Ошибка учителя

В одном из упражнений учитель случайно допустил ошибку и исправил верный ответ оного из учеников. Ученик не стал спорить, но его соседка по парте заядлая отличница, вмешалась и сказала, что у нее такой, же ответ. Учитель разволновался и строго приказал еще раз продумать ответ на упражнение. Сам же быстро перешел к изучению новой темы, надеясь на то, что ученики об этом забудут. К тому времени еще несколько учеников закончили упражнение и у них оказались такие же ответы, как и у одноклассников, но учитель продолжал объяснение нового материала. Ребята начали переговариваться и совершенно не слушали учителя. Учащимся было не понятно, почему учитель не реагирует на них, ведь они полностью убеждены в правильности своих ответов. В результате в классе царила обстановка полного хаоса и учитель не мог объяснять новый материал. Как поступить учителю в такой ситуации? Какие ошибки по отношению к детям допустил учитель при проведении урока?
 

Комментарии

Учитель растерялся просто. Нужно признать свою ошибку и все тут. Учителя тоже люди, могут уставать, могут что-то не заметить. Так и объяснить детям. И урок прошел бы нормально без хаоса.
Антонова Светлана Константиновна

Искренность сближает людей.Как и открытое признание ошибок невероятно усиливает доверие ребенка к взрослому.

Учитель - это ведь не олицетворение истины в последней инстанции. Безоговорочно согласна со Светланой Константиновной. Я всегда причисляла к достоинствам человека такие качества, как искренность и доверие, добавила бы еще - взаимопонимание и взаимопомощь. Достойно выйти из подобной ситуации помогает уважение к ученику как к личности. Право учителя на ошибку расширяет нравственный опыт ученика.

Полностью с Вами согласна. Но не все учителя умеют признавать свои ошибки.

Я считаю, что учитель сама поняла свою ошибку, но не стала останавливаться на ней. Может быть не хотела заострять на этом внимание и продолжала вести урок. Конечно можно было извиниться. Дети очень остро реагируют, тем более на ошибки учителей. Я согласна со всеми участниками блога, что учителя тоже люди и тоже имеют право ошибаться.
Некрасов Александр Григорьевич

Как не трудно признавать свои ошибки, но надо. Думаю, что авторитет не потеряется. Если я когда ошибаюсь и дети это замечают, то я говорю, что специально допустил ошибку, чтобы проверить, как они следят за объяснением. Уважаемые коллеги, вы же прекрасно знаете, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Извините за банальность. Лучше поблагодарить за найденную ошибку, думаю, что ученик от этого не зазнается. Спасибо.

Полностью согласна с Вашим мнением, да, дети и не додумались бы подозревать учителя в некомпетентности, если бы педагог сразу среагировал и "схитрил", что ошибся нарочно. Ребята, возможно, в следующий раз бы ещё внимательнее следили за объяснением, чтобы отличиться и "найти ошибки" у педагога.
Агапова Антонида  Александровна

Учитель тоже "человек". Он вправе ошибаться. Главное, нужно не бояться признавать свои ошибки. Это сближает его с детьми.В данном случае учитель не знал об этом или не хотел знать.
Кривцова Татьяна Владимировна

Видимо учитель ещё молод, опыта маловато...Ничего, научится...Когда я совершаю ошибку, тут же извиняюсь, исправляю и продолжаем работать...Признание ошибки усиливает доверие ребят.

Учитель может где-то ошибиться, но если ребенок это заметил, то нужно остановиться, подумать учителю. И , если ребенок прав, то ему обязательно нужно сказать "спасибо" за то, что он был внимателен на уроке и заметил неточность учителя. Дети легко прощают учителя в том случае, если учитель не делает ошибок много и часто. Это нужно ценить. В противном случае из школы надо уходить, если учитель не знает своего предмета, и ошибки идут одна за одной. Авторитета не будет никогда. Таких учителей дети изводят, дисциплины не будет, не будет и знаний, не будет доверия ко взрослому человеку.
Погонец Зоя Викторовна

Дети понимают, что учитель - это обычный человек и может ошибаться. И не нужно бояться признавать свои ошибки, иначе можно навсегда потерять доверие детей, а без него невозможно их чему-либо научить.

Вполне обыкновенная ситуация, просто учительница расстерялась. Дети вполне способны всё верно понять и расценить, только нужно было извиниться за допущенную ошибку.Нам, взрослым, нужно заслуживать их доверие.
Малышева Ирина Николаевна

Я согласна со всеми участниками блога, что учителя тоже люди и тоже имеют право ошибаться.НО! Можно было бы похвалить внимательную ученицу и пересмотреть решение задачи!Ведь это здорово.когда ученики умеют проанализировать решение и найти ошибку!Значит включены в процесс урока,значит активны,значит мыслят,думают...
Сасина Елена Николаевна

Юлия Викторовна, я бы просто извинилась перед детьми, сказав о том, что все мы способны на ошибки, мы ведь просто люди, а не запрограммированные роботы , у которых кстати тоже бывает сбой программы. Плохо , конечно, что учитель сразу не отреагировал на поведение детей, а начал рассказывать учебный материал, не обращая на учащихся ни какого внимания. Кстати, кому же тогда он его пытался преподнести, если его никто не слушал? Если продолжать в таком духе, можно вообще лишиться доверия и взаимопонимания со стороны детей.
Копылова Ирина Михайловна

У меня тоже бывают ошибки. Иногда ученики замечают и поправляют меня. Я обязательно извиняюсь и говорю "Спасибо". Это очень важно для учеников. Они должны понимать, что учитель тоже человек. Причем иногда, я понимаю, что ошиблась уже после урока. И обязательно говорю об ошибке на следующем уроке. Иногда бывает такая же ситуация, как у Юлии Викторовны. У одного ученика увидишь ошибку, у другого - нет. Предлагаю два варианта решения проблемы: 1)исправить оценку тому ученику, у которого не заметила ошибку; 2) поставить оценку на балл выше тому ученику, у которого есть ошибка. И, как правило, выбирают третий вариант - оставить все как есть)))) Хотя, бывает и первый вариант, и второй. Но, что интересно, таких "любителей" заглянуть в чужую тетрадь в моих классах становится все меньше и меньше. Нет, они подходят, если есть ошибка, но не ссылаются на других. Я всегда говорю, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но, не считаю зазорным извиниться перед учеником за ошибку.

Иногда такое случается.Чаще при выполнении несложных заданий.Причины могут быть различными.Но не стоит этого бояться.Если дети выполняют правильно задание,надо только радоваться за них-ведь это вы их так научили.Я всегда хвалю ребенка,который находит ошибку.Ведь в конце концов "на ошибках учатся".
Белякова Людмила Михайловна

Я не противоречу большинству респондентов, добавив, что учитель имеет право на ошибку. Но он не имеет права быть трусливым и лукавым. В данной ситуации (я почему-то склоняюсь к тому, что она выдумана) учитель поступил безнравственно. Персонаж этой педагогической ситуации, я уверена, что ещё не раз продемонстрирует детям свой интеллект: знания можно проявлять бесконечно и совершенствовать, но вот сумеет ли он "отреставрировать" свой нравственный портрет?
Минаева Любовь Сергеевна

Надо признавать свои ошибки! В данной ситуации это просто необходимо было сделать, ведь потеряв доверие учеников, потом его трудно будет заслужить!
Данилина Юлия Николаевна

Несомненно надо уметь признавать свои ошибки, или же действительно хитрить, сказав что специально допустил ошибку. Я так же, бывает, допускаю ошибки, но чаще оговорки, особенно на 7-8 уроках, когда уроки с половины девятого, ни одного окна, к трем часам дня начинаешь заговариваться. Дети понимают. В принципе внимания на этом ни я, ни дети не заостряют.
Соловьева Елена Алексеевна

Признать свою ошибку и извиниться. Это не унижение, наоборот, дети оценят это. Ведь все мы люди. Человеческий фактор еще никто не отменял. А признавать свои ошибки, может только сильный человек.

В данной ситуации я считаю, учитель должен был признать свою ошибку и извиниться перед учениками, хотя и нелегко это дается.
Гигирева Елена Васильевна

да учителя тоже могут ошибаться. это и стоило объяснит детям, глядишь и больше доверия появилось бы в отношениях....
Паначёва Ирина Евгеньевна

Всегда придерживаюсь точки зрения "Каждый человек имеет право на ошибку", но и исправить её тоже должен он. Считаю, что нет ничего зазорного в этой ситуации. Нужно просто извиниться и исправить ошибку.
Соболева Ирина Леонидовна

Думаю, что это был совсем молоденький учитель, который ещё не набрался необходимого опыта в работе, и конечно растерялся, в таких ситуациях нужно похвалить учеников, что они увидели ошибку у учителя, а значит учитель хорошо обучает и может гордиться своим трудом.
Кузнецова Ольга Хабибулловна

Согласна с Ириной Юрьевной.Я всегда хвалю детей, если они увидели ошибку. Существует и множество упражнений на внимательность.Тут- несколько другой случай. Но учителю в любом случае нужно было признать ошибку.Я объясняю своим детям, что учитель также может и оговориться, и допустить ошибку.Ничего страшного...
Перчикова Антонина Васильевна

Иногда тоже допускаю ошибки (в жизни всякое бывает), но сразу же её признаю, но с небольшой хитринкой: мне хотелось, ребята, чтобы вы увидели эту ошибку, ведь умные люди учатся на чужих ошибках)))
Комиссарова Ирина Александровна

Конечно, нужно было признать ошибку. Хотя это нелегко - признавать ошибки.Но в данном случае это просто необходимо.
Фаршатова Әлфиә Әнүәр ҡыҙы

Я была на открытом уроке и там тоже учитель ошибся и исправил правильный ответ обучающейся. Заметив свою ошибку извинился и продолжил урок.Все мы устаем.В жизни ведь всякое бывает...
Булатова Елена Николаевна

Наверно, учитель посчитал ниже своего достоинства исправиться.Некоторые считают, что всегда правы, что бы не делали.Учитель поставил свою репутацию под сомнение. Надо было докопаться до истины, зажечь ребят поиском и доказательством правильного ответа. А потом пожать первому правильно решившему руку. Я всегда так делаю. Детям рукопожатие очень нравится (в началке).Чувствуют себя героями!
Иванова Елена Николаевна

Допустить ошибку не самое страшное,что может произойти в учительской деятельности. Главное не пугаться, не теряться, просто поблагодарить внимательных учеников, которые помогли вам не пропустить ошибку.

Главное, прийти совместно к верному решению. И, конечно, поблагодарить ученика. У ребят впереди ЕГЭ и ГИА. Там ошибки стоят поступления в институт. И ничего страшного нет, если учитель ошибся. Он тоже человек :)

Все мы люди. Чего бояться? Ничего страшного. Так детям и сказать: молодцы , что заметили, сейчас исправим! "Не ошибется только тот, кто ничего не делает!
Белякова Людмила Михайловна

Приятно, когда проблема в блоге "не замыливается", а находит своё решение.

Учитель- тоже человек, а человеку свойственно ошибаться. Из этой ситуации можно было красиво, достойно выйти, не потеряв свой авторитет, и доверие ребят))
Кусаинова Наталья Владимировна

Надо просто не бояться разговаривать с детьми. Учителю можно признать ошибку и извиниться, мотивируя чем-нибудь (усталостью, плохим зрением...). Но педагогичнее будет представить все, как проверку ученика. Схитрить и сказать "Молодец, теперь я понимаю, что решил сам это задание, раз сможешь отстоять ответ. Или наоборот, сказать, что видимо не сам решал, раз молчишь, что есть ошибка. Ведь ошибки бывают даже в учебниках. Мы же не критикуем авторов перед детьми. Лично я всегда говорю тому, кто первый заметит ошибку: "Какой ты молодец, внимательный. Я то знала, что автор специально допустил ошибку, чтобы проверить ваше внимание, а вам не сказала, хотела убедиться, что вы внимательно читаете и обдумываете задание"
Галимуллина Ильгамия Рашитовна

Считаю, что учителю надо было признать свою неправоту и извиниться.Ученики поняли бы его и даже очень быстро забыли об этом случае.А в этой ситуации они ещё долго будут помнить ошибку учителя.
Кузьмичева Любовь Владимировна

В жизни всякое бывает, каждому свойственно ошибаться. В моей практике был подобный случай, но я сумела данную ситуацию обыграть так, что я как будто специально исправила, чтобы ввести в заблуждение, чтобы дети могли отстаивать свое мнение. Либо же нужно просто навсего извиниться, не заостряя на этом внимания.
Шестопалова Светлана Анатольевна

Конечно, нужно было, извинившись,сразу признать свою ошибку. Но раз уж получилось так, как получилось, то на следующий урок учитель объяснит детям, что был не прав, и поблагодарит учеников за урок, который они ему преподали. Думаю, честность и искренность укрепят доверие.

Ситуация довольно таки распространенная, хотя нам кажется, что учителя - это образец грамотности, тем не менее, ошибки учителя допускают часто, то ли от незнания, то ли от невнимательности, а то ли потому, что устали и машинально написали слово с ошибкой. Рано или поздно ученики заметят эту оплошность и тогда авторитет учителя просто катастрофически будет падать и падать. Восстановить уважение - очень не просто. Наверное в этом случае надо как то выйти достойно из ситуации, объяснить детям, что время от времени я специально буду допускать ошибки, чтобы проверить вашу внимательность. НО! Если такие случаи часты, стоит учителю заняться самообразованием, найти и прорешать тесты на внимательность, контролировать свое письмо и только тогда требовать от детей грамотного написания.
Арсаева Елена Анатольевна

Нет нужно признать свою ошибку учителю, ведь мы все живые люди и каждым может быть такой казус. А дети поймут, и будут знать, что учитель может признавать и допускать ошибку ведь мы не роботы. И может это произошло машинально у педагога.

Все имеют право на ошибку. Бывает, что закрутишься, что-то не так скажешь, или как в данном случае, исправишь. Но не надо бояться признать свою неправоту. Надо честно показать детям, что не так страшно совершить ошибку. Главное - это ее признать и вовремя исправить. Я бы извинилась и мы вместе бы исправили на правильный вариант. А ребенка, который нашел ошибку, я бы похвалила за внимательность.

Учитель такой же человек и признание своей ошибки лишь поднимет его авторитет у детей

Учитель такой же человек и признание своей ошибки лишь поднимет его авторитет у детей
Чернокова Валентина Леонидовна

Конечно, учителю необходимо находить выход в любой ситуации и к тому же очень быстро:поэтому можно было просто сказать: "Молодцы, а я думала, вы и не заметите ошибки, сделанной нарочно.Значит, вы не только умеете работать, но еще и очень внимательны". И в крайнем случае вспомнить поговорку "Не ошибается только тот, кто ничего не делает"
Жмакина Елена Александровна

Всегда очень тяжело признавать свои ошибки. Я в таких ситуациях всегда просто признаю , что ошиблась и все быстро приходит в норму и никто больше не заостряет на этом внимание.

Хочу согласиться со всеми, кто поддерживает учителя, но ведь в данной ситуации учитель повел себя не очень правильно, поэтому урок был бесполезен для ребят, я даже предполагаю, правда не знаю возраст детей, но они обязательно будут обсуждать этот момент с друзьями или пойдут за советом к классному руководителю.
Алексеева Снежана Викторовна

Прекрасно! Есть тема для спора. Ваши аргументы "за" и "против". Урок оживился, закрепили правила, а если была ошибка, исправили вместе. Вместе - мы сила! Делать акцент - ошибка или нет - думаю нет смысла.

Ребята получили жизненный урок: Правило №1 - Шеф всегда прав. Правило №2 - Если шеф не прав, смотри правило №1 ;) В жизни им еще не раз придется столкнуться с такой ситуацией... и отступить. Так ли ужасно, что это произошло сейчас? Может быть обсудить это с ними на классном часу или в неурочное время? Мне кажется, что оптимальным вариантом будет, если "проштрафившийся" учитель сделает это сам. Подготовка к такой беседе даст ему возможность самому обдумать и проанализировать ситуацию, найти пути выхода из нее как для себя, так и для учеников. При обсуждении, я думаю, не обязательно напоминать ученикам произошедший факт, можно взять для примера придуманную аналогичную ситуацию и предложить обсудить ее. Обсудить, как можно и как нельзя доказывать свою правоту, какие последствия могут быть у тех или иных действий. В сети есть картинки "Перед лицом начальства подчиненный должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать шефа". Думаю, эта картинка может стать отличной иллюстрацией для такого обсуждения. Каждая ошибка = новая возможность. Мне кажется, они более ценны, чем правильные действия. Ведь учатся только на них... и учителя тоже :)
Иванова Вера Игоревна

Открытость - всегда достоинство. Способность сказать: я ошиблась, я виновата, я в данном случае была не права - проявление известной смелости. А все ребята на свете, между прочим, ничего так высоко не ценят, как любое проявление СМЕЛОСТИ...

Ещё в древности люди говорили, что человеку свойственно ошибаться. Я считаю, что между учеником и учителем должны быть доверительные отношения. Учитель тоже человек и может допустить ошибку. Надо было сразу это признать, а не допускать хаоса в классе.

Страницы