Мирасова Римма Михайловна

сайт педагога доп.образования

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: педагог по классу синтезатора и аккордеона, руководитель ансамбля аккордеонистов.

Увлечения: путешествие

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ДД(Ю)Т Московского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/wwwrimmamirasovaru

О себе

Окончила Санкт-Петербургский университет им.А.И.Герцена.В настоящее время работаю педагогом по классу синтезатор и аккордеон.Руководитель ансамбля аккордеонистов.

Мой взгляд на мир

Позитивный

Моё портфолио

           

      Новая педагогика должна базироваться

                  на современных технологиях

 

 

 

На сегодняшний день тема ансамблевого музицирования стала очень актуальна. Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся. Как показала практика, занятия ансамблем нравится всем учащимся без исключения. В процессе исполнения в ансамбле ярко проявляются индивидуальные особенности каждого воспитанника. При совместной игре формируется чувство коллективизма, ответственность за общее дело. Не зависимо от возраста и уровня музыкальной одарённости, игра в ансамбле побуждает детей с оптимизмом относиться к своим возможностям и способностям, ощущая радость от совместной игры.

Клавишный синтезатор - универсальный, многофункциональный музыкальный инструмент, представляющий собой специализированный музыкальный компьютер. Стремительно ворвавшись в XXвек, он приобрёл широкое распространение в профессиональной музыке и в музыкальном быту. Позже, синтезатор стал привлекать внимание и педагогов - музыкантов. Появилась практика преподавания в музыкальных школах и в системе дополнительного образования в целом.

Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяет значительно обогатить творчество учащихся. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки наряду с традиционной исполнительской деятельностью, появились элементы звукорежиссёрской и композиторской деятельности. Обучаясь игре на синтезаторе, учащиеся приобретают навыки сольного и ансамблевого музицирования, развивают такие музыкальные способности, как ритм, тембровый и гармонический слух. Клавишный синтезатор используется как для индивидуальной игры, так и для игры в составе ансамбля, учитывая  его полноценную художественную роль.Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося. Развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера. Активизирует фантазию и творческое начало. Заостряет ощущение звукового колорита. Повышает чувство ответственности за знание своей партии.  Прививает учащимся чувство партнерства. И создает благоприятные условия для развития творческого потенциала учащегося. В коллективе дети чувствуют себя намного увереннее, чем наедине с педагогом, и проявляют свои способности наиболее ярко.

Для начинающих руководителей ансамбля целесообразно взять небольшую группу детей (два-три) человека. В состав ансамбля должны входить ребята увлеченные, трудолюбивые и усердные. Наличие этих качеств даст положительный результат. Также необходимо, чтобы среди участников ансамбля были музыканты, достойные подражания, способные стать примером для остальных исполнителей. Как показывает практика, подбирать участников ансамбля желательно по принципу психологической совместимости, которая включает в себя общность, совместимость характеров, прилежность и дисциплинированность. Психологическая совместимость обнаруживается не сразу, а в процессе обучения, и здесь многое зависит от руководителя, его личностных и профессиональных качеств. Воспитывать навыки ансамблевого музицирования необходимо на протяжении всего времени обучения. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в классе синтезатора. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет простенькую мелодию, а педагог, заранее подготовив подходящий по темпу и характеру произведения стиль, аккомпанирует ученику. Использует дополнительные опции, такие как introи endingи ритмические сбивки, делая композицию более разнообразной. Затем партии меняются: простейший аккомпанемент поручается ученику, для того, чтобы научить его ритмично сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выделить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике. В дальнейшем – ансамбли (дуэты, трио) формируются из учащихся. Приступая к работе над ансамблем, педагог и ученики анализируют музыкальное произведение. Разбирают характер композиции, функции каждой партии, выбирают стиль, голоса. После этого можно приступить к детальному разбору партитуры. На первых репетициях следует охватить произведение в целом и, лишь затем работать над деталями, соединять отдельные части. Каждое новое произведение следует играть в медленном темпе, каждый раз устанавливая новую задачу. Например, отработку сложных тактов, увеличение темпа и т.д. В дальнейшем следует добиваться исполнение партий наизусть. Задача руководителя – вовлечь детей в решение общей задачи, чтобы все чувствовали себя соучастниками творческого процесса, по принципу совместной работы: «Я и солист - одно целое». В ансамбле нет «главных» и «второстепенных» исполнителей, все делают одно общее дело. Особое внимание на начальном этапе следует уделить аппликатуре, от этого будет зависеть техническая сторона исполнения. Работая над партией надо знать ее настолько уверенно, чтобы сыграть с любого такта, а не только сначала какого-то раздела. Необходимо, чтобы в ансамбле музыканты обладали чувством ритма. Укрепить метроритмическую основу можно с помощью таких стилей, где преобладает усиленная группа ударных. Этот прием помогает достичь точного совпадения во времени одинаковых мелких длительностей в различных партиях. Составы ансамблей могут быть самыми разнообразными. Например: дуэты синтезаторов, клавишный синтезатор с вокалом, творческий союз ансамбля аккордеонистов и синтезатора, ансамбль синтезаторов с такими инструментами как скрипка, кларнет, саксофон и другие духовые и струнные инструменты. Многие педагоги-музыканты стали создавать совместные творческие проекты, с использованием самых разнообразных инструментов включая и вокал. Играть в ансамбле с одной стороны трудно, ответственно, но с другой стороны интересно. Ребёнок, играя на синтезаторе и других музыкальных инструментах, чувствует себя частью оркестра. Игра в ансамбле захватывает, поскольку всё звучит мощно и ярко! Несомненно, и подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро инструментовать для ансамбля любое музыкальное произведение. Используя инновационные технологии, я в своей практике прибегаю к помощи персонального компьютера. Набираю и редактирую текст каждой партии участника ансамбля в нотном редакторе Sibelius. Распечатка набранного материала удобна для чтения, нежели написанная от руки и выглядит красиво. Эта программа удобна ещё и тем, что всю партитуру и партии в отдельности можно прослушать. В наши дни педагог-музыкант, который работает с ансамблем, должен владеть программами нотопечатания. Это поднимает его профессиональный уровень и открывает новые творческие способности. При создании аранжировки  использую все возможности синтезатора, дополнительно обогащая её с помощью компьютерных музыкальных программ. Используя Band-in-Boxи Sonar, с обработкой звука в программе SoundForge.

Обучение в ансамбле (дуэты, трио, квартеты и т.п.) направлено на подготовку концертных номеров. Любой учебный детский коллектив является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном и школьном концерте. В нашем учреждении это музыкальные гостиные, отчётные концерты музыкального отдела, концерты для родителей. С использованием аранжировок, концертные номера с участием ансамблей становятся гораздо интереснее и ярче как для слушателей, так и для самих исполнителей. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. В концертной практике существует традиция играть программу на память, так как между участниками поддерживается зрительный контакт. В ансамбле справиться с волнением намного легче и дети на сцене чувствуют себя увереннее. Но, успех выступления зависит, прежде всего, от степени подготовки каждого исполнителя.

Подводя итог своего доклада, хочу отметить, что новая педагогика должна базироваться на современных технологиях. Это повышает интерес учащихся к музыкальным занятиям и помогает  педагогу оставаться интересным для своих учеников.

Добавить грамоту в портфолио