Школа для родителей

Важнейшим элементом нашей школьно-семейной системы воспитания является родительская школа. Она создана для того, чтобы отцы и матери овладели хотя бы азами педагогических знаний, и состоит из семи групп:

1) молодожены, у которых еще нет детей;

2) родители дошкольников;

3) родители учеников I-II классов;

4) родители учеников III-IV классов;

5) родители пятиклассников;

6) родители учеников VI-VII классов;

7) родители учеников VIII-X классов.

Для каждой группы коллектив учителей определил программу, рассчитанную на 30 часов ежегодно (по два занятия ежемесячно, каждое занятие - полтора часа).

Мы прекрасно знаем каждую семью, каждого отца и мать. Почти все молодожены нашего села-это наши бывшие ученики. Среди отцов и матерей наших нынешних школьников - половина бывших выпускников. Это обстоятельство, характерное для нашего села, придает избранным нами формам педагогического образования родителей особо благоприятную атмосферу. По нашему глубокому убеждению, эта работа - самая нужная и самая важная среди всех других обязанностей директора школы. На нее уходит больше половины всего времени. Мы не верим ни в какую систему общественного воспитания без индивидуального воспитания человека в семье, без нравственной преемственности поколений.

Особенно большое внимание уделяем мы работе с родителями дошкольников. Мы учим отцов и матерей, как до поступления ребенка в школу предотвращать нервные заболевания, как воспитывать чувства, развивать умственные способности и речь, в чем заключается трудовое воспитание и самовоспитание маленького ребенка. Специальные лекции посвящаются темам: отец и сын, мать и дочь, семья как школа человеческих взаимоотношений. Наш педагогический коллектив имеет право сказать без опасности преувеличения: тем, что у нас, педагогов, есть свободное время для богатой духовной жизни; тем, что уже в начальных классах наши дети хорошо читают и пишут; тем, что у детей не угасает интерес и любовь к знаниям, науке, школе, книге, учителю, - всем этим мы в большой мере обязаны родителям дошкольников и учащихся младших классов.

Уже в течение многих лет наши дети в дошкольные годы с помощью отца (прежде всего), бабушки, дедушки, матери, старших братьев и сестер учатся дома читать. Придя в I класс, они бегло читают. Раз в неделю мы собираем их в школу, проводим с ними занятия по развитию речи, ведем в сад, в лес, на берег реки. А на занятиях дошкольной группы родительской школы мы рассказываем отцам и матерям, как учить детей читать, открывать перед ними окружающий мир, развивать речь и мышление, воспитывать чувство красоты.

Может быть, кое-что из того, что делают отцы и матери, дедушки и бабушки по воспитанию детей-дошкольников, можно было бы сделать и в общественном воспитательном учреждении (детский сад). Но, во-первых, дошкольные воспитательные учреждения в селе работают не круглогодично и не все родители отдают в них своих детей. А, во-вторых, - это самое главное - эффективность воспитания во сто крат возрастает, если воспитатель отец, мать, бабушка, дедушка. Опыт показал нам, что для духовного общения, без которого немыслимо воспитание ребенка отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, необходима деятельность, и этой деятельностью в дошкольные годы становится не только игра, но и обучение грамоте. Там, где обучение чтению сочетается с игрой, шестилетний ребенок буквально в течение двух месяцев овладевает грамотой. А уж отца, научившего читать, сын никогда не забудет.

Сельская семья - это нередко сложная семья, и в ней лучше всего решается проблема преемственности поколений. С малых лет ребенок осмысливает нравственные критерии на собственном опыте. Именно в сложной семье воспитывается высокая культура человеческого общения. Для ребенка бабушка и дедушка являются живым воплощением человеческого достоинства. Он учится уважать достоинство человека задолго до того, как осмыслит это понятие в качестве морального критерия. Уход ребенка за больным стариком - один из ничем не заменимых уроков человечности и моральной зрелости. Заботясь о бабушке и дедушке, ребенок впервые задумывается, что он не всю жизнь будет ребенком, что придут к нему и зрелость и старость. Это убеждение настолько сильный источник моральной культуры и человеческой мудрости, что только там, где он есть, человек уже в годы детства и раннего отрочества обретает исключительно ценную черту - видение человеческой беды, горя, невзгод.

Одно из самых серьезных несчастий школьной жизни - детское горе, возникающее в результате того, что ребенок чувствует себя не способным хорошо учиться. Для духовного мира ребенка - это целая трагедия. Вместе с родителями мы добиваемся того, чтобы в школьной жизни детей не было ни одного несчастья. Мы стремимся к тому, чтобы ни один родитель не требовал от своего ребенка невозможного; если школьник не может пока учиться на «5» и «4» (а некоторые и вообще никогда не смогут учиться на «5» и «4»), то требовать от них высокой успеваемости - это значит ломать детскую душу, толкать на обман и лицемерие. Только взаимное доверие - вот какого отношения к школе и учителю, к отцу и матери нам удается достигнуть. Ребенок сам записывает в дневник свои оценки, в конце недели учитель просматривает и подписывает дневник.

Изучая каждого ребенка, мы вместе с родителями определяем, каким путем он может достигнуть максимального успеха в учении, чтобы почувствовать себя счастливым. Без успеха же невозможно учение; если у ребенка и сегодня и завтра неудачи - в его душу приходит трагедия. Ведь это же ребенок. В кажущемся парадоксальным с первого взгляда выводе - чтобы школьник успешно учился, помогайте ему добиваться успехов, - глубокий смысл. Эту мудрость должны обрести не только педагоги, но и родители.

Традиция сельской жизни - люди просыпаются ни, свет ни заря, рабочий день начинается очень рано. Поэтому мы большое внимание уделяем вопросам организации умственного труда школьников. Мы разъясняем, когда должен начинаться рабочий день младшего школьника, среднего и старшего. До ухода в школу, как правило, ученик начальных классов работает утром над домашними заданиями 30-40 минут, ученик средних классов - час-полтора, ученик старших классов - полтора-два часа. Это одна из тех деталей нашей школьно-семейной системы воспитания, благодаря которой у школьников воспитывается отношение к учению прежде всего, как к серьезному необходимому труду. Отец и мать поднимаются рано, так требует труд, - я тоже поднимаюсь, надо трудиться. Такое отношение к учению является важным условием формирования нравственных критериев. В связи с тем, что рабочий день школьника начинается рано, он и кончается раньше: ребенок рано ложится спать. Вторая половина дня у него не загружена выполнением домашних заданий. Почти все, что надо сделать, он делает до уроков.

Школьно-семейная система воспитания рождает новые традиции. Одной из наиболее ценных наших традиций является отношение к книге, как к важнейшей духовной ценности семьи. Много лет назад началась интересная работа по созданию семейных библиотек. Поступал ребенок в школу - в честь этого события родители приобретали несколько книг. В некоторых семьях уже были библиотеки - в день поступления ребенка в школу библиотека пополняется новыми книгами.

На занятиях родительской школы мы убеждаем отцов и матерей: книга - основа интеллектуальной культуры семьи; от того, какое место занимает книга в духовной жизни родителей, зависит умственное развитие, интересы ребенка, его отношение к культурным ценностям. Ежегодно стал отмечаться общешкольный праздник книги, который постепенно превратился в общесельский праздник. Председатель колхоза или секретарь партийной организации вручает в этот день премии - книги - лучшим юным труженикам: пионерам и комсомольцам, отличившимся на работе в дни летних каникул. Родители дарят книги своим детям.


Автор: Сухомлинский В.А. "Мы сельские учителя" (часть1, часть 2) // Сов. педагогика. - 1968. - № 6


 

 

Комментарии

Гусарова Анастасия Владимировна

К сожалению,как показывает практика, в наше время надо учить не только детей быть учениками,но и взрослых быть, ответственными за судьбу своих детей, родителями(((

Мелешко Олеся Геннадьевна

Абсолютно согласна с Анастасией! Увы, современные родители всяческими путями пытаются переложить ответственность за судьбу, воспитание своих детей на чужие плечи.

Архипова Ирина Александровна

Очень полезная и интересная статья.

Спасибо за проблемы поднятые в статье. Хотелось бы акцентировать внимание коллег на то, что в системе коррекционного образования эти проблемы стоят гораздо острее. Как ни где тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса - залог успешного результата - воспитания, обучения и успешной социализации детей с ОВЗ.

Зацепин Валерий Валерьевич

С той поры (1968 г.) ситуация в социуме изменилась. Актуально, но я бы добавил проблему не умения, а порой и не желания родителей заниматься своими детьми. Есть желание надеяться на волшебство в школе.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Увы.. сейчас традиции иные... читающих детей мизерное количество. Авторитет родителя: модные гаджеты. одежда из последней коллекции.. чем дороже подарки -тем больше любви. И так далее. Оболочка красивая - значит все хорошо.

Цыпкина Тамара Валентиновна

Да, это суть! И притча говорит правду. Сколько учителей отдают себя детям, именно детям! А сколько мы получаем радости и благодарности от своих учеников.