Роль концертмейстера в формировании музыкального вкуса учащегося в классе вокала.

НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

На концертмейстера возлагается ответственная задача – познакомить ученика - вокалиста с различными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Этот момент воспитывается через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и профессиональную работу на этапах разучивания произведения .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Роль концертмейстера в расширении музыкального кругозора ученика на уроках вокала».

Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них - концертмейстер. По сути, это аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же, как и спектр умений и способностей.

Концертмейстер - мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

Музыкант-концертмейстер должен обладать большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления и др.

Профессия, концертмейстер появилась в 17 веке, в эту эпоху были популярны домашние концерты, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно эта профессия обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах.

Постепенно сформировались несколько разновидностей профессии концертмейстер: аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог концертмейстер, оперный концертмейстер.

Работа концертмейстера заключает в себе творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе с учащимися любых специальностей. 

Основные навыки, которые необходимы концертмейстеру на уроках вокала.

Концертмейстер, как и преподаватель вокала, должен обладать набором исполнительского мастерства, уметь контролировать исполнение вокалистом музыкального произведения, подсказать, помочь инструментально. Для этого необходимо знать основы вокально-хоровых навыков: певческое дыхание, артикуляция и дикция, способы звукоизвлечения (легато, стаккато).

Работая с хоровым коллективом, концертмейстер видит руки дирижера, которые показывают основные движения, обозначающие ауфтакт, дыхание, снятие звука, жесты изображающие штрихи и оттенки. В работе с вокалистом дирижерская рука отсутствует, концертмейстер должен сам угадывать намерения солиста, интуитивно чувствовать, когда должен возникнуть звук, когда солист возьмет дыхание. Приходиться сосредотачивать свою музыкальную чуткость: уметь слышать, творчески сопереживать, играть в ансамбле с солистом - все это является важной деталью профессионального мастерства пианиста.

Природа вокального звука противоположно фортепианному. Голос вокалиста способен к динамическому развитию, а фортепианный такой способности не имеет, он угасает, отсюда проблема звукового баланса. Солист и пианист - это единый музыкальный организм, это ансамбль, в котором фортепиано определена важная роль в поддержке солиста. Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать все тонкости связанные с природой голоса, т.к. необходимо чувствовать равновесие в соотношении голоса и звука инструмента.

Необходимые знания и навыки концертмейстера:

- умение читать листа фортепианную партию любой сложности;

- уметь транспонировать в пределах терции текст средней трудности;

- видеть и представлять партию солиста;

- заранее улавливать индивидуальные исполнительские нюансы вокалиста;

- владение навыками игры в ансамбле.

Пианисту-солисту представлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста и при этом сохранить свой индивидуальный облик.

Концертмейстер должен обладать следующими психологическими качествами:

- внимание, его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и к главному действующему лицу - солисту;

- мобильность, в случае, если солист на концерте, экзамене перепутал музыкальный текст, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца;

- воля и самообладание, при возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, не останавливаться, не поправлять свои ошибки, не выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Работа концертмейстера на уроках вокала при отсутствии преподавателя. Помимо фортепианной подготовки и опыта аккомпаниатора, концертмейстер должен уметь корректировать певца-ученика, в отношении интонирования и многих других качеств исполнения, при отсутствии преподавателя. Важно подобрать правильные распевки, помогающие в разучивании репертуара и в овладении техническими навыками. Следить за чистотой интонирования, что является главной задачей исполнения, заставлять контролировать внутренний слух.

Работая с вокалистом, концертмейстеру необходимо вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, благодаря этому раскрывается образное содержание вокального сочинения, не только через музыку, но и через слово. Работая с учеником над произведением, концертмейстер наблюдает за выполнением указаний преподавателя по вокалу: точность воспроизведения учеником звуковысотного и ритмического рисунка мелодии; осмысленной фразировки; четкости дикции; правильной расстановкой дыхания. Для этого, концертмейстер должен быть знаком с основами вокала: особенности певческого дыхания, правильная артикуляция, диапазон голоса, характерная для голоса тесситура и т.д.

Начиная работу с вокалистом-учеником, концертмейстер вначале проигрывает произведение, интонируя вокальную партию голосом вместе с аккомпанементом или воспроизводит вокальную партию вместе с аккомпанементом. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит звучание сольной партии.

 Одной из проблем для начинающих вокалистов является ритмическая сторона исполнения. Ученик должен осознать, что ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки.

На уроках вокала преподавателю совместно с концертмейстером необходимо отучить ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение трудно-ритмического момента. Концертмейстер под руководством преподавателя учит ученика-вокалиста правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения, напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука. Следует объяснять ученику, как постепенно готовить кульминацию, как петь последнюю фразу.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом, надо почувствовать его основное настроение. В процессе дальнейшей работы выявляются значительные фразы или слова. Работая над фразировкой надо исходить из смысла и характера музыки, тогда текст приобретет выразительность и ясность.

На концертмейстера возлагается ответственная задача – познакомить ученика - вокалиста с различными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Этот момент воспитывается через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и профессиональную работу на этапах разучивания произведения Самое главное, установить творческий, рабочий контакт с вокалистом. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства.

Есть еще один нюанс, в котором концертмейстер должен уметь помочь вокалисту. Это преодоление таких качеств, как, застенчивость, неуверенность, стеснительность, то, что мешает исполнению на сцене. Ученик может забыть слова. сфальшивить интонацию, неточно воспроизвести ритмический рисунок или же не выдержать метроритмические рамки, концертмейстер должен моментально «подхватить» ученика, заполнить вынужденную паузу, помочь продолжить и закончить произведение, вернуть уверенность в себе.

Мастерство концертмейстера специфично, и требует от пианиста не только артистизма, но и разносторонних музыкальных дарований: владение ансамблевой техникой; отличного музыкального слуха; знание певческих основ; навыки чтения с листа и транспонирования.

Для педагога концертмейстер, первый помощник, для ученика наставник и педагог.

Список литературы:

  1. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // СМ. 1969.