Занятие "Видовое разнообразие животных в городской среде"
план-конспект занятия по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Видовое разноообразие животных в городской среде" входит в систему естественнонаучного дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие имеет теоретическую и практическую части. В ходе выполнения практических заданий дети учатся наблюдать и фиксировать свои наблюденияч, проводить анализ информации, формулировать научно обоснованные выводы. Занятие разработано с целью формирования естественнонаучной грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no6_zhivotnye_v_gorode.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 6. ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии животных в современном городе.

Задачи:

  1. развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: синантропный вид, домашние животные, дикие животные, прирученные животные, дрессировка, одомашнивание.
  2. формирование экологической грамотности учащихся при выполнении практических заданий.
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей взаимодействия человека и животных в городской среде.

Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Вместе с учащимися разобраться со следующими вопросами: какие животные называются домашними, какие животные называются дикими, в чем отличие домашних животных от прирученных диких животных?

Привести примеры самых распространенных видов птиц, зверей и насекомых в городской экосистеме, обсудить с учащимися, где и при каких условиях можно встретить этих животных.

ПТИЦЫ

НАСЕКОМЫЕ и ПАУКИ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ и ЗВЕРИ

 Воробьи

 Мухи

 Мыши

 Вороны

 Комары

 Крысы

 Сороки

 Бабочки

 Кошки

Дятлы

Жуки

Собаки

Синицы

Тля

Ящерицы

Снегири

Клещи

Змеи

Свиристели

Пауки

Летучие мыши

Дрозды

Клопы

Кроты

Ласточки

Стрекозы

Бурундуки

Коршуны

Ежи

Совы

Лисы

3) Актуальная проблема современных городов – рост видового разнообразия диких животных в черте города.

Возникает вопрос: почему дикие животные решают переехать в города, в незнакомую им среду обитания?

Ответ:

1) Большинство диких животных оказывается в городе ради халявной пищи. Сороки и вороны счастливы от того, что им нужно копаться в мусоре всего пару часов в день, а не тратить половину суток на то, чтобы наскрести жизненно необходимую норму калорий. В других странах к ним присоединяются более экзотические животные: в мусорных баках американских городов ищут пропитание еноты и опоссумы, в Мексике никого не удивляет развалившаяся на городской площади игуана.

2) Ещё одна причина переезда в поближе к человеку − отсутствие естественных врагов. Например, на дроздов в городах охотятся только кошки, да и то редко. Белки тоже чувствуют себя в безопасности. Конечно, врановые (вороны, сороки, галки) могут съесть их детёнышей, но пищи вокруг и так достаточно.

3) В городах стали поселяться хищные виды. 100-150 лет назад их было почти невозможно встретить в городской черте: многочисленные охотники тщательно отстреливали и самих хищников, и их жертв. В наше время охота жёстко ограничена, что позволило хищникам расширить свои угодья. В крупных парках и лесополосах Санкт-Петербурга и Москвы вы можете встретить тетеревятников и перепелятников, привычные к жизни в скалах сапсаны заселяют даже дома. В нашем городе привычными стали коршуны, которые делают свои гнезда на крышах высотных домов. Можно встретить сов разных видов, иногда ястребов.

4) Тем животным, кто в состоянии заселить городскую среду, приходится приспосабливаться. Городские популяции больших синиц, например, поют громче и выше своих лесных собратьев. Таким образом они пытаются компенсировать обилие городских шумов. Чёрные дрозды вынуждены селиться ближе друг к другу, у городских птиц территориальные конфликты возникают чаще, чем у лесных.

Выводы. Медленно, шажок за шажком, в городах складывается уникальная экосистема, состоящая как из диких, так и из привычных человеку животных. Мы (люди) находимся в самом низу этой пищевой цепи, на ролях продуцента. Ведь именно мы производим съедобный мусор и строим удобные для гнездования скверы!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Задание учащимся: вспомнить и записать в тетрадь, какое дикое животное вы встречали в нашем городе, указать приблизительную дату, чем запомнилось это событие, особенности поведения животного, ваша реакция на встречу с ним. Обсудить в группе наблюдения учащихся, сформулировать выводы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...

Занятие по теме "Разнообразие животных"

Конспектом и презентацияей занятия по теме: "Разнообразие животных" может пользоваться учитель-дефектолог, воспитатель, родители дома. Данный материал реализует такую цель: познакомить воспитанников с...

Тест "Разнообразие животных"

Материал предназначен для использования на уроках окружающего мира по теме "Разнообразие животных"...

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....

Видовое разнообразие животных, места их обитания

Этот урок предназначен для ознокомление детей с видовым разнообразием животных. Узнать какие животных могут обитать в жарких странах, а какие во льдах и почему....