Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ

Фатхутдинова Анастасия Юрисовна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО» Гаврилова Елена Николаевна

Слайд 2

В настоящее время в массовой практике ДОУ используются три основных принципа построения образовательного процесса учебный; предметно-средовый; комплексно-тематический

Слайд 3

Учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие), соответственно учебная деятельность - особая и самостоятельная (наряду с игрой и трудом), а фактически и ведущая деятельность детей. специально организованные занятия основная форма процесса обучения.

Слайд 4

Характеристика учебной модели построения образовательного процесса В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим предметам. В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного предмета.

Слайд 5

Характеристика учебной модели построения образовательного процесса С середины XX века специально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных задач других «предметов» (проведение интегрированных занятий), более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т.п.

Слайд 6

Характеристика учебной модели построения образовательного процесса Однако сущностные характеристики учебной модели при этом остались неизменными - учебный принцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной психолого-педагогической школы, а именно культурно-историческим, деятельностным, личностным подходами к проблеме развития ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, - А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), согласно которым:

Слайд 7

Характеристика учебной модели построения образовательного процесса учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте, ее предпосылки формируются к концу дошкольного детства; предметный принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников (Выготский Л.С.); организация специальных занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности, более того, «они (детские деятельности) либо уступают место обучению на занятиях, либо сами дидактизируются (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.); деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и детей, так как является воздействие, а главной составляющей совместной деятельности - взаимодействие, сотрудничество.

Слайд 8

Мотивация детей 6лет к обучению на занятии личностная (люблю петь, рисовать...); познавательная (люблю, когда воспи­татель рассказывает что-нибудь новое...); эстетическая (люблю слушать красивую музыку, рассматривать красивые картины...); связанная с осознанием детьми своей успешности в чем-либо (люблю лепить, потому что хорошо получается...); связанная с радостью преодоления препятствий, достижением результата (люблю лепить, не получается, стараешься-стараешься, а потом получилось...); связанная с будущей социальной ролью ученика (люблю все занятия, потому что на них мы к школе готовимся...); : случайная (люблю физкультуру, потому что надо тапочки надевать, а мне мама купила новые...).

Слайд 9

Анализ мотивации детей 6лет к обучению на занятии во-первых, в ответах дошкольников, в основном говорится о занятиях не как форме обучения, а о занятиях какой-либо детской деятельностью; во-вторых, мотивы, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения у детей фактически не сформированы, в основном представлены так называемые социальные мотивы, то есть мотивы, связанные «с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой» (Л.И.Божович).

Слайд 10

Предметно-средовой принцип (модель) построения образовательного процесса Главной составляющей предметно- средовой модели является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребенка; соответственно, взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.

Слайд 11

Характеристика предметно-средовой модели построения образовательного процесса одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность ребенка. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды. Одна из сущностных характеристик самостоятельной деятельности - создание предметно-развивающей среды, прародительницей которой являлась предметно-средовая модель организации образовательного процесса. Без современной предметно-развивающей среды как высшей (на данный момент) точки развития предметно-средовой модели, невозможна полноценная организация образовательного процесса в российском дошкольном образовании.

Слайд 12

Варианты комплексно-тематической модели no строения образовательного процесса комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется в специальной коррекционной педагогике. Например, в логопедических группах в течение года изучается несколько тем, которые называются лексическими («Дикие и домашние животные», «Посуда», «Мебель», «8-е Марта», «Перелетные и зимующие птицы и т.д.). Комплексно-тематический принцип в данном случае также реализуется не в «чистом» виде, а в совокупности с учебной моделью: занятие продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

Слайд 13

Комплексно-тематический принцип no строения образовательного процесса Учитывая специфику коррекционно -образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья неправомерно поднимать вопрос о переносе ...существующей комплексно-тематической модели из специализированных групп в массовые: то, что для одних хорошо, для других станет «прокрустовым ложем» того же ознакомления с окружающим миром по определенным темам. При этом мы спровоцируем диктат «интеллектуализации» развития, детей, гонки за объемом содержания, ведущей к перенасыщению информацией. Ребенок воспринимает и даже усваивает предлагаемую взрослыми информацию, но не знает, куда ее приложить в своей жизни. Поэтому он «тащит» этот информационный груз в качестве дополнительной нагрузки.

Слайд 14

Варианты комплексно-тематической модели no строения образовательного процесса Более обоснованной авторам ФГТ (по крайней мере, с точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста) представляется позиция авторов, призывающих строить образовательный процесс по так называемому событийному принципу. Например, авторский коллектив программы «Золотой ключик» организацию «детсадовской жизни» дошкольников на основе событийного принципа считает одним из ключевых. Совместная игра детей и взрослого строится на основе сюжетно- событийного принципа, когда все ее участники включаются в большую игру - проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определенной тематики. Сюжет представляет собой целостный (содержательно завершенный) фрагмент воображаемой жизни, носителями которой являются взрослые, дети и игровые персонажи».

Слайд 15

Варианты комплексно-тематической модели no строения образовательного процесса Несколько иной, подход в программе «Сообщество». Образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов. Каждый проект - это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта - от одного дня до целого года в зависимости от условий реализации и характера темы.

Слайд 16

Варианты комплексно-тематической модели no строения образовательного процесса В программе «Радуга», несмотря на то, что в качестве концептуального положения комплексно-тематический принцип построения o бразовательного процесса не заявляется, четко прослеживается организация образовательного процесса на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций («Утро радостных встреч», «Встречи с интересными людьми» и др.), тематических мероприятий (например, «Создание аквариума» в младшей группе, «Первое кругосветное путешествие под российским флагом» для детей 6-7 лет и т.п.).

Слайд 17

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом Во-первых, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса практически невозможен вне взаимосвязи с принципом интеграции. Полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания. Но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды деятельности.

Слайд 18

Интеграция содержания дошкольного образования состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопро-никновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Слайд 19

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом Во-вторых, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностных интерес детей, обеспечивающей мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Слайд 20

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса программы «Успех» является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни ≪спасибо≫, доброты, друзей и др.); окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.); миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.); традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.); наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.); событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Слайд 21

Задание для практической работы Прочитайте на с.3 циклограмму образовательной деятельности и вариант планирования познавательно-исследовательской деятельности на год Н.А. Коротковой; Спроектируйте на 2 недели примерную тематику, событийность для разных возрастных групп (на основе реализуемой программы); Прочитайте перечень форм работы по разным видам детской деятельности (О.Скоролуповой и Н. Фединой) и примерный вариант плана на неделю во 2 младшей группе по теме «Осень»; Спроектируйте на один день виды деятельности на основе комплексно-тематической модели.

Слайд 22

Домашнее задание На основе анализа реализуемой образовательной программы с ФГТ: К обязательной части Программы (80%) подобрать парциальные программы ; к части Программы, формируемой участниками образовательного процесса – продумать дополнительное содержание (на основе требований ФГТ); Разработать пояснительную записку; Принести ФГТ


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Познавательно для молодёжи