Экзистенциальный взгляд на проблему гуманизма в современном образовании, или где же он, источник гуманизма?

Ромашова Ирина Владимировна

Настоятельная потребность современного мирового общества в гуманизации образовательного процесса кажется бесспорной и очевидной, но, к сожалению, на практике поддерживается, отнюдь, не всеми.

Уважение и забота о личности ребенка, защита его прав и потребностей провозглашены в международной педагогике как мерило цивилизации и гуманности общества [1]. Этому учат во всех педагогических образовательных учреждениях, об этом написаны тысячи книг, авторами которых являются и философы, и психологи, и педагоги, в большинстве своем жизнью и трудом подтвердившие ценность и реализуемость  принципов гуманной педагогики. Но почему же в настоящей жизни, в развитом технологическом мире, с устоявшимися правовыми нормами и моралью, эти принципы воплощаются лишь немногими людьми, если не сказать «единицами»?..

На первый взгляд может показаться, что вопрос лежит в области научного знания и методах его применения, внедрения в «инструментарий» педагогов, которые затем идут в массы и по статусу своему должны уже «материализовывать» гуманизм в словах и действиях. Но если присмотреться, то окажется, что «нехваткой гуманизма» страдает как раз не наука педагогика, а то пространство, в котором науке приходится «жить»: это социальные процессы, идеология общества, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, это и экология с экономикой, которые также влияют на сознание и, что даже более важно, подсознание людей, и, конечно же, это самосознание  и поле деятельности каждого из нас.

В чем же дело? Почему в педагогике оказываются люди, которые не несут светлое и чистое в умы и сердца детей, а порой вредят юным созданиям своим невежеством и грубостью, бестактностью и вседозволенностью? Почему образовательный процесс часто превращается в не выдерживаемый детьми «пресс» на их физические, умственные и психологические возможности? Отчего родители всё чаще и чаще перекладывают ответственность за воспитание и обучение своего ребенка с себя на кого-то другого (детский сад, школу и т.д.)?  Как получается, что средства массовой информации транслируют то, что для детской психики оказывается часто чрезвычайно опасным и более губительным, чем это может показаться поначалу?  Ответов на эти и другие вопросы также может быть много и, к сожалению, они могут оказаться совсем не простыми и не всегда смогут гарантировать выход из сложившейся трудной ситуации, ведь за правильной мыслью всегда должно следовать ее продуманное, детализированное и многоплановое воплощение. А к такому воплощению-перестройке наше общество (российское и мировое) может быть не готовым.

В какой же «плоскости бытия» могут находиться ответы на непростые и кажущиеся сперва просто педагогическими вопросы? Эти ответы можно искать и в отраслях педагогики и психологии, философии и социологии, культурологии и антропологии. Но ответ может быть еще ближе – он может быть внутри нас, красной линией проходя сквозь наши мысли, реакции, слова и поступки. И какой бы ни была та самая социальная, экономическая и другие обстановки вокруг нас, оказываясь наедине с «маленьким» человеком, то есть ребенком, всё наносное и даже навязанное может исчезнуть по мановению каждого из нас. То, что мы скажем ребенку, как посмотрим на него, зависит от нас. Этот момент выбора бесконечен в своих вариантах и интуитивно мы это знаем и можем применять каждый день, каждый час в своей жизни и работе. И счастлив тот педагог, который делает выбор в пользу сердца, в пользу всеобщего блага и единства, терпимости и величия человеческой души.

Жизнь и поступки таких известных практиков, как Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Антон Макаренко, Виктор Франкл и многих других, показывают, что ключик к воскрешению и росту человеческого в человеке находится не во внешней (предметной) среде и даже не в комфорте и благоустройстве жизни, этот ключик – в такой же человеческой душе, в стремлении жить и находить в каждом мгновении своей и чужой жизни смысл.

Обретая смысл и ощущая ценность своего бытия, трудностей, действий,  человек меняется. Как считает Виктор Франкл, прошедший концлагерь, «человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать» [5]. Так Франкл говорит о «жизнетворящем», духовном напряжении, которое и приводит человека в движение, побуждает познавать себя и открывать новые грани жизни, позволяет осознать смысл своего бытия и уже осознанно и более продуктивно взаимодействовать с окружающим миром. Именно это здоровое напряжение не поддерживается современным образованием, а подменяется механичными истинами и требованиями, обоснования которых часто не созвучны с «зовом трансцендентного» в детях [4].

Продолжая развивать экзистенциальные идеи Виктора Франкла в русле педагогики, следует всегда помнить о трех фундаментальных аспектах человеческого бытия, которые освещает Франкл: свобода, ответственность  и духовность [5]. В своих трудах психолог делает акцент на том, что по-настоящему здоровым может быть только тот человек и то общество, в котором эти три аспекта едины. Это значит, что человеческая сущность (в ее духовном, высшем измерении) по природе своей свободна всегда, даже если внешне человек оказывается зажатым в невыносимые на первый взгляд рамки. Но свобода эта будет приносить пользу человеку и обществу только в том случае, если она будет сопряжена с ответственностью, осознанием последствий своей свободы и умением принять эти последствия,  сознательно «рисуя» узор своей жизни и следуя сделанному выбору (даже если выбор был сделан в пользу бездействия).

Так в чем же рациональное и актуальное зерно трудов Виктора Франкла для современного образования и его гуманизации? Это зерно видится и чувствуется в возрождении ответственности, персональной и общественной, о которой все чаще и чаще забывает человек. Каждый из нас ответственен за свою жизнь независимо от того, осознает ли он это или нет. Франкл называет это умением «ответить» жизни на вопросы и ситуации, которые она ставит перед человеком [3]. Как отвечает на них человек, можно видеть по его деятельности, удовлетворенности жизнью, здоровью и т.д.

И возвращаясь к проблеме гуманизма современного образования и общества, возможно, следует задать вопрос: а не слишком ли усложняет всё стремление человека (в частности, педагогов) взять на себя ту ответственность, которую изначально должны нести сами дети и каждый из взрослых? Это ответственность за свои же мысли, желания, стремления, это умение видеть результат своего действия, опыта, вывода, это и личностный рост, который проистекает вне теоретических знаний и чужих смыслов.

Возможно, образованию и идеологии общества стоит перестать создавать тепличные условия, в которых ответы на вопросы уже известны (даже если они тщательно скрыты)? Истинный метод проблемного обучения – не в поиске информации среди уже добытого другими знания, он в выходе за пределы умственного знания.  Познание жизни и самого себя находится в поиске ответов на свои глубинные, трансцендентные вопросы, которые порой схожи у многих людей, но опознаваемы только изнутри каждым из нас.

Краткий анализ  идей Виктора Франкла и других психологов, педагогов, философов-экзистенциалистов позволяет предположить, что создание уважительной и благоприятной воспитательной и образовательной среды кроется не в многочисленных и многоуровневых принципах, методах и условиях, а в понимании и принятии каждым участником образовательного процесса своей свободы и ответственности за нее (как в масштабах своей жизни, так и в масштабах общечеловеческой судьбы).

Данная «модель» гуманизации строится, прежде всего, вокруг взрослого (педагога, родителя), задача которого – раскрыть и ощутить свои собственные ценности, осознать и принять свою свободу и ответственность за каждый свой шаг, поступок или просто мысль. И тогда станут не столь важными внешние условия жизни (та самая экономика, социальные процессы, быт), ведь в момент осознания того, что ты сам являешься творцом своей жизни и со-творцом жизни всеобщей, мир вокруг начинается также меняться.

Человек же сознательный, уважающий и ценящий свою свободу и жизнь, «обречен» также уважать ценности, стремления и бытие других, поскольку он ясно осознает взаимосвязь людей, их желаний и поступков, ощущает многомерность со-бытия и видит в каждом движении жизни свое собственное продолжение…


Опубликована в июне 2016 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК____________

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ИЛИ ГДЕ ЖЕ ОН,                      ИСТОЧНИК ГУМАНИЗМА?

Ромашова Ирина Владимировна

ГАОУ ВО МГПУ, магистрант

Россия, г. Москва

МБДОУ №27, педагог-психолог

Россия,  г. Солнечногорск

E-mail: romashiha@mail.ru

Аннотация: в данной статье предлагается идея экзистенциальной «модели» гуманизации современного образования, ключевой фигурой в которой выступает педагог, а главный акцент в воспитании и обучении ставится на осознании и принятии ответственности за свою свободу и жизнь каждым участником образовательного процесса.

Ключевые слова: гуманизация, современное образование, педагог, экзистенциализм, Виктор Франкл, ответственность, свобода, ребенок.

Abstract: in this article is proposed the idea of existential "model" of the humanization in modern education, a key figure in which the teacher acts and the emphasis in education and training is placed on recognizing and taking responsibility for the freedom and the life of every participant of the educational process.

Key words: humanization, modern education, teacher, existentialism, Viktor Frankl, responsibility, freedom, child.

Настоятельная потребность современного мирового общества в гуманизации образовательного процесса кажется бесспорной и очевидной, но, к сожалению, на практике поддерживается, отнюдь, не всеми.

Уважение и забота о личности ребенка, защита его прав и потребностей провозглашены в международной педагогике как мерило цивилизации и гуманности общества [1]. Этому учат во всех педагогических образовательных учреждениях, об этом написаны тысячи книг, авторами которых являются и философы, и психологи, и педагоги, в большинстве своем жизнью и трудом подтвердившие ценность и реализуемость  принципов гуманной педагогики. Но почему же в настоящей жизни, в развитом технологическом мире, с устоявшимися правовыми нормами и моралью, эти принципы воплощаются лишь немногими людьми, если не сказать «единицами»?..

На первый взгляд может показаться, что вопрос лежит в области научного знания и методах его применения, внедрения в «инструментарий» педагогов, которые затем идут в массы и по статусу своему должны уже «материализовывать» гуманизм в словах и действиях. Но если присмотреться, то окажется, что «нехваткой гуманизма» страдает как раз не наука педагогика, а то пространство, в котором науке приходится «жить»: это социальные процессы, идеология общества, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, это и экология с экономикой, которые также влияют на сознание и, что даже более важно, подсознание людей, и, конечно же, это самосознание  и поле деятельности каждого из нас.

В чем же дело? Почему в педагогике оказываются люди, которые не несут светлое и чистое в умы и сердца детей, а порой вредят юным созданиям своим невежеством и грубостью, бестактностью и вседозволенностью? Почему образовательный процесс часто превращается в не выдерживаемый детьми «пресс» на их физические, умственные и психологические возможности? Отчего родители всё чаще и чаще перекладывают ответственность за воспитание и обучение своего ребенка с себя на кого-то другого (детский сад, школу и т.д.)?  Как получается, что средства массовой информации транслируют то, что для детской психики оказывается часто чрезвычайно опасным и более губительным, чем это может показаться поначалу?  Ответов на эти и другие вопросы также может быть много и, к сожалению, они могут оказаться совсем не простыми и не всегда смогут гарантировать выход из сложившейся трудной ситуации, ведь за правильной мыслью всегда должно следовать ее продуманное, детализированное и многоплановое воплощение. А к такому воплощению-перестройке наше общество (российское и мировое) может быть не готовым.

В какой же «плоскости бытия» могут находиться ответы на непростые и кажущиеся сперва просто педагогическими вопросы? Эти ответы можно искать и в отраслях педагогики и психологии, философии и социологии, культурологии и антропологии. Но ответ может быть еще ближе – он может быть внутри нас, красной линией проходя сквозь наши мысли, реакции, слова и поступки. И какой бы ни была та самая социальная, экономическая и другие обстановки вокруг нас, оказываясь наедине с «маленьким» человеком, то есть ребенком, всё наносное и даже навязанное может исчезнуть по мановению каждого из нас. То, что мы скажем ребенку, как посмотрим на него, зависит от нас. Этот момент выбора бесконечен в своих вариантах и интуитивно мы это знаем и можем применять каждый день, каждый час в своей жизни и работе. И счастлив тот педагог, который делает выбор в пользу сердца, в пользу всеобщего блага и единства, терпимости и величия человеческой души.

Жизнь и поступки таких известных практиков, как Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Антон Макаренко, Виктор Франкл и многих других, показывают, что ключик к воскрешению и росту человеческого в человеке находится не во внешней (предметной) среде и даже не в комфорте и благоустройстве жизни, этот ключик – в такой же человеческой душе, в стремлении жить и находить в каждом мгновении своей и чужой жизни смысл.

Обретая смысл и ощущая ценность своего бытия, трудностей, действий,  человек меняется. Как считает Виктор Франкл, прошедший концлагерь, «человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать» [5]. Так Франкл говорит о «жизнетворящем», духовном напряжении, которое и приводит человека в движение, побуждает познавать себя и открывать новые грани жизни, позволяет осознать смысл своего бытия и уже осознанно и более продуктивно взаимодействовать с окружающим миром. Именно это здоровое напряжение не поддерживается современным образованием, а подменяется механичными истинами и требованиями, обоснования которых часто не созвучны с «зовом трансцендентного» в детях [4].

Продолжая развивать экзистенциальные идеи Виктора Франкла в русле педагогики, следует всегда помнить о трех фундаментальных аспектах человеческого бытия, которые освещает Франкл: свобода, ответственность  и духовность [5]. В своих трудах психолог делает акцент на том, что по-настоящему здоровым может быть только тот человек и то общество, в котором эти три аспекта едины. Это значит, что человеческая сущность (в ее духовном, высшем измерении) по природе своей свободна всегда, даже если внешне человек оказывается зажатым в невыносимые на первый взгляд рамки. Но свобода эта будет приносить пользу человеку и обществу только в том случае, если она будет сопряжена с ответственностью, осознанием последствий своей свободы и умением принять эти последствия,  сознательно «рисуя» узор своей жизни и следуя сделанному выбору (даже если выбор был сделан в пользу бездействия).

Так в чем же рациональное и актуальное зерно трудов Виктора Франкла для современного образования и его гуманизации? Это зерно видится и чувствуется в возрождении ответственности, персональной и общественной, о которой все чаще и чаще забывает человек. Каждый из нас ответственен за свою жизнь независимо от того, осознает ли он это или нет. Франкл называет это умением «ответить» жизни на вопросы и ситуации, которые она ставит перед человеком [3]. Как отвечает на них человек, можно видеть по его деятельности, удовлетворенности жизнью, здоровью и т.д.

И возвращаясь к проблеме гуманизма современного образования и общества, возможно, следует задать вопрос: а не слишком ли усложняет всё стремление человека (в частности, педагогов) взять на себя ту ответственность, которую изначально должны нести сами дети и каждый из взрослых? Это ответственность за свои же мысли, желания, стремления, это умение видеть результат своего действия, опыта, вывода, это и личностный рост, который проистекает вне теоретических знаний и чужих смыслов.

Возможно, образованию и идеологии общества стоит перестать создавать тепличные условия, в которых ответы на вопросы уже известны (даже если они тщательно скрыты)? Истинный метод проблемного обучения – не в поиске информации среди уже добытого другими знания, он в выходе за пределы умственного знания.  Познание жизни и самого себя находится в поиске ответов на свои глубинные, трансцендентные вопросы, которые порой схожи у многих людей, но опознаваемы только изнутри каждым из нас.

Краткий анализ  идей Виктора Франкла и других психологов, педагогов, философов-экзистенциалистов позволяет предположить, что создание уважительной и благоприятной воспитательной и образовательной среды кроется не в многочисленных и многоуровневых принципах, методах и условиях, а в понимании и принятии каждым участником образовательного процесса своей свободы и ответственности за нее (как в масштабах своей жизни, так и в масштабах общечеловеческой судьбы).

Данная «модель» гуманизации строится, прежде всего, вокруг взрослого (педагога, родителя), задача которого – раскрыть и ощутить свои собственные ценности, осознать и принять свою свободу и ответственность за каждый свой шаг, поступок или просто мысль. И тогда станут не столь важными внешние условия жизни (та самая экономика, социальные процессы, быт), ведь в момент осознания того, что ты сам являешься творцом своей жизни и со-творцом жизни всеобщей, мир вокруг начинается также меняться.

Человек же сознательный, уважающий и ценящий свою свободу и жизнь, «обречен» также уважать ценности, стремления и бытие других, поскольку он ясно осознает взаимосвязь людей, их желаний и поступков, ощущает многомерность со-бытия и видит в каждом движении жизни свое собственное продолжение…

Список литературы:

  1. Декларация прав ребенка [Текст]. – Педагогическое общество России, 2007.
  2. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании [Текст] // Я. Корчак. - М: Политиздат, 1990.
  3. Франкл В. Воля к смыслу [Текст] / В. Франкл. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  4.  Франкл В. Основные понятия логотерапии. [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/franv01/
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. 

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз... в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни...". Нас (педагогов) уж точно надо лечить. )) Каждому учителю по психологу! Это шутка, конечно, но в каждой шутке...

"Возможно, образованию и идеологии общества стоит перестать создавать тепличные условия, в которых ответы на вопросы уже известны (даже если они тщательно скрыты)? Истинный метод проблемного обучения – не в поиске информации среди уже добытого другими знания, он в выходе за пределы умственного знания." - мысль интересная и более того, верная. Но вот вопрос, а возможен ли выход за эти пределы, когда над нами довлеют многочисленные шоры? На мой взгляд, если отдаться течению, что продуцируют "умы" от мин.образования, то нет и еще раз - НЕТ, невозможно! И никакие развивающие методики, приемы, компьютеризация и прочее не помогут. Выход только один - развиваться самому, чтобы иметь смелость (читай ЗУН) игнорировать систему или даже не так, прогибать ее под себя. Наверное эта самая самость и есть высокий профессионализм.

Иванова Ольга Александровна

Размышления ,для публикации.

Вальщикова Ольга Олеговна

Данная «модель» гуманизации строится, прежде всего, вокруг взрослого (педагога, родителя), задача которого – раскрыть и ощутить свои собственные ценности, осознать и принять свою свободу и ответственность за каждый свой шаг, поступок или просто мысль. И тогда станут не столь важными внешние условия жизни (та самая экономика, социальные процессы, быт), ведь в момент осознания того, что ты сам являешься творцом своей жизни и со-творцом жизни всеобщей, мир вокруг начинается также меняться.