Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс (на материале искусства народов ЯНАО)
учебно-методический материал

Мартынцова Наталья Ильинична

Курсовая работа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс   (на материале искусства народов ЯНАО)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и методические основания внедрения национально-регионального компонента в содержание музыкального образования  учащихся подросткового возраста……..............................................................3

  1. Возможности совершенствования  музыкального образования учащихся посредством использования национально-регионального компонента (на примере искусства народов ЯНАО)…………………9
  2. Возрастные и музыкально-психологические особенности школьников-подростков……………………………………………...14

Глава 2. Из опыта работы по внедрению национально-регионального компонента в содержание музыкального образования школьников-подростков……………………………………………………………………..18

2.1.Цель, задачи и содержание программы по музыке для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента…………..18

2.2. Разработки уроков музыки для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента…………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………...38

Список литературы……………………………………………………………….39

Приложения…………………………………………………………………. ……42

Введение

Конец двадцатого столетия и начало нового века в России характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов, с одной стороны, это федерализация (сохранение общего экономического, образовательного, культурного пространства), с другой - регионализация (децентрализация, собственная стратегия политического, экономического и культурного развития). Соответственно для избежания столкновения интересов требуется достижение равновесия интересов республик и федерального государства. Отсюда актуальность и важность «национального вопроса», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать инокультуры других этносов.

Одним из важнейших инструментов, помогающих решать данную проблему, является образование, а способ - активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента. О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ "Об образовании", где, кроме федерального, предусматривается и национально-региональный компонент содержания образования.

В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности, нормативно–правовыми документами также предусмотрена возможность включения в содержание общего образования регионального компонента. Учитывая, что в процессе модернизации российское образование должно обеспечить процессы развития страны, а значит способствовать решению задач перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, региональный компонент содержания общего образования должен быть гармонично связан с решением этих задач.

Как известно, Государственный стандарт общего образования по музыке   включает три компонента:

  • федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;

  • региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

  • компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением, в Федеральном базисном учебном плане определено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

Региональный компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных предметов.

В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану указывается, что «часы регионального (национально-регионального) компонента могут быть использованы в основной школе для углублённого изучения учебных предметов, факультативов дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях».

Каково же назначение НРК? Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона».

Данный подход позволяет построить содержание и структуру НРК так, чтобы помочь ученикам осмыслить особенности российской культуры как культуры стыковой, пограничной, где, по словам Н. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории - восточной и западной», где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Особое положение нашего региона на границе Европы и Азии определяет региональное своеобразие как выражение общенациональной специфики. Эта общенациональная специфика проявляется ярко, ведь провинциальные регионы как раз и выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность и  исторические традиции, они являются хранилищами культурной специфики всей страны, всей нации.

В концепции Российского образования, исходя из его новых целей, декларируется необходимость установить взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания общего образования, определить состав, структуру регионального компонента, в соответствии с ведущими целями образовательных областей рассмотреть функциональное значение региональной составляющей их содержания и адекватные форм организации образовательного процесса в рамках образовательных областей.

Следует отметить, что основную часть Ямала  составляют представители  ненецкого, хантыйского, селькупского,  татарского, русского, азербайджанского, белорусского, украинского, чеченского народов, соответственно перспективы развития Ямала  напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.

Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве ЯНАО, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание,  учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.  Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». На наш взгляд, данное высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»: знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.

Определяя задачи национально-регионального компонента в программе «Музыка» общеобразовательной школы, можно выделить следующие направления:

1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях северного этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" ненецкой народной и композиторской музыки.

2. Дать учащимся 5  классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.

3. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.

4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.

Ряд исследований свидетельствует о том, что в массовой практике педагоги-музыканты испытывают большие затруднения с выбором содержания НРК, которое нужно использовать на уроках. Также существует проблема того, как сочетать НРК и широко используемые методики по музыкальному воспитанию, в том числе таких авторов, как Д.Б. Кабалевский, Е.Д.Критская,  Ю.Б. Алиев, Г.С. Ригина, Н.А. Терентьева, Л.А. Безбородова и др.  Это, среди прочего,  обусловлено тем, что в настоящее время в РФ существует большое количество программ по музыке, но, к сожалению, в них очень мало места отведено на изучение национальной музыки. Анализ содержания многих программ и разработок по музыкальному воспитанию в начальных классах показывает, что они не удовлетворяют запросы педагогов, касающиеся использования НРК на уроках музыки. До настоящего времени учителям музыки  не созданы соответствующие условия, при которых национальный репертуар стал бы равноправной частью учебной практики. Существующие практические и методические работы по использованию НРК в музыкальном воспитании, многим учителям музыки просто не известны, их широкое применение сдерживается рядом причин, в том числе отсутствием адаптации к русскоязычным школам, сложностью подбора нотного и теоретического материала.  

Сказанное, как представляется, в достаточной мере актуализирует заявленную нами проблему и позволяет следующим образом сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс   (на материале искусства народов ЯНАО)»

        Целью работы является исследование возможностей и результатов внедрения национально-регионального компонента, включающего искусство народов ЯНАО Российской Федерации,  в музыкально-образовательный процесс с учащимися подросткового возраста.

        Наиболее существенными задачами работы являются:

  1. Изучение возможностей внедрения национально-регионального компонента  ЯНАО в музыкально-образовательный процесс с учащимися пятого класса на основе анализа существующих программ и методик для уроков музыки.
  2. Анализ возрастных и музыкально-психологических особенностей учащихся с позиции исследуемой проблемы.
  3. Разработка и апробация программы по музыке для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента.
  4. Изготовление презентационных материалов по проблеме исследования на электронных носителях.
  5. Обобщение опыта, в том числе личного опыта работы автора в исследуемом аспекте.

Объект исследования – процесс музыкального образования учащихся пятого класса.

Предмет исследования – способы внедрения национально-регионального компонента в содержание музыкально-образовательного процесса с указанными учащимися.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анализ творческих работ учащихся.
  4. Индивидуальные и коллективные беседы.
  5. Обобщение опыта работы.

Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические и методические основания внедрения национально-регионального компонента в содержание музыкального образования  учащихся подросткового возраста.

  1. Возможности совершенствования  музыкального образования учащихся посредством использования национально-регионального компонента (на примере искусства народов ЯНАО.)

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают  «возгореться искрами любви к Отечеству». К.Д.Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности» - умения сопоставлять изучаемое со знакомой местностью – способность, чрезвычайно полезную и в практической жизни.

Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера и использования их в обучении поддерживал Л. Н. Толстой. Великого писателя занимала и главная проблема краеведения – соотношения изучаемого в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» Л. Толстой утверждал, что школа забывала то, что если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна. Жизнь бессознательным путем дает понятия. Школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему.

В 20 – е годы ХХ века, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала, как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели, смена идеалов привела к смене педагогических парадигм.

Вот уже на протяжении нескольких веков идеи просветительства не теряют своей актуальности и находят своё претворение и развитие в философских и социальных концепциях ученых разных стран мира. Одной из таких идей является идея «духа народа», введенная французским просветительством. Согласно этой идеи, этнические общности действуют как некоторые единства, поскольку люди одной национальности обладают сходными стремлениями, желаниями, чувствами, возникающими на те или иные события и т.п. А если это так, то в современном обществе, представляющем собой конгломерат различных национальностей, встает проблема  межэтнического общения.

Следует признать, что наиболее эффективным средством формирования толерантности и уважения к чужой культуре, чужому мнению, иному мировосприятию и мировоззрению является искусство другого народа. Дело в том, что искусство, как считал А.Н.Леонтьев, - это «та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности». Следовательно, произведение искусства является объективацией личностного смысла.

Если сравнивать различные виды искусства в плане их воздействия на человека, то следует признать особую роль музыки. Дело в том, что музыка, с одной стороны, отражает и хранит в себе личностные смыслы (в ней они находят свою звуковую объективацию). С другой стороны, она способна оказывать сильное эмоциональное воздействие, вовлекая в процесс восприятия всего человека, все уровни его психики, в чем собственно и заключается трансляция смысла.

Если же говорить об объективации личностного смысла в том или ином национальном музыкальном искусстве, то здесь следует указать на то, что в нем  запечатлена система этнических ценностей.  Именно они находятся в центре внимания творческой личности, именно они  вызывают ее особое эмоциональное состояние и понимание, что, собственно, и находит свою объективацию в музыкально-звуковой форме.

При восприятии музыкального произведения слушатель «присваивает» то состояние, которое объективировано в звуке. Присваивая это состояние, он «перевоплощается», становится  сотворцом музыкального произведения и подобно творческой личности в акте  восприятия переживает состояния, которые возникали у нее в процессе взаимодействия с миром. Выражаясь образно, можно сказать, что в акте адекватного музыкального восприятия слушатель способен «обрести» иную этническую принадлежность. Он способен почувствовать мир так, как это чувствует человек другой национальности. Поэтому в условиях многонационального государства музыка действительно способна стать эффективным средством понимания культуры различных народов, воспитания чувства уважения к ним и к их традициям. Ведь каждый человек, истинно постигающий смысл музыки другого народа, ощущает себя представителем этого народа, на время как бы становится членом этого этноса.

Появление в последние годы новых программ по предмету музыка, а также региональных программ, представляет учителю – музыканту широкие возможности при выборе стратегии и тактики музыкально – эстетического воспитания школьников.

Современный этап развития нашей многонациональной страны вызывает сегодня все больший интерес к прогрессивному прошлому разных народов, к духовным ценностям национальной отечественной общечеловеческой  культуры. В сложном процессе духовного становления личности, ее мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры значительная роль принадлежит мудрости народной педагогики, своей родной культуре, истории, языку и искусству (народному и профессиональному), которые стимулируют творческие начала в человеке, формируют его способности и духовные потребности.

За свое невнимание и пренебрежение к огромному творческому национальному богатству наших народов, а нередко и искаженность историко-культурных знаний в течение многих десятилетий, мы расплачиваемся бездуховностью, ожесточенностью и опустошенностью душ подрастающего поколения. Сегодня как никогда актуальна проблема «очеловечивания» человека и общества, очевидно значение национальных культур в спасении человечества от духовного обнищания.

Современные философы считают, что, в наше время «образованный человек – это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют музыку.

В последнее время значительно обновилось содержание структуры музыкального образования школьников: созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений; по – новому ставятся в программах цели музыкального  образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся.

Обращение к духовным традициям народа, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувство взаимопонимания, дружбы и сотрудничества.

Так, сегодня воспитание и образование школьников в ЯНАО путем освоения традиций национальной музыкальной культуры на уроках музыки формирует истинное уважение к народам Ямала и других северных регионов, приобщая молодежь к духовным ценностям общества.

Изучение музыки  родного края – это одно из новых направлений преподавания музыки  в школах в ЯНАО. Главная цель такого преподавания - изучить и возродить традиции культуры и быта народов Севера, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу или поселку,  развить творческие способности учащихся.

Одна из важнейших проблем времени – приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, но истинного с весомой пользой для жизни настоящей и будущей». Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей – дорог. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – музыкой, культурным наследием Севера.

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли внеклассные мероприятия, в результате чего учащиеся приобретают региональные музыкальные знания – о местном фольклоре, о музыкальной  жизни родного края, о связях с ним композиторов.

Формы включения регионального компонента в учебный процесс определяются музыкальным развитием школьников и литературно-краеведческим материалом. При этом общекраеведческие сведения используются в основном на уроках культуры Ямала, региональные – на уроках музыки, во внеклассной и внешкольной работе. Включение регионального компонента на уроках музыки – это та же сфера, где творчество учителя и учащегося может проявиться наиболее полно.

Искусство постижения народной эстетики посредством изучения  музыкальных фольклорных жанров – основная задача обучения в пятом классе. Важно, что в процессе изучения учащиеся получают наряду с другим общекраеведческие музыкальные знания о связях композиторов-классиков с тем или иным краем, о влиянии определенных мест на творчество композитора, о музыкальных местах России. Самое главное – это желание ребят заниматься изучением искусства народов Севера.

  1. Возрастные и музыкально-психологические особенности школьников-подростков

Пятый класс для учащихся довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации. В начальной школе дети привыкают исполнять требования одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе у некоторых учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2-4 недели. Однако есть дети, у которых адаптация затягивается на 2-3 месяца. У некоторых учащихся может произойти временное снижение успеваемости из-за того, что им придется привыкать к формам методам обучения, принятым в средней школе.

На этом возрастном этапе активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся стремятся доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. В межличностных отношениях внутри класса тоже происходят существенные изменения. Перераспределяются дружеские компании, появляется некоторое противостояние между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое половое созревание. Могут появиться изгои, т.е. учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой - требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. Начинается активное освоение своего внутреннего мира.

Для пятиклассников характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

В процессе воспитания-обучения школьника  уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта педагога и ученика. Опыт лучших педагогов помогает выявить стержневые стороны этого контакта, в равной степени влияющего на творческое развитие ученика и на профессиональный уровень преподавания.

Что же является источником сближения ученика с педагогом?  У вдумчивого педагога-музыканта такое сближение происходит на всех этапах его работы с учеником во время урока. Нередко безынициативность и вялость ребенка являются следствием ремесленной работы педагога, не сумевшего пробудить у него интерес к слушанию или исполнению музыкальных произведений. Зная общие и музыкально-психологические особенности ученика и уже имеющиеся в его опыте навыки восприятия  музыки, педагог должен точно улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним задачи. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Вместе с тем уже в пятом классе появляется способность к опосредованному познанию музыки. Ученик начинает лучше слушать музыку. Чувственное восприятие становится чувственно-логическим. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков. На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приемов воздействия на ребенка.

Глава 2. Из опыта работы по внедрению национально-регионального компонента в содержание музыкального образования школьников-подростков.

2.1.Цель, задачи и содержание программы по музыке для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента.

В современном образовательном процессе большое внимание уделяется использованию на уроках большинства предметов регионального компонента. Не исключение в этом отношение и наша школа. О родном крае, о культуре и истории населяющих ее народов дети узнают не только на уроках истории и культуры народов Севера, но и других, в том числе и на уроках музыки.

В 2003 году на основе программ по музыке: «Музыка. 1-8 классы» под общей редакцией Е.Д.Критской, «Культура народов Ямала для 5-9 классов» под общей редакцией А.А. Деревянченко, нами была разработана модифицированная программа музыкального образования в условиях общеобразовательной школы, неотъемлемой частью которого стали знания основ музыкальной культуры того региона, в котором мы живем. Программа наряду с всеобщим охватом области музыкального искусства в процессе обучения включает обязательный компонент изучения традиций национальной культуры народов Севера. Программа предполагает знакомство с творчеством ненецких, хантыйских, селькупских композиторов и исполнителей; способствует пониманию роли музыки в жизни северных народов; предлагает разучивание песен о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; знакомство с народными музыкальными инструментами и игру на них. В основу программы по изучению национальной музыкальной культуры народов Севера положена идея воспитания чувств учащихся, формирования их духовного мира.

Целенаправленная исследовательская работа по этой проблеме велась с 2002/2003 учебного года. Одним из направлений работы явилось представление передового педагогического опыта учителей п. Пурпе на районной  научно-практической конференции (2004)  по проблеме «Традиции национальной культуры в музыкальном воспитании детей и юношества». И по сей день особое место в нашей работе занимает тема «Содержание, формы и методы использования ненецкой культуры на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Любовь к национальной культуре народов Севера, истории, языку и искусству мы прививаем в рамках действующей программы по музыке (Е.Д.Критская и др.), не нарушая ее тематизма. Цель, которую мы преследуем – это изучение ненецкой музыки (народной и профессиональной) как составной части музыкальной культуры в сопоставлении с музыкой других народов, проживающих в северном регионе, знакомство с «золотым фондом» национальной музыки, образцами классического и современного музыкального творчества.

Изучение ненецкой национальной музыкальной культуры осуществляется по разделам:

  • народное музыкальное творчество (ненецкая народная песня и инструментальная музыка, народные инструменты, народные праздники);
  • музыкальные жанры в творчестве современных ненецких  композиторов;
  • музыкальная культура народов Севера (взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры разных народов).

Программа преподавания ненецкой национальной музыки построена таким образом, что некоторый материал изучается на отдельных уроках, включенных в программу взамен наименее важных музыкальных сочинений, другой же включен в уроки как составная часть изучаемого материала.

Так в нашей работе родились уроки, которые стали для воспитанников традиционными. Вот некоторые из них:

  • Урок «Люблю тебя, мой край родной!» Дети получают представления об истоках музыкального искусства ненецкого народа, отражающих обычаи, моральный и духовный облик, национальные особенности, учат песни на ненецком языке.
  • Урок «Природа и музыка севера». Дети, благодаря воображению, наслаждаются красотой родной земли. На таких уроках у детей воспитывается  отношение к родному краю, ее природе, обращается внимание на то, как  ненецкая национальная музыка отражает разное состояние в природе – любование ею.
  • На уроке «Звучащие ручейки»  дети учатся давать личностную оценку музыке разных стилей. Одновременно происходит углубление понимания назначения  музыкального искусства как средства познания окружающего мира, его роль в утверждении общественных идеалов.
  • Урок «Музыкальные инструменты народов Севера». Здесь  дети учатся играть на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах является одной из самых доступных форм музыкального образования школьников. Дети быстрее усваивают нотную грамоту, приобретают первичные навыки совместного музицирования, знакомятся с музыкальными произведениями. Особенно активно развиваются чувство ритма, тембровый и гармонический слух, т.е. способности, которые в школьном музыкальном воспитании, основанном преимущественно на пении, оставались на втором плане. Эта активная форма музыкальной деятельности позволяет привлечь к музыке в качестве полноценных участников всех детей: слабо развитый музыкальный слух не является помехой, т.к. воспроизведение звуковысотной стороны значительно проще, чем при пении. Вместе с тем активное участие в исполнении музыки, возможность свободно проявлять себя, помогает преодолевать психологический барьер «неполноценности», точнее, препятствует его возникновению. Осознание своих сил, их применение в коллективной деятельности положительно влияет на развитие всех детей, и, что особенно важно, более слабых в музыкальном отношении, способствует их музыкально-эстетическому росту.
  • Активно применяется в практике просмотр видеоматериалов. Так, урок «Обычаи и традиции коренных народов Ямала» помогает наиболее глубже раскрыть образ северной природы, культуры, быта народов севера.
  • Урок «Танцующий Ямал». После просмотра фильма «Северное сияние» (концерт танцевальных коллективов Пуровского района), совместно с хореографом, дети учатся  элементарным танцевальным движениям.  Ненецкий народный танец как феномен художественной культуры представляет собой важное, но еще мало изученное явление, отражающее процесс формирования самобытного художественного пласта в профессиональном танцевальном искусстве. В народном ненецком танце наше внимание   привлекают языковые способы выражения движений человека и они производят на учащихся  положительное эстетическое впечатление и  позитивное воздействие.

2.2. Разработки уроков музыки для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента

Вначале данного раздела – несколько предварительных замечаний.

Духовно-нравственное развитие и воспитание пятиклассников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история, традиции, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

        Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

       Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности.

       В ЯНАО  живут малочисленные коренные народы Севера: ненцы, манси, селькупы, ханты, коми-зыряне и др. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

         Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения ЯНАО становится актуальной для педагогов нашего общеобразовательного учреждения.

         Необходимость проведения таких уроков в школах связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут уроки, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям многонациональной России. Сошлемся опять на академик Д.С. Лихачёва, который говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

В связи с этим мы  выбрали основным направлением своей   педагогической деятельности  духовно-нравственное воспитание пятиклассников через развитие  этнотолерантности и знакомство с историко-культурным наследием. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

        Далее мы представляем разработанные и внедренные нами в музыкально-образовательный процесс разработки уроков музыки для учащихся пятого класса с включением национально-регионального компонента.

Тема урока:              «Люблю тебя, мой край родной!»

Цели:

образовательные:   познакомить с национальными инструментами народов Севера, с творчеством композитора С. Няруя;  знать особенности ненецкой народной музыки;  разучить песню «Кто родился на Ямале» (муз. Е.Кособукиной, сл. И. Шарохи);

уметь различать средства музыкальной выразительности, понимать дирижерские жесты;

развивающие: развивать ритмический слух с динамическими оттенками

p< f, образно-цветовое восприятие музыки; расширять музыкальный кругозор детей;

воспитательные: воспитывать культуру слушания музыки;  прививать музыкальный вкус; воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край.

Оборудование: аудиомагнитофон, аккордеон, фортепиано, портрет композитора С. Няруя,

 плакаты «Копилка чувств», «Музыкальный словарик»,  припев песни «Кто родился на Ямале» в нотном изложении со словами;

 карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты: бубны, колокольчики;  цветные карточки;

стенды: «Сказочная природа Ямала», рисунки ребят.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 1) Дети входят в класс под фонограмму песни Ф. Казымкина «Песня оленевода».

       2) Музыкальное приветствие:

Учитель: « Прозвенел звонок – начался урок. Здравствуйте, ученики!»

Дети: « Здравствуйте, учитель!»

  1. Актуализация опорных знаний.

         Вступительное слово учителя.

Ребята, когда вы входили в класс – звучала песня ненецкого автора и исполнителя Владимира Козымкина, которая называется «Песня оленевода», а прозвучала она не случайно, т.к. тема нашего урока – «Люблю тебя, мой край родной!»

А как называется край, в котором мы живем?  (Ямал, Пуровский район)

Пуровская земля – это наш дом, здесь живем мы, здесь живут наши друзья,

Многие из вас родились здесь. Поднимите руки, кто из вас родился на Ямале?

Мы должны любить этот край, знать его культуру, уважать традиции коренного населения народов севера. А какие коренные народы Севера Вы знаете?   (Ханты, манси, ненцы, селькупы и др.)

Дети, на стенде вы видите фотографии коренного населения  - ненцев.

Ямал – край оленеводов, рыбаков, охотников и сам уклад их жизни отражается и в их костюмах, в их песнях и танцах, которые навеяны северной природой и любовью к этому суровому краю.

Ребята, мы с вами живем в окружении богатой и красивой северной природы.

Посмотрите на стенд, который называется «Сказочная природа Ямала», ребята, кому из вас нравится наша природа? (Всем).

Почему?

Как вам кажется, что нужно делать для того, чтобы наш край на долгие годы оставался богатым и красивым?

                                                   (Любить, беречь, не сорить и т.д.)

А вот так ученики 5-го класса средней школы  №1 п. Пурпе при помощи красок выражают свою любовь к родному краю.

  1. Знакомство с музыкальными инструментами народов Севера.

Беседа.

У каждого народа свои национальные традиции, свои национальные костюмы, свои народные песни, а также инструменты.

Выберите, пожалуйста, из тех карточек, на которых изображены инструменты, русский народный инструмент.  (Балалайка)

А почему вы не выбрали Тубу?  (Туба – итальянский народный инструмент)

Ребята, а какие инструменты народов севера вы знаете?

        Бубен, а еще?

Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными инструментами коренных народов Севера.

Итак, знакомьтесь:

ВЫЛСУ – голос леса,  гуделка.

Все музыкальные инструменты народов севера способны изображать.

Ребята, а что они могут изображать?

А что может музыка изображать, а что выражать?

(Бег оленя, скрип нарт, завывание ветра, вьюги, голоса птиц, зверей и т.д.)

Я сейчас вам сыграю на этом инструменте, а вы ответите, что  изображает вылсу. (Завывание ветра).

Следующий инструмент – ВАРГАН.

У меня в руках металлический – инструмент народов коми, у ненцев также есть варган, только называется он ХОМУС и изготавливается из моржового клыка .(Слушаем в записи)

КОЛОКОЛЬЧИКИ – современный инструмент, который появился сравнительно недавно и  играл роль аккомпанемента при исполнении песни или танца. (Девочки пробуют играть).

БУБЕН – самый древний инструмент. Он сделан из натурального дерева и кожи оленя. Его использовали шаманы во время национальных обрядов      

Ребята, как вам кажется, можно ли на бубне изобразить бег оленя?

Какие средства музыкальной выразительности помогут нам его изобразить?

(Динамика).

Попробуем изобразить бег приближающегося оленя, как мы будем играть?  (Сначала тихо, затем громко p < f ). И наоборот. Попросить одного из учеников изобразить схему: P-F-P.

Играем на бубнах и колокольчиках ритм «Хей-ё-ха-хей» (Без пения).

Вывод:  Музыкальные инструменты народов севера способны изображать звуки, которые существуют в природе.

            IY. Знакомство с творчеством композитора С. Няруя.

Ребята, на уроке мы с вами познакомились с национальными, музыкальными инструментами народов севера и сегодня нас ждет еще одно удивительное знакомство - с творчеством ненецкого композитора Семёна Няруй. (Портрет) Это первый профессиональный композитор и исполнитель ненецких песен. Родился в 1946 году в Ямальской тундре на берегу Обской губы. Отец его был потомственным оленеводом. Первые уроки музыки Семен Няруй получил в Ямальской школе-интернате. Полюбив музыку с раннего детства, решил всю свою жизнь посвятить ей. Он учился в Тюменском музыкально-педагогическом училище, затем в Тобольском  музыкально-педагогическом колледже  и закончил свое муз.образование в Ленинградской консерватории им. Н.Римского-Корсакова. В настоящее время он живет в г.Салехарде и пишет замечательные песни для детей.  Сейчас я вам исполню песню, которую написал Няруй, эта песня прозвучит на ненецком языке.

Обратите внимание  на наш музыкальный словарик, песня, в переводе на ненецкий, означает – сё; песенка – сёкоце.

Песенка, которую я вам исполню, называется «Тэтэль-Вэтэль», что в переводе – милый, малый. С.Няруй эту песню посвятил малышу, который родился на севере, на Обском берегу. В песне он учит малыша, когда вырастешь – ни отца, ни мать ты не забывай.

Сейчас, ребята, вы послушайте ее, а после ответите мне на вопросы:

1) какое настроение передает песня?

2) какая она по характеру?

                (Исполняю)

Выберите из копилки чувств подходящие слова.

         Перед вами лежат цветные карточки. Представьте себя художниками, какие бы цвета вы использовали для того, чтобы передать настроение этой песни?

Ребята, вам понравилась эта песня?

        Y. Знакомство с особенностями ненецких народных песен.

Мы с вами говорили о том, что танцы, костюмы, песни одного народа отличаются от песен, костюмов, традиций других народов.

Как вам кажется, чем отличаются русские народные песни от ненецких?

(Русские народные песни – протяжные, раздольные, широкие, а в северных – очень узкий диапазон, т.е. используется очень мало нот при исполнении, они неширокие).

Давайте попробуем исполнить северную мелодию:

  • «Ты малыш родился»

В ненецких песнях к словам часто добавляют характерные восклицания:

                        -     «Э-гей!»

  • «Хей-ё-ха»

Попробуем с барабанами.

В песнях народов севера очень часто встречаются распевание на нескольких нотках:

  • «Дин-дон-де-е-день»

Попробуем с колокольчиками.

Именно такие распевания придают неповторимость, колорит и узнаваемость северным мелодиями

  • «Пуровский район – как прекрасен он!»
  • «Ямал – наш любимый край»

             YI. Разучивание песни «Кто родился на Ямале».

Ямал – гостеприимный край. Он стал родным для многих народов нашей огромной страны. Свою любовь к Ямалу они выражают по-разному:  кто-то рисует, кто-то делает поделки, кто-то пишет стихи о нашем крае, а некоторые воспевают наш край в песнях, которые сами сочиняют. И сегодня на уроке мы познакомимся с песней «Кто родился на Ямале», авторы которой живут в п.Пурпе – И.Шароха и Е.Кособукина.

Эту песню для вас исполнит Кристина Хожаинова. Внимательно послушайте, а затем ответите на мои вопросы. (Исполняет).

  1. О чем эта песня?
  2. Чему она может научить?
  3. Понравилась ли она вам?

Разучиваем припев.

     Знакомство  с нотами. Пение «про себя». Пение а «да». Пение с хлопками

Давайте проредуцируем, т.е. произнесем четко слова в ритме этой мелодии (вне тональности).

Пение, закрепление.

Пение с инструментами.

Пение вместе с Кристиной.

                 YII. Выполнение танцевально-ритмических движений.

Танцевально-ритмические упражнения под песню Владимира Казымкина «Песня оленевода».

                  YIII. Подведение итогов урока.

1. Заключительная беседа.

-Что нового вы сегодня узнали?

- Понравился вам наш урок? (Ответьте с использованием карточек).

2. Музыкальное окончание урока.

Урок "Традиционная музыка народов Севера Красноярского края. Ненцы"

Цель урока: Познакомить учащихся с народной музыкой (песенного жанра) ненцев.

Оборудование: Аудиоприложение к учебнику «Музыкальная культура Сибири». Составитель Н.М. Кондратьева. Диск 1. Дорожки 5, 6.

Дорожка 5: Колыбельное укачивание хонадэй енисейских ненцев. Исполнитель: О.Я. Яптунэ.

Дорожка 6: Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев. Исполнитель: B.C. Авайседа.

Ход урока:

I. Рассказ учителя о народе, живущем на Севере Красноярского края (ненцах), их культуре и музыке.

Ненцы – один из коренных народов Таймыра, который по предположению ученых, мигрировал на полуостров еще три века назад со стороны полуострова Ямал. В настоящее время ненцы проживают на Таймыре в поселках, расположенных на территории Усть-Енисейского и Дудинского районов.

Ненцы делятся на две этнографические группы – лесные и тундровые. Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. Под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников, самодийскоязычные предки ненцев переместились в таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы. Традиционные занятия – охота на пушного зверя, дикого оленя, водоплавающую дичь. Более позднее – оленеводство. Национальные особенности этой отрасли – круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Традиционное жилище – разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наряжу и чулки мехом внутрь. В холодную погоду поверх малицы надевают совик – одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но мехом наружу. Женская одежда – распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками их замши или тесемками, украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество – демиург Нум – управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена «мать земля», рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг.

Устное народное творчество представлено героическими песнями (сюдбабу), сюжетными рассказами (ярабу), исполняемыми в форме песни, прозаическими произведениями (исторические предания), сказками (вадако или лахнаху), загадками. Очень распространенным жанром являлись лирические песни – импровизации (хынбау). Ненцкий композитор С.Н. Няруй возглавляет вокально-танцевальный ансамблю «Сырасэв», является автором многих песен на национальные сюжеты, хореографической сюиты «Рождение Ямала», балета «Синяя птица» и других.

Культурная жизнь Ненцкого автономного округа своеобразна и интересна. В округе работают коллективы художественной самодеятельности, носящие звание «Народный», многие из них -неоднократные дипломанты и лауреаты российских и зарубежных смотров, фестивалей. Это такие коллективы, как Ненецкий народный молодежный ансамбль песни и танца «Хаяр», (т.е. Солнце); народный ненецкий фольклорный ансамбль «Маймбава» (Радость). Сегодня «Маймбава» символизирует собой богатство культуры ненцкого народа, она вторит голосам и ритмам самой тундры. Этот ансамбль был создан в 1979 году. Руководителем ансамбля является Кашокова Татьяна Ивановна. Визитной карточкой творчества ансамбля считают комгЛзицию «Молодые оленеводы». Они исполняют танец с бубнами и со шкурами, «Лебединый танец» и другие. Ансамбль известен не только в России, но и за рубежом. Также известен ненецкий танцевальный ансамбль «Юность Севера».

Ежегодный праздник, который проводят ненцы, – это «Северное сияние». В программе праздника – состязания в спортивном мотокроссе на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках. У ненцев, как и других народов Севера, связь между людьми и духами осуществляют шаманы (тадебя). Шаманский дар у ненцев передается по наследству. Обращаясь к духам, шаман стучал в бубен и пел. Иногда во время камлания он падал на землю и лежал без движения. Это означало, что его душа покинула тело и духи-помощники перенесли ее на небо. Для ненцев, как я уже говорила, создателем всего живого является Нум, обитавший на земле, а хозяйкой земли – Я-миню. Дикими оленями у ненцев распоряжался Илибем-пэртя -«дающий жизнь», «творец». Зло начало олицетворял Нга – владыка подземного мира. Своих духов у ненцев имеют и вода, и огонь, и ветер и т.д.

1) Рассказать о жанровых песнях ненцев:

героические песни (сюдбабу)

сюжетные рассказы (ярабу), исполняемые в форме песни

лирические песни

песни-импровизации (хынбау)

2) Рассказать о ненецком фольклорном ансамбле «Маймбава»

II. Слушание. Диск 1. Дорожки 5, 6.

Дорожка 5: Колыбельное укачивание хонадэй енисейских ненцев.

Исполнитель: О.Я. Яптунэ.

Дорожка 6: Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев.

Исполнитель: B.C. Авайседа.

Мы с вами, ребята, прослушали два музыкальных произведения народа ненцев. Первое из них, как вы слышали, лирическая, спокойная, укачивающая колыбельная. Второе произведение можно отнести к сюжетным песням – эта песня о человеке-песце Нохо.

А сейчас мы с вами разучим ненецкую «Колыбельную песню», по-ненецки «Нгачекы ше».

III. 1) Распевание:

а)  гамма legatto;

б)  «машинки»

в)  «лошадки» (маленькая, большая);

г) «чистим зубки».

2) Разучивание:

а)  разучивание ненецкого текста песни;

б)  разучивание мелодии;

в)  итоговая сборка песни.

IV.  Подведение итогов.

1)Ребята! С каким народом мы познакомились сегодня? (ненцы)  Сложите из квадратиков слова «народность ненцы».

2)Где проживают ненцы? (на Таймыре, в Ненецком округе)

3)Какие произведения мы с вами прослушали? (колыбельное укачивание Хонадэй енисейских ненцев; эпическая песня шютлефс о человеке-песце Нохо лесных ненцев)

4) Какие жанры характерны для музыки ненцев?

  • героические песни (сюдбабу)
  • сюжетные рассказы (ярабу), исполняемые в форме песни
  • лирические песни
  • песни-импровизации (хынбау)

5) Какую песню мы с вами разучили? («Колыбельная песня» – «Нгачекы ше»)

V. Рефлексия.

Ребята, узнали ли вы что-то новое на нашем уроке?

Трудно ли было вам разучивать песенку на ненецком языке?

Вызвал ли у вас интерес наш урок музыки?

Урок музыки. 5-й класс. "Музыка народов Севера".

Цель урока: знакомство с народной и композиторской музыкой севера и народными инструментами ханты и манси.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Формировать умение различать музыку народную и композиторскую;

Познакомить с терминологией народных инструментов “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”.

2. Развивающие:

Развивать музыкальные способности у детей, внимание, память, наглядно-образное мышление;

Овладевать вокально-хоровыми навыками и исполнением на детских музыкальных инструментах;

Развивать творческое воображение, фантазию.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь и гордость за край в котором живем;

Воспитывать художественный вкус и гуманистические качества личности, уважение к культуре хантов и манси.

Активизировать эмоциональный отклик на музыку (слушание, выразительное исполнение песни, игра на детских музыкальных инструментах.

Оснащение урока: Карта ХМАО, маршрут путешествия, термины музыкальных инструментов: “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”, видеоматериал (фольклорный ансамбль “Солнышко”), алгоритм “анализ музыкальных произведений”, фонограмма “Югра – сестра моя”, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен), фортепиано, приложение 1 (мультимедийная презинтация).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкальное приветствие.

У. Ребята, вы любите путешествовать?

У. Кто из вас где был?

У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить музыкальное турне по нашему округу. Как называется наш округ?

У. Где он находится?

У. Что вы можете сказать о музыке севера?

У. Тема нашего урока: Музыка народов севера.

У. Есть карта, маршрут, нам нужно выбрать капитана, ответив на три вопроса:

- Столица округа?

- День рождения округа?

- Сколько исполняется лет в этом году?

У. Капитан есть, маршрутный лист, по которому поведет музыка, есть.

Наша цель: достичь в короткий срок той станции, куда лежит маршрут преодолевая преграды и используя наши знания, в этом нам помогут: домашнее задание и знающий капитан. Но чтобы отправиться в путь мы должны выучит путевую попевку, с которой мы будем путешествовать.

У. И так капитан. Куда лежит наш путь?

У. Какие инструменты знаете вы? Пожалуйста, Д/З.

У. Молодцы ребята, хорошо справились. И так в путь!

У. Куда держим путь?

Видеозапись народной песни севера.

У. Вам нужно сделать анализ музыкального произведения.

У. Обратите внимание на костюмы хантов и манси.

У. Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. И так в путь.

Звучит путевая песня.

У. Куда держим путь?

У. Что такое частушки?

У. И в наше время многие творческие люди обращаются к теме родного края. Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, а вы поработайте по алгоритмам «Анализ музыкального произведения». Звучит песня «Югра – сестра моя».

У. Это произведение написала композитор Лора Квин. Вы достойно справились с заданием. Каким бы произведением вы хотели бы завершить свое путешествие?

У. Как мы должны с вами исполнить?

Концертное исполнение песни «Родные места» муз. Ю. Антонова

У. Музыкальное турне завершается. Какая станция вам больше запомнилась и почему?

У. Какое открытие вы сделали для себя?

У. Д/З. Нарисовать понравившийся инструмент народов севера.

Музыкальное приветствие.

Д. Да.

Д. Ответы детей.

Д. ХМАО – ЮГРА.

Д. На севере.

Д. Веселая, задорная, композиторская, народная.

Д. Ханты-Мансийск.(показывают на карте)

Д. 10 декабря.

Д. 78 лет

Дети поют попевку: Ханты-Мансийский округ северные края, Ханты-Мансийский округ родина здесь моя.

Д. В Шугур, где есть национальная школа. И где ребята знают народные инструменты севера.

Д. Рассказывают о народных инструментах севера и сравнивают их с русскими народными. Томра – духовой, нын-юх – струнный, наркас-юх – струнный, тоорых-юх – струнный.(приложение 1)

Звучит путевая песня.

Д. В Сургутский район для того чтобы познакомиться с фольклорным ансамблем..

Д. Музыка народная исполняется акапельно, звучит празднично, торжественно, ликующе, характерны также распевы как в русских народных песнях.

Д. костюмы яркие украшены мехом и бисером.

Д. В столицу нашего округа – Ханты-Мансийск.

Д. На день рождения округа мы подарим частушки.

Д. Русские народные припевки, которые основаны на многократном повторении. Дети исполняют частушки, играя на детских музыкальных инструментах (ложки, бубен)

Д. Музыка современная, композиторская, так как звучат современные электронные инструменты (ударник, гитара, синтезатор)

Д. «Родные места»

Д. С любовью, нежностью и трепетом к родному краю.

Д. Мне запомнились все станции, так как я узнала много нового и интересного.

Д. Мне запомнилась станция Ханты-Мансийск, так как понравилась песня «Югра – сестра моя».

Д. Узнали народные инструменты севера. И музыка севера очень красива и интересна.

Под звуки песни «Югра – сестра моя» дети выходят из класса.

Заключение

В результате нашей выпускной квалификационной работы мы можем сделать следующее заключение.

В концепции Российского образования декларируется необходимость установления  взаимосвязи федерального и регионального компонентов содержания общего образования.

Основную часть ЯНАО  составляют представители  ненецкого, хантыйского, селькупского,  татарского, русского, азербайджанского, белорусского, украинского, чеченского народов, и  перспективы развития Ямала  напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе и обязательно продолжались в средних классах общеобразовательной школы.

Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве ЯНАО, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, является  музыкальное образование,  учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.

Наш профессиональный опыт, разработанная и внедренная в учебный музыкальный процесс Программа с включением материала по искусству народов ЯНАО, соответствующее содержание уроков музыки и внеклассных мероприятий   показывают действительную актуальность проблемы внедрения национально-регионального компонента в содержание общего музыкального образования учащихся подросткового возраста.

Список литературы

  1. Агеева Р. Словарь-справочник.  – М., 2000.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М., 2000.
  3. Быковский В. Есть город на Ямале – Муравленко. -  Екатеринбург, 1999 .
  4. Домнин А. Поход на Югру, часть Сокровища царей Востока. – Свердловск, 1966.
  5. Дудников Н. Мой дом Север. – Салехард, 2003.
  6. Еремина Т. Предания о Русских Иконах. - М., 1994.
  7. Ефремкова Л. Северяне. – Тарко-Сале,  2005.
  8.  Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
  9. Карамзин Н. История государства Российского. -  М., 1978.
  10.  Кенеман  В.Сборник «Детские подвижные игры народов Севера». – М., 1989.
  11. Конюхова Р.  Игры нашего детства //Северные просторы, 1995, №4.
  12. Курочкин Ю. Легенда о Золотой Бабе. -  Свердловск, 1968.
  13.  Лар Т. Не мой посуду - звери услышат: Приметы ненецкого народа //Красный Север. - №28.
  14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В2т. - М., 1975.
  15. Леонтьев А. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2006.
  16. Лобызова О. Сезоны Ямала //Северяне, №2,  2001.
  17. Матвеева А. и Захаров В. Памятники древних и средневековых культур Ямала. – Тюмень,1994.
  18. Миллер Г. История Сибири, Т.1. –М.,1999.
  19. Миненко Н. Историко-этнографический очерк «Северо-западная Сибирь в XVIII-первой половине XIX века». – Новосибирск, 1975.
  20.  Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность //Ямальский меридиан, №11.
  21. Мятин Ю. Путешествие в сказку  // Сибирские истоки,  № 1, 2000.
  22. Надомская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» - Тагонрог, 1999.
  23.  Нарышкин С. // Культура Ямала: Песни народа Неща (Лесные ненцы). – Салехард, 2001.
  24. Нарышкин С. Песни народов Севера //Культура Ямала, 2001.
  25.  Ненецкие пословицы, поговорки, загадки, стихи //Красный Север,№70.
  26. Новикова Н. Вороний день //Журнал «Северные просторы», 1995.
  27. Няруй С. //Ямальский меридиан: Певец Ямальской тундры, - Салехард, 2001.
  28.  Няруй С. Праздник тундры. - Салехард, 1997.
  29.  Няруй С. Сборник песен  «Праздник тундры», - Салехард, 2004.
  30. Орлов Г. Древо музыки. – Вашингтон – СПб, 2001.
  31. Охотэтто Е. Ненецкие подвижные игры с детьми среднего школьного возраста. - Тюмень, 1994.
  32. Пилипенко А.А. Рождение смысла// Мир психологии. – Москва, Воронеж, №2.
  33. Погорелов И. Слово о тундре //Северяне, №4, 2005.
  34. Попов Ю. Цымбалистенко Н.  Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия для 5-7 классов/Сост. Попов Ю. – Тюмень, 2002.
  35. Приходько М. Когда пришла, когда ушла - её не видно, её не слышно: Загадки лесного народа.  //Красный Север, 1998.
  36. Приходько М. Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: Сказки, стихи, легенды. – СПб,  1998.
  37. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей.-  М., 1999.
  38. Ругин Р. //Ямальский меридиан, 2002.
  39. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар, 1995.
  40. Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г.Кузнецова. – М., 2004.
  41. Сотруева И.  Худи Н. Аргиш. -   Салехард, 2000.
  42. Талипина Н.  Образы земли Ямальской //Северяне, №1, 2001.
  43. Теплова И.   История Сибири. ТI. Древняя Сибирь. – Новосибирск,  1984.      
  44. Теплова И. История русского искусства. ТI. – Новосибирск, 2000.
  45. Теплова И. Мир родного края. -  Тюмень, 2002.
  46. Федорова Н. Византийское сокровище угорских князей // Родина. –М., 2002.
  47. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  48. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н. В. Лукиной.- Томск,  2001.
  49. Хэно В. Древо жизни рода Хэно // Северный луч, 1999.
  50. Шевченко В. Путешествие в Югру. -  Тюмень, 1994.
  51. Школяр Л.В.,  Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М.,  1999.
  52.  Юнкеров Ю. Ямальский меридиан. – Салехард, 2002.
  53. Юнкеров Ю. Сборник песен  «Северный калейдоскоп». – Салехард,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в учебно-воспитательном процессе

НРК подразумевает систематическое и последовательное включение в учебный процесс материалов страноведческого характера, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а ...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)

Цели урока:            1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты  «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести с...

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"

Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...

Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы  Борисовой А.Л....