Главные вкладки
Зайкова Елена Владимировна
Сайт воспитателя младшей группы
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: ранний и младший возраст
Увлечения: домоводство
Регион: Ханты-Мансийский АО
Населенный пункт: пгт.Фёдоровский Сургутский район
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zaykova-elena-vladimirovna“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, как писал Н.Н. Моисеев, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор. И мы, воспитатели, уже начали думать по-иному: жизнь заставила.
Ребенок овладевает пространством предметного мира через сотрудничество со взрослым в совместной с ним деятельности. Взрослый для ребенка – средство общения с предметным миром. Ведущая деятельность для детей до 3х лет – предметно-манипулятивная формирует способности к самообслуживанию, умение вступать во взаимоотношения со взрослыми, владение элементарными формами поведения.Ориентироваться в предметном мире, значит использовать предметы сообразно их назначению. Основными условиями развития предметной деятельности является: наличие игрушек, обучение взрослым знанию предметов в совместной игровой деятельности. Создаются условия для новых видов деятельности: игры, продуктивных видов (рисование, лепка, конструирование).
Восприятие ребенка непроизвольное. Выделяет в предмете ярко выраженные признаки. Начинает осваивать сенсорные эталоны. Развивается на основе внешнего ориентировочного действия через практическое и зрительное соотнесение, сравнение предметов.
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны: развитие наглядно- действенного, наглядно-образного мышления, формирование обобщения, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания - с другой, пока еще разобщены. Не связаны между собой - дети допускают ошибки при сравнении и обобщении предметов и др.
Память - непроизвольна. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Внимание ребенка непроизвольное. Сознательный контроль над выполнением действия отсутствует. Легко отвлекается. Плохо переключает свое внимание.
Воображение. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует как механизм воссоздания. К концу возраста появляются собственные сочинния ребенка – рассказы, сказки. Важно для личностного развития.
Внимание - непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения внимания, невелик его объем. Под влиянием речи складываются предпосылки для его произвольности.
Учитывая все эти особенности психического развития младших дошкольников, мы должны так построить свою деятельность, чтобы максимально повлиять на развитие абсрлютно каждого ребенка. Ведь от нас, педагогов, зависит, кто будет жить, творить и править этой страной в будущем!
О себе
Педагог с многолетним стажем работы с дошкольниками. Моя отрада - именно дети "ясельного", раннего и младшего дошкольного возраста.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Воспитание малышей. Нужны ли детям ясли? С. Биддалф
Все книги, которые сформировали мой внутренний мир, воспринимаю критически и анализирую. сопоставляя с современными реалиями педагогической деятельности. Не нужно расстраиваться, если экономические, семейные условия и соображения заставляют вас отправлять детей в ясли. в первую младшую группу. Не расстраивайтесь, даже если автор этой книги говорит, что отказывая себе в близком общении с ребенком, мы воспитываем более холодное поколение, мало знакомое с чувством родственной близости. Ведь, в конце концов, и воспитатели и педагоги, мы с вами отвечаем за будущее наших детей, и именно от нас зависит это самое будущее.
Ясли-это серьёзно. В.Алямовская - наоборот, жизнеутверждающая книга, описывающая подходы к воспитанию развитого и здорового ребенка.
Поэтому книги, которых большое множество, следует воспринимать критично...
Мой взгляд на мир
|
Мои достижения
Участница научно-практических конференций. методических объединений. Но главное моё достижение - умение жить в ногу со временем!
Моё портфолио
Будем современными педагогами!
Поиск новых средств образования и здоровьесбережения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития детей. Поэтому имеется необходимость рассмотрения новых подходов по совершенствованию образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Взгляды современных исследователей на формирование осознанного отношения ребенка к реальности выдвигают на первый план идею о том, что дошкольный возраст — это период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, символы и знания, носящие образный характер.
Одно из центральных мест в общей системе образовательной работы в группе для детей младшего дошкольного возраста занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений. Педагогическими исследованиями О.П.Гаврилушкиной, Т.А.Дорофеевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Рудаковой доказана необходимость включения форм работы по сенсорному развитию младших дошкольников во все виды детской деятельности. Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Ещё одной проблемой в современном образовании является состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%, более 52% выпускников дошкольных образовательных учреждений - хронически больные. Поэтому, согласно Закону РФ «Об образовании», применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками является социально значимой задачей. В практике большинства детских садов оздоровительная работа с дошкольниками вынесена на периферию образовательного процесса.
Согласно материалам печатных изданий, как федерального («Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»), так и регионального масштаба («Югорское детство», «Сургутские ведомости»), можно сделать вывод, что в настоящее время во всей стране и в нашем районе, в частности, существует потребность родительской общественности в повышении у детей уровня общего развития и отсутствие необходимой работы по здоровьесбережению. Поэтому подход к развивающей среде как новому средству образования и здоровьесбережения дошкольников становится актуальным для педагогов дошкольных учреждений. Необходимость осуществления права ребёнка на всестороннее развитие и накопленный опыт образовательной деятельности дошкольного учреждения обусловили актуальность реализации данного педагогического проекта. В связи с этим, появилась необходимость осуществления вариативного подхода в педагогической деятельности воспитателя группы для детей младшего дошкольного возраста. Так возникла идея создания и использования сенсорной тропы, развивающих модулей, панно, лего-конструкторов, развивающих ковриков как элементов здоровьесберегающей среды и средства для решения задач всестороннего развития младших дошкольников.
Федеральные государственные требования предусматривают использование интегративного подхода к образованию дошкольников. Поэтому в условиях развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры данный педагогический проект, основанный на осуществлении синтеза разных видов деятельности как интеграции образовательных областей, является востребованным и способствует достижению результата педагогической деятельности.
Изучение теоретических основ и многолетние наблюдения за развитием детей младшего дошкольного возраста побудили искать рациональные пути улучшения педагогической деятельности по сенсорному развитию детей в возрасте от 2 до 3 лет в контексте здоровьесбережения детей.
В результате практической деятельности было выяснено, что не каждого ребёнка легко вызвать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, побудить к активной деятельности. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных средств обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста, в том числе и в игровой деятельности, создания атмосферы комфорта и сотрудничества. Одной из первостепенных задач представляется обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим опирается на деятельность всех органов чувств. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предметов; усвоение перцептивных действий - способов обследования предметов. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания и в дальнейшем - школьного обучения в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в развитии ребёнка. У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности, поэтому рассмотрение вопроса использования дидактических игр на сенсорной тропе является современным, актуальным.
Проводимые в детском саду общеразвивающего вида «Берёзка» на первом этапе деятельности игровые диагностические мероприятия по выявлению у детей сенсорных представлений, согласно разработок С.Л.Новоселовой, Э.Г.Пилюгиной, и сравнительный анализ результативности оздоровительной работы позволили сделать следующие выводы: высокий уровень сформированности сенсорных эталонов имеет всего –5% детей, средний – 32%, низкий 63%, коэффициент здоровья дошкольников по дошкольному учреждению составил всего 13%, общий уровень сенсорного развития детей был ниже параметров, соответствующих данному возрастному периоду, низкий коэффициент здоровья свидетельствовал о проблемах в состоянии здоровья большинства воспитанников. Параллельно организованное анкетирование родителей на тему «Здоровье и развитие младшего дошкольника» показало, что лишь 25% опрошенных понимают необходимость раннего развития и здоровьесбережения детей, 40% не имеют целостного представления о психофизическом развитии младших дошкольников. Данные факты свидетельствуют о недостаточной компетентности современных родителей в вопросах развития и здоровьесбережения детей.
Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения РФ, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания. В исследованиях М.В. Антроповой, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.И.Зелинской, Ю.П. Лисицына, А.Г. Хрипковой отмечаются данные о влиянии образовательной среды на здоровье детей. Здоровье выступает основой жизнедеятельности ребёнка, включает в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.
Здоровьесберегающая среда ориентирована на развитие компетенций ребёнка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, поведенческого опыта детей в двигательной активности. Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды дошкольной организации можно отнести:
-морально – психологический климат в группе детского сада;
-экологию и гигиену;
-современный дизайн, рациональный режим дня дошкольника;
-современные образовательные программы, методики и технологии.