Русская народная культура

Ревнивцева Раиса Михайловна

Воспитатель: высшей категории, логопедической группы, МДОУ ДСКВ №21 "Аист"

Исаева Надежда Васильевна. 

Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной  культуры – очень  интересная  и  в  то  же  время  нелегкая  задача  воспитания. Система  работы  в  этом  направлении  развития  детей  требует  организации  особых  условий, создания  обстановки, которая  средствами  яркой  образности  и  наглядности  обеспечивала  бы  детям  особый  комплекс  ощущений  и  эмоциональных  переживаний.

Народные  игры, в  основе  которых  часто  бывают    простейшие  попевочки. Ребенок  в  игре  получает  хорошее  настроение, радость, бодрость, ведет  к  укреплению  здоровья.
Самые  любимые игры  для  детей – те, где  нужно  словить  друг  друга. Ребенок  в  таких  играх  должен  показать  быстроту  движений, ловкость, сообразительность: «Гуси – гуси», «Кот  и  воробьи». Не  менее  интересны  игры, требующие  от  детей  быстроты  реакций, выдержки («Совушка», «День – ночь», «Заморожу»).
Игры  на  материале  детского  фольклора  дают  детям  большой  опыт  в  навыках  выразительной  речи  и  движений.  Детям  фольклор  близок  и  интересен, и  мы  воспитателя ми  или  помогаем,  приобщаясь  к  фольклору, играть  и  играть, становиться  добрее, понимать  шутку, юмор, радоваться. А  игры  родителей  и  детей  с  использованием  потешек, приговорок  и  др.  жанров  сделают  их  ближе  духовно, что  необычайно  важно  и  для  детей,  и  для  их  родителей.
При  покачивании  ребенка:
«Ходит  Сон  по  лавочке
В  красненькой  рубашечке,
А  Сониха  по  другой -
Сарафанец  голубой.
Они  вместе  идут, дрему  Катеньке  несут».
 
Потешки – игры  взрослого  с  ребенком (с  его  пальчиками, ручками).
Например, «Ладушки»
Ладушки – ладушки,
Где  были? – у  бабушки
(хлопать  в  ладоши)
У  нашей  бабушки
На  столе  оладушки
(поочередно  хлопать  одной  ладонью  сверху  по  другой).
И  с  малиной  пирожок
(хлопать  ладонями – чашечками)
Ну-ка  съешь  его  дружок.
(протянуть  руки  вперед – в  стороны).
 
Этот  пальчик - дедушка
Это  пальчик – бабушка - ( пригибаем  пальцы  к  
Этот  пальчик - папенька ладони)
Этот  пальчик - маменька
Этот  пальчик – это  я (пошевелить)
А  это – (руки  вперед с  расстопыр. пал.)
Вся  моя  семья (прижать  кулак  к  груди  и  обе  ладони  прижать  к  груди).
Заклички – обращенная  к  явлениям  природы (солнцу, ветру, снегу, дождю, деревьям, радуге). 
Солнышко, солнышко
Выгляни  в  окошечко
Твои  детки  плачут
По  камушкам  скачут.
Прохор  в  сугробе
Барахтался, барахтался
Не  выбарахтался.
Шла  Саша  по  шоссе
И  сосала  сушку.
Сшит  колпак  не  по – колпаковски.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко  и  метко  называющие  какие – то  смешные  стороны  во  внешности  ребенка, в  его  поведении.
17222
222m300.jpg
 
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные  песенки, которые  своей  необычностью  веселят  детей.
Где  блины – тут  и  мы
Где  оладьи – тут  и  ладно.
 
Шел  медведь  к  броду – бултых  в  воду!
Уж  он  мок, мок, мок, уж  он  кис, кис, кис,
Вылез, высох. Встал  на  колоду
Бултых  в  воду! Уж  он  мок, мок, мок…
 
Докучные  сказочки, у  которых  нет  конца  и  которые  можно  обыгрывать  множество  раз.
Напр: «Уля  и  Филя».  Или  еще:
- Мы  с  тобой  шли? – Шли!
- Кожух  нашли? – Нашли!
- Я  тебе  его  дал? – Дал!
- Ты  его  взял? – Взял!
- А  где  же  он? – Что?
- Кожух! – Какой?
- Да  такой! Мы  с  тобой  шли?
- Шли!
- Кожух  нашли? – Нашли!
И  опять  все  сначала.
17219
111_m300.jpg

Развлечение в средней группе «Сорока - белобока»

Воспитатель: высшей категории, логопедической группы, МДОУ ДСКВ №21 "Аист" Исаева Надежда Васильевна.

Программное содержание:
 
продолжать знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм – потешками;
учить понимать переносное значение образных выражений;
формировать выразительность и точность речи, чувство ритма, внятно проговаривать слова;
расширять кругозор детей;
учить слушать и слышать друг друга;
вызвать у детей положительные эмоции;
воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Предварительная работа:
чтение потешек; заучивание их наизусть;  рассматривание иллюстраций к потешкам.
Материал: 
различная атрибутика, игрушки, пиктограммы, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребятки, есть у меня одна добрая знакомая. Вы её тоже знаете.                                                                    
Я расскажу одну историю про неё, а вы мне поможете.
Её зовут Белобока… Не совсем так, а как?
Дети:              Сорока – Белобока.
Воспитатель: Однажды вечером сороке - белобоке скучно было, и решила она завтра пораньше встать, приготовить угощение да гостей позвать. Легла она спать. Спит себе, уже и солнышко взошло, а она всё не просыпается: ведь часов у неё нет.
Хорошо Петушок выручил – такой молодец! Давайте вспомним про него потешку.
Дети:              Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь
Голосисто поешь
Деткам спать не даёшь?
Ку – ка – ре- ку!!!
 
Воспитатель: Услышала Сорока Петушка, вскочила. Сколько дел! Не справиться одной! Увидела Курочку - рябушечку, попросила водицы принести. Как она просила?
Дети:                Курочка – рябушечка
                         Куда идешь? – На речку.
                         Курочка – рябушечка
                         За чем идешь? – За водой.
                         Курочка – рябушечка
                         Зачем тебе вода?
                                     - Цыплят поить.
                                       Они пить хотят
                                       На всю улицу пищат:
                                     - Пи – пи – пи!
          Принесла Курочка водицы и стала Сорока кашу варить.
Дети:                Сорока – белобока кашку варила
                         На порог скакала, гостей созывала. 
                         Гости услыхали
                         Быть обещали.
            Первой пришла Кисонька.
            Что спросила у неё Сорока?
Дети:                Кисонька – Мурысонька
                         Ты где была? – На мельнице.
                         Кисонька – Мурысонька
                         Что там делала? – Муку молола.
                         Кисонька – Мурысонька
                         С кем прянички ела? – Одна.
                        Не ешь одна! Не ешь одна!
Воспитатель:   А сейчас ребятки
                        Все на ножки становитесь
                        И в кружочек соберитесь
                        Вместе ручками помашем
                        Вместе и споем, и спляшем.
 Дети встают по кругу.
Пальчиковая игра «Котята» авт. Железнова.
У нашей кошечки есть десять котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы).
Сейчас все котята по парам стоят (прижаты пальцы и ладони друг к другу).
Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, два маленьких самых и самых красивых (не разжимая ладоней постукиваем пальцами друг об друга).
Воспитатель:    Устали котята, хотят отдохнуть.
Музыка:          Релаксационное упражнение «Котята спят». Представьте, что вы маленькие котята и хотите спать. Найдите удобное место, свернитесь клубочком, закройте глазки. Вы отдыхаете, вам спокойно, хорошо, дышите легко и свободно.
Вы проснулись, развернулись, потянулись и снова в деток превратились. И в группу вернулись.
Хорошо отдохнули. У вас хорошее бодрое настроение. Улыбнитесь друг другу.
        Затем в гости пришел Медвежонок.
         Мишка покажет, как умеет рычать (Э – низким голосом). Если Мишка               далеко – звук «Э» тихо, а если близко звук «Э» - громко.
         Давайте мы с Мишкой прогуляемся по лесу:
«Мишка косолапый
  По лесу идет
Шишки собирает
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо Мишке в лоб
Мишка рассердился
И ногою-топ!»
(движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:     Ой, ребятки, кто это под кустом сидит? Догадайтесь!
«Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку». (Зайчик)
Конечно, это зайчик. А у него что-то в лапках. Ой, это загадки для вас.
Воспитатель достает иллюстрации к сказкам, сопровождая отрывками из сказок.
 
1. « Тянут – потянут
   А вытащить не могут». (Репка)
 
2. « Я от бабушки ушёл, 
   Я от дедушки ушел!».  (Колобок)
 
3. « Сяду на пенёк, 
   Съем пирожок».           (Маша и медведь)
 
Вот какие дети молодцы, все загадки отгадали.
Воспитатель:     А теперь дети, нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с Сорокой и её гостями.
Упражнение «Какое у меня настроение?».
На фланелеграфе выставляю пиктограммы: веселую и грустную.
Воспитатель:   Возьмите картинку (пиктограмму), которая соответствует вашему настроению; помощь при выполнении: дети прикрепляют картинки к фланелеграфу.
Прощание:           Дети встают в круг, хлопая в ладоши, напевают:
Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали
Скоро мы придем опять 
Будем вместе мы играть.
Угощение от Сороки – белобоки.