Зайцева Елена Леонидовна

сайт учителя-дефектолога ДОУ

Никогда не останавливаться на достигнутом

Профессия: учитель-дефектолог

Профессиональные интересы: Изучение литературы по корекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Увлечения: путешествия, фотографии, рисование

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: г. Хабаровск

Место работы: МАДОУ "Детский сад комбнированного вида № 77

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zaytseva-elena-leonidovna
"Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка..."
В. Одоевский

Аутизм - это не приговор, а всего лишь особенность!

О себе

Со случаем раннего детского аутизма я впервые столкнулась семь лет назад, устоившись на работу учителем-дефектологом в ДОУ комбнированного вида. Это были группы для детей с РДА кратковременного пребывания. В Коллективе, в котором я работаю, таких деток ласково называют "аутята". При близком знакомстве такие детки оказались странными. Это непоседы, постоянно суетящиеся торопыжки, неумолкающие "птички-говоруны" и "молчуны-партизаны". Это дети, которые сидят очень тихо, всего боятся, и дети, которые носятся, летают и постоянно кружаться. Это дети, которые совершенно ничего не боятся, и дети, которые от страха могут спрятаться от нас в самый дальний шкафчик. Понимания того,как следует воспитывать и обучать таких детей, и практического опыта у меня не было. У меня возник интерес к проблеме раннего детского аутизма: как развиваются такие, особые, отличные от нас люди, порой такие смешные, наивные, беззащитные и так нуждающиеся в нашем понимании, участии и помощи.

Проблема аутизма достаточно мало изучена в России, но хорошо известна западному обществу. Ознакомившись с литературой зарубежных авторов, и погрузившись во все аспекты данного психического расстройства, пришла к выводу, что необходимо постоянно изучать новый материал для создания индивидуальных программ обучения на воспитанников. Каждое занятие - это новое испытание своих профессиональных возможностей. Все дети очень индивидуальны. Я считаю, что работа с аутичными детьми любого специалиста не может быть чисто психологической либо педагогической. Поэтому я стараюсь сочетать в себе и педагога, и психолога, и родителя одновременно. Ведь стиль общения с аутичным ребенком многовариативен: мягкий, принимающий стиль психолога переходит в деловой, сотрудничающий, а потом и в несколько директивный, авторитарный стиль педагога. Ребенок с аутизмом - человек крайностей, поэтому работая с ним, мне приходится использовать то один крайний стиль общения, то другой.

Работа с аутичными детьми, а также с их родителями требует значительных энергетических затрат. Порой непростые отношения складываются со "сложными" родителями "сложного" ребенка. У недоверчего ребенка и недоверчивый родитель. Но завоевать доверие самого недоверчивого, закрытого ребенка - дорогого стоит. Радует когда ребенок с удовольствием бежит на занятие и не хочет уходить из кабинета, когда с утра самым первым влетает в кабинет "неговорящий" ребенок с улыбкой, всем своим видом показывающий готовность общаться.

Не могу не сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий с аутичными детишками. Прежде всего он должен быть предельно гуманным, проинимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы.

Всегда с радостью приглашаю поделиться опытом коллег.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., 1985.

Морозова С.С. Развитие речи у детей в рамках поведенческой терапии // Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2002.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и сложных формах. - М., 2007.

Ихсанова С.В. Система диагностико - коррекционной работы с аутичными дошкольниками. -СПб., 2011.

Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установлеение контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М., 2011

Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. - М., 2014.

Мой взгляд на мир

Твори добро, всегда твори,

И днем и ночью и в ненастье,

А обижают говори:

Дай бог здоровья вам и счастья.

Мои достижения

Приняла участие в 6 Международной конференции дефектологов состоявшаяся, 17-18.11.2010г. в г. Москва. тема доклада: " Ообенности работы с аутичными детьми"

Стала участником городского смотра-конкурса "Лучшая группа ДОУ" в номинации "Лучшая группа комбинированной или компенсирующей направленности", 2013г.

Выступала на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп по теме: "Создание предметно-пространственной среды для развития детей с ОВЗ", состоявшемся 20.02.2014г.

Участвовала в 7 специализированной выставке: " Образование. Наука. Карьера. Занятость.", состоявшаяся 02-05.10.2014г.

Приняла участие в заочном этапе городской научно-практической конференции "Слагаемые успеха" по теме: "Формирование представлений об окружающем мире у детей с РАС посредством сенсорных игр", состоявшаяся 02.12. 2014г.

Участвовала в реализации социального проекта "Открытый диалог" по направлению "Социальная адаптация инвалидов и их семей" и "Развитие благотворительной и волонтерской деятельности социальной направленности", 2015г.

 

 

Моё портфолио

С аутичным ребенком раньше или позже встречается любой специалист, работающий в сфере специальной педагогики и психологии. Всем тем, кто хочет помочь "детишкам дождя", хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь "эти дети приходят проверить нас на человечность" (Р. Шнайдер, педагог и философ). 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы