Знакомьтесь: ТРИЗ-педагогика

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги Анатолия Грина «ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей». До 2 мая её можно бесплатно скачать по ссылке http://www.trizway.com/art/renewal/527.html. После 2 мая книга будет передана в издательство для печати и не будет распространяться в свободном доступе.

О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14—15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале — новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость — она достижима.

***

Как учить?

Правило 1: удивление предшествует познанию

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на неза­данные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? За­крывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слу­шать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое проис­ходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

***

Правило 2: знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятель­ности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём реше­ния открытых задач.

***

Глава 2. Открываем мир открытыми задачами

Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15—16 лет. Обсуждаем такую задачу:

Странная провокация

Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а па­сутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпры­гивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящего­ся недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.

Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — 3 во­проса, не больше. Я отвечаю:

— Газели так поступают, когда рядом только один лев?

— Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

— А среди других похожих животных наблюдается такое явле­ние?

— Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

— А как далеко находится хищник?

— Типовой дистанцией можете считать 20—30 метров.

Теперь разбиваемся на мини-группы по 4—5 человек и ищем ги­потезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем осо­бенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от сла­бых.

— Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью?

После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

— А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

— Кстати, — продолжаю я, — является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, редким? Можете ли вы привести и другие по­добные примеры? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка — вполне типовая открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.

Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?

Умению толково задавать вопросы? — Да.

Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? — Да.

Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т.д. гипотезы? — Да.

Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? — Да.

Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? — Да!

Умению самостоятельно выражать свои мысли? — Да.

Новым знаниям? — Да.

Умению искать информацию в окружающем мире? — Да.

Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называе­мую гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках — силь­ный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией — разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?

 

Комментарии

Свинина Любовь Геннадьевна

...Именно это требуется "человеку в современном мире"!!! Полностью согласна с автором!!! Вспомните себя в школе - когда Вы лучше усваивали материал? Именно тогда, когда он выходил за рамки традиционного урока!!!

Ячменева Юлия Викторовна

Я знакома с этой педагогикой. Стараюсь использовать некоторые приемы в своей работе.Искала книгу - не купить! Читала в интернете. С удовольствием куплю эту книгу!

Падалкина Елена Михайловна

Спасибо! Очень интересные размышления. Хотя всё новое - это хорошо забытое старое в современной интерпретации.

Ченикалова Ольга Ивановна

Я не знакома с ТРИЗ-педагогикой. Прочитала отрывок из книги,есть над чем подумать.

Сёмина Вера Викторовна

Впервые прочитала о ТРИЗ - педагогике. Хочется узнать о ней поподробнее. С удовольствием почитаю книгу Анатолия Грина.

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересно.

Милитдинова Антонина Минзаировна

Я знала об этой педагогике, но забыла.спасибо, что напомнили

Полностью согласна с Еленой Михайловной. «Всё новое - это хорошо забытое старое в современной интерпретации». Я уверена, каждый учитель применяет её, хотя бы частично.

Куфарова Лариса Сергеевна

Спасибо, очень интересный прием. В дошкольной педагогике мы её тоже используем. Называется постановкой проблемы. Подскажите, пожалуйста. а для дошкольников есть разработанные ТРИЗ методики?

Евдокимова Мария Евгеньевна

есть. и занятия очень интересные. потому что мышление дошкольников не ограничено нормами обучения в школе. не забито условностями.

Лариса Станиславовна Фурман

Встречалась с методиками этого направления. И в дошкольной программе тоже используется много ТРИЗовских заданий. Когда стала смотреть эту тему в интернете, удивилась, как много заданий, кажущихся нам классическими, традиционно используемыми, как раз соответствуют положениям ТРИЗа.

Сторожева Галина Меркурьевна

Замечательную технологию ТРИЗ воспитатели широко используют в детском саду. Приносит положительные результаты на занятиях по познавательному и речевому развитию.

Татьяна Михайловна Захарченко

Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среды, свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности, а также дидактического принципа «Docento discimus» («Уча, учимся сами»).

Недосекина Наталья Александровна

ТРИЗ - технология пользовалась большой популярностью в конце 80-х в обучении дошкольников, очень интересная технология, хорошо что она возвращается и ее применяют в работе с подростками.

Колесникова Светлана Николаевна

Согласна полностью с автором статьи.Элементы технологии ТРИЗ мы используем в детском саду: "системный оператор", "метод фокальных объектов" и др. Данная технология учит детей и педагогов мыслить нестандартно, смело, самостоятельно!

Мухановская Елена Васильевна

ТРИЗ актуален и по сей день в детском саду. Мы каждый день ищем противоречие во всём, учим детей неординарно мыслить, искать свои пути решения, через практические действия находить свой ответ на поставленный вопрос.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Хорошая книга. А про технологию и говорить много не стоить - великолепная рабочая технология!

Лариса Станиславовна Фурман

Прекрасная методика. Развивающая и очень продуктивная. Жаль, что поздно увидела пост, не успела скачать книгу.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Сейчас есть множество пособий по это технологии, и методические руководства и сборники конспектов и задач.

Барашева Ирина Анатольевна

Теперь хочу купить книгу! Спасибо! К своему стыду слышу информацию о ней впервые.

Владимирова Татьяна Федоровна

Спасибо за возможность осуществлять собственный рост.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

ТРИЗ актуален! Возьмём Правило 1: удивление предшествует познанию. Ведь это действительно так!