ФГТ в дошкольном образовании

Фатхутдинова Анастасия Юрисовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обновление содержания дошкольного образования Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО» Гаврилова Елена Николаевна

Слайд 2

Нормативно-правовая база обновления содержания дошкольного образования Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Слайд 3

Типовое положение 1 . Детский сад 2. Детский сад для раннего развития 3. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста 4. Детский сад присмотра и оздоровления 5. Детский сад компенсирующего вида 6. Детский сад комбинированного вида 7. Центр развития ребенка - детский сад 8. Детский сад общеразвивающего вида Новое: ранний возраст, предшкольное образование, совместное образование дети-инвалиды + здоровые дети .

Слайд 4

Анализ действующих (комплексных) программ Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года). Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.

Слайд 5

Выводы 1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления,соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое.

Слайд 6

2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении; 3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;

Слайд 7

4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий); 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%); 3 место – физическое развитие (19-20%). 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).

Слайд 8

5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.

Слайд 9

Обновление образовательных стандартов ФГТ – федеральные государственные требования Идея «Трёх Т» Требования к результатам ОП Требования к структуре ОП Требования к условиям реализации ОП

Слайд 10

4 направления: Физкультурно-оздоровительное (физическая культура, здоровье) Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение художественной литературы) Художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество) Социально-личностное (социализация, труд, безопасность) Федеральные государственные требования

Слайд 11

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность

Слайд 12

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна: Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра .

Слайд 13

Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе , создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Соответствовать принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка.

Слайд 14

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). Формировать такие знания, умения и навыки , которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Слайд 15

Интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодей-ствия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее цело-стность образовательного про-цесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Кругозор Музыка Социализация Безопасность состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Слайд 16

Примерный общий объем обязательной час-ти основной общеобразовательной программы дошкольного образования Структура обязательной части основной общеобра - зовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17% 19-22% 26-29% 33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% 25-30% 25-30% 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% 5-10% 5-10% 5-10% Итого: 44-57% 49-62% 56-69% 63-75%

Слайд 17

Соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов ( примерно по 25% от суммарного объема ) по основным направлениям развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, Художественно-эстетическое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе Чернобай Татьяна Александровна, доцент кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО»

Слайд 2

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:

Слайд 3

П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании» Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Слайд 4

Анализ действующих (комплексных) программ Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года). Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.

Слайд 5

Выводы 1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое.

Слайд 6

Выводы 2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении; 3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;

Слайд 7

Выводы 4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий); 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%); 3 место – физическое развитие (19-20%). 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).

Слайд 8

Выводы 5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.

Слайд 9

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1. Общие положения (кем устанавливаются ФГОТ, в какие сроки пересматриваются, какие программы разрабатываются на основе указанных требований и т.п.); 2. Основные понятия (определены объем и содержание основных понятий, используемых в требованиях с целью уточнения, а также единства их восприятия всеми категориями пользователей); 3. Область применения (кому или в каких случаях необходимо руководствоваться указанными требованиями);

Слайд 10

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4. Функции федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их назначение; 5. Общие требования (требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

Слайд 11

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Содержательные» требования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, образовательные области); 7. Организационные требования – требования, отражающие наличие частей (компонентов) программы, их объема, соотношения и др.

Слайд 12

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность

Слайд 13

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Кругозор Музыка Социализация Безопасность

Слайд 14

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования . В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть , разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса .

Слайд 15

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 16

«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 17

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1 модель – только обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 18

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 19

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 20

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 21

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 5-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 22

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Слайд 23

Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд 24

Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17% 19-22% 26-29% 33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% 25-30% 25-30% 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% 5-10% 5-10% 5-10% Итого: 44-57% 49-62% 56-69% 63-75%

Слайд 25

В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на: совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода; дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).

Слайд 26

Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).

Слайд 27

Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, включает время, отведенное на: непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 28

Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов 18-21% 24-28% 32-36% 41-44% Самостоятельная деятельность детей 25% 25% 25% 25% Взаимодействие с семьями детей 8-12% 8-12% 8-12% 8-12% Итого: 51-58% 57-65% 65-73% 74-81%

Слайд 29

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности; дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;

Слайд 30

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности; дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.

Слайд 31

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Слайд 32

«Самостоятельная деятельность детей» - 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Слайд 33

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна: Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра .

Слайд 34

Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе , создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Соответствовать принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка.

Слайд 35

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). Формировать такие знания, умения и навыки , которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Слайд 36

Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра , которая в образовательном процессе задается взрослым.

Слайд 37

Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников: - «Возрастные особенности детей», - «Физическое развитие», - «Социально-личностное развитие», - «Художественно-эстетическое развитие», - «Познавательно-речевое развитие», - «Психолого-педагогические результаты освоения программы».

Слайд 38

Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., зав.лабораторией дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании»

Слайд 2

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:

Слайд 3

П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании» Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Слайд 4

Анализ действующих (комплексных) программ Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года). Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.

Слайд 5

Выводы 1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое.

Слайд 6

Выводы 2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении; 3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;

Слайд 7

Выводы 4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий); 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%); 3 место – физическое развитие (19-20%). 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).

Слайд 8

Выводы 5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.

Слайд 9

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1. Общие положения (кем устанавливаются ФГОТ, в какие сроки пересматриваются, какие программы разрабатываются на основе указанных требований и т.п.); 2. Основные понятия (определены объем и содержание основных понятий, используемых в требованиях с целью уточнения, а также единства их восприятия всеми категориями пользователей); 3. Область применения (кому или в каких случаях необходимо руководствоваться указанными требованиями);

Слайд 10

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4. Функции федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их назначение; 5. Общие требования (требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

Слайд 11

Разделы проекта Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Содержательные» требования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, образовательные области); 7. Организационные требования – требования, отражающие наличие частей (компонентов) программы, их объема, соотношения и др.

Слайд 12

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность

Слайд 13

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Кругозор Музыка Социализация Безопасность

Слайд 14

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования . В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть , разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса .

Слайд 15

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 16

«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 17

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1 модель – только обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 18

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 19

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 20

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 21

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 5-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

Слайд 22

Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования 6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Слайд 23

Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд 24

Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17% 19-22% 26-29% 33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% 25-30% 25-30% 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% 5-10% 5-10% 5-10% Итого: 44-57% 49-62% 56-69% 63-75%

Слайд 25

В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на: совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода; дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).

Слайд 26

Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).

Слайд 27

Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, включает время, отведенное на: непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 28

Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Возрастная группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов 18-21% 24-28% 32-36% 41-44% Самостоятельная деятельность детей 25% 25% 25% 25% Взаимодействие с семьями детей 8-12% 8-12% 8-12% 8-12% Итого: 51-58% 57-65% 65-73% 74-81%

Слайд 29

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности; дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;

Слайд 30

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности; дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.

Слайд 31

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Слайд 32

«Самостоятельная деятельность детей» - 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Слайд 33

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна: Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра .

Слайд 34

Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе , создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Соответствовать принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка.

Слайд 35

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). Формировать такие знания, умения и навыки , которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Слайд 36

Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра , которая в образовательном процессе задается взрослым.

Слайд 37

Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников: - «Возрастные особенности детей», - «Физическое развитие», - «Социально-личностное развитие», - «Художественно-эстетическое развитие», - «Познавательно-речевое развитие», - «Психолого-педагогические результаты освоения программы».

Слайд 38

Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Большое спасибо за материал