Здановская Ольга Владимировна

Сайт учителя математики и информатики

Все что хочешь сказать - спроси!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: компьютерные технологии, проектная деятельность

Увлечения: освоение новых технологий

Страна: Беларусь

Населенный пункт: Гродненская область г.Свислочь

Место работы: ГУО "Гимназия №1 имени К.Калиновского г.Свислочь"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zdanovskaya-olga-vladimirovna

О себе

Я учитель математики и информатики/

Мой взгляд на мир

Все что хочешь сказать - спроси!

Мы - участники международных интернет проектов. iEARN (International Educational and Resource Network), Международная образовательная и ресурсная сеть, - это общественная организация, объединяющая учителей и учеников из более чем 100 стран мира, которые работают в различных учебных и гражданских проектах, используя электронную почту и телеконференции.

Эта образовательная программа нацелена не на поддержку конкретных школьных учебных курсов, она дает своим участникам возможность самостоятельно выбирать темы и организовывать их проведение в самых разнообразных конференциях и Интернет–форумах, дает возможность принимать активное участие в мощном движении за демократические изменения в образовании, преодолевать стереотипы в применении новых телекоммуникационных технологий в учебном процессе и внеурочной Деятельности.

Девизом iEARN стали слова: «Через телекоммуникации молодежь изменит мир к лучшему».

 

В новом учебном году учащиеся 6 «Б» класса ГУО «Гимназия №1 имени К. Калиновского г. Свислочь» вместе с классным руководителем О. В. Здановской присоединились к международному телекоммуникационному проекту Holiday Card Exchange (Обмен Рождественскими открытками). Уже давно не секрет, что открытку, сделанную своими руками,  получать гораздо приятнее, нежели  напечатанную на компьютере.  Открытка — неотъемлемая часть настоящего поздравления, символ нового этапа в жизни, так как именно в ней мы желаем нового счастья, новых свершений, всего нового. 

При помощи открыток можно объединить людей всего мира, независимо от их местоположения, менталитета, возраста, пола, расы и веры. 

По условиям проекта школы из разных стран мира объединяются в группы. И с октября по декабрь началась интенсивная переписка в режиме on-line как между учителями, так и между учащимися нашей группы. В итоге наши ученики с удовольствием подготовили поздравительные открытки для партнеров из Австралии, Англии, США, Канады, Тайваня, Польши, Литвы и отправили их обычной почтой вместе с письмами о себе, своей школе и стране, с описанием Рождественских и новогодних традиций. В этот процесс включались даже родители и друзья учащихся. 

 

А как приятно было получать ответные послания с другого конца света! Один за другим мы получали пакеты и бандероли с поздравлениями и пожеланиями.

Участие в этом действительно замечательном проекте принесло море положительных эмоций и ярких впечатлений, роскошь человеческого общения. К тому же, учащиеся получили возможность попрактиковаться в английском языке.  Каждый телекоммуникационный проект имеет свои особенности, свою «изюминку», но важная особенностью всех проектов - возможность участвовать в интересном деле всех учеников, а не только самых способных, работать с аутентичным материалом, сотрудничать с реальными людьми, отвечать на их вопросы, высказывать свои суждения, выбирать виртуального друга из группы партнеров, обращаться к нему, писать письма, общаться на иностранном языке. Любой  международный проект  тесно связан с гражданским образованием, требует от учащихся критического мышления, оценки и переоценки своих ценностей, ведет к самопознанию, самосовершенствованию, расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, личное творчество учащихся.

Бернард Шоу сказал, что единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.Проекты    дают     ученикам      опыт     деятельности,      

и      поэтому     они      незаменимы

Телекоммуникационный        проект        дает        еще        и        опыт        общения.

Мои достижения

 

В 2010г - зарегистрировалась в проекте «Совместная программа повышения эффективности применения информационных и коммуникационных технологий в образовательных учреждениях»  «Информационные технологии для преподавателей». Участвуя в этом проекте, я работала по направлениям: «Использование инструментов ИКТ для организации проектной и исследовательской работы», «Планирование учебной работы  и взаимодействие с учениками и коллегами при помощи интернет», «Работа с электронными таблицами и ведение электронного журнала успеваемости», «Работа в портальном информационном пространстве учебного заведения», «Работа в портальном информационном пространстве учебного заведения», «Информационные технологии для преподавателей вузов». По результатам работы  получила сертификат  Открытого Евразийского Института;

В 2011г – работала в дистанционном курсе «Активные методы обучения» Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательного портала Мой университет, факультет "Мультимедиа технологии". Получила сертификаты владения компьютерными технологиями «Административная работа» и «Информационные технологии в образовании».

Для эффективного взаимодействия с учениками на уроках информатики мною созданы электронные образовательные ресурсы: 1. «Самоучитель по Word'у». Выполнена в PowerPoint с использованием озвучивания и триггеров. В ней рассмотрены основные возможности текстового редактора Word. Может использоваться для самостоятельной подготовки учащихся, для работы на уроках. 2. «Учебник по Photoshop» - учебник, который разработан мною вместе с учащимися для работы на уроках и факультативах, с успехом используется в учебной деятельности. 3. «Учебник по Word» - разработан мною для использования на уроках информатики, разработан по учебному пособию по информатике для 9 класса, авторы А.Е.Пупцев, А.И.Лапо. Материал ЭСО разбит по урокам, для каждого урока выделены цели, дан небольшой теоретический материал, представлены практические и тестовые задания.

Созданное мною ЭМП «Справочник классного руководителя»в помощь классному руководителю,  участник финала  5 республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

Сегодня предлагается достаточно большое количество как очных, так и дистанционных мероприятий, призванных содействовать личностному развитию учащихся. Через работу на уроке или участие в дистанционных мероприятиях я стараюсь научить их самостоятельности, умению искать и принимать решения, быть терпеливей и терпимее друг к другу. Мои ученики принимают участие в научных конференциях разного уровня: 1). «Моделирование процессов из разных предметных областей в среде Excel» - представлена в 2009г.  на гимназической (1 место),  районной научных конференциях (1 место), областная научно-практическая конференция в г.Гродно, лицей Альфа (диплом). Эта работа выполнена в виде сайта. Задачи разбиты на предметные области, в удобной форме можно поработать со всеми этапами решения, узнать историю и теоретические вопросы по понятиям. 2). «Причины формирования компьютерной игровой аддикции у подростков» - гимназическая конференция – диплом 3 степени 2009, 1 диплом районной научной конференции, диплом 2степени Слоним, диплом 1 степени Гродно. В этой работе исследованы и описаны основные факторы, влияющие на причины формирования данной зависимости, предложены пути их преодоления, разработан тест по определению наличия зависимости. 3). Газета «Эврика» - печатный орган интеллектуального гимназического объединения, руководителем  которого являлась я, а также главным редактором, признана победителем республиканского конкурса печатных изданий «Белый парус» в 2009г. 4). Экологический сайт «Экология моего дома» - победитель областного конкурса сайтов, посвященных вопросам экологии. 5). «Интерактивная карта Свислочи» - 1место гимназическая и районная научно-практические конференции в 2010г.  5). «Азбука здоровья» - актуальная работа для учащихся начального и среднего звена по формированию здорового образа жизни -1место гимназическая и районная научно-практические конференции в 2010г. Работа опубликована на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро», образовательном портале Мой университет, факультет "Мультимедиа технологий", Втором открытом фестивале «МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ». Работа содержит теоретический, практический и игровой материал. 6). «Периодическая система Д.И.Менделеева» -1место гимназическая и районная научно-практические конференции, участник областной конференции г.Слоним в 2011г, диплом 2 степени гимназия №1 им. Я.Ф.Карского», похвальный отзыв на XVIреспубликанской конференции учащихся учреждений образования г.Минск. Работа представляет электронную версию периодической системы с многообразным дополнительным материалом и возможностями.

Основная цель современного преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить ученика знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в дальнейшей жизни. Новые задачи и проблемы возникают значительно быстрее, чем мы успеваем их осознавать и решать. Далеко не последней в этом ряду стоит проблема освоения ресурсов Интернет. Возможным решением проблемы Интернет в школе является вовлечение учеников в серьезную, реальную деятельность, в которой они сами были бы заинтересованы. В 2010-2011 уч.г. вместе со своим классом участвовала в международных образовательных проектах  «Диалог среди культур» «MY NAME PROJECT» и Kindred (Family History) Project, Help Japan, ENO Tree Planting Day, организованным iEARN. В акции в поддерку Японии Help Japan включилась вся гимназия: ребята познакомились с символами страны, приносили вырезки из газет со статьями о наводнении и цунами, делали бумажных журавликов, рисовали плакаты в поддержку японского народа, учились писать японские иероглифы. Видео-ролики  и другие материалы о проведении акции были выложены в Интернет. Одна из фотографий этого проекта теперь в заставке на главном сайте организации iEARN. Вотчтописалионасвофициальнойрассылке:"WE ARE WITH YOU" MESSAGES FROM BELARUS AND TAIWAN FOR JAPAN.  Students in Belarus have posted messages, photos, and videos of support for peers in Japan as part of the Natural Disaster Youth Summit Project.  Teacher, Olga Zdanovskaya, writes, "The pupils and the teachers of the Gymnasium 1 named after K.Kalinovski in the town of Svisloch Grodno region are shocked with the current events in Japan. They expressed their sympathy with the Japanese pupils and teachers in the action  “We are with you.”  See their videos [ video 1video 2 ] on YouTube, and visit their blog.  Students in Taiwan with their teacher Cindea Hung also created a video message of support for Japan - see their video on YouTube.  Classes around the world can get involved and post messages in the NDYS forum via the Natural Disaster Youth Summit Project Page.Участие школьников в проектах такого рода чрезвычайно полезно и позволяет решить большой комплекс задач. Дети получат навыки коллективной работы и общения в открытом мировом информационном пространстве. Осваиваются такие ресурсы как электронная почта, телефорумы, видеоконференции, Wiki, блоги, приобретаются навыки ведения виртуального круглого стола, правила сетевого этикета и этики, общение со сверстниками из других стран, развитие кругозора. Немаловажными положительными факторами являются также эффективное освоение навыков публикации материалов в сети, а также совершенствование английского языка.

Участие в международных интернет-проектах формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

В этом учебном году с учениками своего класса являлись участниками проектов: Local History Project, Learning Circles Computer Chronicles Elementary. Яркие воспоминания оставил проект Holiday Card Exchange (Обмен Рождественскими открытками). Наши ученики с удовольствием подготовили поздравительные открытки для партнеров из Австралии, Англии, США, Канады, Тайваня, Польши, Литвы и отправили их обычной почтой вместе с письмами о себе, своей школе и стране, с описанием Рождественских и новогодних традиций. В этот процесс включались даже родители и друзья учащихся. Таким образом, участники проекта узнали о культурных традициях других народов, познакомили представителей других стран со своей культурой, менталитетом и национальными обычаями. Всех наших партнеров мы отметили на карте, с помощью которой ребята смогли совершить виртуальное путешествие по странам, «походить» по улицам городов. Кроме этого, вместе с партнерами этого проекта в Интернет была создана совместная страничка, на которой участники проекта разместили описание традиций празднования Рождества и Нового года и другие материалы.

  Так как все поздравления были на английском языке, пришла идея поздравить с Рождеством Королеву Елизавету II. На сделанной своими руками открытке ребята написали о себе, о своей учебе, о традициях празднования Новогодних праздников в нашей стране. В конце февраля пришел ответ и от королевы. Ей очень понравилась наша открытка и поздравления учеников и она ждет наших дальнейших сообщений.

 

29 февраля 2012 организовала участие двух команд гимназии «Эврика» -команда 6 «б» и «Заряне» -команда 11 класса в Интернет-игре "НАША Беларусь и РИО+20", которая в этом году проходила под эгидой iEARN-проекта «Мир, в котором мы живем» (World We Live In),  накануне РИО+20 – Конференции ООН по устойчивому развитию, которая состоится  20 – 22 июня в Рио де Жанейро. Участвуя в международных проектах, были получены приглашения принять участие в конференциях и саммитах Венесуэле, Тайване (iEARN Conference and Youth Summit, July 17 – 23, Kaohsiung, Taiwan), международной конференции ENO15-16 September 2011, in the city of Joensuu, Finland, 2012 New York YouthCaN ConferenceYouthCaN MARCH 31 – APRIL 2.

28 сентября 2011 года приняла участие в вебинаре«Модели он-лайн обучения» на основе использования платформы веб-коммуникаций COMDI; в октябре 2011 г. приняла участие в знаковом для российского образовательного сообщества мероприятии - Пятой Международной конференции «MOSCOW Education Online2011», секция «Школа будущего».

Любой  международный проект  тесно связан с гражданским образованием, требует от учащихся критического мышления, оценки и переоценки своих ценностей, ведет к самопознанию, самосовершенствованию, расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, личное творчество учащихся.

Каждый телекоммуникационный проект имеет свои особенности, свою «изюминку», но важная особенностью всех проектов - возможность участвовать в интересном деле всех учеников, а не только самых способных, сотрудничать с реальными людьми, отвечать на их вопросы, высказывать свои суждения, выбирать виртуального друга из группы партнеров, обращаться к нему, писать письма, общаться на иностранном языке.

Бернард Шоу сказал, что единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность. Проекты    дают     ученикам      опыт     деятельности. Телекоммуникационный        проект        дает        еще        и        опыт        общения.

В настоящее время зарегистрированы в проектах ENO, Plantthetree-22 мая 2012г; BECLIMATESMART! ENO CAMPAIGN FEB - MAR 2012, а также проекте Международной школы CyberFair Государственного департамента США, совместно с Глобальным SchoolNet фондом некоммерческих организаций «Двери в дипломатию»

 

В этом учебном году создан персональный сайт-образовательная среда 6 «б» класса– «Планета знаний». Ученики моего 6 «б» класса имеют возможность пользоваться электронным школьным интернет дневником, у каждого свой персональный код для входа в систему, система выдает полный мониторинг текущей успеваемости учащихся. На сайте реализована возможность дистанционного обучения: в настоящее время активен курс по математике, который содержит теоретический материал, тесты, практические задания. Практикуется проведение интернет-уроков. Некоторые ученики ведут свои блоги. Так, ученица 6б класса Палто Елена в своем блоге, открытом в декабре 2011 года, имеет уже 9тыс просмотров. Ребята также могут оценивать материалы других пользователей, организовывать конкурсы и участвовать в них.

Образовательный проект «Планета знаний» занял 2 место в областном конкурсе «Компьютер.Образование. Интернет», в настоящее время является участником VII Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в номинации «Использование Web 2.0 сервисов в учебном процессе».

По теме «Использование Web 2.0 сервисов в учебном процессе» была приглашена в Институт развития образования г.Гродно для проведения практических занятий с учителями информатики на курсах повышения квалификации.

 

В планах – организовать телемост в котором могли бы принять участие мои ученики и ученики-партнеры проекта из другой страны.

Моё портфолио

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей(А.В. Хуторской).

Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многомзависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения.

 

Метод  является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется:смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин  - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).Роль и место методов в обученииопределяется их видами и функциями. Поэтому  ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя(рассказ, объяснение), методы ученика(упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы(беседа).

 

Познавая реальную действительность, ученик выполняет такие виды деятельности:

1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;

2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;

3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.

 

При выполнении этих видов деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные(творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.

C  позиции обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской):

 

1) Когнитивные методы,  или  методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.

 

2) Креативныеметоды,  позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии(вживания), “мозговой штурм”,   методы  образного и символического видения, метод ошибок,  метод контруированияправил и др.

3) Оргдеятельностныеметоды, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы  учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. 

 

1.Научная проблема – решить реальную проблему, которая существует в науке. Пример задания: Выясни, какие сегодня существуют проблемы с сохранением информации на внешних носителях. Предложи свои способы их решения. Это задание исследовательского характера и требует работы с дополнительными источниками информации.
2.Исследование объекта – в задании приводятся указания по исследованию объекта (слова, тексты, числа и т.д.). Пример задания: Исследовать слово «компьютер», установить его начальное происхождение, значение. Что оно означает сейчас? Соответствует ли название назначению устройства? Для выполнения этого задания необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
3.Структура – нахождение, определение принципов построения различных структур. Пример задания: Как ты понимаешь понятие «открытая архитектура»? Почему в построении современных ПК используется принцип «открытой архитектуры»? Задание лучше использовать перед изучением темы «Компьютер», чтобы учащиеся смогли высказать свое определение понятия «открытая архитектура», а затем сравнить свое мнение с общепринятым.4.«Восстановление» истории – «проживание» исторических событий и явлений. Пример задания: Объясните причины применения десятиричнойсистемы счисления людьми, а двоичной – компьютерами. Задание можно предложить перед изучением темы «Двоичное кодирование информации»
5.Опыт – проведение опыта, эксперимента. Пример задания: Разрешающая способность мыши обычно составляет около 600 dpi(dotperinch– точек на дюйм). Это означает, что при перемещении мыши на 1 дюйм (1 дюйм=2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 600 точек. Проверь экспериментальным путем разрешающую способность компьютерной мыши. Задание предлагается в качестве домашнего эксперимента. По итогам работы учащимся необходимо подготовить отчет (видеоролик, описание эксперимента и т.д.)
6.Общее в разном – вычленение общего и отличного в разных системах. Пример задания: Понятие «топология» встречается в геометрии, географии, информатике. В чем общность этих понятий в разных предметных областях? Для его выполнения учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации
7.Разнонаучноепознание – одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта. Пример задания: Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Как может быть он использован для работы с информацией людьми разных профессий? (Выбери для анализа не менее трех профессий по своему усмотрению). Задание исследовательского характера, требует работы с дополнительными источниками информации
8.Эмпатия(вживание) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Метод эмпатиивполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри
9.Образное видение – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования
10.Эристическоенаблюдение.Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. 
11.Метод фактов.  Ученикам непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают. Необходимость естественного восприятия образовательных объектов с помощью физических органов чувств требует применения данного метода обучения, пересмотра и изменения привычного содержания образования
12.Метод исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы.
13.Конструирование понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. 
14.Конструирование правил.Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, "открыты" учениками.
15.Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.
16.Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если …". Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности
17.Прогнозирование отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещённого во влажную среду семени гороха. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы
18.Метод ошибок.Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний
 

Задания креативноготипа

 

1.Сделай по-своему – предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно. Пример задания:Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Выясни, какие другие названия были в истории для данного устройства. Придумайте собственное слово или аббревиатуру для названия устройства. Для выполнения задания учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации
2.«Проживание» истории – «проживание» исторических событий и явлений. Пример задания: Как бы ты облегчил счет людям различных исторических эпох? Задание можно предложить учащимся перед изучением темы «История вычислительной техники»
3.Жанры текста – создать словесный продукт в различных жанрах. Пример задания:Возьми интервью «Компьютер в вашей жизни» с пользователем ПК (родители, знакомые, друзья). Задание может быть предложено в качестве альтернативного домашнего задания в начале изучения предмета информатики
4.Сочинения – сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, стихотворение, сюжет и т.д. Пример задания: Сочините и отредактируйте в текстовом редакторе MS WORDстихотворение, которое начинается со слов «Компьютер – это…»
5.Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д. Пример задания: Составить кроссворд на тему «Устройства ПК». Данное задание можно использовать в качестве проверки знаний по теме «Компьютер и ПО»
6.Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, видеофильм. Пример задания: Используя вырезки из газет и журналов, создайте коллаж на тему «Компьютер моей мечты» («Компьютер в моей жизни»). Данное домашнее задание может быть предложено ученикам в начале изучения темы «Компьютер и ПО»
7.Учебное пособие – разработать свои учебные пособия. Пример задания:Составить тест по теме «Устройство ПК». Задание можно использовать в качестве проверки знаний по теме «Компьютер и ПО»
8.Придумывание–способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта
9."Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится.
10."Мозговой штурм" (А.Ф.Осборн). Основная задача - сбор как можно большего числа идей. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения.
11.Работа ведётся в группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
12.Метод синектики(Дж.Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектикешироко используются аналогии - прямые, субъективные, символические, фантастические.
13.Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф.Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
14.Метод разнонаучноговидения.Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучныеспособы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Пример: "Выясните, что есть общего в  цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)»
 

Задания оргдеятельностноготипа

 

1.Планы – разработать план домашней или творческой работы, составить индивидуальную программу занятий по курсу. Пример задания: Сашина бабушка решила научиться работать на компьютере. Предложи свой план освоения персонального компьютера пожилым человеком
2.Выступление – составить показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников. Пример задания:Помоги учащимся 6класса придумать творческую защиту проекта «Мой первый рисунок в графическом редакторе Paint»
3.Рефлексия – осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного отрезка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности. Пример задания: Нарисуйте шкалу-показатель «Уровень знаний по теме «Устройство ПК» и отметьте на ней уровень своих начальных знаний. После изучения темы вновь сделайте отметку, сравните начальный и конечный показатели. Рефлексивные задания желательно давать по окончании изучения темы, завершении работы над проектом
4.Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика, подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период. Пример задания: Предоставьте рецензию на работу одноклассника фотоколлаж«Мой город». Возможные критерии оценки: 1) владение основными приемами работы с графическим редактором; 2) композиционная законченность; 3) оригинальность; 4) гармоничность цветовой гаммы; 5) художественная привлекательность; 6) текстовое оформление.
5.Взаимообучение.Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.
6.Метод рецензий.Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты - необходимые условия самоопределения учащихся. 
7.Ученическое планирование.Предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определённый период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.
8.Создание образовательных программ учеников. Требует от учеников владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопределения в их многообразии; методом планирования; методом определения условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.
9.Нормотворчество.Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности.  Примеры заданий : “Как сохранить файл”, “Как решать задачу”

В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов.

           Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков:“Все что хочешь сказать, спроси!”

         

 На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и    успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.      

 

 
 
 

Добавить грамоту в портфолио