Дошкольное образование

Фатхутдинова Анастасия Юрисовна

Предварительный просмотр:

Формирование современной системы дошкольного образования

Исходные позиции 

С 1991 по 2005 год количество дошкольных учреждений сократилось в 1,8 раза - с 87,6 до 47,8 тысяч. Численность детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза - с 8 миллионов 433 тысяч до 4 миллионов 321 тысячи человек.

Сегодня происходит рост рождаемости в экономически развитых регионах. Поэтому в крупных промышленных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск и др.) уже наблюдается острый дефицит мест в детских садах. В ближайшие годы этот дефицит будет существенно нарастать.

Кроме того, значительного расширения требует видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, а также разработка новых форм дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом.

Доступность дошкольного образования 

Необходимые меры 

  1. Разработка и реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или полное погашение за счет бюджета стоимости содержаний и питания в дошкольных учреждениях детей из малообеспеченных семей.
  2. Разработка и введение государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса и социальных стандартов по содержанию (уходу и присмотру) детей в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Установление правил разграничения бесплатных (финансирование за счет бюджета) программ дошкольного образования и дополнительных платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
  4. Обновление санитарно-эпидемологических правил и нормативов деятельности дошкольных образовательных учреждений и групп различной направленности; совершенствование на этой основе критериев государственного лицензирования дошкольных учреждений.

Развитие многообразия дошкольного образования 

Необходимые меры 

  1. Разработка новой типологии дошкольных образовательных учреждений, расширение их многообразия, оптимизация их существующей сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.
  2. Разработка и реализация государственной программы (как части Федеральной целевой программы развития образования) по созданию новой гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов (в том числе интегрированных с начальной школой и/или с учреждениями дополнительного образования детей) с учетом демографической ситуации. Предусмотрение возможности их частичного или полного временного перепрофилирования и комплексного использования для нужд образовательных программ других уровней.
  3. Существенное расширение и нормативно-правовое обеспечение практики создания и деятельности нетрадиционных организационно-педагогических форм дошкольного образования: групп краткосрочного пребывания, групп с гибким графиком работы, дежурных групп, групп физического развития и укрепления здоровья, групп развития индивидуальных наклонностей и интересов и др.
  4. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений и групп коррекционной и компенсирующей направленности (прежде всего для детей с различного рода психоневрологическими отклонениями) в связи со значительным увеличением количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развития и в поведении.
  5. Содействие развитию нового нетрадиционного вида дошкольного воспитания в семье, организации подготовки нянь и гувернеров для воспитания и образования детей на дому, в том числе путем переподготовки незанятого населения.
  6. Организация дошкольного образования на базе учреждений здравоохранения, где дети дошкольного возраста проходят длительное лечение.
  7. Организация дошкольного образования малолетних детей, находящихся вместе с осужденными матерями в исправительно-трудовых колониях.

2.2.3. Повышение качества дошкольного образования и развития его инфраструктуры 

Необходимые меры 

  1. Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.
  2. Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле - радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т. д.
  3. Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио - и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.
  4. Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.

Подготовка к школе 

Необходимые меры 

  1. Существенное расширение на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования групп подготовки к школе, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Уточнение целей и содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных программ; четкое определение этих программ исходя из задач и содержания начального образования, в частности исключение неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее время получило широкое распространение вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в образовательные учреждения).
  2. Бесплатная реализация образовательных программ подготовки к школьному обучению для детей из малообеспеченных детей. Введение законодательного запрета на взимание платы за подготовку указанных детей к школе и на проведение конкурсного отбора в общеобразовательные школы (кроме специализированных школ и школ повышенного уровня), с административной и уголовной ответственностью руководителей школ за нарушение данного запрета.



Предварительный просмотр:

Дошкольное образование: тенденции развития, проблемы и пути их решения

 

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества, благодаря которому формируется социальный опыт ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, приобретает способы общения и взаимодействия с ровесниками, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество - важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов.

Сегодня дошкольное образование республики активно развивается. Появляются новые формы дошкольного образования, идет обновление его содержания, широко развивается инновационная деятельность.

В последнее время активно внедряются новые формы дошкольного образования. Богатый опыт работы в этом направлении имеют города Ижевск и Глазов, Малопургинский, Алнашский районы, п. Кез. К числу новых форм относят надомное обучение, группы кратковременного пребывания, которые охватывают детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, не посещающих детские сады по причинам различного характера. Они организуются с целью всестороннего развития и подготовки к школе (открываются при детских садах, при школах на селе, при учреждениях дополнительного образования). Организуются также адаптационные группы, где дети разного возраста находятся неполный день - посещают прогулки или занятия (по желанию родителей). Такая форма организации дает возможность безболезненного вхождения ребенка в детский коллектив. Другое новшество - организация вечерних групп и групп выходного дня. Они идеально подходят для детей, чьи родители имеют ненормированный рабочий день.

В связи с недостаточностью финансирования, как любое другое образовательное учреждение, детский сад может предложить сегодня дополнительные платные услуги.

Система дошкольного образования обновляется и содержательно. Детские сады работают по целому спектру новых программ и педагогических технологий, по авторским программам коллективов и отдельных авторов, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Выделяют ряд инновационных движений. Педагоги многих детских садов республики и Ижевска работают по программам: "Радуга" (авт. Т.Н.Доронова), "Развитие" (авт. О.М.Дьяченко), "Детство" (авт. В.И.Логинова), "Детский сад - дом радости" (авт. Н.М.Крылова), "Воспитание и обучение в детском саду" (авт. М.А.Васильева), "Истоки" (авт. Т.И.Алиева), "Гармония" (авт. К.В.Тарасова) и др.

Второе направление инновационного движения - передовой педагогический опыт. Детские сады республики ежегодно участвуют в российских инновационных конкурсах. Так, например, Центр развития ребенка "Улыбка" (пос. Кез) и Республиканский центр развития ребенка вошли в 100 лучших садов России. ДОУ республики и Ижевска ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе "Детский сад года". В этом году впервые Министерством образования и науки УР объявлен Республиканский конкурс "Детский сад года". В Ижевске уже стал традиционным фестиваль авторских проектов и программ. Победителем последнего из них, который завершился в декабре 2004г., стала авторская программа Корняевой Г.А., преподавателя удмуртского языка, "Детям об Ижевске". Детские сады республики ежегодно участвуют в конкурсе инновационных разработок, проводимом в рамках Российского образовательного форума. Так, например, в 2005 г. на Всероссийский этап конкурса прошли проекты 7 ДОУ республики (из них 3 - г.Ижевска).

Значимым событием в дошкольном мире Ижевска стала победа ДОУ NN 196, 240, 191, 96 в Международной программе "Живые голоса истории", посвященной 60-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Преподаватель по иностранным языкам ДОУ N286 Шумская М.Ю. в 2005г. выиграла Международный конкурс " Обучение детей раннего возраста иностранным языкам" и сейчас находится на стажировке в Израиле. Все новые методики и приемы работы с детьми дошкольного возраста применяются и отрабатываются в работе ДОУ - экспериментальных площадках городского, республиканского и российского значения (всего в Удмуртии их около 30).

Сегодня большое внимание в детском саду уделяется развитию национально-регионального компонента - знакомству с национальной культурой и языками. Во многих детских садах созданы комнаты национального быта, в которых совместными усилиями родителей и педагогов собраны предметы старины, начиная с 19 века. В этом направлении активно ведется и работа с родителями: это индивидуальные консультации, совместные праздники, подготовка к различным выставкам (совместная рукотворческая деятельность).


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Спасибо за материал, очень важно с ним познакомить начинающих педагогов.