Литературное исследование "Мы живём, под собою не чуя страны..."
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Эвергетова Валентина Степановна

Тема урока определена строчкой из стихотворения поэта Осипа Мандельштама:

 

Мы живём, под собою не чуя страны…

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

 

Кремлёвский горец, так сатирически называл его поэт, такое смелое стихотворение написал, заведомо зная, что прощения не будет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

 «Аграрно-промышленный техникум»

Литературное исследование

«Мы живём, под собою не чуя страны …»

Преподаватель: Эвергетова В.С.

2014

Товарищ Сталин, вы большой учёный,

В языкознание знаете вы толк,

А я простой советский заключенный,

И мне товарищ – серый брянский волк.

                                            Юз Алешковский

Цели урока:          

  • доказать, что тоталитарная система сгубила лучших людей России;
  • помочь оценить глубочайшую трагедию людей искусства;
  • вызвать восхищение их жизнью, так как их жизнь – подвиг;
  • вызвать чувство сопереживания.

Методы работы:            

  • литературное исследование;
  • сообщения учащихся по теме;
  • чтение стихотворений наизусть.

         

 


1.Слово учителя:

Тема урока определена строчкой из стихотворения поэта Осипа Мандельштама:

Мы живём, под собою не чуя страны…

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Кремлёвский горец, так сатирически называл его поэт, такое смелое стихотворение написал, заведомо зная, что прощения не будет.

С него, Иосифа Сталина, начались гонения на «инакомыслящих», на тех, кто умнее и смелее, на тех, кто лучше видел, что происходит в стране.

Сегодня будем говорить об интеллигенции, о лучших людях России, о писателях и поэтах, художниках и учёных, которые в разные годы жизни были подвергнуты гонениям со стороны власти, силы только потому, что судьбой им довелось родиться в России, в стране, где много лет существовала тоталитарная система, система, применяющая методы фашизма, система, когда каждый человек находился под внимательным глазом государства.

Государство избрало много методов борьбы с теми, кто не так мыслит, как надо, не так пишет, не так рисует.

Самая страшная статья, предусмотренная УК, статья 58, за контрреволюционный заговор, за измену Родине, статья, предусматривающая от 10 до 25 лет ссылки, или расстрел.

Сегодня будем говорить о двух талантливых людях, которые одними из первых получили эту статью.

Осип Мандельштам и Борис Пильняк.(сообщения учащихся)

В мае 1934г. О.М. арестовали – и главный теоретик по вопросам литературы Бухарин пишет письмо Сталину в защиту арестованного, однако вскоре узнав, за какое именно стихотворение был арестован поэт, Бухарин отказался от заступничества.

Стихотворение это -  сатира на Сталина, срывание благопристойной маски, обнажение истинного лица.

Написанное в 1933г., оно было прочитано Бухариным «по памяти» не кем иным, как Ягодой.

Б. Пастернак, выслушав стихотворения, прочитанное Осипом Мандельштамом в узком кругу, сказал автору: “То, что вы прочли, не имеет никакого отношения к литературе, это акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принять участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас эти стихи не читать никому.”

Едва ли сыскать в литературе поэта, судьба которого была бы столь трагична, как судьба Мандельштама.

Вторично арестованный в 1938г по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, он был отправлен в лагерь в город Владивосток, где вскоре погиб.

        Борис Пильняк…(сообщения учащихся)

 Судьба Фрунзе – народного комиссара по военным делам (9 месяцев в 25 году был на этом посту) не менее трагична.

Создавая профессиональную армию, он вывел её из-под контроля Кремля, и насмерть перепуганный Сталин вынужден был каким-то образом его убрать.

  Осенью 25 года Сталин проявил чрезвычайную заботу о его здоровье и настоял, чтобы он лёг на операцию по поводу язвы желудка, проведение операции поручил своему помощнику «по мокрым делам» кремлевскому врачу Погосянцу.

 Здоровый Фрунзе умирает на операционном столе, его жена, убеждённая в том, что его зарезали, кончает с собой, дочь берёт на воспитание Кл. Ворошилов, а писатель Б.

Пильняк по свежим следам пишет «Повесть непогашенной луны», которую на следующий год по недосмотру печатает журнал «Новый мир», сразу попавший за это в опалу.

  В 1937г. Пильняка расстреливают, и в этом же году казнён и человек, который достоверно сообщил этот сюжет автору – маршал Михаил Тухачевский.

 Одним из методов, применяемым сталинской системой, был метод идеологического гонения «инакомыслящих». И здесь следует говорить о двух поэтах, которые на себе испытали всё это.

Анна Ахматова и Борис Пастернак, они умерли своей смертью, диктаторская государственная машина побоялась тронуть их, лишить свободы, жизни, уж очень они были известны миру. (сообщения учащихся)

В 1953году 5 марта умирает Сталин, в этот же день освобождают из лагеря одного ссыльного, который получил 10 лет без права переписки, Александра Солженицына.

Освобождают, чтобы в 1974 году, через 21 год, вообще выслать из страны.

За что выслали русского писателя Александра Солженицына из страны?

(сообщение учащегося)

2. Слово учителя:

   Сейчас складывается впечатление, что нашу литературу захлестнула “лагерная война”, у многих это вызывает опасение: не подорвут ли рассказы о трагическом прошлом веру в наши идеалы, в известные нравственные ценности.

   В числе первых заговорил о трагедии прошлого А. Солженицын. Его повесть «Один день Ивана Денисовича» стала не просто символом целой эпохи, вошедшая в литературу под названием «оттепель», повесть стала книгой поколений, яркой и правдивой.

    Позже о страшной трагедии, случившейся с нашим народом, он расскажет в десятитомном исследовании «Архипелаг  ГУЛАГ», за которое в 70-е годы был изгнан из своей Родины.

    Сродни А. Солженицыну и Варлаам Шаламов, просидевший в лагерях около 17 лет и его «Колымские рассказы».

 

А. Солженицын «Одно слово правды весь мир перетянет»

(сообщение учащегося)

 

3. Слово учителя:

    В начале 80-х годов, когда Солженицын ещё жил в Америке, президент Рейган пригласил на завтрак наиболее видных советских диссидентов, проживавших на Западе. Из всех званых отказался один А. Солженицын, заявив, что он не диссидент, а русский писатель, которому не с руки беседовать с главой государства, чьи генералы разрабатывают идею уничтожения русского народа посредством направленных ядерных ударов. Выразив вежливый отказ, он ответно пригласил Рейгана, когда истечёт его срок президентских полномочий, высказав, что срок президентских полномочий не более 8 лет, а призвание российского писателя пожизненно.

    Следующая мера пресечения «инакомыслящих» - предложение уехать из страны под угрозой ареста. Её испытали на себе Иосиф Бродский, поэт, Михаил Шемякин, художник.

     Конечно, для самих высланных лучше жить в эмиграции, чем в тюрьме или в психушке. Но для нашей страны, для её науки и культуры утечка мозгов представляла грозную опасность. А ведь они утекают, эти мозги.

       Гениального Ростроповича мы уступили американской филармонии только потому, что он дружил с Солженицыным. А казалось, какое дело нам до того, кто с кем дружит. Нам бы музыку его слушать.

        Так случилось, что многие произведения издавались за рубежом, а не у нас. Наши люди лишились талантливых и честных книг.

        Самым новейшим средством борьбы с инакомыслящими явилось выдворение из страны.  Выдворение разными способами: насильственная высылка, лишение советского гражданства, предложение уехать из страны под угрозой ареста.

        В итоге, конечно, хочется говорить об Андрее Сахарове, учёном, о человеке, насильно высланном из Москвы.

        Впервые в 1966г услышали об Андрее Сахарове, он был в числе 25 учёных, которые подписали обращение к 23 съезду КПСС – призыв не допускать реабилитации Сталина. В 1972г. он написал 2 обращения к советскому правительству – о политической амнистии и об отмене смертной казни.

        Умер в дни 2- ого съезда народных депутатов, так и не убедив Михаила Горбачёва и съезд о том, что ввод войск в Афганистан- это агрессия со стороны СССР, что матери убитых и пленённых солдат не простят это ни Горбачёву, ни стране, ни истории.

Заключительная часть.

     В итоге хочется ещё раз напомнить о проблемных вопросах, поставленных эпохой:

                              Кто виноват?

                              Что делать?

                              Что с нами происходит?

Это вопросы, на которых ответа до сегодняшнего дня нет. Александр Мень, священник, убитый за то, что попытался ответить на один из поставленных вопросов эпохи, в своей последней проповеди говорил о Луке, который доносит до нас притчу о блудном сыне.  Подобно ему, ушли мы из отчего дома своей дорогой и вот теперь не знаем, что делать, зашли в тупик, погрязли в житейских делах. А бог терпит и ждет нас, он – то примет всегда… Покаемся ли мы…

      А Егор Исаев, поэт, в своей поэме «Суд памяти» попытался разрешить эти проблемные вопросами ответом, что память останется навечно, что память рассудит всех:

                                                       

И ходит по Земле, босая память,

Маленькая женщина,

Она идёт, переступая рвы,

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идёт, оставив свой уют,

Не о себе, о мире беспокоясь,

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

    Ссыльный поэт Михаил Коржавин в своём четверостишии, упомянув и память, и бога, скажет о том, что всё равно нам придётся отвечать на эти вопросы.

Пусть меркнет память, тухнет свет,

Но подрастают в семьях дети.

Есть в мире Бог иль Бога нет,

А им придётся жить на свете.


Вопросы на дом:                  

  • Кого можете привести в качестве примера по теме?
  • Коснулись ли каким – то образом отголоски сталинской системы ваших родных, близких, знакомых?
  • Прокомментируйте строчки:

Я весь Россия!

Весь, как сноп, дымлюсь,

Зияю телом,

Грубым и задубленным,

Но я ещё когда – нибудь явлюсь,

Чтобы сказать от имени загубленных.

Виктор Боков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…»

Литературно-художественная композиция «Просто парень сам собой он обыкновенный…» посвящена  70-летию выхода в свет произведения А.Т. Твардовского «Василий Теркин»....

Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".

Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....

Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".

Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....

Семейный час на тему: «Страна, где мы с тобой живём».

Семейный час на тему:  «Страна, где мы с тобой живём».        Цели: воспитание Казахстанского патриотизма у воспитанников: любви к Родине, чувство ответственнос...

Литературно-музыкальная композиция "На Ямале мы живём"

Материал посвящён истории Шурышкарского района, а так же  отражает его современное развитие....