Занятие "Экологическое состояние водных ресурсов города"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Экологическое состояние водных ресурсов города" входит в систему естественнонаучного допорлнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Занятие проводится с целью воспитания любви к своему родному городу и формирования ответственного отнгошения к решению экологических проблем родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no3_gidrosfera_goroda.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА

Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии водных ресурсов современного города.

Задачи:

  1. развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: испарение, транспирация, антропогенное загрязнение водных ресурсов физическое, химическое, тепловое загрязнение водоемов, круговорот воды в биосфере, а также через анализ информации об основных показателях экологического состояния водных ресурсов современного города;
  2. формирование экологической грамотности учащихся путем проведения дискуссии по проблеме загрязнения водных ресурсов нашего города и путей решения данной экологической проблемы;
  3. воспитание экологической ответственности учащихся путем выполнения практических заданий и обсуждения в группе их результатов.

Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

        Вода – самое         распространенное неорганическое соединение на планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода присутствует во всех средах жизни, то есть во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почвах, и во всех живых существах.

        В естественном состоянии вода всегда содержит примеси. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В 1 литре пресной воды может содержаться до 1 грамма солей.

        Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Большая часть пресных вод (85%) сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. Возобновление пресных вод происходит в результате круговорота воды.

        Круговорот воды в биосфере происходит следующим образом. Вода выпадает на поверхность Земли в виде осадков, образующихся из водяного пара атмосферы. Определенная часть выпавших осадков испаряется прямо с поверхности, возвращаясь в атмосферу водяным паром. Часть воды проникает в почву, всасывается корнями растений и затем, пройдя через растения, испаряется в процессе транспирации. Какая-то часть воды с поверхности почвы просачивается в глубокие слои подпочвы до водоупорных горизонтов и пополняет подземные воды. Еще одна часть воды (четвертая) в виде поверхностного, речного и подземного стока стекает в водоемы, откуда также испаряется в атмосферу. Наконец, часть воды используется животными и потребляется человеком для своих нужд. Вся испарившаяся и вернувшаяся в атмосферу вода конденсируется и вновь выпадает в качестве осадков.

        Один из основных путей круговорота воды – транспирация, то есть биологическое испарение, которое осуществляется растениями, поддерживая их жизнедеятельность. Интенсивность транспирации и масса испаряющейся воды могут достигать значительных величин. У таких сообществ, как леса (с большой фитомассой и листовой поверхностью) или болота (с водонасыщенной моховой поверхностью) транспирация в целом сравнима с испарением открытых водоемов (океана) и нередко даже превышает его. В среднем для растительных сообществ умеренного климата транспирация составляет от 2000 до 6000 кубометров в год.

        Величина суммарного испарения (с почвы, с поверхности растений и через транспирацию) зависит от физиологических особенностей растений и их биомассы, поэтому служит косвенным показателем продуктивности и жизнедеятельности сообществ. Растительность в целом выполняет роль грандиозного испарителя, существенно влияя на климат территории. Растительный покров ландшафтов, особенно леса и болота, имеет огромное водоохранное и водорегулирующее значение, смягчая перепады стока (паводки), способствуя удержанию влаги, препятствуя иссушению и эрозии почв.

        Загрязнение природных вод. Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.

        Одним из основных загрязнителей воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья.

        Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. Они находят широкое применение в промышленности. На транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве. Концентрация этих соединений в сточных водах составляет 5-15 мг/л при ПДК = 0,1 мг/л. Эти вещества могут образовывать слой пены, который особенно хорошо заметен на порогах, перекатах, шлюзах. Способность к пенообразованию у этих веществ проявляется уже при концентрации 1-2 мг/л.

        Опасными загрязнителями водоемов являются металлы: ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец. И также радиоактивные элементы, ядохимикаты с сельскохозяйственных земель, стоки животноводческих ферм. Наибольшую опасность для водной среды из металлов представляют ртуть, свинец и их соединения.

        Наряду с ядохимикатами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений, вносимых на поля. Большие количества органических соединений азота и фосфора попадают со стоками от животноводческих ферм и с канализационными стоками. Повышение концентрации питательных веществ в почве приводит к нарушению биологического равновесия в водоеме. Вначале в таком водоеме резко увеличивается количество микроскопических водорослей. С увеличением кормовой базы возрастает количество ракообразных, рыб, других водных организмов. Затем происходит отмирание огромного количества организмов. Оно приводит к расходованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода. Обстановка в водоеме меняется настолько, что он становится непригодным для существования любых форм организмов.

        Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Электростанции и промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры воды в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязнителей. Нарушается биологическое равновесие. В загрязненной воде с повышением температуры начинают бурно размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.

        В ряде регионов важными источниками пресной воды являлись подземные воды. Раньше они считались наиболее чистыми. Но в настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека многие источники подземных вод также подвергаются загрязнению. Вода может стать совершенно непригодной для употребления в пищу.

        Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Основными ее потребителями являются промышленность и сельское хозяйство. Наиболее водоемкие отрасли промышленности – горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. Главный потребитель пресной воды – это сельское хозяйство, на нужды которого уходит 60-80% всей пресной воды.

        В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей зависит от региона и уровня жизни, и составляет от 3 до 700 л на одного человека. В Москве, например, на каждого жителя приходится около 650 л, что является одним из самых высоких показателей в мире.

        В настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории с малыми запасами пресных вод, но и богатые ранее пресной водой регионы (например, в Сибири и на Дальнем Востоке). Вмешательство человека в природные процессы затронуло и крупные реки, такие, как Волга, Дон, Днепр, изменив в сторону уменьшения объемы переносимых водных масс (сток рек). Весьма драматична судьба Аральского моря, прекратившего существование из-за чрезмерного забора вод на нужды орошения рек Сырдарья и Амударья.

        В водах реки Томи, протекающей по территории города Новокузнецка, наблюдается превышение ПДК формальдегида, фтороводорода, аммиака. Эти вещества являются основными загрязнителями природной среды. Показатель кислотности на некоторых участках реки может достигать рН = 9, что соответствует щелочной среде. Водопроводная вода. Пройдя очистку на водозаборе, обычно имеет рН = 7 и имеет незначительные колебания как в сторону кислой среды, так и в сторону щелочной среды примерно в диапазоне рН = 6,5 – 7,5. Таким образом, показатель рН соответствует нейтральной водной среде, и водопроводная вода реки Томи подходит для употребления в пищу человеком.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Задание учащимся: необходимо ознакомиться с основными методиками изучения физических и химических свойств природных вод, выполнить задания, предложенные педагогом.

Изучение физических свойств природных вод

1.1 Определение цветности воды

        В природных водоемах цветность может быть обусловлена наличием гуматов железа, то есть солями железа гуминовых кислот. Повышенную цветность обладает вода рек, имеющих болотный тип питания – реки северных областей.

        Оборудование: стеклянные стаканы, лист белой бумаги, блокнот, карандаш.

        Ход выполнения исследования.         

Качественную оценку цветности производят, сравнивая ее с дистиллированной водой. В стаканы из прозрачного стекла наливают исследуемую воду и дистиллированную. На фоне листа белой бумаги при дневном освещении воду рассматривают сверху и сбоку. Цвет воды описывается по сравнению с белым цветом бумаги: желтоватый, сероватый и т.д. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.

После проведения оценки цветности проб воды занесите в блокнот (полевой дневник) результаты исследования.

1.2 Определение прозрачности (мутности) воды

        Наличие в природной воде грубодисперстных частиц обуславливает ее мутность (прозрачность). Мутность – обратная величина прозрачности. Мутность воды – мера содержания в воде взвешенных частиц, различных по происхождению. Это могут быть частицы глины, ила, промышленных и сельскохозяйственных стоков, планктонные организмы. Высокая мутность может быть следствием почвенной эрозии, большого количества экскрементов крупной популяции рыб, например, карпов.

        Внимательно понаблюдайте за тем явлением, когда после сильного дождя вода в реке или пруду изменяет свой цвет и становится коричневой. Почему мутнеет вода? Прежде всего, потому, что дождевые потоки смывают частицы верхнего слоя почвы и сносят их в водоем. Это происходит не только в сельской местности, но и городах, где на асфальте находится достаточное количество почвенных частиц, песка, мусора.

        Независимо от причины помутнения результатом является возникновение препятствий для проникновения солнечных лучей на дно водоема, из-за чего затрудняется жизнедеятельность растений и выработка ими кислорода. Высокая мутность за счет высокой концентрации твердых частиц во взвешенном состоянии способствует повышению температуры воды и снижает уровень кислорода в ней. В мутной воде затруднено дыхание у рыб и других водных животных. Твердые частицы могут «забивать» жабры, ослабляя организм, тормозя развитие и рост.                 Опалесценция – радужная игра цветов, синоним слова «рассеяние».

Оборудование: стеклянные стаканы, лист черной бумаги, блокнот, карандаш.

Определение мутности воды по контрастности с черным фоном

Пробы воды налейте в химические стаканы или колбы. Установите за колбой с пробой воды черный фон. Визуально оцените степень прозрачности-мутности воды, опираясь на таблицу. Результаты запишите.

Таблица. Оценка мутности воды визуальным контролем

Степень мутности

Характеристика

Прозрачная

Хорошо виден черный фон

Слабо опалесцирующая

Едва видимый белесый оттенок

Опалесцирующая

Довольно заметный белесый оттенок

Слабо мутная

Четко видимый белесый оттенок

Мутная

Белесый оттенок, напоминающий туман

Очень мутная

Белесый оттенок как густой туман

1.3 Определение запаха воды

        Запах воды обусловлен наличием пахучих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Наличие и интенсивность запаха определяют при естественной температуре воды. Рекомендуется, чтобы наличие запаха у воды проверяли сразу несколько человек.

        По характеру запахи разделяют на две группы:

  1. Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации, приведенной в таблице.

Таблица. Характер и запах воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, запах сточной воды

Древесный

Запах древесной коры, мокрой щепы

Землистый

Прелый, запах вспаханной земли

Плесневелый

Затхлый, застойный

Рыбный

Запах рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Запах тухлых яиц

Травянистый

Запах скошенной травы, сена

Неопределенный

Запах, не подходящий под определения

  1. Запахи искусственного происхождения от промышленных выбросов. Такие запахи называются соответствующим веществом: хлорфенольный, бензиновый, хлорный и т.д.
  2. Интенсивность запаха определяется в соответствии с балльной системой в таблице.

Таблица. Интенсивность запаха воды

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся определению рецепторами человека, но определяется в лаборатории

2

Слабая

Запах, не привлекающий внимания, слабый

3

Заметная

Запах, который легко почувствовать

4

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание, делает воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Очень сильный запах, вода непригодна для питья.

        Ход выполнения. В пробирку с пробкой налить исследуемую воду (2/3 объема пробирки) и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем снять пробку и сразу отметить характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха питьевой воды при температуре 20̊ С не должна превышать 2 балла.

Изучение химических свойств природных вод

Методы исследования

На исследуемой территории выбрать контрольные точки для отбора проб воды или атмосферных осадков.

Для сбора осадков используется следующее оборудование: стеклянные емкости с крышкой, емкость для забора проб природных вод, совочек для сбора и емкости для растапливания твердых осадков. Пробы осадков перелить в стеклянную банку с крышкой и доставить в лабораторию.

Пробы с осадками замеряют на приборе pH-метр с автоматической калибровкой, например, можно использовать ИВА-ТЕСТ – прибор с цифровым табло и термокомпенсатором. Диапазон измерения от 0-14. Шаг измерений рН составляет 0,01. Точность измерения рН равна 0,01. Температура измеряемого раствора: 0 ̊С – 50 ̊С.

В колбу с пробой опустить электрод. Отсчет pH проводить после того, как показатели приняли установившееся значение. Обычно это время составляет от 2 до 3 минут.

Результаты всех замеров заносить в дневник наблюдений. Затем все данные тщательно проанализировать в соответствии со шкалой кислотности осадков.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные ресурсы Чувашского края

Изучая культуру родного края на уроках, я получил некоторые сведения о водных ресурсах Чувашии. У меня появилось желание узнать о них больше, изучить подробнее. В своей работе я хочу наглядно по...

Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма»....

Водные ресурсы мира. Ресурсы Мирового океана.

Водные ресурсы мира. Ресурсы  Мирового океана....

Презентация к проекту по экологии "Мониторинг экологического состояния водных ресурсов г. Видное"

В этой презентации представлены результаты работы по проектной-исследовательской деятельности ученика 8 класса....