Главные вкладки

    Мотивационные беседы в период адаптации к школе

    Начиная обучение ребенка в 1-м классе, учитель сталкивается, прежде всего, не с проблемой интеллектуального развития, а с проблемами личностной незрелости учеников. Подготовка к школе часто ограничивается работой с интеллектом, а вопрос развития эмоционально-волевой сферы остается открытым. Именно здесь обнаруживается неспособность некоторых детей справляться с первыми трудностями, выполнять требования по усвоению учебных навыков, следовать новым правилам поведения и общения.

    Известно множество приемов, методов адаптационной работы в школе, в которые могут входить:

    - адаптационные тренинги

    - игры на школьные темы

    - совместная выработка правил и норм в классе

    - экскурсии в старшие классы

    - система благодарностей и поощрений и т. д.

    Мне хочется предложить еще один метод работы с классами начальной школы, который я условно называю “Мотивационные беседы”.

    Суть метода заключается в следующем:

    Возникшая проблема оформляется в виде истории, притчи понятной и близкой данному возрасту. Эта история рассказывается классу, вместе с детьми обсуждается и совместно, в конце обсуждения фиксируется в виде какого-либо знака, символа. Этот знак в течение актуального времени висит на доске в классе, и в случае необходимости учитель, не делая замечаний, указывает на тот или иной знак, как бы призывая вспомнить историю и выводы с ней связанные.

    Важно: история в процессе рассказа зарисовывается на доске. Это помогает дополнительно привлечь внимание, создать устойчивый образ, эмоционально окрасить. Необходимо понимать, что все беседы должны отталкиваться от жизненных, актуальных в данное время ситуаций, абстрактная история ребятам не интересна, или вызывает не такие сильные эмоции как опыт “прожитый”, принятый “здесь и теперь”.

    Мотивационные беседы нельзя расположить последовательно, свести в единую мотивационную программу т. к. проблема каждого класса индивидуальна. Зачастую одна и та же проблема проявляется в разных классах в разное время. Все беседы возникли экспромтом на развивающих занятиях, при проявлении той или иной проблемной ситуации.

    Психолог должен организовать подкрепление созданных образов в учебной деятельности, для этого необходима помощь и поддержка учителей. Иначе эффективность такого метода будет минимальной.

    Ниже я приведу примеры нескольких бесед помогающих решить некоторые проблемы периода адаптации.

    Мотивационная беседа “Два пловца”.

    Беседа была проведена после того, как в классе появились дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся, под разными предлогами, выполнять “сложные” задания, проявляющие неуверенность даже в простых заданиях.

    Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высоко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хорошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот, однажды, к Великому Пловцу подошел маленький человек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Не знаю. Этот маленький человек сказал: “Можно я попробую прыгнуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!”. “Пожалуйста!”, - сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех кто стоял на бортике. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез из воды и побрел прочь. Было не понятно, толи это слезы на лице, толи это вода ещё не успела высохнуть. И тогда к маленькому человеку подошел Великий Пловец и сказал: “А знаешь, я тебе завидую!”, “Вы, Великий Пловец, завидуете мне?!”, “Да! У тебя впереди много радости, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты можешь уйти. Я понимаю – неприятно, когда над тобой смеются”. Маленький человек остался. Сколько прошло времени, я не знаю. Может год, может больше. Маленький человек занимался у Великого Пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот, настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо вошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.

    После, важно обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значение. К созданному образу привязывается лозунг: “Ошибаться не страшно – страшно боятся ошибок”. Обсуждая знак, можно обратится к школьникам: “Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от неудач – посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке”.

    Мотивационная беседа “Дедушка и мальчик”

    Беседа проводилась с ориентацией на детей, деятельность которых зависит от постоянного подкрепления взрослого. В классе появились ребята, постоянно переспрашивающие учителя, даже тогда, когда работа не требовала больших усилий. Начало работы, переход с одной деятельности на другую сопровождалось большим количеством вопросов по ходу.

    Жили-были в одной деревне, Дедушка, вот он у нас какой! Сгорбленный с палочкой, и Мальчик, вот он. Однажды пошли Дедушка и Мальчик гулять. Гуляли они, гуляли и дошли до речки, а у речки два мостика. Как вы думаете, кто раньше перейдет на другой берег? Правильно – Мальчик. Он быстро пробежал по мостику, едва касаясь поручней. А Дедушка будет идти долго. Шаг ступит, перехватит поручень, ещё шаг ступит, перехватит поручень и т.д.

    А теперь, представьте, что это не Мальчик и Дедушка, а ученики одного класса. Река это знания, мостик это ваши учебники, тетради и т.д., поручни это помощь учителя. Быстрый Мальчик это ученик, который самостоятельно учит, читает, выполняет задания. Конечно, он обращается к учителю, хватается за перила, но только когда действительно трудно. Дедушка это ученик, который все время просит помощи, даже если задание ему по плечу. Все время спрашивает и переспрашивает, боится начать дело, не ухватившись за поручни, и теряется, когда нет помощи учителя.

    Как вы думаете, кто из них быстрее преодолеет реку знаний и придет к пятерке? Правильно – ученик, который не боится быть самостоятельным, который не цепляется за перила от страха, а смело идет по мостику, изредка помогая себе. Давайте с вами договоримся – теперь на уроках если учитель знает что вы можете выполнить задание самостоятельно или что-то ещё умеете делать сами, то он показывает вам на этот значок. А вы уж постарайтесь справиться, бегите к пятерке сами!

    Мотивационная беседа “Птица и птенцы”

    Необходимость беседы была продиктована нарушениями правил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей.

    Посмотрите, ребята, что я сейчас нарисую – вот дерево, на дереве, посмотрите… Что это? Правильно гнездо. А в гнезде, посмотрите – маленькие птенчики. А вот взрослая птица, наверное, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы накормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, и мама кладет туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенчики голодают и могут даже умереть. Почему? Потому что каждый птенец стремится получить от мамы больше еды, от этого зависит его жизнь. И они стараются – шире открывают клюв, толкаются, лезут в первые ряды, оттирая других.

    А теперь, представьте, что птенчики это вы, ученики, птица – конечно учитель, пища – это знания, которые дает вам учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их мозгам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу! Кому-то из вас нужно время чтобы подумать, собраться для ответа, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получить его в виде подсказки из класса. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые резвые. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу – возможности думать.

    Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот знак, это значит нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

    Мотивационная беседа “Нехочуха”

    Беседа продиктована необходимостью целенаправленного формирования позиции школьника, произвольной регуляции поведения. Направлена прежде всего на школьников испытывающих трудности в организации учебной деятельности, саморегуляции поведения.

    Ребята! Сейчас я расскажу вам историю про двух человечков.

    Говорят что в каждой девчонке, в каждом мальчишке живут 2 маленьких человечка. Вот они какие, посмотрите. Один человечек очень весёлый, озорной и называет он себя – Озорник. Озорник думает: “как хорошо играть, гулять, смотреть телевизор, спать-отдыхать”. Другой человечек тоже всегда весел, зовут его Помощник. Помощник думает: “как хорошо почитать книжку, помочь маме по дому, сделать вовремя уроки”. Эти два человечка большие друзья. Посмотрите – они держаться за руки, улыбаются, они умеют договариваться. Озорник говорит другу: “давай сейчас побегаем, поиграем”. И тогда мальчик или девочка от души веселятся, играют в разные игры. Потом Помощник говорит: “нужно помочь маме, сделать уроки”. И мальчик или девочка тут же берутся за работу. Так и живут наши весёлые человечки в мире и согласии.

    Но иногда случается и такое – мальчик или девочка начинают вдруг прислушиваться только к желаниям Озорника. От этого Помощник может заболеть, он становится тихим, незаметным, совсем, совсем маленьким. Всё чаще и чаще исполняются желания Озорника и реже Помощника. И если это происходит очень долго, то незаметно Озорник превращается в Нехочуху, а Помощник исчезает совсем. Нехочуха не привык ни кому уступать, Нехочуха делает только то, что ему нравится, Нехочуха ни кому не помогает и сам не любит ничего делать, это уже не милый Озорник, с которым мы познакомились вначале нашей истории, это НЕХОЧУХА. Вот он какой посмотрите! Нехочуха шепчет мальчишке или девчонке на ушко: “Не помогай никому!”, “ Это трудно, лучше пойдём играть”. И каждый раз неприятно смеётся, когда ему удаётся исполнить свои желания.

    Нехочуху победить очень трудно, нужно научится говорить “нет” желаниям Нехочухи, нужно суметь найти и поддержать своего Помощника. Бороться с ним нам поможет вот этот знак, он говорит о том, что где-то в классе у кого-то появляется Нехочуха. Если учитель это увидит, он повесит этот знак на доску, а вы прислушайтесь к себе вдруг Нехочуха рядом и шепчет вам свои желания.


    Автор: педагог-психолог Глазунов Д.А.

     

    Комментарии

    Илюхина Юлия Владимировна

    Спасибо Вам за такие чудесные истории! Распечатаю и прочитаю своему сыну! Как вовремя мне попалась Ваша статья - я ломаю голову, что же делать, как помочь ему справиться с неуверенностью, с нежеланием доводить до конца дело, которое не получается с первого раза, с "нехочухой" внутри. Ведь эти "мотивационные беседы" можно применить не только к выполнению школьных заданий, но и любых других дел, требующих произвольности поведения. Адаптирую немного (в школу ему только через год) и прочитаю)

    Здравствуйте. Огромное спасибо за интересную статью! Мне очень понравился предложенный Вами метод, я обязательно использую его в своей работе. Хотелось бы иметь больше видов таких бесед. Можно ли найти эту информацию и где? Ещё раз спасибо!

    Лариса Станиславовна Фурман

    Интересно, думаю Вашу идею можно использовать и с дошкольниками.

    Есть необыкновенная, замечательная книга М.А. Андрианова "Философия для детей (в сказках и рассказах)". Для родителей и педагогов. В ней приведено более 100 бесед с детьми на самые разные темы. После каждой беседы есть вопросы, которые интересно обсудить с детьми. Вот ссылки на страницы, где можно скачать книгу:
    1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/11/27/filosofiya-dlya-detey-v-skazkakh-i-rasskazakh
    2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/09/kniga-filosofiya-dlya-detey

    Метлицкая Антонина Александровна

    Очень актуальная статья. Спасибо автору. Мотивационные беседы- это как раз то что можно реально воплотить в наше время, во внеурочной деятельности.
    Впереди у меня- первый класс. С февраля месяца уже познакомилась со своими будущими первоклассниками, дети современные, спокойно воспринимают наступление нового периода жизни- "школьная деятельность" Больше переживают родители.
    Размышляю, а можно ли использовать этот метод и материал в первые дни обучения первоклассников (при адаптации) как открытые занятия, с приглашением родителей, чтоб снять тревогу в первую очередь у них? или это будет не педагогично?

    Рефатова Лейля Шевкетовна

    Работаю в специальной школе-интернате. Статья актуальна и для нашей категории детей. Сказки, да и сама идея мотивационных бесед, помогут нам в работе с ребятами не только 1 класса. Спасибо за интересный материал.

    Межлумова Римма Аббасовна

    Совершенно согласна с автором.Браво! Также применяю эту методику.

    Поткина Мария Николаевна

    Очень ценный материал! А сами беседы просто находка! большое Вам спасибо за предоставленный материал!

    Ларионова Ольга Владимировна

    Спасибо за поучительные истории. Воспользуюсь материалом, так как у меня подготовительная к школе группа в детском саду, да и мой сын на следующий год идет в школу. Очень пригодится.

    Коннова Наталья Борисовна

    Спасибо большое! Всегда не хватает лично мне знаний психологии ребенка. А здесь все тебе на блюдечке, спасибо еще раз. Такие хорошие поучительные истории, мотивационные беседы и даже указаны, чем они были продиктованы: нарушениями правил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей, тем, что в классе появились дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся, под разными предлогами, выполнять “сложные” задания, проявляющие неуверенность даже в простых заданиях и т.д. Конкретно и четко, все ясно, точно и понятно.

    Черноволосова Светлана Петровна

    Очень нужный материал, мне понравился, спасибо!

    Дополню в свою копилку адаптационных приемов. Это же актуально и для индивидуальной работы с детьми, находящимися в конфликте. Так уж случилось что истории мы любим больше чем нравоучения. И дети не исключение.Спасибо за материал

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Хороший материал.