Главные вкладки

    Мы сельские учителя

    «Учитель издавна был самым уважаемым на селе человеком. Перед ним снимал шапку каждый крестьянин. Почему же в наши дни можно услышать: учитель не пользуется на селе таким уважением, как раньше? Самое дорогое для сельского учителя - уважение и почитание среди родителей. Берегите как бесценное богатство эту тонкую и хрупкую вещь. За сорок лет работы в школе я ни разу не ходил к родителям школьников с просьбой «принять меры». Если и шел к отцу-матери, то только для того, чтобы принести радость: «Ваш сын хорошо учится... Ваш сын уважает людей и дорожит честью семьи».

    С тех пор как мы слушали это завещание одного нашего товарища, уходившего на заслуженный отдых, прошло много лет. Изменилось село, изменились люди. В течение последних двадцати лет среднее образование получили полторы тысячи наших односельчан. Изменились отцы и матери, изменились бабушки и дедушки.

    Конечно, это хорошо, что интеллектуальный уровень семьи сельского жителя неизмеримо возрос, что в графе классного журнала «специальность родителей» мы все чаще пишем: инженер, техник, механик, плановик, экономист... Но в этих условиях повышаются и требования, которые ставит жизнь перед сельским учителем и педагогиче­ским коллективом в целом.

    Издавна в селе, в частности у нас, на Украине, в народе живет хорошая традиция: в воспитании и обучении детей отец, мать, видят свой важнейший гражданский долг. Издавна требования к ученику, его отношение к учителю, дисциплина, прилежание, успеваемость держатся на такой очень важной вещи, как честь и достоинство семьи. Мы придаем исключительно большое значение тому, например, что, если на родительском собрании учитель сказал: такой-то ученик плохо учится и не проявляет надлежащей старательности,- это становится известно всем. Разговоры о нерадивом ученике начинают обычно так: «Кто его родители? Какие они люди? Как они трудятся?»

    Глубоко коренящаяся в народной педагогике традиция чести и достоинства семьи накладывает отпечаток на многие методы и приемы работы сельского педагога. Мы, например, никогда не идем в семью сообщать о плохой успеваемости сына или дочери. Не учитель идет к родителям, а родители - к учителю, если он не приходит к ним с доброй вестью. Мы никогда не говорим ученику: ты ленивый, нерадивый, - если эти качества в какой-то мере зависят от семейного воспитания. О лени, нерадивости ученика в таких случаях мы говорим только с родителями и только в индивидуальной беседе: «Ваш сын ленив, нерадив; понимайте эту характеристику так, что сын - зеркало отца».

    Для того чтобы хранить и развивать, углублять и обогащать лучшие традиции народной педагогики, необходимы определенные условия. Необходим специальный труд всего педагогического коллектива. Почему издавна крестьянин кланялся учителю? Потому что учитель был самым образованным человеком в селе. Для того чтобы мы, педагоги, пользовались уважением, чтобы наш авторитет был непререкаемым, нам нужно быть самыми образованными, самыми богатыми по интеллектуальному кругозору людьми в современной деревне. Потеря педагогического и общественного авторитета начинается с урока, с повседневного труда. Многолетний опыт убеждает меня в наличии одной очень важной закономерности: чем дольше работает сельский учитель, по специфике своего труда оторванный от научных центров, библиотек, хороших научных лекций, чем значительнее его методический опыт, тем больше опасность его духовного окостенения. А отсюда и потеря общественного, гражданского авторитета.

    Такой учитель уже не воспитатель прежде всего потому, что он не настоящий учитель. Условия же сельской жизни, ее традиции, взаимоотношения школы и семьи в селе таковы, что педагог не только воспитатель детей, но в большой мере и воспитатель родителей, семьи, как одного из краеугольных камней, на которых держится школа. Чем дольше работает безвыездно в одном селе учитель, чем значительнее его опыт, чем легче ему, казалось бы, владеть материалом, который он дает ученикам, тем труднее работать с таким учителем руководителю школы - труднее в том смысле, что с каждым годом все более острой для него становится необходимость приведения своего практического опыта в соответствие с новыми теоретическими знаниями. Современность знаний сельского педагога - это одно из важнейших условий того, чтобы учитель, школа были ведущим началом в системе школьно-семейного воспитания. Без интеллектуального первенства педагога невозможны ни его авторитет перед семьей, ни то воспитание знаниями, образованностью, интеллектом, которое устанавливается в школе, когда педагог - образец.

    Есть два условия постоянного духовного обогащения учителя - это время и книги. Я знаю немало хороших и еще больше плохих сельских школ, знаю, как трудятся и чем живут хорошие и плохие учителя, и имею моральное право сделать вот какой вывод: чем больше сил и времени отдает учитель непосредственной, каждодневной своей работе, чем больше сидит в школе, тем больше у него непреодолимых трудностей, тем труднее ему как воспитателю. Эта закономерность вытекает из самой природы нашего труда. Постоянная отдача одного и того же духовно опустошает человека.

    Где же резервы свободного времени? Общего решения здесь, очевидно, нет, но хочу сослаться на опыт нашей школы. Прежде всего, мы не преувеличиваем роли всевозможных собраний, заседаний, семинаров. У каждого учителя только один день в неделю есть какая-то работа в школе, кроме его уроков. Остальные дни свободны. Родители, партийная организация говорят: «Зачем вам ходить по бригадам читать колхозникам газеты - мы теперь сами умеем и газеты читать, и политинформацию проводить; главное, о чем мы вас, педагогов, просим - хорошо учите и воспитывайте наших детей, учите и нас, родителей, воспитывать своих детей».

    Мы не идем к родителям жаловаться на учеников, не проводим родительских собраний - «проработок» неуспевающих. Мы следим за тем, чтобы после уроков никто без надобности не засиживался в школе. Окончились уроки - все идут домой. Условия позволяют нам внеклас­сную работу проводить в специально выделенное время. Внеклассная работа в основном построена на принципе самодеятельности: старшие ученики руководят младшими. В сельской школе этот принцип имеет особое значение, поскольку трудовая жизнь ребенка в подавляющем большинстве семей начинается рано. Поэтому мы заботимся и о том, чтобы гражданский опыт приобретался как можно раньше.

    Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учителя приходили в школу в выходной день, устраивали так называемые клубы выходного дня, развлекали учащихся. О соразмерности досуга и труда детей, и особенно подростков, юношей и девушек, у нас, сельских педагогов, свое особое мнение. Не должно быть досуга как бездельничанья, как поиска способа где-то провести свободное время. Досуг должен быть творческой духовной деятельностью.

    Источником свободного времени является и то, что, читая, повседневно обогащая и пополняя свои знания, мы создаем духовную основу для хороших уроков вообще. Творческая подготовка к уроку не там, где учитель долгие часы сидит над конспектами. Это не творчество, а каторжный труд. Педагогическое творчество там, где хороший урок требует 15-20 минут непосредственной подготовки и многих лет повседневных, вдумчивых чтений и размышлений.

    Чем дольше работает учитель, тем больше ему требуется времени для такого чтения. Да и годы дают себя знать: после 20-25 лет педагогического труда необходимо значительно больше времени для отдыха. Именно в зрелые годы, когда приобретаемый учителем опыт имеет большое значение как духовное богатство коллектива, ему надо затрачивать на непосредственную подготовку к урокам значительно меньше времени, чем на чтение. Его творческая лаборатория имеет ту особенность, что с каждым годом у него накапливается дидактический и теоретический материал, в дальнейшем облегчающий подготовку к урокам, с каждым годом освобождающий все новое и новое время для чтения.

    Кое-кто представляет себе работу сельского педагога так: началось лето, он с раннего утра до позднего вечера на колхозном поле вместе с учениками. Очевидно, подобные явления еще и по сей день можно встретить, но по существу это изжившая себя система организации труда учителя. У нас, например, целое лето на школьном учебно-опытном участке, в саду, на пасеке, на винограднике кипит интересный труд школьников, всегда здесь можно увидеть и учителя. Но все спланировано таким образом, что отпуск учителя принадлежит только ему.

    Интеллектуальному росту учителей, постоянному обогащению их знаний способствует то, что и в педагогическом, и в ученическом коллективах господствует дух уважения к книге. Книга - первый и главный источник нашего духовного богатства. Пополнение школьной библиотеки - предмет постоянного нашего внимания. Если бы не специальная воспитательная работа, направленная на то, чтобы ученики читали необязательную литературу, если бы первым помощником на­шим не была семья - учение было бы для наших школьников тяжелым бременем, и все силы и время педагогов шли бы на то, чтобы заставлять их учиться антипедагогическими средствами, и семья превратилась бы в дубинку, карающую лодырей и нерадивых, вызывающую отвращение и к учебе, и к школе, и к книге, и к родителям. А книга делает очень многое: она побуждает к учению.

    Благодаря тому, что в центре внимания стоит воспитание желания учиться, мы избавлены от печальной расточительности времени: необходимости тратить его на дополнительные занятия с отстающими после уроков или, проще говоря, брать школьника за руку, вести его в класс, сидеть с ним, заставлять его учить учебник.

    Гордостью являются наши личные учительские библиотеки. Каждый педагог постоянно пополняет свою личную библиотеку не только потому, что мы живем вдали от культурных центров. Личная библиотека необходима человеку интеллектуального труда так же, как музыканту - инструмент. Особой, играющей исключительную роль сферой духовной жизни педагога является его жизнь в мире книг. У каждого педагога в его личной библиотеке большое и самое почетное место занимают книги по его специальности. Ничто так не воспитывает у школьников интерес и любовь к знаниям, науке, книге, школе, как ум учителя. Если у педагога есть богатая жизнь в мире книг, он чувствует себя господином, царем в своем предмете. Настоящий педагог в своей личной библиотеке должен иметь книги специально для того, чтобы давать их читать своим питомцам. Один разговор с учеником у книжной полки, обмен мнениями о прочитанном, как правило, эффективней многих собраний и заседаний.


    Автор: Сухомлинский В.А. "Мы сельские учителя" (часть 1, часть 2) // Сов. педагогика. - 1968. - № 6


    Иллюстрация: художник Григорьев Сергей Алексеевич (1910-1988) "Сельская учительница.", 1978.


     

     

    Комментарии

    Скороходова Ксения Владимировна

    Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодотворное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.
    (Мария Монтессори- итальянский педагог)

    Очень жаль, что дети перестали читать. И что родители, даже если хотят, не всегда могут приучить детей к чтению. Конечно же вина здесь не родителей, а средств массовой информации и засилья гаджетов. "Зачем читать?Я лучше посмотрю это!" - говорит ребенок в начальной школе. Только в детском саду мы еще можем увлечь детей интересными книгами с красивыми иллюстрациями. Но здесь тоже нужна личная заинтересованность педагога, чтобы дети увидели ее. Педагог должен быть влюблен в книгу, должен уметь читать выразительно и эмоционально, должен привить своим воспитанникам уважительное уважение к хорошей книге. Тогда, может быть, в школе состоится и будет эффективен "один разговор с учеником у книжной полки"...

    Коваленко Ольга Анатольевна

    Хорошая статья! Особенно понравился вопрос - где резервы свободного времени?

    Насырова Галия Гелемхатовна

    Статья очень хорошая. Спасибо. Престиж учителя и его авторитет очень важен и в наше время. К сожалению в наше время стараются заменить учителя компьютерами. Это очень обидно.

    Соцкова Ольга Алексеевна

    Учитель шёл к родителям своих учеников, чтобы сказать хорошие слова про их ребёнка, "принести радость", а не с просьбой "принять меры". Потому и уважали, и ценили. Учителя сам справлялись.

    Смирнова Валентина Николаевна

    Неправда! Раньше ругали больше, чем сейчас, а ученики хулиганили меньше! И, несмотря на это, учителя уважали!

    Дугарова Цыпылма Дашинимаевна

    Статья актуальна. Чтение должно быть всегда на первом плане. У меня до сих пор в своей домашней библиотеке имеются мои книги-помощники. А в класс храню коллекцию книг серии Я познаю мир", дети всегда читают на перемене.

    Худоногова Алена Владимировна

    Очень понравилась тема обсуждения. Думаю в будущем станет темой самообразования.

    Кошелева Лидия Анатольевна

    Тема чтения в семье-проблема современного времени. Родители не читают, и дети не будут читать!

    Провела в своём классе (7) опрос среди учеников "читаете ли вы?". 90% процентов детей ответили, что нет, потому что нет свободного времени. (Возможно, потому что большая загруженность в школе, возможно потому что много времени уходит на компьютерные и телефонные игры.) Более того, большая часть учеников ужасно заполнила опросный лист, где было 22 вопроса. Орфографических ошибок, даже самых элементарных было море. это как результат отсутствия чтения. Но также, все как один участники опроса ответили, что хотели бы читать регулярно книги, которые им интересны (одно из наиболее популярных направлений это графические романы) и готовы читать книги которые им предлагают родители, если будут иметь возможность читать, то что интересно самим ученикам. Также несколько учеников предложили ввести в школьную программу больше современных книг, интересных подросткам, чтобы повысить среди этой категории лиц престиж чтения. После этого, я провела родительское собрание на тему чтения в семьях и среди самих учеников и мы организовали в классе акцию, где каждый принёс свои любимые книги и мы можем обмениваться ими на время. Нескольким ученикам я подарила аудио книги для телефонов и планшетов на тему фэнтэзи. Ребята были довольны. Так что, главное-найти подход, и всё получится.

    Сергеева Надежда Николаевна

    Тема актуальная и злободневная.К сожалению меняется отношение в селе к учителю как учеников, так и их родителей. и не в лучшую сторону....