Луканина Марина Юрьевна

сайт учителя русского языка и литературы

Бороться, искать, найти и не сдаваться

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: актуальные проблемы интерпретации художественного текста

Увлечения: биатлон, футбол,коньки

Регион: Томская область

Населенный пункт: г. Томск

Место работы: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова

Звание, ученая степень: почетный работник общего образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lukanina-marina-yurevna
Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого.
Б. Шоу

Кто создан из камня, кто создан из глины, - 

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

М. Цветаева

 

 

 

О себе

Я, Луканина Марина Юрьевна, начала работать учителем русского языка и литературы в школе № 8 в августе 1987 года, после окончания Томского Государственного педагогического института. Мой общий педагогический стаж составляет 20 лет.

Приоритетной целью индивидуальной педагогической деятельности учителя, я считаю, является рациональная организация   учебного процесса на каждой ступени обучения, при которой обязательно учитывается  личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим разный уровень подготовки, обучение воспитанников исследовательским умениям и навыкам по литературе и русскому языку, и как следствие этого участие детей в различных конкурсах, олимпиадах, достижение высоких результатов обученности, подготовка к поступлению и дальнейшему получению образования в вузах и других учебных заведениях. От учителя зависит, насколько будут знания учеников конкурентно способными в современных условиях, а потому учу учиться, развивая интерес к предмету и посредством урока, и максимально используя внеклассную работу. Разные формы обучения помогают создать творческую атмосферу на уроке, раскрыть потенциал каждого участника образовательного процесса, включить учащихся в активный самостоятельный поиск, обеспечивают благоприятные условия для получения базового уровня подготовки, которые соответствуют Государственному образовательному стандарту по русскому языку и литературе, кроме того, индивидуальный подход в обучении позволяет выявить детей, интересующихся предметом и не ограничивающих себя только рамками программы, сразу, как только они переходят в среднее звено. С такими воспитанниками занимаюсь на повышенном уровне.

Работаю как по традиционным программам, так и по авторским. Так мною разработаны программы факультативных занятий «Обучение написанию сжатого изложения» (9 кл.), «Стилистика русского языка» (10-11 кл.), «Система обучения написанию сочинения» (11 кл.), «Система орфографических навыков письма» (7 кл.), интегрированный курс «Искусство» (9 кл.); внедряю в практику предпрофильного обучения элективный курса «Тайны текста» (9 кл., автор: Касперская О.В.) интегрированный курс «Искусство» (9 кл.). В течение нескольких лет вела факультативные занятия по УМК «Вокруг тебя – Мир…», развивающий в детях личностную позицию и интерес к разным по  жанру художественным произведениям.

На уроках русского языка и литературы применяю технологии проблемного, дифференцированного, интегрированного, личностно-ориентированного обучения, а также игровые и информационные технологии. В педагогической практике использую фронтальные, индивидуальные, парные и групповые формы обучения, что позволяет создавать оптимальные дифференцированные условия для развития детей, развивать интерес к предмету, энергичное сотворчество на уроке, коммуникативные навыки. Индивидуальная работа продолжается и за рамками урока.

Для меня, как для педагога, важным является создание оптимальных условий для развития детей. На уроках  моделирую ситуацию успеха – необходимое условие для развития как сильных, так и слабых учащихся. Пользуюсь готовыми методическими разработками, а также сама составляю дидактический материал с учетом возможностей и способностей учащихся данного класса.

В мою практику вошли следующие формы организации обучения: лекции, зачеты, конкурсы, игры, практикумы, уроки-исследования, урок-мастерская художественного слова, литературно-дидактические викторины, уроки с использование компьютера, информационно-коммуникационных технологий и др.

В 2006-2010 учебном году работала  над темой самообразования « Проблемные ситуации на уроках русского языка и литературы». Работа по теме продолжалась в течение 5 лет.

 

Цель работы: Формирование познавательной, коммуникативной, практической и  творческой деятельности  учащихся на уроках русского языка и литературы путем введения элементов проблемного обучения  с целью повышения результативности образовательного процесса.

 

Основные задачи:

  • Повышение качества образования учащихся школы.
  • Совершенствование уровня педагогического мастерства.
  • Развитие познавательного интереса и исследовательских компетенций учащихся на уроках русского языка, литературы.
  • Создание учебно-методических материалов.

 

Этапы реализации темы:

  • теоретическое ознакомление;
  • изучение и разработка методического материала;
  • проведение открытых уроков по теме;
  • применение презентаций в учебной и внеурочной деятельности;
  • использование электронного приложения к учебнику;
  • привлечение в качестве дидактического материала образцов художественных текстов, картин, музыкальных произведений, эпизодов из фильмов;
  • использование ресурсов Интернета;
  • представление  и обобщение опыта работы по теме.

 

Представлен и обобщён опыт по подготовке учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку с привлечением материалов по теме самообразования. В 2011 году выбрана новая тема самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции при обучении интерпретационной деятельности на уроках русского языка и литературы». Методическая папка учителя постоянно пополняется, с полученными результатами труда выступаю на заседаниях МО, городских, областных семинарах и конференциях. Слежу за новинками печатной и  медиа продукции издательства «Просвещения», которые не просто помогают в работе, но и позволяют повысить качество обучения, упрочить познавательный интерес у слабых обучающихся, закрепить самостоятельную исследовательскую работу одарённых детей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ж.Верн "Таинственный остров"; М.Шолохов "Тихий Дон"; А.С. Пушкин "Пиковая дама", "Повести Белкина"; Б. Шоу "Пигмалион", В. Шекспир "Сонеты", "Гамлет", "Двенадцатая ночь"; И.С. Тургенев "Ася", "Первая любовь".

Мой взгляд на мир

 

Очень часто мои выпускники задают вопрос: «Ну, как же можно определиться с будущей профессией, ведь мы сомневаемся и всё ещё находимся в поиске. А как было у вас, Марина Юрьевна?» Признаюсь, подобные высказывания слышу вот уже 20 лет. Приятно, когда дети спрашивают совета, это говорит о том, что для них учитель – друг, товарищ, а не какая-то застывшая фигура. Я, в своё время, не сомневалась в выборе профессии, потому что лет с семи знала, что она так или иначе будет связана с детьми.

 Менялись направления: от музыкального работника в детском саду до учителя английского языка или литературы (долго не могла определиться), но главное оставалось главным. И когда сейчас многие мне говорят о том, что у нас невыносимые дети, все сплошь трудные, отвечаю: «Они хорошие, просто другие, не такие, какими были мы, но они и не должны быть такими же». Не всегда в глазах взрослых людей вижу понимание этих слов, почему-то некоторые товарищи склонны себя идеализировать и напрочь забывают, какими росли они.

 Когда же слышу после урока: «Спасибо!» – то это ответ на все те критические замечания в адрес нынешней молодежи и лишнее подтверждение тому, что я правильно выбрала профессию.

Мои достижения

 

  1. ГРАМОТА Заместителя мэра Главы объединённой Администрации Киров­ского и Советского округов  2002 г.
  2. ГРАМОТА Начальника УО Кировского и Советского округов 2003г.
  3. ГРАМОТА Департамента образования г. Томска 2003г.
  4. ГРАМОТА Департамента образования г. Томска 2005г.
  5. БЛАГОДАРНОСТЬ Главы Администрации Томской области 2005г.
  6. БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО Департамента образования г.Томска и ГМНЦ 2005г.
  7. ГРАМОТА Департамента общего образования Администрации Томской об­ласти 2006г.
  8. БЛАГОДАРНОСТЬ УФМС Томской области филиал ФГУП «Почта России» за организацию и привлечение детей к участию во всероссийском конкурсе «Лучший урок письма-2007»
  9. БЛАГОДАРНОСТЬ от имени Государственной Думы Томской области. Председатель Государственной Думы Томской области, июль, 2007г.
  10. ГРАМОТА Департамента образования Администрации г. Томска и ГМНЦ за большой вклад в организационно-методическую работу, 2008г.
  11. СВИДЕТЕЛЬСТВО участнику научно-практического семинара «Формирование компетентностных навыков учащихся в системе профильного обучения» ДО администрации г. Томска, ГМНЦ и МОУ лицея при ТПУ, 2008г.
  12. СЕРТИФИКАТ ТОИПКРО за участие в конкурсе «Сказка на уроке – 2008 года»
  13. СЕРТИФИКАТ ТОИПКРО за участие в конференции «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста» 2008г.
  14. СЕРТИФИКАТ ТОИПКРО за участие в областной конференции «Проблемы и пути повышения качества школьного литературного образования» 2008г.
  15. СЕРТИФИКАТ ТОИПКРО за предоставление педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации «Содержательные и методические аспекты подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе» 2008г.
  16. ГРАМОТА Губернатора Томской области, октябрь, 2008г.
  17. ДИПЛОМ за высокий профессионализм и качественную подготовку учащихся к областной конференции «Проектный метод на уроках русского языка и литературы, иностранных языков» ТОИПКРО, ноябрь 2008г.
  18. ГРАМОТА ДО г. Томска и ГМНЦ за подготовку команды учащихся, победителей I этапа городского конкурса «Лингвистическая карусель» 2008г.
  19. СЕРТИФИКАТ ТОИПКРО за отличную подготовку учащихся к конкурсам «Лингвистическая миниатюра» и «Кроссворды», декабрь 2008г.
  20. СЕРТИФИКАТ Департамента общего образования Томской области и ОГУ «Региональный центр развития образования» за участие в областном конкурсе учебно-методических комплектов и учебных средств, направленных на развитие компетентностей учащихся в образовательных учреждениях Томской области» 2009г.
  21. СЕРТИФИКАТ ДО г. Томска и ГГМЦ за участие в работе городской проблемно-творческой группе «Методическое и программное обеспечение обучения интерпретационной деятельности в школе» в рамках реализации проекта Федеральной экспериментальной площадки «Проблемы формирования коммуникативной компетенции обучающихся профильных классов» 2009г.  БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО за участие в V Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном пространстве». Ректор ТГПУ, ноябрь 2009г.
  22. Диплом I степени за участие в III областной конференции «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста». ТОИПКРО, март 2010г.
  23. ДИПЛОМ  за высокий уровень подготовки участников городского конкурса «Педагогическая поэма». Декан ПФ ТГПУ, апрель 2010г.
  24. СЕРТИФИКАТ ДО Томской области, ОГУ «Регионального центра развития образования» и  Томского регионального отделения ООО «Всероссийского педагогического собрания» за подготовку учащихся в конкурсе Всероссийского проекта «Учителями славится Россия» 2010г.
  25. БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО за активное участие в подготовке Конкурса детских стихотворений собственного сочинения на тему: «Учитель! Как бесценно имя это среди богатых россыпей сердец». Декан ФФ ТГПУ, октябрь 2010г.
  26. БЛАГОДАРНОСТЬ Регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок- языкознание для всех» за подготовку и проведение конкурса в школе; повышение интереса учащихся к изучению русского языка; активизацию внеклассной работы школьников. Председатель регионального оргкомитета, ноябрь 2010г.
  27. СЕРТИФИКАТ участника семинара «Содержательные и методические аспекты подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе» ТОИПКРО, октябрь 2010г.
  28. СЕРТИФИКАТ за ведение секции «Заменит ли электронная книга печатный текст» на II  областном Круглом столе “В защиту моих любимых книг». ТОИПКРО, ноябрь 2010г.
  29. БЛАГОДАРНОСТЬ Российского Оргкомитета Конкурса «Золотое Руно» за помощь в организации конкурса: развитие у школьников интереса к истории мировой художественной культуры; выявление одарённых детей; активизацию внеклассной и внешкольной работы. Председатель Регионального комитета, февраль 2011г. 
  30. ДИПЛОМ за участие в IV областной конференции «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста» и актуальность и научную новизну исследуемой проблемы. ТОИПКРО, март, 2010г.
  31. СЕРТИФИКАТ за участие в разработке методики обучения интерпретационной деятельности старшеклассников и апробации данной методики в рамках деятельности экспериментальной площадки ФГОУ АПК и ППРО по теме «Формирование модели сетевой организации методической работы на муниципальном уровне на основе самопроектирования управленческой деятельности». Ректор АПК и ППРО. 2010г.
  32. ДИПЛОМ за представление своего опыта работы на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября», Москва, 2011г.
  33. ДИПЛОМ за активное участие в III областной конференции «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» и большой методический вклад в развитие метода учебного проекта. Проректор ТОИПКРО, ноябрь 2010г.
  34. Присвоено почетное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», январь 2011г.
  35. ГРАМОТА мэра г. Томска за добросовестный труд и профессиональное мастерство, октябрь 2011г.

Моё портфолио

На моей странице будут размещаться конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий, презентации, которые были отработаны мною за более чем 20 лет работы в школе в качестве учителя русского языка и литератуы. Кроме того, здесь я планирую размещать статьи, где постараюсь осветить и показать некоторые выводы и итоги работы с детьми.

Мои публикации:
Литература
Родной язык и литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы