Методичекие и дидактические материалы

Черных Лариса Дармаевна

Методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

тел. (факс) 8-301-31-94-1-29, тел. 8-301-31-94-2-19

e-mail: USOSchool@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО урока по биологии

для учащихся 8 класса

Разработчик:

Черных Л.Д., учитель биологии.

2017г.

Урок по теме «Головной мозг: строение и функции»

Задачи:

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни. поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса

Оборудование:

  • презентация “Головной мозг”;
  • тестовые задания;
  • рисунки головного мозга
  • интерактивная доска, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Стихотворение.

Тайны сознанья, загадки природы,

Людей волновали, манили всегда.

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы,

Всё изучают в науке врачи.

Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,

Центральной нервной системы ключи.

О какой системе органов здесь идет речь? – НС.

Тест по теме «Спинной мозг». (работа по вариантам, задания дифференцированные – выполнение первой части на «3», выполнение всего задания – оценка «5», выполнение всего задания с незначительными ошибками – оценка «4»).( Приложение 1).

Взаимопроверка и самопроверка. Работа в парах.

Актуализация знаний учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

Таблица №1

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

Какую большую тему мы с вами изучаем.

Из каких частей она состоит.

Чем представлены центральная и периферическая части.

Где располагается спинной мозг.

Главные функции, выполняемые спинным мозгом.

Что означает – проводящая функция.

Фронтальная беседа, проверка Д/З

Ответы (с места)

(Нервная система)

(Центральная и периферическая)

(Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и нервными окончаниями)

(В позвоночном канале)

(Рефлекторная и проводящая)

(Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него обратно)

– В начале урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили свои сегодняшние  достижения на листках на парте у каждого ученика

Знакомит учитель (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит с таблицей самооценивания

 

Отложите листок в сторону, мы будем его заполнять по ходу урока. Сейчас мы проверим вашу письменную работу, выполненную дома. Открываем рабочие тетради №2 на странице 28-29, отвечаем на вопросы по тексту.

Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод.

Ответы с места

– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг?

Частично-поисковый метод

– в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной.

Изучение нового материала

– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания?

Обращение к ученикам, актуализация работы

– Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )

– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы

Обращение к листку на карте

Инструктаж заполнения I и II графы

Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”

(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции)

         

 III. Изучение нового материала. 

1.Вступление учителя.

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводится к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической) остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживали не только физиологическое состояние головы, но и наблюдали обычные процессы: бодрствование, сон, эмоции.

Вопрос: Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”

Учитель выслушивает и комментирует ответы учащихся

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим? И сотни других вопросов потребовали научного ответа.

2. Портреты ученых. На эти и многие другие вопросы нашли ответ основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович.

Ребята, обратите внимание перед вами представлены их портреты. (слайд 4)

Но еще задолго до их открытий

3. Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”. (слайд 5) 

 О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О головном мозге)

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции. (слайд 6)

Цель урока: познакомиться (со строением головного мозга);

                       узнать (функции его отделов).

 Ребята, откройте тетради и запишите тему урока. (Запись учителем на доске темы урока)

 На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека.

4.  Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты”. Выступление учащегося (Приложение №1 )

Демонстрация интерактивной модели мозга и модели мозга человека. (СЛАЙД сделать)

Где располагается головной мозг? (В полости черепа).

Какую роль выполняет черепная коробка? (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки? (Нет, недостаточно)

В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (В спинном мозге – спинно-мозговая жидкость, а в головном - черепно-мозговая жидкость)

Ребята, головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)(слайд 7) У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? (Мыслительная деятельность)

3. Отделы головного мозга (слайды 9).

Работа со схемой. (слайды 10). Запишите эту схему, ребята в тетради.

  • Ребята, строение головного мозга мы выяснили, а что связано со строением голоного мозга (Его функции)
  • Так вот, наша задача состоит в том, чтобы определить функции каждого из этих отделов. Эту задачу мы осуществим в процессе выполнения практической  работы. Вам необходимо, поработав с учебником, найти взаимосвязь строения с выполняемой функцией и привести примеры регулируемых процессов  и заполнить таблицу в тетради.

Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные-жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный

 Прочитайте текст о продолговатом мозге и сравните его со спинным.

Серое вещество расположено внутри белого и образует скопления в виде ядер.

Он является продолжением спинного мозга, длина его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания.

 

Продолговатый мозг— непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус

Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер

Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д.

В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

 

Проведем простую практическую работу. Накопите слюну и проглотите. Затем сразу же попытайтесь сделать еще одно глотательное движение. Не получается.Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания  слюны.

             А какие еще  центры защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге?

(чихания, кашля, рвоты, слезотечения, мигания).

               Мост– это место расположения нервных волокон, по которым импульсы идут вверх и вниз. Он состоит из серого и белого вещества. 

Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу, находятся центры связанные с мимикой и жевательными функциями

 

 

              Найдите на рисунке  мозжечок.    Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка? (воспользуйтесь текстом учебника).

              Мозжечоксостоит из двух полушарий и соединяющей особой структуры червя  из-за поперечной исчерченности, серое вещество как внутри, так и снаружи. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария . Поверхностный слой полушарий мозжечка называют корой.

 

              Кора мозжечка складчатая, образует борозды и извилины.  Мозжечок участвует в регуляции сложных произвольных и непроизвольных движений, обеспечивает координацию движений, поддерживает мышечный тонус и равновесие

 

 

 Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель.

Является ли мозжечок жизненно важным отделом головного мозга?

В случае удаления или недоразвития мозжечка возможна компенсация его функций, но есть виды движений,  в которых мозжечок незаменим.  Это броски в цель, бег с препятствиями.

                Найдите на рисунке средний мозг. На поверхности обращённой к мозжечку имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие.

Он участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов, например он обеспечивает изменение величины зрачка и кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы , глаз в сторону источника света

 

Рефлексы среднего отдела головного мозга мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно обороняться?”

Хлопнуть неожиданно в ладоши……. Кто-то вздрогнул произошел рефлекс среднего мозга

 

Физминутка!

 «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

 А могут ли произойти нарушения функций головного мозга? (Могут)

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

- Что еще может повлиять на работу головного мозга? (Недостаточный сон, неправильное питание, нездоровый образ жизни, нервные срывы и многое другое)

- Как алкоголь и никотин могут повлиять на работу головного мозга?

(Cообщение учащихся) Приложение № 2.

- Тем, кто заботится о своем здоровье, доктор Спокк предлагает памятку.

Давайте зачитаем памятку.

- Согласны ли вы с этими положениями? Я предлагаю вам дома, прочитав параграф о головном мозге и ответив на вопросы после него, дополнить эту памятку, обсудив ее с родителями.

Кстати, судить об умственных способностях человека, руководствуясь лишь одними количественными критериям, нельзя.

Существует такая пословица:

И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
 – это ответ на проблему, поставленную в начале урока.

 Закрепление.

а) О чем мы сегодня говорили на уроке (о головном мозге, его строении и функциях).

- Подпишите все отделы головного мозга на рисунках.

б) Теперь выполним тест по данной теме. Работа с интерактивной доской.

Рефлексия.Составление синквейна. (Работа со слайдом)

Д/з:

  • Выучить § 45,
  • ответить на вопросы,
  • рассчитать массу своего головного мозга.
  • вспомнить пословицы и поговорки о голове и мозге.

 Итоги урока. Оценки за урок + тесты и рисунки .

Приложение №1.

Интересные факты о головном мозге”

  •  Головной мозг располагается в головном отделе черепа
  •  Покрыт снаружи, как и спинной мозг, тремя оболочками
  •  От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов
  •  Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
  • Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
  • . У великого писателя Анатоля Франса масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.
  • Самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!
  • Объем мозга -95% емкости черепа
  • Каждую минуту через него проходит  ¾ всей крови человека
  • Общая длина сосудов мозга -560 км.
  • 1 мм  коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов
  • В мозге постоянно проходят электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.

Приложение № 2

Выступление ученика – врача гигиениста.

Большое значение для работы мозга  имеет обильное кровоснабжение, кровь приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого у них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт - мозговой удар. При инсульте кровоснабжение мозга резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, потеря речи и чувствительности, расстройство  сознания, могут бать параличи.

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди травм занимают сотрясения мозга.

При сотрясении мозга имеет место отек, приводящий к сдавливанию век и ослаблению венозного оттока, оттока жидкости и повышению внутри черепного давления. Наблюдается головная боль, головокружение тошнота, рвота.

Итак, какие выводы можно сделать.

Экстремальные виды спорта, к которым стремятся подростки, на асфальтовых покрытиях - скейтборд, ролики, мото- и велоспорт- все они чреваты травмами и падением. Поэтому разумнее заниматься в шлемах и под контролем взрослых.

Тесты по теме «Спинной мозг»

1 вариант.

Задание № 1

1.Серое вещество в спинном мозге находится

а) внутри

б) снаружи

2.Аксон – это отросток нейрона

а) длинный

б) короткий

3.Толщина спинного мозга

а) 2 см

б) 4 см

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

Нервные клетки – нейроны состоят из тела и отростков.

Длинные отростки нейронов.-.................... образуют

 .................. вещество мозга,

 а короткие отростки -.......................... образуют вместе

 с телами клеток .....................вещество мозга.

 2 вариант.

Задание № 1.

1.Белое вещество спинного мозга находится

а) снаружи

б) внутри

2. Дендрит – это отросток нейрона

а) короткий

б) длинный

3. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы

а) 31 пара

б) 33 пары

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова.

.......................... мозг представляет собой длинный тяж,

толщиной ............, расположенный

в ............................... канале и покрытый оболочками.

От спинного мозга отходят .......................

спинномозговых нервов.

Задание. Вставьте пропущенные слова в текст о строении спинного

1 вариант.

 1.Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около (1 см) и длиной около 42-45 см. 2.Он начинается от (головного мозга) и расположен внутри (позвоночного столба). 3.На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие (борозды), которые делят его на правую и левую части. 4.В центре спинного мозга расположен узкий (центральный канал), проходящий по всей ее длине. 5.Он заполнен (спинно-мозговой) жидкостью. 6.Белое вещество в спинном мозге расположено (по краям), оно образовано (длинными отростками) нервных клеток.

2 вариант.

1.Серое вещество расположено в (центре) спинного мозга и представлено (телами и дендритами) нервных клеток. 2.Спинной мозг состоит из (31) сегмента. 3.От каждого из них отходит пара (спинно-мозговых нервов). 4.Начинаются они двумя (корешками) – передним и задним. 5.-6.В передних (корешках) проходят (двигательные) волокна, а в задних – (чувствительные) волокна.

Изучите отделы головного мозга

Подпишите отделы головного мозга по памяти

Подпишите отделы головного мозга по памяти

Напишите фамилию ученика, выполнившего работу

Подпишите отделы головного мозга по памяти



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

тел. (факс) 8-301-31-94-1-29, тел. 8-301-31-94-2-19

e-mail: USOSchool@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО урока по биологии

для учащихся 5 класса

Разработчик:

Черных Л.Д., учитель биологии.

2017г.

Тема урока: Оболочки Земли 
Класс: 5 
Тип урока: обобщения и закреплениязнаний

Цель урока: обобщить знания учащихся о строении и оболочках Земли.

Задачи урока:

  • обучающая:  выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Движение сфер Земли"
  • развивающая:  познавательный интерес к предмету; делать выводы и обобщения.
  • воспитательная: воспитание экологической грамотности школьников и бережного отношения к природе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:Учебник, компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, глобус, презентация. Карточки для этапов урока.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся; изложение, беседа, самостоятельная работа;
  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, обобщающий.

Форма обучения: игровая форма.

Приемы деятельности учителя: Организация игры, разъяснение ее правил, подведение итогов по результатам игры.

Личностная значимость изучаемого материала для ученика: Показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности.

Ход урока

Орг. Момент.1 мин.Здороваются с гостями

- На меня все посмотрели

  Улыбнулись тихо сели.

  Сели правильно следим за осанкой.

Мотивация учащихся  - Учитель:Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Движение в сферах планеты Земля”. Мы с вами многое узнали о нашей планете, многому научились, многому удивились. Сегодня придется удивиться еще. Ведь урок сегодня не обычный, а ваш любимый – сказочный. Вы готовы к путешествию в сказку? Готовы?! Сказка начинается. Но сказка не обычная, а хитрая. В ней спрятаны для вас приятные сюрпризы. Будьте внимательны, не пропустите их!

Часть первая: сказка “Три сестрицы”(3-5 мин.). Учитель читает стихотворение: "Три сестрицы”. О чём речь? Кто угадал ставит по 1 баллу в таблицы для самоконтроля.

Три сестрицы вечерком собрались на бал втроем.

Одевались, наряжались, и случайно…разругались.

Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?

Вы, ребята, спор решите

И сестричек помирите.

Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?

Атмосфера:

Гидросфера:

Литосфера:

"Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,

И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,

И по-своему красива.

Только если рассержусь – вмиг с врагами разберусь!

Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!

Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!”

"Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.

Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,

И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.

Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?

Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее!”

"Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.

Я местами горяча, и подвижна и сильна.

Я неровная местами, очень я дружу с корнями -

Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.

Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!”

Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?

Сейчас я еще раз сказку прочитаю, а вы постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц .

Свое мнение аргументируйте - почему вы так считаете. (Три сестрицы – Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)

Часть вторая: “Как сестричек примирить”(5 мин)

Учитель: Что ж, имена сестриц вы угадали. Молодцы! Теперь придется потрудиться, чтобы их примирить. Сначала сделаем вот что. Сестрицы ведь на бал собрались? В старину, когда на самом деле балы бывали, на них собирались самые знатные люди – короли и королевичи, принцы и принцессы, вельможи и их приближенные, то есть подданные. Представим себе, что наши три сестрицы из сказки - это три принцессы и у них, конечно, есть подданные. Я вам сейчас прочитаю различные знакомые вам слова, а вы постарайтесь правильно распределить их между сестрицами - угадать кто чей подданный. Запишите в тетрадях имена сестриц в строчку, а под ними столбиками запишите выбранные вами слова. Если вы правильно выполните это задание, то сестрицы, глядишь, и помирятся, а вы можете получить хорошую отметку.

Слова: Почва, ветер, Мировой океан, рельеф, озоновый слой, ледники, землетрясения, горные породы, погода, вулканы, ураган, цунами,

критерии оценок: “5” - 0-1 ошибка, “4”- 2-3 ошибки, “3”-4 ошибки, “2”- более 4 ошибок.

Атмосфера:

Гидросфера:

Литосфера:

Ветер

Озоновый слой

Погода

Ураган

Мировой океан

Ледники

Цунами

Почва

Рельеф

Землетрясения

Горные породы

Вулканы

Часть третья: “Начинаем пышный бал”(7 мин)

Учитель: Надеюсь, наши сестрички помирились, значит, сказку можно продолжать. Начинаем пышный бал,
Разноцветный карнавал!
Быстро в пары разберитесь,
В модном танце закружитесь!
Только – что за ерунда -
Пар не видно, вот беда!

Сейчас мы попробуем пары для танцев составить. Я раздаю вам сейчас разноцветные карточки – кому зеленые, кому – синие. На карточках написаны слова: у кого-то- термины, а у кого-то их определения. Каждому из вас нужно найти в классе свою пару, чтобы вместе получились термин и его определение. Например, у одного из пары на карточке написано “атмосфера”, а у другого – “воздушная оболочка Земли”. Вы можете спокойно ходить по классу в поисках своей пары. Подсказка: в паре должны оказаться карточки разных цветов одна – синяя, другая желтая. Пары, нашедшие, друг друга выходят к доске и встают рядом друг с другом. (Ставим по 1 баллу)

Задания на карточках:

Синие карточки:

Жёлтые карточки:

Атмосфера

воздушная оболочка Земли

Погода

состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте

Климат

многолетний режим погоды

Гидросфера

водная оболочка Земли

Рельеф

неровности земной коры

Айсберг

Ветер

плавающая ледяная гора

движение воздуха вдоль земной поверхности

Материк

Вулканы

большой участок суши, со всех сторон окруженный водой

«огнедышащие горы»

По окончании работы все ребята выстраиваются около доски. Все по очереди читают тексты, написанные на карточках – так проверяется правильность образования пар.(оценивается по 1 баллу).

Частьчетвертая: “Что может сделать каждый из нас? ”(7 мин)

Вызвать сестричек к доске. Твёрдая, водная и воздушная оболочки Земли взаимодействуют друг с другом.

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется БИОСФЕРА. В переводе с греческого языка: био - жизнь, сфера - шар.Биосфера - живая оболочка Земли. Живые организмы участвуют в образовании почвы, горных пород, влияют на климат. В природе все взаимосвязано. Сферы Земли влияют на живые организмы. А человек обладающий разумом должен изучать и охранять природу.

Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. (показ на слайде Землю голубую и глобус)

 И от каждого из нас зависит, чтобы и завтранаша Земля оставалась такой же голубой. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт. И скоро, какая знаменательная дата?

22 АПРЕЛЯ Международный   День Земли

А что может сделать каждый из нас? (Дети высказываются).

(Идут слайды о вреде на эколгию). Молодцы!!! Всем по 1 баллу.

Часть пятая: «Сестрички на балу» (5 мин)

Учитель: наши сестрички помирились и натанцевались на балу, а теперь допишем недостающие слова про материки.  

Евразия

самый большой материк

Австралия

самый маленький и сухой материк

Антарктида

самый холодный материк

Южная Америка

самый влажный материк

Африка

самый жаркий материк

Северная Америка

материк, на котором находятся горы Кордильеры

Часть шестая: “Финал”

Учитель: Урок подходит к концу, мы сегодня побывали на балу, вспомнили, что изучали по теме “Земля”, помирили наших сестричек. Пришло время подвести итог нашей работе. Еще раз посмотрите на свои карточки. Набранные вами  баллы по итогам урока говорит о том, что вы обогатились знаниями обо всех сферах нашей Земли. А теперь переверните карточки обратной стороной к себе. Посмотрите, там наклеены экологические знаки о бережном отношении к нашей природе.  Вам нужно встать и прикрепить магнитом к доске ваши карточки. На миг представим, что это наша Земля и этот урок природоведения дал возможность больше узнать о нашей прекрасной планете и о том как нужно к ней относиться.

3. Домашнее задание.

Учитель: Откроем дневники и запишем домашнее задание: повторить тему "Движение сфер Земли".

4. Итог урока.

Учитель: Итак, мы повторили большую тему "Земля». Оценки ставим сами себе и сдаем подписанные таблички мне, для проставления в журнал.

Спасибо за урок! До свидания.

Таблица самооценивания ФИ:

Часть

название

критерии

баллы

“Три сестрицы”

1балл за правильный ответ

“Как сестричек примирить”

5баллов– 0ошибок,4 балла -1- 2ошибки, 3 балла –3-4 ошибки, 2 балла -  более 5 ошибок.

“Начинаем пышный бал”

1балл за правильный ответ

“Что может сделать каждый из нас? ”

1балл за правильный ответ

«Сестрички на балу»

5 баллов– 0ошибок,4 балла -1- ошибка,

3 балла – 2 ошибки

0 баллов -3 и свыше ошибок

“Финал”

Итого:

Макс балл – 13



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока природоведения:

Тема урока: Оболочки Земли  Класс: 5 
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель  урока: обобщить знания учащихся о строении и оболочках Земли.

Задачи урока: 

  • обучающая:  выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Движение сфер Земли"
  • развивающая:  познавательный интерес к предмету; делать выводы и обобщения.
  • воспитательная: воспитание экологической грамотности школьников и бережного отношения к природе.

Цели урока:

1. Предметные: Организовать деятельность обучающихся по изучению сфер Земли.

2. Метапредметные: создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.

3. Личностные:

  • создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы;
  • личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии живой природы.

Оборудование: Учебник, компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, глобус, презентация. Карточки для этапов урока.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся; изложение, беседа, самостоятельная работа;
  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, обобщающий.

Форма обучения: игровая форма.

Приемы деятельности учителя: Организация игры, разъяснение ее правил, подведение итогов по результатам игры.

Личностная значимость изучаемого материала для ученика: Показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности.

Планируемый результаты обучения:

учащиеся должны знать:

особенности строения сфер Земли; влияние живых организмов на изменения в сферах Земли, в том числе и человека.

учащиеся должны уметь: сравнивать, делать выводы, объяснять причины изменения поверхности Земли.

Урок состоит из 6 этапов логически связанных между собой:

1.Этап мотивации. Эмоциональное вступление, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала.

2.Актуализация знаний. В первой части урока - сказке про «трех сестриц»   способствовало созданию атмосферы заинтересованного изучения материала.

3. В последующих этапах освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся  организовывали поиск информации и применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности. Формирование у обучающихся умения работать самостоятельно; анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемый материал.

4. Была проведена рефлексия «Финал». Оценивалась деятельность учащихся с помощью подготовленных заранее таблиц, где есть критерии ко всем заданиям.

5. Домашнее задание. На дом были предложены задание повторения пройденного материала.

7. Заключение. В заключении был подведен итог урока, озвучены оценки и отметки обучающихся, намечена связь со следующим уроком. Я уделила внимание о бережном отношении к природе.

Этапы урока были логично связаны друг с другом. Использованная структура уроков, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока, соответствовали современным дидактическим требованиям. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Замене  физкультминутки был этап, когда дети искали пары.

Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко в ходе диалога с детьми, где был сделан упор на необходимость бережного отношения к природе.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. По моему мнению урок цели достиг. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении биологии.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы: конкурсы способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и соревновательные моменты, элементы занимательности.

Проведение урока в форме игры дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

тел. (факс) 8-301-31-94-1-29, тел. 8-301-31-94-2-19

e-mail: USOSchool@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КВЕСТ»

для учащихся 7 класса

Разработчики:

Ванжилова О.В., учитель математики;

Дашиева Ц.Х. Б., учитель биологии;

Черных Л.Д., учитель биологии.

2017 год

Пояснительная записка

Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они находятся в природе.

И. Г. Песталоцци

В предлагаемой методической разработке демонстрируется методика проведения внеклассного мероприятия в форме интерактивной командной игры квест.

Формирование целостности сознания, единой системы знаний о природе невозможно без активизации познавательной деятельности обучающихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Познавательный интерес порождает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Одним из путей активизации познавательной деятельности обучающихся является внеклассная работа, основной целью которой является создание условий для развития творческого потенциала, самостоятельности обучающегося, его способности к познанию нового и решению нестандартных задач. Внеклассная работапо предмету – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке.

В организации внеклассной деятельности обучающихся особую роль играют игровые технологии, технологии интерактивного обучения.

Одной из сравнительно новых интерактивных форм игровой деятельности, используемых в учебном процессе, является игра квест.Квест– это последовательность прохождения участниками этапов, состоящих из нескольких заданий, сопровождающихся подсказками.

Обращениек квестовой технологиибыло обусловлено следующими моментами:

  • квест как универсальная игровая технология включает соревновательные механизмы, что создает дополнительную мотивацию для активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, практические задания, что дает возможность участникам применить теоретические знания по дисциплинам естественно-математического цикла на практике;
  • квест позволяет участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру.

Предлагаемая форма проведения мероприятия способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, раскрытию их внутреннего потенциала и интеллектуальных способностей, развитию критического мышления.

Данное мероприятие направлено на развитие общих компетенций обучающихся:

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Для разработки мероприятия использовались информационно-коммуникативные и игровые технологии. Особую роль в подготовке данного мероприятия играет эффективная организация совместной деятельности преподавателей и обучающихся.

Организация и проведение мероприятия осуществлялось в несколько этапов.

1. Подготовительный этап:

  • определение темы, целей, задачей и формы проведения мероприятия;
  • формирование оргкомитета, распределение ролей и определение ответственных за организацию;
  • подбор дидактического материала;
  • составление вопросов и заданий для конкурсов;
  • разработка сценария мероприятия;
  • проведение инструктажа и консультирование участников;
  • организация настройки оборудования;
  • подготовка грамот и дипломов для награждения победителей;
  • размещение объявления о предстоящем мероприятии.

2. Основной этап:

проведение игры.

3. Заключительный этап:

  • объявление результатов игры (награждение команды-победителя и поощрение участников, принимавших участие в мероприятии),
  • подведение итогов,
  • рефлексия (обмен мнениями участников мероприятия, оценка мероприятия обучающимися).

Методические рекомендации проведения внеклассного мероприятия

 «КВЕСТ по Байкалу»

Игра «квест» – это последовательность этапов, состоящих из заданий.

Участниками игры «Квест» являются обучающиеся 7 класса. Сбор участников, формирование команд и инструктаж проведения квест-игры проходит в актовом зале.

В игре принимают участие 4 команд по 7-9 человек в каждой. Состав команд заранее неизвестен и осуществляется по принципу жребия. Перед началом игры каждый участник получает закрытый конверт с лентой определенного цвета. На этапе формирования команд обладатели лент одинакового цвета объединяются в одну команду. С целью быстрого сплочения команд участникам предлагается в течение пяти минут выбрать капитана, придумать название команды и приготовить отличительные атрибуты из предложенных материалов.

Такой подход позволяет сразу выявить лидера команды, способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся и навыков взаимодействия в команде.

Игра включает в себя движение по маршруту и выполнение заданий на следующих предметных станциях: «Математическая», «Биологическая», «Историческая», «Головоломок», «Географическая», «Я знаю оБайкале всё».

Особенности проведения игры заключаются в том, что маршрут командам заранее неизвестен. Переход к следующей станции осуществляется только после выполнения задания. Во избежание столкновения команд на одной станции каждый преподаватель должен иметь карту-маршрут и строго выполнять данную последовательность.

Правильно выполнив задания на всех станциях, участники получают следующий маршрут. Победителем считается команда, успешно прошедшая испытания, и заработавшая наибольшее количество жетонов.

Тщательно продуманный сценарий, подбор интересных заданий практической направленности, слаженная работа организаторов мероприятия, учителей–единомышленников позволяет избежать недоразумений и спорных ситуаций в ходе игры, и даёт возможность детям раскрыть свои способности и творческий потенциал.

План проведения внеклассного мероприятия

«Квест по Байкалу»

Время проведения: 65 минут.

Форма проведения: интерактивная игра-соревнование по дисциплинам естественно-математического цикла.

Цели мероприятия:

Методическая: демонстрация методики применения игровых технологий во внеурочной деятельности на примере проведения внеклассного мероприятия – интерактивной командной игры «Квест»;

Цели и задачи:

образовательные:

Биология:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности

Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;

Познакомить и углубить знания учащихся о природе Байкала.

Математика:

Развивать вычислительные способности учащихся с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.

развивающие:

  • развитие умений поиска необходимой информации;
  • развитие логического мышления, умения быстро принимать решения и аргументировать свой выбор;
  • развитие навыков работы в команде;
  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике;

воспитательные:

  • формирование интереса к решению нестандартных задач и умения применять полученные знания на практике;
  • воспитание активной, инициативной личности,
  • формирование чувства ответственности за членов своей команды.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

Методы и приемы: частично-поисковый, исследовательский метод, проблемный метод, активный и интерактивный методы.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые технологии, педагогика сотрудничества.

Участники мероприятия:

  • организаторы,
  • помощники организаторов,
  • обучающиеся.

Обеспечение внеаудиторного мероприятия:

  • микрофоны,
  • коробка с жетонами для участников,
  • бумага, ручки, карандаши для участников,
  • раздаточный материал для команд (задания с ребусами),
  • коробка с призами,
  • дипломы, грамоты.

Информационные источники:

Дополнительные источники:

1. Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», - пособие для учащихся М: Просвещение, 2004.

2. Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи/ сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006.-148с.

Интернет – ресурсы:

  1. www.booksgid.com (ВоокsGid. Электронная библиотека).
  2. http://fevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/92-4-2
  3. http://www.klassnye-chasy.ru/
  4. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/Book_ZZ_Inf.pdf
  5. http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi.html

Ход мероприятия

1. Организационная часть

За 10-15 минут до начала проведения внеклассного мероприятия администраторы встречают гостей и участников, помогают занять свои места. Участники при входе получают конверты, о назначении которых они узнают в начале игры.

2. Проведение игры

2.1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей и аудитории к мероприятию)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас! Сегодня в этом зале собрались те:

  • кто может показать свои знания,
  • кто хочет проверить, на что он способен,
  • кто умеет работать в команде и доверяет ей!

Сегодня вас ждёт увлекательная игра «Квест».А кто знает, что обозначает слово «квест»?

Ответы детей

Ведущий: Английское слово Questозначает «приключение, поиск». Словом «квест» обычно называются компьютерные игры, состоящие из нескольких уровней, где игроку нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы добраться до условного «сокровища».

Вы, дорогие наши участники, отправитесь сегодня в путешествие. А куда, вы узнаете, разгадав то, что лежит в черном ящике. Внимание, вопрос.

  1. Его называют старшим братом монгольского озера Хубсугул.
  2. В переводе с монгольского языка означает «Большое озеро».
  3. Самое глубокое озеро в мире.

(Ответы ребят)

Правильно. Но мы вам привезли частичку нашего Байкала – байкальскую воду.

Слайд 1.

Сегодня, мы отправимсяв путешествие по Байкалу. Слушайте внимательно, потому что все задания квеста связаны с этим великим озером на планете. Байкал слишком велик и таинственен!

Слайд 2.

Из космоса виден древнейший Байкал. Скажите,пожалуйста, ребята, на что же похож Байкал? (Ответ ребят) Конечно, из космоса Байкал имеет форму молодого месяца, похож на фрукт – банан.

Слайд 3.

Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.

Слайд 4.

Глубина Байкала – 1637 м. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

Длина Байкала – 636км.Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км.

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов.

Слайд 5.

Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 м – это озеро Танганьика в Африке (1470 м) и Каспийское море на юге России (1025м)

Слайд 6.

В Европе о Байкале стало известно из рассказов Марко Поло – итальянского путешественника и купца 13 векапо Азии «Книга о чудесах мира». О Байкале он пишет: Китайское Пехай – «Северное море», бурят- монгольское, Даланор – «Святое море», тунгусское Лама – т.е. «Море».

Слайд 7.

С давних времен разные народы заселяли берега Байкала – тюрки, монголы, эвенки, буряты, якуты и каждый называл озеро по своему. Название озера до наших дней вызывает много споров. Самое загадочное из них Байгал. (Байкал).

Слайд 8.

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.На Байкале нет никаких признаков старения,как у многих озер мира.Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикамвысказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год,подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

Слайд 9.

Ребята! Вы уже знаете, что в озере Байкал 20% запасов пресной воды мира. Его называют «колодцем планеты». Воду Байкала называют уникальной, потому что она отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Байкальская вода – пресная, в ней мало солей. На вкус она приятная и мягкая, не имеет запаха. Она – эталон безопасной и полезной для здоровья воды. Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

Давайте познакомимся с ними.

  1. Байкальская губка. Губки приносят неоценимую пользу Байкалу. Только одна маленькая губка размером 5–7 см способна за сутки профильтровать 10–12 литров воды.

Слайд 10.

  1. Бокоплавы – это названия ракообразных Байкала. Их называют так потому, что они плавают на боку. Это самые многочисленные представители байкальской фауны. Бокоплавы всеядны. Некоторые из них питаются растениями, а при случае и мелкими животными. Есть среди них трупоеды, или стервятники. Поэтому бокоплавов называют санитарами Байкала.

Слайд 11.

  1. Байкальскаяэпишура – это родственник бокоплавов. Численность составляет от 3000 до 45 000 экземпляров в 1 м3 . Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рачка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала.

Ребята, вы убедились, что Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды? Надеемся, теперь вам стало понятно, что редкой чистотой и исключительными свойствами воды Байкал обязан жизнедеятельности своего животного и растительного мира. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м.

Слайд 12.

Байкал собирает воды с огромной территории. Всего в озеро впадает более 336 рек и речушек.

Слайд 13.

Селенга – самый большой приток Байкала. Она приносит половину объёма речных вод, поступающих в озеро. Её длина – 1024 км. Своё начало Селенга берёт в Монголии, пересекает государственную границу, 415 км течёт по территории Республики Бурятия и впадает в Байкал. Вода в Селенге круглый год, и особенно летом, мутная. Как вы думаете, почему?(В её истоках – в степях Монголии, резко континентальный климат, почти нет растительности, круглый год дуют сильные ветры. Они подхватывают мелкие песчинки, перетирают их в пудру и разносят на большие пространства. Эту пыль захватывают дожди и сносят в реки – притоки Селенги. Несмотря на медленное течение Селенги, пыль не оседает на её дно, а попадает в Байкал. Мутность Селенги объясняется ещё и тем, что река протекает по рыхлой породе, которую называют суглинок.)

Слайд 14.

Только одна река Ангара вытекает из Байкала.

Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь красавица Ангара. Все они втекали в отца, дабы пополнять его воды. Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за молодого Иркута. И стала Ангара выносить воды своего отца любимому Енисею. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее.

Слайд 15.

Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.

Слайд 16.

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала.

Слайд 17.

Святой Нос – единственный крупный полуостров на Байкале. Он имеет форму гигантского носа. Бурятское название «Хилмэн-Хушуун» означает «морда (нос) осетра». Его длина – 53 км, ширина – около 20 км.

Слайд 18. Более 70% обитателей Байкала – эндемики. А что такое эндемики?Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка, губки т.д.

Слайд 19.

Погрузимся в подводное царство озера.Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.Конечно это знаменитый байкальский омуль.Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.

Слайд 20.

Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.Сейчас осетр занесен в Красную книгу. 

Слайд 21.

Наглубине 380 м. обитает голомянка.Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей,которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира,что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир,который использовали для освещения и как лечебное средство.

Слайд 22.

Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.

Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов.  

Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Слайд 23.

Самки рождают детёнышей на льду, для чего устраивают логовища на льду в торосах, в снежных заносах, вблизи продушин.

Новорождённого детёныша нерпы называют белёк. Именно он – белёк – является своеобразным символом Байкала.

Ведущий:Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по Байкалу. А сейчас мы переходим непосредственно к игре.

В игре будут соревноваться 4 команды. А определить участников команд поможет жребий. У каждого из вас в руках конверты. Пришло время узнать, что в них. Вскройте конверты.

Участники достают из конвертов ленты разных цветов.

- Уважаемые участники! У вас в руках разноцветные ленты. Обладатели одинаковых лент, займите места за игровыми столами.

2.2. Формирование команд

Ведущий: Итак, у нас определились команды, однако не нашедшим свою команду остался один участник. И сейчас мы определим, в какую команду он отправится.  Послушайте первое задание: каждой команде необходимо выбрать капитана, придумать название команды и приготовить отличительные атрибуты из ленточек. Время выполнения – 5 минут.

Та команда, которая справится с заданием быстрее всех, и получит этого ценного игрока.

Участники выбирают капитана, обсуждают название команды, готовят из ленточек отличительные атрибуты команд.

Ведущий: Итак,время вышло, проверим, готовы ли команды к игре?

Команде, справившейся первой с заданием, достаётся дополнительный игрок. Учитель проводит перекличку команд, ребята называют свою команду, приветствуют соперников.

2.3. Ознакомление с правилами игры

Правила игры:

1. Каждая команда должна пройти испытания на пяти станциях: «Математическая», «Биологическая», «Историческая», «Головоломок», «Географическая», «Я знаю о Байкале всё», постараться получить на каждой станции наибольшее количество жетонов.

2. Успешно пройдя испытания, вы должны вернуться в этот же кабинет. Команда, заработавшая наибольшее количество жетонов, становится победителем игры.

3. А теперь послушайте, как вы работаете на станциях:

  • Маршрут движения заранее вам неизвестен. О том, какая станция будет следующей, вы узнаете,выполнив задание.
  • На каждой станции вы выполняете определённые задания. Если задание выполнено правильно, команда получает жетон и инструкцию с указанием следующей станции.

Уважаемые участники, во время проведения игры запрещается пропускать какую-либо станцию и передавать другим командам какие-либо сведения.

Итак, если все правила участникам понятны, то помощники сейчас раздадут командам задание, выполнив которое, вы узнаете, на какую первую станцию вам идти.  Внимание, команды, время пошло!

И помните: сплочённость команды – залог вашего успеха.

Уважаемые гости мероприятия приглашаем посетить любую из станций и понаблюдать за ходом игры.

2.4. Выполнение заданий на станциях

Станция «Математическая»

  1. Скорость движения нерпы составляет 10 км/ч. Определите, какой путь она преодолеет за 2 часа 15 минут. (22,5 км).
  2. Длина реки Селенги 1024 км. 415 км течет по Республике Бурятии. Сколько км течет по Монголии? (609 км).
  3. Узнать среднюю длину взрослой нерпы в сантиметрах вам поможет удивительный квадрат.
  1. Из первой строки выберите наибольшее число.
  2. Из второй строки выберете наименьшее число.
  3. Из третьей строки выберете не наименьшее, не наибольшее число.
  4. Найдите сумму этих чисел. (165 см).

27

65

31

78

67

55

45

56

36

  1. Выразите длину рыб в метрах:
  1. Осетр байкальский – 1 м 6 дм. = 1,6 м
  2. Омуль – 38 см.= 0,38 м
  3. Голомянка – 2 дм = 20 см = 0,2 м
  1. Суточный рацион нерпы – 4 кг рыбы, из которой омуль составляет 2%. Сколько омуля съедает нерпа за одни сутки? (0,08 кг)

Станция «Географическая»

  1. Самый большой остров Байкала. (Ольхон)
  2. Самый большой полуостров Байкала. (Святой Нос)
  3. Сколько рек и речушек впадает в озеро Байкал. (336)
  4. Сколько рек вытекает из озера Байкал? (1)
  5. Что означает в переводе монгольского языка «Байкал»? (Большое озеро)

Станция «Биологическая»

  1. Самая знаменитая рыба Байкала. (омуль)
  2. Какую рыбу на Байкале называют царской? (байкальский осетр)
  3. Самое крупное млекопитающее животное, обитающее в Байкале. (нерпа)
  4. Полупрозрачная рыба Байкала. (голомянка)
  5. Кто обеспечивает чистоту вод Байкала? (байкальская губка, бокоплавы, байкальская эпишура)

Станция «Историческая»

  1. Сколько лет Байкалу? (20-25 млн. лет)
  2. Назовите знаменитого итальянского путешественника, который впервые рассказал о Байкале в Европе? (Марко Поло)
  3. Назовите озеро в Монголии – «младшего брата» Байкала. (Хубсугул)

Станция головоломок

  1. Филворд. (Хубсугул, нерпа, омуль, Ангара, Селенга, Байкал)

Х

У

Б

С

У

Г

У

Л

А

П

Н

К

Т

Ф

О

Ц

Б

С

Е

Л

Е

Н

Г

А

А

Ч

Р

Г

О

Е

В

Н

Й

Л

П

Ы

М

В

П

Г

К

Х

А

К

У

Щ

Р

А

А

Я

У

З

Л

Й

Ж

Р

Л

Ш

М

Б

Ь

Х

Э

А

  1. В         этих предложениях спрятано 3 слова, имеющих отношение к Байкалу. Например, в следующем предложении «На берегу водоема были видны следы носорога»  спрятано слово  «Сорога».
  1. Увидев, что  к ним приближается милиционер, парни бросились наутек. (Нерпа)
  2. «Хорошая байка, лучше не придумаешь!», - воскликнул рыбак. (Байкал)
  3. «Одному ль ему известна моя тайна», эта мысль не давала мне покоя. (Омуль)
  1. Разгадай ребус.
  1. Картинки по запросу нерпа ребус

2)

 Н=Й                  ’’’Картинки по запросу банка рисунокКартинки по запросу лист рисунок

  1. Найди отличия

Картинки по запросу найди отличия

  1. Скрытые ветры

Станция «Я знаю о Байкале всё»

  1. Что означает в переводе монгольского языка «Байкал»?

А) большое озеро

Б) богатое озеро

В) мертвое озеро

  1. Сколько лет озеру Байкал?

А) 20-25 млн. лет

Б) 10-20 млн. лет

В) 100 млн. лет

  1. Какова максимальная глубина Байкала?

А) 393 м

Б) 1435 м

В) 1637 м

  1. Какова длина Байкала?

А) 536 км

Б) 636 км

В) 836 км

  1. Сколько %  запасов пресной воды планеты находится в Байкале?

А) 20 %

Б) 80 %

В) 2 %

3. Подведение итогов, рефлексия

Пока участники команды-победителя ждут возвращения других команд, ведущий предлагает поделиться впечатлениями об игре, берёт  краткое интервью у каждого участника.Кроме того, на столах лежат листы бумаги и фломастеры, и каждый может выразить своё отношение к игре с помощью рисунка, изображая наиболее яркие, запомнившиеся моменты.

Ведущий:Пока мы ждем возвращения других команд, я предлагаю поделиться впечатлениями об игре. Кроме того, на столах лежат листы бумаги и фломастеры, и каждый может выразить своё отношение к игре с помощью рисунка, изображая наиболее яркие, запомнившиеся моменты.

После возвращения в зал последней команды ведущий подводит итоги.

Команда – победитель награждается призами.

Ведущий: Предлагаю выразить своё отношение к игре аплодисментами. Кому очень понравилась наша игра – аплодируйте над головой, кому не очень – перед собой, а кому не понравилось – можете не аплодировать.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

        с

        

        

Экологический капустник

(5-7 классы)

Цель:

  • воспитывать  любовь  к  природе.
  • прививать  навыки   природоохранной  деятельности.
  • повышать  интерес  к  биологии.
  • создавать  условия  для  развития  творческих  способностей  учащихся.
  • воспитывать  чувство  ответственности.

Оборудование:

              Компьютер с проектором для видеопрезентации,  магнитофон, карандаши, листы бумаги, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка.

  • выбор команды из 6-8 человек.
  • Подготовка: по 5 вопросов,

                           1 конкурс  

                           1 инсценировка песни (сценка об охране природы,        

                            видеопрезентация, импровизация и т.д.)

Жюри : Дашиева Ц-Х.Б., учитель биологии

   Доржиева С.Б., учитель музыки

         Романов М.Н., учитель географии

               Черных Л.Д , учитель биологии

Жюри подводит итоги всех конкурсов, которые будут учитываться при общем подсчете баллов в конце экологической недели естественно-научного цикла.

Место проведения: актовый зал школы          Начало 15.00 часов

Ход мероприятия

Звучит музыка.

                Ведущий предлагает классам занять игровые места, представляет членов жюри и проводит жеребьёвку.

Конкурс 1. «5 вопросов»

Каждый класс задает подготовленные вопросы

Время выполнения – 5 минут.

Оценка – 1 балл за правильный ответ.

Ведущий: называет растение,  участники конкурса должны найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.

Кактус – дикобраз               (Имеют иголки).

Крапива – пчела                  (Жалят).

Мать – и – мачеха – крот   (Мягкие покровы).

Росянка – паук                     (Едят насекомых).

Репейник – пиявка              (Цепляются).

Осина – заяц                         («Трусишка»).

Лиана – удав                         (Длинное тело).

Павилика – аскарида          (Паразиты).

Мимоза – еж                          (Сворачиваются).

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.

Конкурс 2. «Конкурс от класса»

 От каждой команды проводится конкурс, и объяснить причину выбора.

Время выполнения – 5 минут.

Оценка – 3  балла  за лучший конкурс

Ведущий:  ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА 

 У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

 У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?

(Четыре)

 Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  

(Малина - калина)

 Какое животное ходит только буквой «Г»?

(Конь, если это шахматная фигура.)

 У какого слона нет хобота?

   (У шахматного)

 На каком базаре самый большой шум?

   (На птичьем базаре.)

 Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

 Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  

(Помидор)

 Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  

(Горох, горошина)

 Какой злак может расти ... на человеке?

(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

 Назовите животных-альпинистов.

(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

 «Экономическая порода» собак - это...

(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

 Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?

(«Ягуар»)

 Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

 Назовите цветочную позу йога.  

(Лотос)

 Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

(Анютины глазки - цветы.)

 Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.

(Кипарис)

 Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  

(Осы - осиная талия.)

 Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?

(Сидорова коза.)

 Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  

(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

 Какая водоплавающая птица написала известные книги?

(Гоголь)

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.

Конкурс 3. «Домашнее задание»

 Команды представляют заранее приготовленные инсценировки песни (сценки о животных, растениях природоохранной тематики , видеопрезентации, импровизации и т.д.)

Время выполнения – 7 минут.

Оценка – 5  балла  за лучшее домашнее задание

Ведущий: Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».

  Ги◻◻◻◻◻   (правила сохранения здоровья)

 ◻◻◻◻◻◻◻иум   (растение семейства

                                       лютиковых)

 ◻◻◻◻ость  (покорность, смиренность)

 Па◻◻◻◻дник   (огороженный садик перед

                                    домом)

 Двуст◻◻◻◻а   (охотничье ружьё)

 П◻◻◻◻ок    (небольшой населённый пункт)

 ◻◻◻◻◻ка   (вкусное прозвище

                             автомобильного руля)

 Г◻◻◻◻◻   (часть ноги от колена до стопы)

 Бра◻◻◻◻ер   (охотник вне закона)

 За◻◻◻◻ка   (печная дверь)

 ◻◻◻◻мание   (познавание, постижение)

 ◻◻◻◻◻ча    (наблюдательная пожарная

                               вышка)

 Глю◻◻◻◻    (виноградный сахар в плодах,

                                мёде)

 По◻◻◻◻◻    (окраска поверхностей мелом или известью)

 Д◻◻◻◻  (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Черных Лариса Дармаевна

УМК

УМК по биологии для 5 класса под редакцией И.Н. Пономаревой

Тема

Обобщающее повторение по главе 1.

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок № 9 главы 1 «Биология наука о живом»

Класс

5

Предмет

биология

Тип урока

урок развивающего контроля

Технология построения урока

развивающее обучение,  здоровьесберегающие технологии.

Цель

создать условия для повторения изученного материала.

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях живого организма, о строении растительной и животной клетки.

Совершенствовать умения характеризовать особенности строения животной и растительной клеток ;

Развивающие:

Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений;

Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

Метапредметные:

Личностные:

Формирование УУД:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

—        процессы, происходящие в живой клетке;

Учащиеся должны уметь:

—        характеризовать процесс роста и развития, процесс деления клетки;

—        выявлять особенности каждого процесса в жизни клетки;

 -   распозновать ученых, основоположников науки биология.

- распознавать растительную и животную клетку;

- уметь доказывать наличие органических и неорганических веществ в клетке.

- регулятивные:- самостоятельно  определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать рисунки, символы, схемы для структурирования информации.

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

1.Формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке;

самостоятельно определять и высказывать самые простые,  общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологическиересурсы:  учебник, рабочая тетрадь, презентация,

Основные термины и понятия:

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

1 этап

Организационный момент. Определение темы занятия. Мотивация. Актуализация.

организационный

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.  

 сотрудничество с учителем и учащимися

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.  Обеспечение мотивации и включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

1.Слушают учителя.

2. Готовят рабочее место к уроку.                                   3.Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

 Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные:волевая саморегуляция.  Личностные: действие смыслообразования

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося и их коррекция;

Какую большую тему мы с вами уже изучили?

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Отвечают на вопросы учителя указанные в следующей колонке.                                                  

Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно;

целеполагание и планирование темы урока «Жизнь организмов в морях и океанах».

Личностные: осознавать и называть свои личные цели.

Коммуникативные: анализировать, доказывать свою точку зрения.

Познавательные:  находить информацию в текстах, таблицах, иллюстрациях учебника, ИКТ.

III. Изучение нового

(10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

Работа в паре:

- У каждой пары на столах задание, нужно прочитать соответствующий вопрос и подготовиться отвечать на него

- Работаем 15 минут

Работа по индивидуальным карточкам:

- У каждого на столах карточки, нужно выполнить задание в течение 5 минут.

Работа у доски:

*назвать и показать части растительной клетки

*назвать какие процессы изображены на картинке? Как они происходят?

Работа в рабочей тетради.

1.уч-ся работают в паре и выполняют задания

2. работают по индивидуальным карточкам.

3. выполняют задания в рабочей тетради.

Познавательные УУД

-Продолжить формирование умения работать  с учебником и дополнительной литературой.

-Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы  

Коммуникативные УУД

-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе с учебником

-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: Проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, обеспечение их  коррекции.

Выполнение задания №1- 7 на стр 20 рабочей тетради.

1. Выполняют задания в  рабочей тетради.  

2. Читают параграф учебника и готовятся отвечать.

Регулятивные: работа по плану, сверяясь с целью.

Личностные: пользоваться правилами поведения.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей. Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.

Физкультминутка

Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимайте руки
По команде “раз”.
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде “два”.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и применять её в изменённой ситуации.

Сделать вывод о достижении целей урока.

Работают индивидуально.

Регулятивные: оценивать степень успешности достижения цели по критериям.

Личностные: строить отношения с людьми.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Познавательные: устанавливать причины явлений и их следствия.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените по 5-бальной шкале  свои знания

5 – я дал ответы на все вопросы

4 – я дал ответы почти на все вопросы

3 - я смог ответить только на половину вопросов

2 – я смог ответить только на некоторые вопросы

1 – я должен изучать тему с самого начала

Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то   если не понравился – синий.

Какое у вас настроение после урока? (смайлики)

1.Выставляют себе оценку и рисуют смайлики                                                             2. Обсуждают в группах участие каждого ученика и оценивают его деятельность.                               3. Задают вопросы учителю по теме урока.

Регулятивные: оценивать степень успешности.

Личностные:  отделять оценку поступка от оценки человека.

Коммуникативные: предотвращать и преодолевать конфликты.

Познавательные: анализировать и обобщать факты, явления и понятия.

VIII. Задание на дом.

Повторить параграфы 1-7, доделать задания в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание

– контроль;

– коррекция;

– оценка.