НАДОЕЛО БЫТЬ ПРОЛЕТАРИЕМ У ДОСКИ...

Чернышев Александр Юрьевич

"Делай то, что ты любишь, и у тебя не будет ни одного рабочего дня в жизни", процитировал кого-то Виктор Валентинович Шведов (http://nsportal.ru/forum/uvlecheniya/nasha-professiya-uvlechenie-ili-pri...)

Рабочий день - это для тех, кто работает у работодателя. Касается это и педагогического работника.Современный учитель - это пролетарий у доски. 

Если же делать в ЛЮБОЕ (а не только в "рабочее") время то, что любишь, и это приносит тебе доход, позволяющий не думать о хлебе насущном, вот, это замечательно. Кулинар, увлеченный придумыванием новых блюд для близких и друзей, открывает свое кафе. Турист, избороздивший все уголки родного края, становится самостоятельным инструктором. Швея, радующаяся новой обновке для своих детей, сшитой своими руками, решает шить на заказ. Дело - ставшее пусть маленьким, но своим бизнесом. Твоим ДЕЛОМ! Главное - не работать на государство, не быть "госзависимым", не быть наемным работником... И только тогда вы забудете, что такое "рабочий день", а работа станет самой жизнью. "Труд  как первая жизненная потребность"  - помните, откуда это? В одном пособии по обществознанию прочитал про предпринимателей: "они «работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Еще одной общей характерной чертой всех быстрорастущих предпринимателей является настойчивость и целеустремленность».

Я хотел  бы достичь этого в образовании. Самостоятельно проводить занятия, мастер-классы, придумывать курсы, разрабатывать сценарии, публиковаться. Готов участвовать в профессиональных конкурсах, но не для балла, а для репутации. Ибо репутация приведет ко мне платежеспособного заказчика, каковым сегодня государство не является.

Готов повышать квалификацию на курсах (за свои деньги), но  не для прохождения чиновничьей аттестации, а для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Поэтому  пустился в "свободное плавание", самостоятельно вышел на рынок образовательных услуг. Наслаждаюсь тем, чего был лишен многие годы - свободой распоряжения рабочим временем без потери доходов. Буду развиваться в этом направлении, чтобы, если и работать впредь в учебном заведении (любом), то только совмещая (максимум, 18 часов в неделю), чтобы не зависеть от государства, от администрации, без погони за часами, за баллами, за сертификатами... 

Непередаваемы ощущения, когда каждый день меня аттестуют реальные потребители образовательных услуг своими кошельками.  А я реально рискую своим кошельком, если не буду работать над собой...

 

***

Вот, например, третий или четвертый год езжу в одну и ту же школу в одном из районных центров Края на интенсивы для выпускников перед экзаменом.  Раньше ездил от подготовительных курсов. А теперь - внимание. Я приносил фирме 40 тысяч рублей, мне платили - 5. В этом году, как официально зарегистрированный репетитор предложил школе заключить договор напрямую. Точнее, каждый ученик подписал договор со мной. Я "скинул" пару-тройку сотен  за курсы по сравнению с фирмой, то есть обошел ее по цене, предложил школе 10% от сбора.  Здоровая конкуренция!

Три дня работы, и я уехал с 30 тысячами. 30, а не 5!

Одновременно договорился со школой об изменении формата дальнейшего сотрудничества.

Бегаю по школам: тут выдам интенсив по праву, в другом районе шесть часов учу, как писать эссе. Готов даже приехать в школу в другом городе. И ученики также. Из этого района прибегают ко мне, из другого. С Мурманском провожу урок. С московскими учителями конкурирую. Они берут полторы  тысячи за урок, я - пятьсот. Действительно, зачем держаться за одно место, в одном здании,  коллективе, с одним неприятным директором, когда можно учить желающих хоть со всего Союза? Круглогодично и забыть про понятие "учебный год". Я знаю российских репетиторов, которые учат, находясь на берегу Мексиканского залива, когда большинство школьных учителей проводит отпуск на огородах. Я равняюсь на первых, огорода у меня нет.  Главное, что надстройка целая становится, действительно, ненужной! Всегда, заходя в административный корпус своего некогда родного вуза, удивлялся: зачем столько бухгалтеров? Я в первую очередь учитель и мне дорог ученик, а не место, где я его учу, не начальник, который вечно пилит за то, что я якобы недорабатываю.

Мораль сей басни какова? Даешь свободный труд! Долой наемное рабство!

Теперь у меня цель: расширить свое присутствие на региональном рынке образовательных услуг.

Где я раньше был? Занимался чем?

Но пока мой труд - это все-таки добывание хлеба насущного... А у вас?

 

***

Вот мой ученик!  http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-te...

 

Недостатка в общении со школьниками я не испытываю. Я, кстати, могу с ними поговорить даже о том, о чем в школе не стал бы говорить. И слезы утру, если понадобится. У нас доверительные отношения, мы на равных погружаемся в предмет. Только я чуточку знаю и умею больше. Мой ученик ко мне приходит  не просто, как в школу, он меня - находит. А нашел, так я могу его пестовать. Ни на что более не отвлекаясь. Вот, как с Савой...

Проблема с повышением квалификации тоже не стоит. Появилось время много читать. Вообще, время появилось, нет более каждодневных 5-7 пар. Можно спокойно работать над собой. Есть семинары, вебинары, интернет, Наша сеть, компания "Ваш репетитор". Подзаработаю  - на курсы пойду. Собираюсь в РМО вступить. Хоть не в одно! Конференции, конкурсы -  само собой. Я - человек пишущий, мне есть, что сказать людям.Только - по собственной инициативе, не для балла, не для чиновников от образования. Для опыта. Для востребованности. Не могу жить без активной общественной деятельности. Я в школе был активным общественником. Потому и пришел сюда в Сеть. Потому и зарегистрировался ИП. Потому что хочу публичности. Не хочу "кустарщины". Хочу творчески работать. В комфортных условиях! Просто я их сейчас сам себе создаю. Не на кого надеяться.

Вместо родительских собраний - общение с непосредственными заказчиками. Заинтересованными, мотивированными. С глазу на глаз. Они платят, потому мне помогают. И, думаю, уважают. Иначе бы отказались. Пока никто не отказывался.

 Так что есть свои плюсы. Главное, нет этой безумной гонки за часами, унизительного оклада, ненавистного начальства, учеников-оболтусов, которым и за бесплатно ничего не надо, нет горы бумаг и этой ужасной темы под названием "аттестация". Всего того, от чего сегодня задыхаются учителя.

Почитайте мой блог, публикации, весь мой запутанный путь в образовании - там. Никогда ни о чем не жалею вдогонку...

Психологи, если не устраивают обстоятельства, советуют изменить свое отношение к ним. Плохие психологи, я стараюсь изменить обстоятельства. "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас...".

Да, есть недостаток профессионального общения,утрачен, но не безвозвратно, опыт работы в школе,  нет постоянного трудового коллектива, но живу проблемами всего образования. Имею возможность расширить географию оказываемых услуг. Вот общаюсь с коллегами за тысячи километров, есть уже ученики даже из Москвы - занимаюсь дистанционно. Готов учить хоть кого, кто хочет учиться. Могу к вам приехать.Мы с Вами рядом живем.

Главное - не ухожу из любимой профессии, хотя постоянно об этом думал и думаю, и уходил, и возвращался. Сейчас мне комфортно работать, как никогда раньше. Есть свобода распоряжения временем. А это немало в нынешних условиях.

Не разбогател, да. Не это главное.  Но  в системе  работать - даже  на "среднюю" не заработать, 20 лет погони за призрачным это доказали. Нагрузка у репетитора неравномерная, да. Но и в системе расписание - это головная боль для педагога, вынужденного хватать дополнительные часы. Спрос на услуги репетитора нестабильный, да. Но стараюсь стать востребованным. Даже в летние каникулы. Ничего не делается "добровольно-принудительно", как, увы,  в системе.

Да, если день прошел, и  не заработал - места себе не нахожу. Несколько месяцев простоя. Никаких социальных гарантий. С регистрацией ИП пошли затраты, которых раньше не знал. Но греет мысль: есть еще много резервов, о существовании которых я еще, может, пока даже не подозреваю. Хуже, чем было до, уже не будет. Значит, есть к чему стремиться. Если снова не загонять себя в клетку, из которой уже вырвался. Мобильное существование стало для меня привычным. В бизнесе я сейчас, как тот ребенок, который на все отвечает: "Я сам!" Уча, учусь сам. На практике. Переоткрываю для себя свою профессию заново.

Ученики помогают, представляете? Подсказывают, как использовать "Вконтакте" для рекламы, постят мои приглашения, одна моя ученица даже восьмерых одноклассниц ко мне на интенсив привела.

Цель появилась, смысл, я уже не машина по выдаванию часов. Мне не надо трястись за место!

 

***

Пока работаю индивидуально с учениками, готовлю их к ЕГЭ, есть группа десятиклассников в одном образовательном центре Перми. Все вечера расписаны. Впервые неделю назад сам набрал группу выпускников на интенсив. Сам заключил договоры. Все прошло ништяк. Горят желанием дальше заниматься. Станут родными - пойду с ними в поход. Все достижимо!

К чему стремлюсь? Что классы буду скоро набирать, не на кратковременные курсы или на индивидуальные занятия, а полные, на весь учебный год, из учеников разных школ, для которых стану и предметником, и классным наставником, и директором, и на экзамены выведу, и в поход с ними пойду. Чтоб как в школе. Открыть дверь класса и сказать с улыбкой : "Здравствуйте, садитесь". И чтоб не как в школе. Без этих удушающих все живое баллов к аттестации. Чтоб ученики говорили и другим передавали: "На Чернышева пойду". 

Только ко мне добровольно придут... А могут просто взять и уйти, если мне толку не хватит успешным стать для них. Страшно, когда тебя лузером ученики за глаза называют, хоть ты там с каким портфолио...

Я бы с удовольствием посетил открытый урок, на котором можно было бы действительно поучиться у коллег. Специально бы приехал даже в другой город! И сам бы дал такой урок. И так, чтобы можно было при желании в любое время придти. По приглашению, естественно. И добровольно. Чтобы без комиссий и без стрессов. И не для балла к аттестации. Как написала Нина Николаевна Полянских, " без администрации, без "недремлющего" чиновного ока, которые приходят на открытые уроки со специальным "реестром" - разграфлённым листом, куда они проставляют в течение урока эти пресловутые баллы" (http://nsportal.ru/comment/191023#comment-191023). И с двумя учителями в аудитории урок бы провел. Учитель обществознания и литературы, например, на одном уроке обсуждают, кто прав: Чацкий или Молчалин? Разве это не классно? Когда я пойму, что дорос до открытого урока, и на нем учителя от меня чему-то новому научатся, я сам приглашу их на такой урок. Если о нем начнут передавать другим, и на него начнут записываться, я дам его уже как платный мастер-класс. Запишу на видео, размещу на сайте и начну продавать. Вот ради этого (чтобы урок действительно учил НОВОМУ, чтобы он стал востребован у коллег) и стоит браться за открытый урок. Никакого насилия, ни над учеником. ни над учителем, только творческий процесс. И то, что за возможность попасть на него начали бы  платить (как на Киркорова, шутка), - это и есть признание и призвание. И никаких комиссий не надо. Администраторы и чиновники остаются не у дел...

А иначе, зачем за это дело было браться? Борьба за статус и за кусок хлеба рано или поздно приедается. Хочется большего. Выбивающегося. И непременно своего... Авторского!
 
 
 
***
Я как репетитор никогда не настраиваю своих учеников против школы. Наоборот, подчеркиваю ученику, что ВМЕСТЕ со школой идем к одному результату, я просто дополнительное и необязательное приложение к школе, ваша задача взять на школьном уроке все по максимуму, что приблизит нас к успеху. Я понимаю, что для клиента, имею в виду родителя, важно, чтобы ребенок не только со мной занимался, ведь большую часть времени все-таки он проводит в школе. И когда я потом в отзывах читаю, что у ребенка появился интерес к предмету, он начал понимать, стал активен на уроках, повысилась успеваемость, значит, учу правильно. Учу, тему за темой,а не "натаскиваю" или "обслуживаю".

Сейчас, работая также в образовательном центре, куда приходят ученики из разных школ города, и даже в области, и с коллегами из разных школ, я, понимая, что не вполне представляю современную школу, снова учусь у своих коллег, которые в свое время ( в тяжелое время!) не ушли, как я, из школы и достигли уже многого в своей профессии, сам переучиваюсь. Наверстываю, упущенное годами!Я снова в классе, снова в аудитории. Я поэтому даже зарегистрировался здесь в сети и активно общаюсь, чтобы вновь почувствовать себя частью нашего педагогического сообщества. Не для баллов, не для аттестации, которые только в уныние вгоняют. Для опыта.

Просто психологически и из-за материальных соображений  мне трудно сейчас вернуться в массовую школу, из которой я ушел 20 лет назад. На данном жизненном этапе такой формат работы репетитором и преподавателем курсов, - когда больше нет "гонки", а есть скрупулезная работа над предметом, методикой, над заданиями ЕГЭ, - для меня этот этап важен и комфортен для восстановления профессионального уровня и дальнейшего роста. И я не чувствую себя обслугой, как иногда нас называют, самое обидное, даже учителя.

Служу, - вот это слово мне нравится...

 

 

 

Комментарии

Шайдулина Минзифа Закировна

Здорово! Вы - большой молодец! Беру назад свои слова про самоутверждение. Поделитесь, пожалуйста, опытом подготовки к эссе. Я филолог.

Чернышев Александр Юрьевич

Спасибо за поддержку. А про опыт, да, надо написать. Все ношу в себе. А пишу по вдохновению. Если говорят: напиши, у меня сразу - внутреннее сопротивление. Поэтому часто пишу не то, что надо. Эх...

Чернышев Александр Юрьевич

Общаюсь с репетиторами на форуме. Тысячи педагогов по всей стране ушли в "свободное плавание", учат детей самостоятельно, выводят их на олимпиады, помогают им успешно сдавать экзамены, не беря за это ни копейки от государства. Наоборот, платят ему налоги. Они избавили себя от мук наемного рабства. Избавьте и вы себя от них...