Эвергетова Валентина Степановна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Методика ведения уроков, новые педагогические технологии

Увлечения: Дача, цветы, внуки

Регион: Московская область

Населенный пункт: Луховицы

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Московской области «Аграрно-промышленный техникум»

Звание, ученая степень: Почетный работник начального профессионального образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/evergetova-valentina-stepanovna

О себе

Моя работа. Что о ней сказать.

Обыкновенная, учитель.

Но удалось мне сызмальства понять,

Что это значит - дел и душ вершитель.

 

И спорится она лишь потому,

Что каждым шагом жизненным проверю.

Что раз отвергну, только раз пойму

Я то, что делаю, во что я свято верю.

 

Могу погорячиться и вспылить,

Но, одержимостью своей пугая,

Я не могу, ругая не любить,

И не могу любить вас, не ругая.

 

И разве не за что? - сойдешь с ума.

Порой вредны, обидчивы, спесивы.

Но не прошу, а говорю сама

Вам, каждому в отдельности «спасибо».

 

 

Что ни возьми, все трудно начинать.

Но мне приятно сознавать, не скрою,

Кто смог меня хоть чуточку понять,

Тому уже не хочется покоя.

Словесник  по сравнению с преподавателями других предметов находится в самых трудных условиях: у него неимоверная нервная, эмоциональная нагрузка, предмет требует, чтобы учитель постоянно много читал, был в курсе всей культурной жизни, иначе ученикам она просто неинтересен. Для всего этого нужно время, нужна литература.

Задача учителя литературы

Самая важная задача учителя литературы - помочь разобраться учащимся в поразительно сложном, противоречивом, полном необыкновенных контрастов и сочетаний мира вчерашнего и сегодняшнего.

В системе образования создалось весьма тревожное положение - образование оторвалось от культуры. В течение многих лет шло последовательное вытеснение гуманитарных дисциплин. Отсюда и пошло отрицание юношеством прошлого, утрата традиций. В.И. Даль в своем Толковом словаре писал, что «воспитывать - значит заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в высшем значении - научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно...».

Как же и чем мы исполним наш долг по отношению к сегодняшнему юношеству? Только литературой как частью искусства, только благодаря знакомству с лучшими произведениями классики XIX и XX веков.

Именно литература исследует сложнейший «механизм» - душу человека. Пренебрежение этим предметом очень дорого стоит человечеству. Только на литературных примерах можно воспитывать нравственность. Ведь памятники литературы дают нам представление о духе народа, о странах, городах и его жителях.

«Страсти» вокруг литературы

«Страсти» вокруг литературы как учебного предмета не случайны и являются доказательством поиска новой методики преподавания. Если предыдущие методики учили «передавать» знания учащимся, то теперь эти знания нужно превратить в могучее средство воспитания. Самое удивительное, что вроде бы в этом тезисе и нет никакой новизны, но она все-таки есть. Если несколько лет назад я «ворочала» веками, поднимала пласты литературы, обращалась к современности, а не к конкретному ученику, сидящему на уроке. Страстно и убедительно доказывала, что Кабановы, Собакевичи и Головлевы плохи, безобразно и социально опасны и что создатели этих образов - гуманисты и прекрасные литераторы.

Практика показала, что от этих доказательств нашим детям не жарко и не холодно: подобные персонажи возмущают их нравственное и эстетическое чувство, вызывая негодование, ни в коем случае не относимое к себе как потенциальным носителям способности передать, надуть, струсить, заесть чужую жизнь. И этот инстинкт самосохранения естественен. Неестественными бывают только наши вопросы типа: «А разве мы порой не грешим такими недостатками?», «А как бы ты поступил на месте...?».

Облик нашего юношества меняется

Часто мы недооцениваем сегодняшнее время и забываем, что облик нашего юношества меняется. Появление неформальных групп (фанаты, спартаковцы, рокеры, панки), феномены Обломова и «перекати-поле» - это болезни, безусловно, за которыми стоит жажда самоутверждения и самостроительства, а не только инфантилизм и закормленность.

Мы забываем часто, что нравственная деформация определенной части юношества и переосмысление той духовной пищи, которую мы даем на уроках, порождены многими социальными причинами. И во всем этом нужно разобраться, прежде чем идти на урок с романами Достоевского и Толстого. Можно в лице классиков обрести помощников, а можно посеять открытое неприятие культуры взрослых и породить оппозицию: учитель, которому нужны знания, - ученик, который живет в своем мире.

Поэтому преподаватель литературы на своих плечах несет весь груз общечеловеческой культуры, должен знать все «болевые» точки современности, а не только методики своего предмета, не исказить мир в кривом зеркале своих субъективных оценок, чтобы иметь право прийти на урок.

Ученик и учебник

Хочется остановиться еще на одной проблеме: ученик и учебник! До сегодняшнего дня учебники по литературе адресованы подростку без учета его года рождения и той жизни, которая кипит вокруг него.

Учебники застыли на десятилетия, поэтому вместе с учащимися в тетрадях приходится искать новый учебник, более понятный их восприятию. Это очень непросто - в урок вместить записи, раздумья, эмоции, выразительное чтение ключевых эпизодов или стихов. Да и нужен ли учебник литературы вообще? Нужен, если учить только на «удовлетворительно», когда учебник будет только сводом кратких биографий и характеристик героев. А каким же должен быть новый литературный учебник?

Он должен быть раскованным, интересным, в нем не будет штампов, обезличенных писателей, в нем не будет предложений на полстраницы, которых и учитель-то не всегда сможет прочитать с одного раза.

В новом учебнике должно быть все жизненно - проблемы семьи, любви, отношений между мужем и женой, лидерства в семье и ценности личности! Тогда не будут смеяться мои ученики над Катериной из «Грозы» А. Островского, не понимая, почему она не ушла от Тихона Кабанова, если ей с ним было плохо. И будут действительно восхищаться Данко из «Старухи Изергиль», что он ради спасения людей вырвал сердце из своей груди.

Давно уже бытует мнение, что преподаватель литературы - артист, только без сцены, ученики - зрители, порой очень критичные, иногда ироничные, иногда и равнодушные. Поэтому уважающий себя учитель не представляет себе урока без связи с внеклассной работой по предмету. Поэтому необходимо в совершенстве владеть несколькими видами искусства - литературой, художественным словом, искусством сцены и кино. Мое учительское дело - привить вкус к этому, поэтому программа по литературе требует от меня умения научить нас восприятию и анализу литературного произведения любого жанра, спектакля и кинофильма.

На сегодняшний день всем учителям литературы ясно, что падает интерес к чтению, интерес к классической литературе, истории, к культуре нашей Родины.

Приобщение учащихся к чтению

Как приобщить учащихся к чтению? В век телевидения и компьютера трудно заставить всех добросовестно читать. Тут и начинаются поиски. Как...? Как заставить прочитать, как привить интерес? Поэтому только вопросы, понятные юношеству, смогут пробудить интерес!

Одна большая проблема существует во многих произведениях - проблема «отцов и детей». Существуют ли в наше время противоречия между «отцами» и «детьми», в чем их суть, как проявляются, разрешимы ли они? Должны ли родители проявлять такт, терпение в обращении с детьми, решая за них, кем быть, каким быть, с кем дружить, кого любить.

Быть учителем литературы постоянно интересным, увлекать учёбой крайне трудно. Что же мешает? Многое!

Трудно не отстать от жизни, быть в курсе достижений науки, искусства. Трудно не потерять веру в свои силы, не изменить своей мечте.

Как избежать казенщины и формализма в преподавании литературы при современных учебниках? Но если ты стоишь у доски, если на тебя смотрят глаза учащихся, если тебя слушают, затаив дыхание, значит - ты на своем месте, значит- живешь не зря!

В центре каждого моего урока - работа с текстом художественного произведения, его активное обсуждение. Моя задача - хорошо владеть литературной речью, умение прочитать наизусть, умение выбрать из текста наиболее важные эпизоды для комментированного чтения и анализа.

Планируя уроки, четко предполагаю цели и задачи. Но при этом стараюсь не сковывать инициативы учащихся, чтобы на уроке был свободный обмен мнениями - все это развивает творческую инициативу учащихся.

На уроках остро и заинтересованно рассматривается нравственная проблематика изучаемых произведений. Привлекаю жизненные ситуации, личный опыт, интересные для юношества проблемы.

Что с нами происходит?

Все методические приемы в моей работе направлены на развитие мыслительной деятельности и воспитание чувств учащихся. Как учитель держу ответ на один из серьезных вопросов эпохи: что с нами происходит?

Улица ворвалась в учебные кабинеты с эротическими фильмами и конкурсами красоты, с горькой правдой и перекосами, с растерянностью власти и крутыми бритыми затылками. Как в этом хаосе проводить уроки? На какой уровень поставить, какую методику выбрать, чтобы литература была совестью народа, выражением нужд и чаяний? Все уроки литературы должны призывать к добру, взаимопониманию и состраданию, воспитывать лучшие качества человека.

Мне кажется, что в связи с литературой нужно говорить, прежде всего, не об объеме знаний, а об объеме нравственных представлений, о том, что входит в душу человека с литературой за годы учебы. И бесконечные проблемные вопросы, которые надо ставить на уроке, а не просто поспешно отвечать на них: что происходит, кто виноват и что делать?

Педагогический почерк

Одной из главных профессиональных задач считаю создание эмоционально-творческой атмосферы для восприятия нового. Для этого необходимо быть на уроке не только учителем, но и в какой-то мере артистом.

Моя позиция - это совместная с учеником исследовательская работа, постановка и решение сложных проблем, поиск новых путей изучения произведений. Вот поэтому в центр всей работы я ставлю проблему «писатель и время», ориентируя на современное прочтение и взыскательную оценку изучаемых произведений.

Основной принцип моей работы - это принцип вариативности, который помогает стимулировать выбор более близких мне и учащимся произведений. Для этого самой приходится много читать, чтобы свободно ориентироваться в материале, быть глубоким знатоком в своей области.

Считаю себя подготовленной к уроку только тогда, когда у каждого на школьной парте текст изучаемого произведения, поэтому приходится постоянно менять в программе произведения, добиваться того, чтобы все прочитали определенный объем текста изучаемого.

С первых дней работы поняла, что ребята воспринимают учителя только тогда, когда он говорит с ним своим языком, а не языком чужих методик, что из методических пособий можно взять какую-то идею, мысль, наконец, литературоведческий материал, но необходимо выработать своей педагогический почерк.

Каков же он, мой педагогический почерк?

1.      Воспитывать не гражданина мира, патриота, сына России.

2.      Добиться, чтобы мои ученики стали «людьми из тех, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза».

3.      Давать на уроке то, что ближе и понятнее самой.

4.      Создавать на уроке творческую атмосферу, только тогда процесс общения принесет радость и глубокое удовлетворение, для чего стараюсь обставлять уроки музыкальным сопровождением.

5.      Чаще говорить «спасибо», чтобы вызвать ответную благодарность, уважать самого последнего «хулигана», постоянно убеждая себя, что в итоге он зауважает и тебя.

6.      Самой читать наизусть не просто классику, а чаще всего проблемные стихотворения, которые могут заставить работать мысль, такие, как Роберта Рождественского «Я, действительно, подкуплен», Николая Тряпкина «Как научились воровать».

7.      Предпочитаю в тетрадях учащихся чаще письменные высказывания, чем устные ответы, так как письменному высказыванию сопутствует сосредоточение внимания, рождение мысли, углубление в самого себя. Устная речь свободна, но менее ответственна.

По опыту работы на первом же уроке учащимся первого курса даю работу, где проверяю знания по русскому языку; учащиеся, которые к нам пришли, должны знать русский язык в совершенстве, делают по 20-30 ошибок.

В школе в среднем звене появился очень интересный термин - «относительная грамотность», т.е. учащийся, который делал в начале 7-го или 8-го класса 40 ошибок, в конце года стал допускать 20, значит, работа ведется, и он «относительно грамотен», в нормах оценок по проверке письменных работ 5 ошибок - уже неудовлетворительная оценка.

Что же пересматривать: или нормы грамотности, или нормы оценок?

В последние годы пересматриваются нравственные ценности - как же отстоять в нашей жизни тех классических героев, которые были в Х1Х веке и уже не изменятся, как доказать, что Катерина из «Грозы» жертва, а не падшая женщина. Уклончивый ответ губителен для подростков, если я потеряюсь, то они подхватят ложь и понесут, как эстафету. У них особое чутье на правду и кривду.

Многое зависит от умения выбрать оптимальные методы и приёмы обучения, правильно строить систему уроков, определить место каждого метода и приема в изучении литературы. Беседа, самостоятельная работа, наблюдения над текстом, ученические сообщения, доклады, выразительное чтение, пересказ - вот весь арсенал средств, который находится в руках преподавателя и особенно пропагандируется методикой в последние годы.

Особенно большое внимание уделяют лекции, которая больше нравится учащимся, так как образцовая речь лектора способствует, прежде всего, выработке образцовой литературной речи и помогает создать навык строгого логического изложения.

Чаще всего это лекции - вступления к новой теме, к изучению творчества писателя, лекции обзорные, которые бывают в каждой теме, лекции обобщающие, подводящие итог изучению произведения.

Перед каждым таким лекционным уроком учащиеся получают домашнее задание, это чаще всего или план лекции, или вопросы, на которые необходимо ответить по ходу лекции.

Очень трудно приходится работать с первым курсом, где надо научить по ходу лекции выделять главное, поставить вопрос, заострить внимание, найти вывод.

На третьем курсе так называемые фразы-обращения уже дают свои результаты: «обратите внимание», «сравните», «вспомните», «подумаем все вместе», «постарайтесь это запомнить», «выделите в записи самое главное», «какой вывод следует».

Ещё в 1882 году И.С. Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..». Эти слова до сих пор тревожат и волнуют наши сердца, бередят душу.  Сумеем ли воспитать любовь у своих учеников к нашему родному языку и литературе. Думаю, что сумеем, если уроки русского языка и литературы станут уроками речевого творчества.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой "Война и мир", Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", А. Рыбаков "Дети Арбата", В. Липатов "И это все о нем", стихи Игоря Кобзева, Роберта Рождественского, Наума Коржавина

Моё портфолио

Все методические приемы в моей работе направлены на развитие мыслительной деятельности и воспитание чувств учащихся. Как учи­тель держу ответ на один из серьезных вопросов эпохи: что с нами происходит?

Улица ворвалась в учебные кабинеты с эротическими фильмами и конкурсами красоты, с горькой правдой и перекосами, с растерян­ностью власти и крутыми бритыми затылками. Как в этом хаосе проводить уроки? На какой уровень поставить, какую методику выбрать, чтобы литература была совестью народа, выражением нужд и чаяний? Все уроки литературы должны призы­вать к добру, взаимопониманию и состраданию, воспитывать лучшие качества человека.

Мне кажется, что в связи с литературой нужно говорить, прежде всего, не об объеме знаний, а об объеме нравственных представлений о том, что входит в душу человека с литературой за годы учебы. И бесконечные проблемные вопросы, которые надо ставить на уроке, а не просто поспешно отвечать на них: что происходит, кто виноват и что делать?

Учащиеся  воспринимают учителя только тогда, когда он говорит с ним своим языком, а не языком чу­жих методик, что из методических пособий можно взять какую-то идею, мысль, наконец, литературоведческий материал, но необходимо выработать своей педагогический почерк.

Каков же он, мой педагогический почерк?

1.  Воспитывать не гражданина мира, а патриота, сына России.

2.   Добиться, чтобы мои ученики стали «людьми из тех, что лю­дям, не пряча глаз, глядят в глаза».

3.  Давать на уроке то, что ближе и понятнее самой.

4.   Создавать на уроке творческую атмосферу, только тогда про­цесс общения принесет радость и глубокое удовлетворение.

5.   Чаще говорить «спасибо», чтобы вызвать ответную благодар­ность, уважать самого последнего «хулигана», постоянно убеждая себя, что в итоге он зауважает и тебя.

Мои публикации:
Гуманитарные науки
Литература
Образование и педагогика
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио