"Дымковская игрушка"
план-конспект урока по музыке

Мартынцова Наталья Ильинична

Интегрированный урок (музыка, ИЗО) для учащихся 4-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_muzyki_i_izo.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ямало – Ненецкий автономный округ

Пуровский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пурпе

ДЫМКОВСКАЯ         ИГРУШКА

  Интегрированный урок

(музыка, изобразительное искусство)

                                                         Составители:

                                                                                   Мартынцова Н. И. (музыка),

                                                                               Мартынцова И. В.   (ИЗО)

                                                                          2013 год

Мотивация выбора темы урока.

            Интегрированный урок:  «Дымковская игрушка»

            Основой современного педагогического процесса являются межпредметные связи, выражающиеся в комплексном подходе обучения детей искусству, выдвигающие новые формы работы.

             Одной из таких  форм является интеграция. Интеграция – процесс сближения,

связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

Урок творчества, раскрывая понятие красоты и своеобразия окружающего мира, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, явления, предмета рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национально-художественными традициями. Уроки творчества строятся так, чтобы детям был понятен и интересен изучаемый материал. Эти уроки важны тем, что приобретаемые знания и навыки применяются учениками в их практической деятельности, способствуют проявлению v детей элементов творчества, формируют их эстетические взгляды. Уроки творчества учат детей с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интегрированный урок помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Во время проведения интегрированного урока все учителя работают одновременно весь урок, помогая друг другу. Благодаря этому  происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала. При этом имеется возможность раскрыть способности каждого ребенка к определенному виду творчества. Такой урок для детей всегда праздник. Основная творческая цель этих уроков - привитие любви к художественному, интеллектуальному труду  как большой радости в жизни человека.

Музыка - изобразительное искусство - вот та древняя, «классическая» триада искусств, которая хоть в какой-то степени представлена в общем образовании. Привнесение элементов специального обучения музыкальной литературе наполнило интегрированный урок новым качественным содержанием. Урок был проведен двумя преподавателями:

Мартынцовой Н.И.,      учителем  музыки;

Мартынцовой И.В.,    учителем ИЗО;

Эпиграфом к уроку послужили слова А. В. Бакушииского:

«Дымковская игрушка - одна из тех веселых и ярких усмешек, какими по глухим местам русских просторов вспыхивает нередко наше крестьянское искусство».

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с историей появления дымковской игрушки,  с техникой ее изготовления и росписи; познакомить с игрушкой – свистулькой, древним народным музыкальным инструментом;

выполнить роспись заготовки игрушки, используя традиционные дымковские узоры;

собрать материал для написания сочинения об одном из русских народных

промыслов.

Развивающие: развивать эстетический вкус школьников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать.

 Воспитательные: прививать любовь к  искусству наших предков, которое и сейчас,  по истечении веков,  удивляет и восхищает нас, как все подлинное и древнее.

Оборудование: плакаты с изображением дымковской игрушки, дымковские игрушки – свистульки, игрушки, изготовленные из папье-маше и расписанные в стиле дымковских, заготовки игрушек, принадлежности для рисования, аудиомагнитофон, записи русской народной песни «Камаринская» и мелодии «Наигрыш», аккордеон, репродукция картины Кустодиева Б. М. «На ярмарке».

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

ХОД УРОКА.

Учитель ИЗО:

    Перенесемся с вами в далекие времена. Перед нами древний город: Киев, Новгород, Казань или Москва.  Торговые ряды... А вокруг люди бойко предлагают свой товар: горшки, сбрую, оружие. Многолюдными были базары и ярмарки в те времена. Сегодня они показались бы нам великолепным зрелищем, где все жило одной неуемной жизнью, деловой и одновременно праздничной. Веселым праздником вливалась в жизнь народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы всякой снеди из разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М.Кустодиев «На ярмарке». И в самом деле, было чему подивиться, чего только не привозили на ярмарку. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями, и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста - исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек, и конечно, не обходилось без театра «Петрушки». И среди всей этой шумливой разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек.

Ученики, одетые в костюмы скоморохов:

Ай да кукла,

Ай да Малаша -

Неслыханное чудо, Невиданное диво!

Наша хата

Утехами богата:

Расчески - гребешки,

свистульки    петушки...

Учитель ИЗО  (продолжает):

Особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах,  и лавках, и наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков, а то и просто раскладывали на земле, и не как придется, а сорт к сорту, ряд к ряду, кукла к кукле, конь к коню - презанятная выставка получалась. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки, с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю. 

Ученики, одетые в костюмы скоморохов:

Купи-ка,  мамаша, Купи -ка, папаша,

Деточка-то ваша,

С этой игрушкой пусть поиграет, повеселится, потешится, порезвится.

Учитель ИЗО (продолжает):

Разве   не   остановится   прохожий,   услышав   такую   интригующую рекламу? Непременно подойдет, посмотрит, прикинет и, глядишь, купит игрушку - подарок с ярмарки. Если не своим ребятам, то другим будет радость, «на доброе  здравие».

А теперь представим село, где  готовилось, рождалось это чудо.

Учитель музыки:

По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где, наравне с глиняной посудой, изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова), что расположен на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого.

Возникновение дымковской игрушки относится к XV - XVI веку. Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой и свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай  ( а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой  была дымковская игрушка.. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой. А на некоторых из них можно было даже воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, то есть в сочетании с различными музыкальными инструментами: пастушескими рожками, свирелью, жалейками. Один из таких наигрышей сейчас и прозвучит: русская народная мелодия «Наигрыш» (прослушивание музыкального фрагмента). Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». Очень часто в дымковской игрушке встречается изображение музыкальных инструментов: гармони и балалайки. Именно вятские гармони (наряду с Тульскими), нам сейчас хорошо известны. Эти два инструмента были особенно любимы простым народом и поэтому очень часто изображаются. Гармоника устойчиво держала строй, ее не нужно было настраивать. Она была очень удобна, компактна и  транспортабельна. Обладала гармоника  и большой громким звучанием, что позволяло играть на открытом воздухе.  Игру на ней мог освоить любой человек. К тому же она была очень дешевой. А балалайка тоже была нехитра в изготовлении. «Стоило лишь склеить несколько треугольных дощечек и балалайка готова», - писал А.С.Фаминцын. На профессиональном инструменте должна быть и профессиональная игра, а на балалайке можно было  «балабонить». Вот где коренится название «балалайка». Сейчас вы прослушаете русский народный танец «Камаринская» в исполнении оркестра русских народных инструментов (прослушивание музыкального фрагмента).

 Учитель музыки: 

Какими   музыкальными   инструментами   исполняется      тема «Камаринской»?

Дети отвечают: балалайка, гармоника, рожки.

Учитель музыки (продолжает):

Русский композитор XIX века М.И.Глинка использовал тему «Камаринской» в симфонической сюите «Камаринская» (1848г). Послушайте, как эта тема звучит в исполнении симфонического оркестра. (прослушивание фрагмента).

Учитель музыки:

Какие   музыкальные   инструменты   симфонического   оркестра использует композитор для подражания балалайке, рожкам?

  Дети отвечают..

Учитель музыки (продолжает): В наше время дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам. Сейчас вы прослушаете произведение композитора

 И. Тамарина «Дымковская игрушка». В ней слышна незатейливая мелодия, наигрыш, часто повторяющийся. Музыка статичная, неизменная, как игрушка, дошедшая до наших дней с древности. Это как бы современный взгляд на старинную дымковскую игрушку.

(Исполнение на аккордеоне)

Учитель ИЗО:

Мы с вами увидели ярмарку, где продавались эти игрушки. Представили село, где родилась дымковская игрушка, а теперь поговорим о самом главном, о мастере золотые руки, о том, как рождалось это чудо и почему именно так расписана эта игрушка.

Учащиеся (рассматривая игрушки):

«Емеля на печи» - это сказочный сюжет.

Учитель ИЗО (продолжает):

Беспечный, удалой Емеля едет на печи, сидя верхом, как на коне. Распевает песни, играя на балалайке. Создан очень запоминающийся по своей характеристике образ: крестьянский парень в красной рубахе, в синих полосатых штанах, в лаптях, в зеленом картузе. Он был обрисован мастером-игрушечником с большой симпатией за его добродушный нрав, веселый неунывающий характер. Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Таким экзотическим кажется обычный петух. Его хвост превратился в прекрасный веер, разрисованный узорами. Красный гребень, как причудливый цветок, красная бородка украшает длиннющую шею и позолочена. Крылья свисают по бокам, так же, как и хвост украшены цветным орнаментом и волнистым рельефом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется именно в таких образах живописной дымковской игрушки.

«Дама с собачкой», «Дама с ребенком» - типичные персонажи дымковской игрушки. Их силуэты и формы обобщены. Чопорность и важность дам хорошо запоминаются. Их пышные юбки украшены яркими узорами. На головах шляпы с цветком или высокие кокошники с розой, волосы заплетены в косы, а потом в затейливые калачики, щеки нарумянены. В обрисовке этих дам присутствует праздничность, нарядность, а также юмор, и даже насмешка. Особенно привлекательна их цветовая гамма. Она немногоцветна: юбка белая с орнаментом, кофта желтая, когда вводится орнамент, на юбке или кофте используются точки – горох.  Рисунки даны крупным планом, поэтому хорошо запоминаются.       Промысел глиняной дымковской игрушки сохраняется до сих пор, хотя с течением времени сложились определенные приемы лепки и росписи игрушки, свой художественный стиль. Игрушки изготовляли из местной глины, обжигали в обыкновенной русской печке, а затем ярко расписывали. По белому фон мастерицы «разбрасывали» круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Кроме того, игрушки были украшены сусальным золотом и поталью. Это придавало им праздничный вид и привлекало внимание не только детей, но и взрослых.

 Учащиеся:

Привезли мы глину с дальнего пруда,

                                                              Ну-ка за работу, чудо-мастера!

И слеплю лошадушку,  я ее поглажу.

               И седельце с бахромой на спине прилажу,

                    Слепим, высушим -и в печь, а потом распишем,

                   Будем  мы игрушки печь, печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи – не куличи,

              Не пышки, не ватрушки,   в печи – игрушки,                

Не кастрюли, чугуны, а лошадок табуны.

           За лошадками козел из печи -и прыг на стол.                 Вылезай скорей, медведь,

в печке можно угореть.

Распишу я утушку разными цветами,

Свищет моя утушка  разными ладами.,

Модница, нарядница,

вы куда идете,

С бантиком и сумочкой, глиняная тетя?

Посмотрите каковы,

и нарядны и новы

Расписные сани,

медведь с гармошкой,

Солдат с усами,

козел золотые рожки        

Да куколка в сережках..                        

Пестрые, яркие,

славные подарки!

Учитель ИЗО:

А сейчас вам предоставляется возможность с помощью карандаша расписать, создать дымковскую игрушку. Предлагаем вам побывать в роли дымковских мастеров. Перед вами лежит заготовка. Проявите свою фантазию, изобретательность и украсьте дымковскую игрушку.

Присутствующие с интересом работают, украшая заготовку дымковской игрушки. Фоном звучит «Камаринская» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Заключение.

Разрабатывая новые направления обучения в музыкально-педагогической практике, урок  предстает уже в новом качестве, обогащаясь новым содержанием. Сочетание на одном уроке различных видов искусства являет собой пример единства во множестве. У детей воспитывается интерес к прекрасным проявлениям человеческого творчества, трепетное отношение к искусству во всех его проявлениях; развивается умение вглядываться, вслушиваться, осознавать искусство как многогранную эстетическую реальность жизни.

Педагогический поиск продолжается. Заглядывая далеко вперед, можно уверенно сказать, что урок будущего будет существенно отличаться от нынешнего. Возможно, это будет творческое исследование в тесной связи нескольких предметов, например, музыки, языка и математики. Еще в древней пифагорейской школе математику учили под звуки музыки. Современные исследования ученых показывают, что музыка оказывает огромное организующее воздействие на мозг ребенка.  Давно известны целительные свойства классической музыки: мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют артериальное давление. Используют как эффективное средство лечение музыкой при утомляемости и усталости. Например, как успокоительное, можно послушать Ф.Шуберта «Аве, Мария», Ф.Шопена «Ноктюрн», Л.Бетховена «Сонату 14 «Лунную», как тонизирующее средство - Симфония № 6, часть III П.И. Чайковского,  Л.Бетховена Увертюру «Эгмонт»,Ф.Листа «Венгерскую рапсодию», Л.Моцарта «Маленькую ночную серенаду». Неисчерпаемы возможности музыки, ее воздействие на людей, здесь есть что исследовать, есть над чем работать

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. ....

Дымковская игрушка

Фотографии в альбоме «Дымковская игрушка» zhital на Яндекс.Фотках...

Презентация "Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - создание, узоры...

2012. Дымковская игрушка: от идеи до костюма

Дымковская игрушка:от идеи до костюма _______________________________________________________________________________ История Дымковской игрушки и создания костюмов для коллекции "Русск...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...