Какие методы вы используете при проведении исследований на уроках? Поделитесь своими новшествами.
Исследователская деятельность на уроках
12.01.2015 - 13:45
#1
Исследователская деятельность на уроках
Здравствуйте, Людмила Ивановна! Одной из новых форм работы с детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности.Основы проектно - исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
При выполнении проектно - исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
• Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
• Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
• Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
Это строки из моего выступления на заседании РМО, посвященном исследовательской деятельности на уроках русского языка.Если Вас заинтересовал мой опыт, то я могу помочь практическими советами. Загляните на мой мини-сайт, может быть, что - то полезное для себя найдете и там.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!Спасибо. Буду очень признательна за практические советы.
Структура исследовательской деятельности учащихся
1.Подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в методологию научного исследования).
2.Выбор проблемы ( от общего к частному).
3.Исследование проблемы (анализ специальной литературы, периодических изданий,социологические опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами).
4.Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования).
5. Практическая работа и анализ полученных результатов (экспедиция, походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспериментальная работа и т.д.)
6. Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы).
7.Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, наглядная демонстрация материала, ответы на вопросы).
8.Рефлексия.
Структура исследовательской деятельности учащихся, конечно. для старшеклассников, для работы в научных обществах учащихся. А что делать с пятиклассниками? Загляните на мой сайт. Там найдете урок - исследование в 5 классе. Что - то, быть может, пригодится и ВАМ. Успехов!
Спасибо за советы.
Здравствуйте,Людмила Ивановна!
У меня довольно хороший опыт применения на уроках английского языка проектной методики в группе бухгалтеров (СПО),это обычно долгосрочный межпредметный практико - ориентированный проект и конечный продукт (презентация и реклама своего бизнес- проекта студентами), но признаюсь организовать исследовательскую работу в рамках урока представляется мне довольно сложным.
Здравствуйте,Людмила Ивановна!
У меня довольно хороший опыт применения на уроках английского языка проектной методики в группе бухгалтеров (СПО),это обычно долгосрочный межпредметный практико - ориентированный проект и конечный продукт (презентация и реклама своего бизнес- проекта студентами), но признаюсь организовать исследовательскую работу в рамках урока представляется мне довольно сложным.
Все верно. Организовать исследовательскую работу в рамках урока или занятия по учебной дисциплине "Иностранный язык" в системе СПО можно, но в ситуации завершающего этапа проекта или этапа контроля и систематизации информационного материала (например, в качестве индивидуального задания одного студента или мини-группы студентов). Посвящать уроки и занятия только исследовательской деятельности расточительно, поскольку уровень сформированности речевых умений и навыков студентов (обучающихся)в целом находится, скажем так, на скромном уровне. Основная задача состоит в поддержании этого уровня на минимально-достаточном пределе. Конечно, есть студенты и с хорошим, и с высоким уровнем знаний и соответствующим уровнем коммуникативной компетенции, но их не так и много.
Следовательно, в первую очередь - язык и коммуникативные способности и умения, а уж затем - выполнение и презентация проекта как итогового занятия по теме или разделу курса обучения! Здесь можно доверить выполнение каких-то проектных заданий и слабоуспевающим студентам. Но все это должно проходить в групповой деятельности самих студентов, и, естественно при контроле преподавателя.
Не использовала, но думаю, что пора начинать такую практику
Использую на своих уроках под девизом: "Сделал сам, помоги другому"
Использую следующий алгоритм
Компоненты исследовательской деятельности : Планируя проведение научного исследования нужно помнить о его методологических характеристиках - актуальности, целях, задачах, методах, теоретических основаниях и т. д.
1. Проблема – вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
2. Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
3. Цель – запланированный результат.
4. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
5. Методы – как решать задачи, проводить исследование.
6. Гипотеза – предположение, требующее доказательств.
7. Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.
8. Объект – что исследуется.
9. Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
Все коллеги ответили совершенно верно и про этапы подготовки исследовательской работы, и про структуру работы. Лично у меня вызывает определенную сложность исследовательская деятельность со студентами с ОВЗ (у меня с частичной и полной потерей слуха). Приходится от чисто разговорной защиты своей работы переходить к созданию видеофильмов и показывать больше практическую значимость той или другой проблемы.