Яковлева Валентина Фёдоровна

сайт учителя истории и обществознания

Профессия: учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: философия, психология, методика преподавания истории и обществознания

Увлечения: садоводство, кулинария

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа № 115 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Звание, ученая степень: почетный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yakovleva-valentina-fyodorovna

О себе

Окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1976. Работаю в школе учителем истории и обществознания 36 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. П. Чехов "Рассказы", В. Пикуль "Фаворит", "Слово и дело", "Пером и шпагой", А. Толсттой "Хождение по мукам", лирика С. Есенина, А. Иванов "Тени исчезают в полдень", М. Шолохов "Тихий Дон", А. Беляев "Человек - амфибия", Д. Лондон "Рассказы", В. Шукшин "Повести и рассказы" и многое другое.

 

Моё портфолио

Современный учитель, каким он должен быть? В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме современного учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижными», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это необходимо. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический вуз?»; и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?»; и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Как известно, в различные периоды рядовой представитель общества, будь то ученик, или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель, - каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личность учителя». Интересно было узнать, каково мнение современного школьника об учителе. С этой целью была проведена творческая работа, в которой ученики разных школ области описывали своего самого любимого учителя. Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Но спешу заметить, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Можно назвать ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Кроме того, он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией. А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе: агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть, безответствен, ненавидит учеников и работу. Такой человек необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а другие достоинства. Он эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает их. Не хочет и не умеет выслушать, понять ученика, не признает его право на собственное мнение, нетерпим. А главное, не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы. Обладает ограниченным кругом знаний собственного предмета и не стремится к их пополнению, не уверен в себе, пассивен, замкнут. Не работает творчески. К.Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным и хорошим психологом. Причем в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Думаю, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня. Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы