Метод моделирования в процессе восприятия музыки младшими школьниками
учебно-методический материал

Мартынцова Наталья Ильинична

Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kustovam_zasedanii.docx26.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Метод  моделирования  в  процессе   восприятия  музыки  младшими школьниками

                                   

Основываясь на Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования, можно констатировать, что изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

-  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-  развитие музыкальности, творческого воображения, ладово-ритмического чувства,  музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,  образного и ассоциативного мышления;

-  освоение музыки и знаний о ней, ее интонационно-образной природы, выразительных   средств, особенностей музыкального языка;

-  формирование устойчивого интереса к музыке и т.д.

С учетом  исторического  опыта, опыта педагогов-практиков в решении  задач музыкального образования детей не последнюю роль занимает такой раздел, как слушание музыки и ее анализ.

На сегодняшний день, как показывает анализ практики, многие учащиеся затрудняются в устной форме сформулировать свои чувства, переживания, мысли вслух. Это происходит по разным причинам и здесь, как минимум:

а) недостаточный словарный запас детей;

б) непонимание основных средств музыкальной выразительности;

в) застенчивость некоторых учащихся, их неуверенность в правильности своего ответа и др.

Исходя из накопленного опыта ведущих специалистов, музыковедов, музыкантов-педагогов, психологов в данной работе отражен личный практический опыт  в исследуемом аспекте.

Понимание слушателями идейно-эстетического содержания музыкального произведения происходит в процессе его восприятия. Чем объемнее и углубленнее этот процесс, тем сильнее эстетическое влияние произведения на человека. Поэтому главная задача музыкально-эстетического воспитания школьников заключается в формировании адекватного восприятия детьми музыкальных произведений.

        Специфика деятельности слушателей во время восприятия обусловлена процессуальной природой музыки, что проявляется в наблюдении за развитием образа и характеризуется как активным, так и пассивным, наблюдательным эстетическим отношением их к произведению. Отсюда сам факт слушания музыки еще не означает, что ученики полностью поняли ее содержание. «От пассивного слушания до сознательного восприятия и до активного участия в работе над музыкальным материалом», – так выделял основной путь формирования восприятия Б.Асафьев. Он приобретается созданием определенной атмосферы, в которой музыкальное сознание (которое мыслит слуховыми соотношениями) находило бы оживление и интерес. В такой атмосфере организуется систематическое наблюдение над процессами музыкального движения и формами музыкальной продукции.

        Музыкальное восприятие – процесс углубленный, малодоступный при внешнем наблюдении, что усложняет как диагностику усвоения музыки учениками, так и руководство им. Поэтому большое значение имеет такая организация деятельности слушателя, которая дала бы возможность контролировать и стимулировать ее в сторону адекватного отображения идейно-эстетического содержания произведения. Это означает такое важное условие формирования эстетического  отношения учеников к музыке, как  подача воспринятого музыкального образа во внешней материализованной форме, как бы моделирования восприятия. Уместно, на наш взгляд, вспомнить слова Д.Б. Кабалевского, который сказал, «слушать музыку надо учиться».

«Чтобы сделать достоянием школьников  высокохудожественные произведения, необходимо чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта» - заявляет Е.Д. Критская. Рассматривая процесс музыкального восприятия, она выделяет поэлементный подход к его развитию.

«Работа в области формирования музыкальной грамотности рассматривается как конкретизация ключевых музыкальных явлений, понятий, терминов на элементарном уровне»,-  считает Б. Рачина. В ее пособии подчеркивается, что «освоение системы ключевых знаний о выразительных средствах музыки должно стать внутренним логическим стержнем в процессе музыкального воспитания, развития и обучения при любом предложенном тематизме как на уроке, так и в четверти…». В результате  заявленные «серьезные педагогические задачи» оказываются связанными с поэлементным изучением музыкальной ткани произведения.

В пособии «Методика музыкального воспитания в школе» (авторы Л.Г. Дмитриева и Н.Д. Черноиваненко) восприятие музыки рассматривается как сложный процесс, в основе которого лежит «способность переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности», умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Восприятие музыки в таком качестве является основой всех видов музыкальной деятельности. Считается, что для «полноценного» восприятия музыки надо научить детей специальной терминологии. Они должны изучить средства выразительности, уметь их называть, определять. В итоге восприятие трактуется как навык дифференцированного слышания.  Основной его целью при таком поэлементном подходе становится конструктивная сторона музыкальной формы.

 «Восприятие именно музыкальной специфики пьесы заключается в нацеленности  на слушание средств музыкальной выразительности», - читаем в пособии Г. Ригиной. Автор подчеркивает,  что большую помощь в восприятии музыки учащимися   оказывает знание средств музыкальной выразительности: мелодия, ритма, метра  и т.д. и их характеристика.

С целью развития восприятия музыки  у учащихся были разработаны эмоционально-категориальные карточки.  Работа над данными карточками опиралась на работы психологов М. Амосова и  П. Симонова, которые предложили классификации различных эмоциональных состояний человека. Как показывает специальный анализ, работа с данными картами дает положительную динамику в освоении учащимися музыкального материала, расширяет их музыкальный словарь, обогащает их  музыкально-эстетический опыт и помогает в полноценном восприятии музыкальных произведений.        

Модель субъективного восприятия, вбирая в себя основные свойства музыкального образа, дает слушателю возможность представить произведение в целом и в определенных взаимоотношениях, выделить характерные черты музыкальной ткани, их взаимосвязи, выделить конкретное явление от большинства побочных, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений. Моделируя восприятие музыки учениками, учитель имеет возможность зафиксировать эти существенные, по их мнению, элементы, контролировать и анализировать процесс восприятия с целью выявления его соответствия объективному музыкальному образу, поиска эффективных путей рационального руководства им.

        Метод моделирования выполняет следующие основные  функции:

  •  выступает для детей как способ познания музыкального произведения;
  •  является инструментом изучения и контроля учителем  процесса восприятия  учащихся;
  • обучает слушать и воспринимать музыку активно;
  • развивает музыкальные способности обучающихся.

В единстве с другими методами он помогает организовать (что очень важно) самостоятельную работу ученика в процессе восприятия, направить процесс познания и осмысления детьми музыкальных впечатлений.

Методы моделирования музыкального восприятия движениями, графическим изображением, рисунком, словом, широко разрабатываются и применяются в практике музыкального воспитания. Так, на уроке часто используются тактирование, простые танцевальные движения, марширование и др. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние учеников, способствуют определению характера музыкальных произведений, лучшему восприятию средств музыкальной выразительности.

Лучшему запоминанию и возникновению у слушателей музыкально-свободных ассоциаций помогает графическое изображение мелодического рисунка, других элементов музыкального языка. Слушая произведение, дети могут «рисовать» мелодическую линию в воздухе, наблюдая указкой по заранее подготовленному рисунку, изобразить ее самостоятельно в тетради или на доске.

Суть моделирования средствами рисунка состоит в том, что ученики при помощи разнообразия цвета, его соотношений и теневых переходов пытаются показать, что, по их мнению, хотел «нарисовать» композитор, выразить характер произведения и вызванный им эмоциональный отклик, потом объяснить рисунок, т.е. проанализировать услышанное.

Из рассмотренных способов моделирования наиболее целесообразным является тактирование, танцевальные движения, марширование и т.д., так как моторные ощущения и представления – важный момент субъективного музыкального образа. Что касается использования изображений в цвете, следует подчеркнуть, что для многих учеников цвет не является средством эмоционального самовыражения, что доказывается исследованиями психологов.

Наибольшее соответствие субъективной модели восприятия объективному музыкальному образу достигается при создании слушателями словесных моделей произведения.

Исходя из исследований музыкантов-психологов (Петрушин В.И. и др.), процесс формирования музыкального восприятия состоит, прежде всего, в развитии у слушателей способности осознания (т.е. категоризации) воспринятого образа путем расширения их эмоционального опыта, ассоциативного фонда и представлений, а на этой основе – эмоционально-образного категориального аппарата, с опорой на который происходит дальнейшее развитие способностей учеников к более точному разделению выраженного музыкой эмоционального содержания.

Как уже было заявлено, для работы с детьми младшего школьного возраста были составлены специальные карточки, которые включали характеристику  музыки в целом и отдельные ее компоненты – мелодию, метр, ритм, тембр, регистр. Они стимулировали младших школьников, которые недостаточно свободно владеют лексическим запасом слов.

Определения на картах расположены в логической последовательности. Это дает возможность охватить данную систему категорий в ее качественном разнообразии и облегчить ориентирование школьников, освободить их от преждевременного запоминания этих определений в отрыве от музыкального произведения.

Рассмотрим использование метода моделирования на примере нескольких уроков музыки во 2-м классе – слушание темы Пети из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

Прежде всего, учитель сосредотачивает внимание учеников на общее восприятие музыки, ее развитие, необходимо вспомнить об истории написания произведения. Это вызывает необходимую эмоциональную настроенность. Общее впечатление учеников, приобретая индивидуально-осмысленный характер, создает своеобразную установку на верное отображение их эмоций в процессе моделирования.

При повторном восприятии дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки: ориентируясь на карту характеристики музыки, ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка, устанавливают их последовательность в соответствии с динамикой музыкального образа. Им разрешается использовать слова, которых, по их мнению, недостаточно для выражения того или другого настроения. Дети выражают содержание музыкального произведения эмоциональной речью, т.е. создают его эмоциональную модель. Вот некоторые субъективные модели восприятия темы Пети в начале сказки  С.Прокофьева «Петя и волк» второклассниками.

  1. Беззаботная – лирическая – мечтательная – предостерегающая – тревожная.
  2. Бодрая – светлая – мягкая – волнующая – предостерегающая – тревожная.

Как видим, воспринятый музыкальный образ выражен здесь внешней линейностью, устной формой. Учитель видит содержание, динамику и структуру восприятия произведения каждым учеником. Исходя из этого, он ставит ряд вопросов, которые направляют внимание детей на отдельные фрагменты, элементы музыки, дают возможность определить глубину и особенности восприятия. На последующих уроках дети выясняют, при помощи каких средств выразительности в произведении передано то или другое чувство, тот или другой образ.

Следует обратить внимание на то, что постепенно ученики реже пользуются картами. Они, как правило, дают такую характеристику содержанию  музыки, которая выходит далеко за рамки предложенных им определений. Овладев богатством средств выразительности музыки, ее языка, дети раскрепощаются в выражении своих чувств, переживаний, впечатлений. Модели восприятия становятся богаче. На этом этапе дети, опираясь на собственные, интериоризированные модели, расшифровывают их, анализируют эмоциональное содержание музыки, средства выразительности, переводят свои впечатления в разряд разговорной речи.

Практика использования метода моделирования показывает его высокую эффективность. В единстве с традиционными методами формирования музыкального восприятия, он служит усилению и обогащению этих методов.

Эмоционально-категориальные

ориентировочные карточки

(анализ музыкального произведения младшими школьниками)

Карта 1

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКИ

       ГРУСТНАЯ

       СПОКОЙНАЯ

ПЕЧАЛЬНАЯ

НЕЖНАЯ

ЗАУНЫВНАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

ГНЕТУЩАЯ

БЕЗЗАБОТНАЯ

УНЫЛАЯ

МЯГКАЯ

СКОРБНАЯ

ЧАРУЮЩАЯ

ЗЛОВЕЩАЯ

ЛИРИЧЕСКАЯ

ТРАУРНАЯ

ПОЭТИЧЕСКАЯ

ТРАГИЧЕСКАЯ

ПРИВЕТСТВЕННАЯ

БОДРАЯ

ГЕРОИЧЕСКАЯ

ВЕСЕЛАЯ

ТОРЖЕСТВЕННАЯ

ШУТОЧНАЯ

ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ

РАДОСТНАЯ

ТРЕВОЖНАЯ

ИГРИВАЯ

ВОЛНУЮЩАЯ

ПРИПОДНЯТАЯ

ДРАМАТИЧЕСКАЯ

ПРАЗДНИЧНАЯ

СУРОВАЯ

ВОЗБУЖДАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ

ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ

ПОБЕДОНОСНАЯ

Карта 2

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЛОДИИ

       ПЛАВНАЯ

ЭНЕРГИЧНАЯ

ПРОТЯЖНАЯ

ОТРЫВИСТАЯ

СПОКОЙНАЯ

УВЕРЕННАЯ

НАПЕВАНЯ

УСТРЕМЛЕННАЯ

ЛЕГКАЯ

НАПРЯЖЕННАЯ

Карта  3

ХАРАКТЕРИСТИКА РИТМА

НЕРАВНОМЕРНЫЙ

РАВНОМЕРНЫЙ

ОТРЫВИСТЫЙ

ЧЕТКИЙ

СДЕРЖАННЫЙ

ЧЕКАННЫЙ

ЛЕГКИЙ

ТЯЖЕЛЫЙ

УТОНЧЕННЫЙ

МАРШЕВЫЙ

ЛЕНИВЫЙ

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ

Карта 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПА

МЕДЛЕННЫЙ

БЫСТРЫЙ

ОЧЕНЬ МЕДЛЕННЫЙ

ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ

УМЕРЕННЫЙ

ПОДВИЖНЫЙ

                                                                                Карта 5

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИСТРА

НИЗКИЙ                                      

 СРЕДНИЙ                  

ВЫСОКИЙ

ХМУРЫЙ  

ПРОЗРАЧНЫЙ    

ЗВОНКИЙ

   

Карта 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ

ТИХАЯ

ПОСТЕПЕННО УСИЛИВАЮЩАЯСЯ

НЕ ОЧЕНЬ ТИХАЯ

ПОСТЕПННО ЗАТИХАЮЩАЯ

КОНТРАСТНАЯ

ГРОМКАЯ

ОЧЕНЬ ГРОМКАЯ

НЕ ОЧЕНЬ ГРОМКАЯ

Карта 7

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМБРА

СВЕТЛЫЙ

ТЕМНЫЙ

СЛЕПЯЩИЙ

ГЛУХОЙ

ЗВОНКИЙ

ПРИГЛУШЕННЫЙ

ТЕПЛЫЙ

ХОЛОДНЫЙ

МЯГКИЙ

ТВЕРДЫЙ

ПРИЯТНЫЙ

НЕПРИЯТНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...