А.Анастасов "Учительский катехизис" (1913, "Народная школа")

Середкина Ирина Раистовна

Мысли А.Анастасова об учительском труде современны и сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.anastasov._uchitelskiy_katekhizis.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учительский катехизис

(1913 год)

Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? Ты должен это знать сам лучше всех.

Никогда не спрашивай: «Поняли?» Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно подумать, что тебя не поняли.

Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.

Желание рисоваться перед учениками своей учёностью должно быть тебе совершенно чуждо.

Выставляй не самого себя, а преподаваемый предмет.

Не спрашивай того, чего ученики ещё не могут знать. Ты должен твердо помнить, что могут и должны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: «Мы этого ещё не учили».

Для домашнего приготовления назначай устные и письменные работы только подготовительного и повторительного характера и лёгкие статьи для заучивания, уроки же всегда разучивай с учениками в классе.

Если при подготовке к уроку нужно будет дать ученикам для заучивания изречения, стихи, тексты, то выучи их прежде сам.

Никогда не давай урока в раздражённом состоянии, всякое раздражение учителя, овладевая вниманием учеников, вредит делу обучения.

Ни в каком случае не употребляй бранных слов, не читай длинных нравоучений, не прибегай к иронии или насмешкам.

Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей учеников.

Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо не терпеть.

Не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успеваемости.

Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.

Каждый урок в главных своих чертах должен быть усвоен учениками в классе.

От неумения учителя задавать вопросы зависят плохие ответы учеников. Каждый вопрос должен быть прост, точен и ясен. Плохи вопросы, на которые ученику приходится говорить только ДА или НЕТ.

Преподавание должно быть занимательным, но никогда ни легкомысленным, ни шутливым.

Дети всего менее выносят скуку. Скука – неизбежная спутница вялого, однообразного, сухого преподавания.

Учите так, чтобы ученики жалели, что урок оканчивается, чтобы конец его был для них неприятным перерывом, чтоб они шли из класса с неохотою, а в него с радостью торопились.

Для того чтобы увлекать учеников, необходимо самому учителю быть увлеченным, самому работать с охотою и любовью, самому учителю относиться с живым интересом к своему делу.

Интересом ученика к занятиям обеспечивается успех ученья, но само ученье должно возбуждать в ученике интерес к знаниям. Возбуждённый учением интерес должен сделаться духовным капиталом для жизни.

Живость и энергия учителя представляют дисциплинирующую, нравственную и дидактическую силу учителя. Эти качества заменяют для него многие дисциплинарные искусственные меры, делая их ненужными.

Берегите мир в школе, - здесь он столько важен, как в семье и в обществе. Заботьтесь о том, чтобы школа жила товарищеским духом, чтобы каждый спешил на помощь другому. Для этого любите всех одинаково, не имейте доносчика.

Каков кто в школе, таков будет и в жизни.

Доверие детей к учителю – великая сила, но оно приобретается прямотою и искренностью.

А.Анастасов. «Народная школа»


 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересный материал.

Мадяева Галина Александровна

Действительно, мысли А.Анастасова об учительском труде актуальны и в наше время.Полезно учителям их прочитать.

Ануфриева Людмила Николаевна

Ирина Раистовна!Большое спасибо за интересный материал.

Сердюченко Наталья Ивановна

С удовольствием прочла. Интересный материал. Спасибо.

ПЕККЕР Ирина Петровна

Интересный материал. Спасибо.

Очень хороший материал.

Серяпина Ольга Валентиновна

Спасибо за представленный материал. Он очень актуален и сегодня. Являясь преподавателем воскресной школы с радостью для себя отметила, что данные требования к учителю соотносятся и со мной, моим отношением к уроку и преподнесением материала, отношением к учащимся.

Кирилловых Надежда Александровна

Более 100 лет прошло со дня опубликования статьи Анастасова, но как актуально и в нашей современной школе.

Волкова Наталья Александровна

Очень замечательный и интересный материал.Учитель всегда должен быть на высоте.

Тучак Анна

Было бы неплохо повесить этот текст у себя над рабочим столом и читать всякий раз , когда чувствуешь неудовлетворенность собой после трудового дня . Сразу найдёшь причину своего плохого настроения .

Замечательный материал. Прошло более ста лет, но каждое слово актуально и сегодня. Мне кажется можно провести аналогию между клятвой Гипократа у врача и Учительским катехизисом. Спасибо за материал

Нагорная Лариса Николаевна

Никогда не спрашивай: что вам сегодня задано? Ты должен это знать сам лучше всех.
Ну прямо про меня. Спасибо.)))

Тытюкова Екатерина Николаевна

Особенно интересна фраза "уроки же всегда разучивай с учениками в классе", а ведь действительно так и получается. В своём труде А.Анастасов изложил все основные принципы работы учителя, и не важно сколько лет прошло с её написания.

Шишкина Надежда Павловна

Спасибо за напоминание.Так и должно быть всегда.

Матвеева Ирина Васильевна

Здравствуйте! Я благодарю вас за то, что вы напомнили нам о работе А.Анастасова.Обязательно распечатаю и прикреплю в учительской.Мы забываем о многих заповедях. Как хорошо прочитать их перед началом рабочего дня.И тогда учитель, будет живым примером для ученика.

Лукина Ирина Геннадьевна

Спасибо! Материал актуален и через 100 лет!!!

Спасибо за жизненные тезисы: каким быть современному учителю.

Гурьева Наталья Александровна

Актуально во все времена!!! Спасибо, Ирина!

Интересная статья. Спасибо!

Мальцева Татьяна Алексеевна

Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.
Хорошее напоминание, но как сложно это сделать!

Спасибо,Ирина Раистовна,это очень важные моменты для повседневного труда учителя.Работая в начальной школе я видела,как дети учатся говорить.А вот в средних классах я этого не вижу, всё куда-то теряется.

Сёмина Вера Викторовна

Очень интересная статья. И все, о чем в ней говориться, важно и в наше время. Спасибо, Ирина Раистовна.

Ефремова Ольга Юрьевна

Спасибо за статью,прочла.Если каждый педагог придерживался этим правилам- у нас были бы золотые дети!

Хомутова Наталия Ивановна

Все новое -это хорошо забытое старое.

Азаренкова Елена Михайловна

Актуальный материал, хотя ему уже больше 100 лет! Спасибо!!! Познавательно!!! Удачи!!!

Истины, проверенные временем и от того вечно современные.

Смольянова Светлана Алексеевна

Спасибо,за хорошие и полезные советы!

Черниченко Валентина Михайловна

Очень актуально и правильно. Если бы половина учителей следовала этим правилам, было бы совсем другие взаимоотношения между педагогами и учениками, отношение к педагогам другое. Но считаю, что в современной школе эти мысли звучат слишком идиллистически. А вы как считаете?

Попова Оксана Владимировна

Спасибо!!!