосознания молодежи в современной России/ А.Коптяев //Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2019. -С.#1058;екст: непосредственный.
  9. Милорадов, С.А. Определение сущности категории «правовое воспитание» // Академический юридический журнал. -Иркутск, 2018 -№ 3 (61). -С. (дата обращения )
  10. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения – )
  11. Певцова, Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». М.: Изд. дом «Новый учебник», С. #1058;екст :непосредственный.
  12. Смирнова, Е. Как воспитать правовую культуру? Поиски и решения библиотек Ленинградской области / Е. Смирнова // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 30 – #1058;екст: непосредственный.